Изобретение относится к области игровых видов спорта и предназначено для проведения индивидуального тестирования спортсменов-ватерполистов, отработки техники бросков по ватерпольным воротам с различных дистанций или в движении. Тестирование проводят с использованием специализированных тренажерных устройств (СТУ), таких как макет-имитатор вратаря (МИВ) и тренировочная плавучая кассета для ватерпольных мячей (ТПК), описанных в специальной литературе [1], [2] и [3].
Известен способ экспериментальной оценки координационной выносливости спортсменов в технике атакующих бросков в водном поло, при реализации которого на выбранной акватории, например на ватерпольном поле бассейна, устанавливают МИВ на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот, регулируют его щитки на заданный уровень защиты. ТПК с мячами устанавливают также на заданное расстояние относительно ватерпольных ворот. Затем спортсмен по команде совершает атакующие броски. Указание на зоны ватерпольных ворот, в которые спортсмен должен направлять броски, назначают, как правило, предварительно, до начала проведения способа [4].
Недостаток известного способа состоит в том, что спортсмен еще до каждого броска обладает информацией относительно зоны ватерпольных ворот, в которую он должен направить бросок, имеет время для оценки текущей ситуации и прицеливания.
Задача, на решение которой направлено данное изобретение, состоит в обеспечении визуальной формы представления информации о возможной зоне поражения ватерпольных ворот, неизвестной заранее спортсмену, выполняющему атакующие броски.
Технический результат заключается в отработке навыка концентрации внимания спортсмена на ватерпольные ворота, получающего данную информацию при подготовке к броску или во время движения к рубежу атаки.
Указанный технический результат в способе тестирования ватерполистов на концентрацию внимания при выполнении атакующих бросков, заключающийся в том, что на ватерпольном поле бассейна или иной акватории устанавливают и фиксируют макет-имитатор вратаря на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот в сторону центра поля, регулируют его щитки в соответствии с заданным уровнем защиты, также на водной поверхности устанавливают тренировочную плавучую кассету, заполняемую мячами, количество которых необходимо и достаточно для получения статистически достоверного результата в оценке точности бросков по ватерпольным воротам, которую располагают ориентировочно на центральной продольной линии поля или перпендикулярно ей и фиксируют на заданном расстоянии от ватерпольных ворот, после этого спортсмен выполняет серию атакующих бросков за ограниченные временные промежутки между ними и с учетом информации о задаваемой зоне поражения ватерпольных ворот, и затем проводят оценку атакующих бросков и всей серии в целом, достигается за счет того, что после команды на атакующий бросок информацию о задаваемой зоне поражения ватерпольных ворот представляют спортсмену в визуальной форме, с использованием лазерного указателя, луч которого направляют на расположенный у этой зоны щиток макета-имитатора вратаря или на один из элементов, образующих створ ватерпольных ворот.
Кроме того, возможны частные решения, заключающиеся в том, что:
- уровень защиты ватерпольных ворот устанавливают на наименьшее и/или среднее значение;
- используют несколько тренировочных плавучих кассет, предпочтительно три, заполняемых мячами, располагаемых и фиксируемых соответственно на ближней, средней и дальней дистанции, и спортсмен выполняет атакующие броски с последовательным перемещением от одной тренировочной плавучей кассеты к другим, причем в различной последовательности, например от наиболее близко расположенной к ватерпольным воротам к более отдаленным, или от дальней тренировочной плавучей кассеты к ближним;
- в соответствии с заданием, перед выполнением каждого атакующего броска спортсмен располагается за тренировочной плавучей кассетой с мячами, причем в отдалении от нее, принимает от партнера мяч, подаваемый из тренировочной плавучей кассеты, начинает движение с максимальной скоростью к рубежу атаки и выполняет атакующий бросок, после этого спортсмен возвращается с рубежа атаки в исходную позицию.
Изобретение поясняется следующими графическими материалами.
Фиг.1 - общий вид макета-имитатора вратаря, расположенного в ватерпольных воротах.
Фиг.2 - тренировочная плавучая кассета и способы ее фиксации на водной поверхности.
Фиг.3 - иллюстрация способа тестирования.
Все примеры серий атакующих бросков даны для случая выполнения их в бассейне.
На фигуре 1 приняты следующие обозначения.
Ватерпольные ворота 1, укрепленные относительно бортиков 2 бассейна, и МИВ 3.
Конструкция МИВ 3 представляет собой Т-образный щит из ударопрочного материала, в надводной части которого, на его горизонтальных участках, расположены регулируемые по высоте защитные верхние, нижние, боковые, угловые щитки 4 и наклонные щитки 5 для отражения мячей на угловой. В нижней части Т-образного щита, расположенного под водой, находится поплавок 6, а ниже - балансный груз 7.
ТПК (фиг.2), используемая для реализации способа, выполнена в форме прямоугольной рамы 8 из плавучего материала, например дерева или пенопласта, по периметру которой на стойках 9 укреплена лента 10 для удержания на раме 8 нескольких ватерпольных мячей 11. Практика работы с СТУ показала, что для тестирования достаточно использовать десять ватерпольных мячей 11. Такое количество мячей определяет количество попыток взятия ватерпольных ворот (опытов) и в математической статистике считается достаточно солидной выборкой для получения вполне достоверных выводов при оценке тех или иных характеристик случайных процессов, к которым в данном случае относятся броски по ватерпольным воротам, в которых установлен МИВ 3.
За время выполнения способа спортсмен, изымающий мячи из ТПК для выполнения атакующих бросков, создает значительные возмущения на водной поверхности, что может изменить положение ТПК. Для исключения этого ее положение фиксируют на поверхности воды. Это может быть осуществлено двумя способами. Во-первых, растяжками 12, укрепляемыми на раме ТПК и на канатах, отделяющих дорожки одна от другой, или на стенках бассейна. Во-вторых, с помощью грузов 13, располагаемых на дне бассейна и соединенных с рамой 8 ТПК посредством канатов 14.
На фигуре 3, иллюстрирующей способ тестирования, показан МИВ 3, расположенный на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот 1 и зафиксированный относительно них. Также изображена ТПК 15, заполненная мячами 11, которая расположена и зафиксирована на заданном расстоянии относительно ватерпольных ворот 1.
При выполнении атакующих бросков спортсмен должен получать информацию о задаваемой зоне поражения ватерпольных ворот 1 после команды на выполнение броска. В данном предложении это осуществляется с использованием лазерного указателя 16, располагаемого на бортике 2 бассейна. Лазерный указатель 16 управляется тренером или его помощником. Управление лазерным указателем 16 может быть также осуществлено посредством программируемого устройства 17. Кроме того, на этой фигуре изображены лучи 18 от лазерного указателя 16, лазерные пятна 19, образуемые лучами 18 при попадании их на выбранную поверхность. В качестве такой поверхности используют расположенный у заданной зоны поражения щиток 4 или один из элементов, образующих створ ватерпольных ворот 1, т.е. одну из штанг или перекладину.
Порядок выполнения способа тестирования.
На ватерпольном поле бассейна устанавливают и фиксируют МИВ 3, располагая его на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот 1. Такое расстояние определено задачами, поставленными при тестировании, и может быть минимальным, при этом МИВ 3 располагается вблизи створа ватерпольных ворот 1. Далее устанавливают щитки 4 на наименьшее и/или среднее значение защиты ватерпольных ворот 1. Это необходимо для того, чтобы при указанном расположении МИВ 3 создавалась возможность для взятия ватерпольных ворот 1. Так, например, один или несколько, например два, верхних щитка 4 могут быть отрегулированы на наименьшее значение уровня защиты, т.е. полностью убраны за горизонтальные участки МИВ 3. Вследствие этого верхние зоны, находящиеся над горизонтальными участками МИВ 3 у этих щитков, будут в наибольшей степени уязвимы.
Уровень защиты, обеспечиваемый остальными щитками 4, может быть установлен на средний уровень защиты, т.е. эти щитки должны быть выдвинуты за пределы щита МИВ 3 лишь наполовину, следовательно, эти зоны будут уязвимы в меньшей степени. Но в любом случае при попадании мяча во все указанные зоны прохождение мяча за пределы МИВ 3 возможно. При максимальном уровне выдвижения защитных щитков 4 попытка взятия ватерпольных ворот 1 возможна только навесными бросками при расположении МИВ 3 на некотором удалении от ватерпольных ворот 1, и такое расстояние может составлять от 1.5 до 2 м. Щитки 5 устанавливают под углом к горизонтальным участкам МИВ 3, при котором происходит отскок мячей от этих щитков на угловой.
ТПК 15 располагают и фиксируют на заданном расстоянии от ватерпольных ворот 1, например, на средней дистанции 7 м. Спортсмен может располагаться относительно ТПК 15 различным образом, в зависимости от задач, поставленных перед спортсменом, сбоку от нее, позади нее или на некотором отдалении, также позади нее. В последнем случае спортсмен может выполнять атакующие броски в движении, с передачей мяча от партнера.
Спортсмен занимает позицию, например, позади ТПК 15.
После команды на атакующий бросок тренер или его помощник выбирают зону поражения ватерпольных ворот, направляя луч 18 лазерного указателя 16 на ближайший к этой зоне щиток МИВ 3 или на одну из штанг, или на перекладину. На один из указанных элементов проецируется лазерное пятно 19, и спортсмен, оценив его наличие и расположение, направляет мяч 11 в эту зону ватерпольных ворот 1. Последующие атакующие броски спортсмен выполняет также после команды, при этом зону поражения ватерпольных ворот изменяют для каждого атакующего броска.
Возможно также использование нескольких ТПК, предпочтительно трех (на чертежах этот вариант не изображен). В этом случае их устанавливают соответственно на ближней (5 м), средней (7 м) и дальней (более 9-10 м) дистанции. Спортсмен может выполнять атакующие броски с последовательным перемещением от одной ТПК к другой. Выбор ТПК, с которой спортсмен начинает выполнение атакующих бросков, т.е. с ближней или с дальней, определяется заданием на тестирование.
Кроме представленных выше вариантов серий атакующих бросков с места возможно их выполнение в движении. Для этого спортсмен перед каждым атакующим броском располагается за тренировочной плавучей кассетой с мячами, причем в отдалении от нее. Партнер спортсмена подает ему мяч из тренировочной плавучей кассеты, и спортсмен начинает движение к рубежу атаки с максимальной скоростью. Рубеж атаки в данном случае соответствует дистанции, на которой расположена ТПК. После выполнения атакующего броска спортсмен возвращается с рубежа атаки в исходную позицию для продолжения серии.
По завершении серии атакующих бросков анализируют каждый из бросков и оценивают серию в целом.
Для оценки каждого атакующего броска разработана и опробована методика расчета, подробно описанная в источнике [4]. Сущность этой методики состоит в том, что каждому атакующему броску, в зависимости от его исхода, присваивается определенная оценка (см. таблицу 1).
После выполнения спортсменом серии атакующих бросков определяют статистическую оценку по среднему результату α и по среднеквадратическому отклонению σ.
- среднее значение исходов результатов атакующих бросков, где - сумма оценок атакующих бросков со знаком «плюс», - сумма оценок атакующих бросков со знаком «минус», N - количество атакующих бросков за соответствующую часть теста.
σ=+/-√D(x) - среднее квадратическое отклонение, где D(x) дисперсия, причем
, где
xi - оценка атакующего броска, Pi - вероятность исхода атакующего броска, причем, , где К - количество оценок О одного знака и одного численного значения от 1 до N.
X2 - среднее значение (математическое ожидание) квадрата случайной величины - оценки атакующего броска;
α2 - квадрат среднего значения бросков.
С целью получения большей наглядности для полученных результатов в каждой из серий атакующих бросков могут быть построены графики, отражающие исходы атакующих бросков в соответствующей их очередности, а также значения среднего значения исходов α и среднеквадратического отклонения σ.
В процессе тренировки с использованием данной методики тестирования у спортсменов вырабатывается навык концентрации внимания на ватерпольные ворота, на вратаре и прилегающем к ним пространстве игрового поля. Кроме этого, совершенствуется процесс "пристреливания" в определенные участки ватерпольных ворот, которые в каждой конкретной ситуации могут быть поражены с наибольшей вероятностью при проведении атакующего броска. При подобных многократных тренировках у спортсменов-ватерполистов закрепляется долговременный тренировочный эффект, что положительным образом отразится в игровых ситуациях.
Источники информации
1. Костин В.А. "Совершенствование атакующих действий в водном поло". Сборник научных статей. Конференция "Физическое воспитание и спорт учащейся молодежи". РИЦ МГИУ, М., 1999. С.80.
2. Костин В.А. "Повышение эффективности технико-тактических действий ватерполистов с использованием специализированных тренажерных устройств". Сборник научных статей. РИЦ МГИУ, М., 2001. С.246.
3. Костин В.А. Техника водного поло. Учебное пособие. М., 2002. С.88-93.
4. Патент RU № (Заявка на изобретение №2005139700/12. Автор и заявитель Костин В.А.) (прототип).
Изобретение относится к области игровых видов спорта и предназначено для проведения индивидуального тестирования спортсменов-ватерполистов. Макет-имитатор вратаря устанавливают и фиксируют на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот. Регулируют щитки макет-имитатора на заданный уровень защиты. Спортсмен проводит атакующие броски с использованием тренировочной плавучей кассеты для ватерпольных мячей, установленной на заданном расстоянии от ватерпольных ворот. Зону поражения ватерпольных ворот спортсмену представляют в визуальной форме с использованием лазерного указателя. Луч лазерного указателя направляют на расположенный у заданной зоны щиток макета-имитатора вратаря или на один из элементов, образующих створ ватерпольных ворот. После завершения серии атакующих бросков производят их анализ в соответствии с разработанной методикой расчета. Для тестирования могут быть использованы три тренировочные плавучие кассеты для мячей, которые размещают соответственно на ближней, средней и дальней дистанциях. 3 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.
1. Способ тестирования ватерполистов на концентрацию внимания при выполнении атакующих бросков, заключающийся в том, что на ватерпольном поле бассейна или иной акватории устанавливают и фиксируют макет-имитатор вратаря на заданном расстоянии от линии ватерпольных ворот в сторону центра поля, регулируют его щитки в соответствии с заданным уровнем защиты, на водной поверхности устанавливают тренировочную плавучую кассету с мячами, количество которых необходимо и достаточно для получения статистически достоверного результата в оценке точности бросков по ватерпольным воротам, которую располагают ориентировочно на центральной продольной линии поля или перпендикулярно ей и фиксируют на заданном расстоянии от ватерпольных ворот, после чего спортсмен выполняет серию атакующих бросков за ограниченные временные промежутки между ними и с учетом информации о задаваемой зоне поражения ватерпольных ворот, и затем проводят оценку атакующих бросков и всей серии в целом, отличающийся тем, что после команды на атакующий бросок информацию о задаваемой зоне поражения ватерпольных ворот представляют спортсмену в визуальной форме с использованием лазерного указателя, луч которого направляют на расположенный в указанной зоне щиток макета-имитатора вратаря или на один из элементов, образующих створ ватерпольных ворот.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что уровень защиты ватерпольных ворот устанавливают на наименьшее и/или среднее значение.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют несколько тренировочных плавучих кассет с мячами, преимущественно три, которые располагают и фиксируют соответственно на ближней, средней и дальней дистанции, при этом спортсмен выполняет атакующие броски с последовательным перемещением от одной тренировочной плавучей кассеты к другим, причем в различной последовательности, например, от наиболее близко расположенной к ватерпольным воротам к отдаленным, или от дальней тренировочной плавучей кассеты к ближним.
4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в соответствии с заданием перед выполнением каждого атакующего броска спортсмен располагается за тренировочной плавучей кассетой с мячами, причем в отдалении от нее, принимает от партнера мяч, подаваемый из тренировочной плавучей кассеты, начинает движение с максимальной скоростью к рубежу атаки и выполняет атакующий бросок, после чего спортсмен возвращается с рубежа атаки в исходную позицию.
RU 2005139700 А, 27.06.2007 | |||
КОСТИН В.А | |||
Техника водного поло | |||
Учебное пособие | |||
- М.: МГИУ, 2002, с.88-93 | |||
RU 2001124795 А, 20.07.2003 | |||
US 6458038 B1, 01.10.2002. |
Авторы
Даты
2009-04-10—Публикация
2007-07-24—Подача