ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА Российский патент 2009 года по МПК H02K23/42 H02K23/40 H02K1/16 

Описание патента на изобретение RU2352049C2

Изобретение относится к двигателям постоянного тока и может быть использовано в электроприводах, где требуются двигатели постоянного тока необходимой мощности при относительно малом весе и габаритах по сравнению с существующими двигателями.

Известны типы двигателей постоянного тока в аналоге Л.М. Пиотровского. «Электрические машины», Госэнергоиздат, 1958 г., стр.13: «В основе машиностроения лежит закон электромагнитной индукции, открытый М.Фарадеем в 1831 г. Непосредственно вслед за этим открытием, уже в 1832 г., были выполнены модели электрических генераторов выпрямленного тока, а в 1934 г. член Петербургской Академии наук Б.С.Якоби построил первый электродвигатель для работы от гальванической батареи».

Одним из недостатков современных двигателей постоянного тока типа 2ПА, П-92 и др. серийного производства является недостаточная удельная мощность, связанная с большими расходами меди и стали, для создания достаточной магнитодвижущей силы для потока возбуждения двигателя.

Это повышает затраты при производстве и эксплуатации, снижает интерес потребителей к использованию подобных двигателей.

Технический результат: в существующих двигателях постоянного тока «Если щетки стоят на геометрической нейтрали, продольная размагничивающая МДС якоря отсутствует (Fad=0), но размагничивающее влияние поперечной реакции якоря остается». А.Т. Блашин. «Общая электротехника», издательство «Энергия», 1964 г., стр.430.

Техническим результатом данной разработки является превращение размагничивающего действия поперечного поля якоря в намагничивающее при расположении щеток на геометрической нейтрали.

В результате этого двойного превращения поперечного поля резко увеличивается результирующий магнитный поток возбуждения двигателя при неизменных его параметрах.

Технический результат осуществляется за счет того, что статор двигателя представляет собой кольцевой магнитопровод цилиндрической формы, во внутренней поверхности которого находятся пазы вдоль его оси с простой кольцевой обмоткой возбуждения двигателя.

Конструкция якоря и щеточно-коллекторного механизма остается традиционной.

При такой конструкции статора появляется возможность изменять направление замыкания потоков поперечного' поля по магнитопроводу статора.

На фиг.1 показан продольный разрез двигателя.

На фиг.2 показан вид двигателя со стороны коллектора.

На фиг.3 показаны линии замыкания поперечного магнитного поля в существующих двигателях.

На фиг.4 показаны линии замыкания магнитных полей возбуждения статора и поперечного магнитного поля якоря в предлагаемом двигателе.

Двигатель постоянного тока состоит из статора 1, имеющего форму цилиндрического магнитопровода, во внутренней поверхности которого находятся пазы 13 для полуобмоток 2 статора 1, якорь 4, имеющий форму цилиндрического магнитопровода, во внешней поверхности которого имеются пазы 12 для укладки якорной обмотки 3, вращается на валу 5, на этот вал насажен коллектор 7, а щеткодержатели 14 со щетками 6 прикреплены к фланцу 9, корпус двигателя 8 изготовлен из немагнитного материала, напряжение к статорным и якорным обмоткам подключается через зажимы якорной обмотки 11 и статорных полуобмоток 10.

Двигатель постоянного тока работает следующим образом: для этого сначала рассмотрим, как замыкаются магнитные линии поперечного поля в существующих двигателях - аналогах при расположении щеток 17 на линии геометрической нейтрали.

На фиг.3 показаны магнитные линии 18 поперечного поля якоря 16, замыкающие вокруг своих проводников 20 через воздушные зазоры и наконечники полюсов 15, при этом линии 18 не охватывают обмотку возбуждения 19, далее видим, что линии 18 охватывают проводники якоря с током одинакового направления, вследствие чего результирующая ЭДС двигателя от поперечного поля равна нулю.

Теперь рассмотрим, как работает предлагаемый двигатель. На фиг.4 показано взаимное расположение траектории замыкания магнитных линий 23 возбуждения и линии 24 поперечного поля.

На статоре имеется двойной паз 21, расположенный симметрично по отношению к геометрической нейтрали, где расположены щетки 6, далее имеется двойной зубец 22, расположенный симметрично относительно вертикальной оси статора. Из фиг.4 видим, что линии 24 поперечного поля замыкаются, охватывая проводники якоря с током разного направления, что приводит к возникновению дополнительной ЭДС двигателя от поперечного поля, далее замечаем, что линии 24 поперечного поля охватывают статорные обмотки возбуждения, это дает возможность управлять направлением замыкания линии 24 поперечного поля. Например, при реверсе, при изменении полярности тока возбуждения, изменяется направление замыкания линии 24.

Из фиг.4 видно, что одноименные полюса магнитного потока возбуждения и поперечного поля расположены на одной стороне от линии геометрической нейтрали, значит оба потока создают результирующий поток возбуждения двигателя - Фо, т.к

Е=С П Ф0 или Ерезуль=С Па Фв+С Па Фп,

где Ерезуль - результирующий ЭДС двигателя;

С - постоянная конструкции;

Па - скорость вращения;

Фв - поток от возбуждения;

Фп - поток от поперечного поля;

Ф0 - поток возбуждения двигателя.

РРезуль=Е Jaв Ja+En Ja, где Ррезуль - полная мощность двигателя, Pдоп=EnJa - дополнительная мощность, получаемая при неизменных параметрах двигателя за счет потока якоря Фп

или Pдоп=C Па ФпJа.

Согласно численному параметру, приведенному в книге Л.М.Пиотровского «Электрические машины» стр.71, 81, для машины ПН-205 Рн=24 кВт, Uн=230 В, Jн=104,5a, П=1300 об/мин, получается, что МДС возбуждения F0 на пару полюсов составляет F0=4089 а, тогда как МДС якоря Fa=7390 а, при расположении щеток на геометрической нейтрали. Из этого соотношения магнитодвижущих сил F0 и Fa видно, что дополнительная ЭДС, индуктируемая в предлагаемом двигателе за счет якорного магнитного потока, составляет более 50% без изменения веса и габарита двигателя.

Построен экспериментальный двигатель, работающий на принципах, изложенных в данной заявке. Результаты испытания двигателя положительные.

Перечень последовательностей

1. Статор

2. Полуобмотки статора

3. Обмотка якоря

4. Якорь

5. Вал

6. Щетки

7. Коллектор

8. Корпус двигателя

9. Фланец

10. Зажимы статорных полуобмоток

11. Зажимы якорной обмотки

12. Пазы якоря

13. Пазы статора

14. Щеткодержатель

15. Наконечники полюсов аналога

16. Якорь аналога

17. Щетки аналога

18. Магнитные линии поперечного поля якоря аналога

19. Обмотки возбуждения двигателя аналога

20. Проводники якоря аналога

21. Двойной паз

22. Двойной зубец

23. Магнитные линии возбуждения

24. Магнитные линии поперечного поля якоря

Похожие патенты RU2352049C2

название год авторы номер документа
Гибридная электрическая машина-генератор 2016
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Попов Максим Сергеевич
  • Михед Александра Игоревна
RU2633377C1
Электромашинный агрегат 1976
  • Гудков Виктор Сергеевич
SU748703A1
Аксиальный преобразователь частоты 2022
  • Кашин Яков Михайлович
  • Варенов Александр Борисович
  • Бордиян Роман Родионович
RU2781082C1
Гибридная аксиальная электрическая машина-генератор 2016
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Попов Максим Сергеевич
RU2629017C1
Двигатель постоянного тока 1979
  • Лущик Вячеслав Данилович
SU868938A1
Гибридный ветро-солнечный генератор 2016
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Попов Максим Сергеевич
RU2643522C1
Гибридный аксиальный ветро-солнечный генератор 2016
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Попов Максим Сергеевич
RU2633376C1
Вентильный электродвигатель 1977
  • Баранов Евгений Николаевич
SU765946A1
УНИПОЛЯРНЫЙ БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ТОРЦОВЫЙ ГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА 2004
  • Филиппов Алексей Николаевич
  • Ермилов Николай Григорьевич
RU2284629C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУТИРУЮЩЕГО ПОЛЯ В ОДНОФАЗНОМ КОЛЛЕКТОРНОМ ДВИГАТЕЛЕ 2003
  • Битюцкий И.Б.
RU2251205C2

Реферат патента 2009 года ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к области электротехники, а именно к двигателям постоянного тока, и может быть использовано в электроприводах, где требуются двигатели постоянного тока необходимой мощности при относительно малом весе и габаритах по сравнению с существующими двигателями. Сущность изобретения состоит в том, что в двигателе постоянного тока, содержащем статор и якорь, согласно данному предложению, статор представляет собой кольцевой магниторовод цилиндрической формы, на внутренней поверхности которого вдоль оси выполнены пазы, в которые уложена простая спиральная обмотка, при этом статор имеет двойные пазы, расположенные симметрично по отношению к линии геометрической нейтрали, и двойные зубцы, расположенные симметрично по отношению к линии вертикальной оси статора. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в увеличении результирующего магнитного потока возбуждения двигателя при неизменных его параметрах путем обеспечения изменения направления замыкания потоков поперечного поля по магнитопроводу статора, в результате чего в двигателе возникает дополнительная ЭДС за счет поперечного поля якоря. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 352 049 C2

Двигатель постоянного тока, содержащий статор и якорь, отличающийся тем, что статор представляет собой кольцевой магниторовод цилиндрической формы, на внутренней поверхности которого вдоль оси выполнены пазы, в которые уложена простая спиральная обмотка, при этом статор имеет двойные пазы, расположенные симметрично по отношению к линии геометрической нейтрали, и двойные зубцы, расположенные симметрично по отношению к линии вертикальной оси статора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2352049C2

ПИОТРОВСКИЙ Л.М
Электрические машины
- М.-Л.: Госэнергоиздат, 1958, с.13
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1991
  • Христофоров Х.П.
RU2050035C1
СТАТОР КОЛЛЕКТОРНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1996
  • Качин Сергей Ильич
RU2104605C1
СТАТОР КОЛЛЕКТОРНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1996
  • Качин Сергей Ильич
RU2107375C1
Коллекторная электрическая машина постоянного тока с компенсацией реакции якоря 1989
  • Размадзе Автандил Федорович
SU1764124A1
Устройство для хранения и выдачи надувных спасательных средств 1988
  • Мамаев Валерий Константинович
SU1585208A1
DE 10337915 А1, 14.04.2005
БАРАШКИН А.Т
Общая электротехника
- М.: Энергия, 1964, с.430.

RU 2 352 049 C2

Авторы

Новосельцев Александр Владимирович

Хван Юрий Яковлевич

Даты

2009-04-10Публикация

2007-03-28Подача