СПОСОБ КАЛИБРОВКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК Российский патент 2009 года по МПК G01B11/03 

Описание патента на изобретение RU2352899C2

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для определения отклонений от плоскостности и горизонтальности поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств.

Известен способ калибровки автомобильных площадок, выбранный в качестве прототипа, заключающийся в составлении плана калибруемой площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают проверяемые точки поверхности площадки, в разметке площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот проверяемых точек посредством гидростатического уровня и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов (“Специальные приборы для линейно-угловых измерений и их поверка”. Под ред. Ф.В.Цибулко. М.: Изд-во стандартов, 1983. 160 с. (стр.33-34).

Данный способ реализуется гидростатическим уровнем, одну из измерительных головок которого устанавливают на первую проверяемую точку автомобильной площадки, а другую последовательно передвигают на все остальные точки. При каждом измерении по разности отсчетов микрометрических винтов определяют перепады высот проверяемых точек поверхности площадки, по которым графическим методом рассчитывают отклонения поверхности калибруемой площадки от прямолинейности, плоскостности и горизонтальности.

Однако гидростатический уровень позволяет калибровать площадки длиной не более 12 м. Кроме того, наибольшая разность высот поверхности калибруемой площадки, которую можно измерить посредством гидростатического уровня, составляет 25 мм. Это означает, что для площадок длиною 12 м отклонения от прямолинейности не должны превышать значения 2,1 мм на м, в то время как нормативными документами допускаются отклонения до 3 мм на м, что снижает достоверность результатов калибровки (ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы поверки", п.5. 3. 3. 1.).

Прототип характеризуется также погрешностью из-за неравномерного распределения давления воздуха на длине измерения и температурными погрешностями.

Задача изобретения - получение достоверных результатов при проведении калибровки поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств.

Поставленная задача решается тем, что в способе калибровки автомобильной площадки, заключающемся в составлении плана калибруемой площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают проверяемые точки поверхности площадки, в разметке площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот проверяемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов, при проведении измерения перепадов высот проверяемых точек формируют расширенный до заданного значения когерентный световой пучок, ориентированный параллельно поперечным сечениям калибруемой площадки, отражают световой пучок вдоль очередного продольного сечения площадки, последовательно устанавливают на проверяемые точки очередного продольного сечения отсчетное устройство, снабженное диафрагмой с каймой вокруг отверстия диаметром, равным диаметру когерентного светового пучка, смещают диафрагму вдоль вертикальной оси отсчетного устройства и при равномерной засветке каймы вокруг отверстия диафрагмы производят очередное измерение.

На фиг.1 приведена поясняющая способ схема калибровки автомобильной площадки, на фиг.2 показан один из вариантов отсчетного устройства.

В схему калибровки автомобильной площадки 1 включены лазер 2 с встроенным коллиматором 3, дефлектор 4 и отсчетное устройство 5, снабженное диафрагмой 6 (фиг.1).

В качестве отсчетного устройства 5 рекомендуется использовать штангенрейсмас, конструкция рамки которого позволяет разместить на ней диафрагму 6, снабженную каймой 7 вокруг отверстия 8 (фиг.2).

Способ заключается в следующем.

Проведение калибровки начинают с составления плана автомобильной площадки 1 с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают точки A0-FN поверхности площадки 1, в которых необходимо провести измерения. Затем в соответствии с планом производят разметку поверхности площадки 1.

Вдоль направления оси "Z" площадки 1 размещают лазер 2 с встроенным коллиматором 3 и дефлектор 4. На выходе коллиматора 3 формируется расширенный до заданного значения когерентный световой пучок J0, ориентированный параллельно поперечным сечениям автомобильной площадки 1. Дефлектором 4 световой пучок J0 отражают в направлении, параллельном оси "X" (фиг.1).

На первую проверяемую точку продольного сечения "А", на точку A0, устанавливают основание отсчетного устройства (штангенрейсмаса) 5. На рамке штангенрейсмаса 5 размещают диафрагму 6, снабженную каймой 7 вокруг отверстия 8 диаметром, равным диаметру светового пучка J0 (фиг.2).

Смещением дефлектора 4 вдоль оси "Z" отраженный световой пучок JA направляют вдоль продольного сечения "А".

Перемещая рамку со шкалой нониуса и механизм микроподачи вдоль штанги штангенрейсмаса 5, добиваются совмещения светового пучка JA с отверстием 8 диафрагмы 6. О точности совмещения судят по засветке каймы 7. При равномерной засветке каймы 7 вокруг отверстия 8 диафрагмы 6 по шкалам штангенрейсмаса 5 производят первый отсчет расстояния НX (фиг.2).

Штангенрейсмас 5 переставляют на проверяемую точку Ai и, при необходимости, механизмом микроподачи штангенрейсмаса 5 смещают диафрагму 6 вдоль вертикальной оси до момента равномерной засветки каймы 7 и производят второй отсчет расстояния Нх. Аналогичным образом производят отсчеты в проверяемых точках А2-an продольного сечения "А".

Для снятия отсчетов в продольных сечениях "В", "С", "D", "Е" и "F" смещением дефлектора 4 вдоль оси "Z" отраженный световой пучок (например, световой пучок JE на фиг.1) направляют вдоль соответствующего продольного сечения автомобильной площадки 1, а штангенрейсмас 5 последовательно устанавливают на проверяемые точки очередного продольного сечения "В", "С", "D", "Е" или "F".

Затем вычисляют разность отсчетов в первой (А0) и в каждой очередной проверяемой точке (A1-FN) и по существующим методикам определяют соответствие метрологических характеристик калибруемой площадки 1 (прямолинейность, плоскостность, горизонтальность) требованиям нормативных документов.

Предлагаемый способ калибровки лишен перечисленных выше недостатков прототипа и по сравнению с ним позволяет повысить достоверность результатов при проведении калибровки площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств.

Похожие патенты RU2352899C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО КАЛИБРОВКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ СТЕНДОВ 2005
  • Базитов Лев Вениаминович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Туров Анатолий Никифорович
RU2352897C2
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ПЛОЩАДКИ СТЕНДА РЕГУЛИРОВКИ ФАР АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2005
  • Базитов Лев Вениаминович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Туров Анатолий Никифорович
RU2352898C2
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК РЕГУЛИРОВОЧНЫХ СТЕНДОВ 2005
  • Базитов Лев Вениаминович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Туров Анатолий Никифорович
RU2352900C2
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ РАБОЧЕЙ ПЛОЩАДКИ СТЕНДА РЕГУЛИРОВКИ ФАР АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2005
  • Базитов Лев Вениаминович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Туров Анатолий Никифорович
RU2352896C2
ЛАЗЕРНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2005
  • Базитов Лев Вениаминович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Туров Анатолий Никифорович
RU2347186C2
ЛАЗЕРНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2005
  • Базитов Лев Вениаминович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Туров Анатолий Никифорович
RU2347184C2
ЛАЗЕРНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2005
  • Базитов Лев Вениаминович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Туров Анатолий Никифорович
RU2347185C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКИСЬЮ УГЛЕРОДА ПРИЗЕМНОГО СЛОЯ АТМОСФЕРЫ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 2004
  • Бобров В.Н.
  • Ус Н.А.
RU2255361C1
Устройство для контроля качества изготовления поверхности параболического отражателя 1984
  • Сюндюков Михаил Алексеевич
  • Школьников Игорь Васильевич
SU1267191A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТОЧНОСТИ УСТАНОВКИ СБОРОК ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯДЕРНОМ РЕАКТОРЕ 2015
  • Манкевич Сергей Константинович
  • Филичкина Любовь Леонидовна
  • Чувствина Лидия Викторовна
RU2594173C2

Реферат патента 2009 года СПОСОБ КАЛИБРОВКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в автомобильной промышленности для определения отклонений от плоскостности и горизонтальности поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств. Задача изобретения - получение достоверных результатов при проведении калибровки поверхности площадок, предназначенных для проверки технического состояния автотранспортных средств. Способ калибровки заключается в составлении плана площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают проверяемые точки поверхности площадки, в разметке площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот проверяемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов. При проведении измерения перепадов высот формируют когерентный световой пучок, ориентированный параллельно поперечным сечениям калибруемой площадки, отражают световой пучок вдоль очередного продольного сечения площадки, последовательно устанавливают на проверяемые точки очередного продольного сечения отсчетное устройство, снабженное диафрагмой с каймой вокруг отверстия диаметром, равным диаметру когерентного светового пучка, смещают диафрагму вдоль вертикальной оси отсчетного устройства и при равномерной засветке каймы вокруг отверстия диафрагмы производят очередное измерение. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 352 899 C2

Способ калибровки автомобильных площадок, заключающийся в составлении плана калибруемой площадки с указанием продольных и поперечных сечений, пересечениями которых задают проверяемые точки поверхности площадки, в разметке площадки в соответствии с планом, в измерении перепадов высот проверяемых точек и в определении по результатам измерений соответствия метрологических характеристик калибруемой площадки требованиям нормативных документов, отличающийся тем, что при проведении измерения перепадов высот проверяемых точек формируют расширенный до заданного значения когерентный световой пучок, ориентированный параллельно поперечным сечениям калибруемой площадки, отражают световой пучок вдоль очередного продольного сечения площадки, последовательно устанавливают на проверяемые точки очередного продольного сечения отсчетное устройство, снабженное диафрагмой с каймой вокруг отверстия диаметром, равным диаметру когерентного светового пучка, смещают диафрагму вдоль вертикальной оси отсчетного устройства и при равномерной засветке каймы вокруг отверстия диафрагмы производят очередное измерение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2352899C2

Специальные приборы для линейно-угловых измерений и их поверка
/ Под ред.Ф.В.Цибулко
- М.: Изд-во стандартов, 1983, 160 с., с.33-34
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОФИЛЯ ДОРОГИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Лушников Н.А.
  • Лушников П.А.
RU2201577C2
Способ определения окисленности металла 1983
  • Бобова Римма Павловна
  • Жемчужников Константин Павлович
  • Коновалов Георгий Федорович
  • Акбиев Махмут
  • Темирбулатов Булат
  • Сихиди Иван Архипович
  • Вареник Валерий Иосифович
  • Багрий Александр Иванович
  • Комаровских Виктор Алексеевич
  • Бояринцев Анатолий Антонович
SU1134546A1
Перекатываемый затвор для водоемов 1922
  • Гебель В.Г.
SU2001A1

RU 2 352 899 C2

Авторы

Базитов Лев Вениаминович

Куликов Владимир Николаевич

Туров Анатолий Никифорович

Даты

2009-04-20Публикация

2005-05-26Подача