УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2009 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2353542C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.

Известно устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, способное двигаться подо льдом с резонансной скоростью и возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны (ИГВ), при этом на поверхности корпуса судна установлены турбулизаторы пограничного слоя в виде поясков с возможностью их выдвижения из корпуса для регулирования его степени турбулентности ([1]. RU 2236979 С1 от 27.09.2004, Бюл. №27).

Известное устройство работает следующим образом. Под ледяным покровом начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью. Если высота возбуждаемых ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то во время движения судна повышают степень турбулентности его пограничного слоя. Для этого на его верхней поверхности выдвигают предварительно установленные турбулизаторы, выполненные в виде выдвигаемых поясков. В обычном режиме движения судна пояски утоплены в корпус и не оказывают воздействия на пограничный слой судна. При необходимости всплытия судна из-под сплошного льда пояски выдвигают на определенную величину, что вызовет увеличение степени турбулентности пограничного слоя и соответствующее увеличение сопротивления воды движению судна, т.е. высоты ИГВ и их ледоразрушающей способности.

Недостатком устройства является его конструктивная сложность.

Задачей изобретения является упрощение конструкции турбулизаторов.

Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова за счет снижения затрат на возбуждение ИГВ с амплитудой, достаточной для разрушения льда.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, способное двигаться подо льдом с резонансной скоростью и возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны, при этом на поверхности корпуса судна для регулирования степени турбулентности пограничного слоя установлены турбулизаторы.

Отличительные: турбулизаторы выполнены в виде выдвигающейся из носовой оконечности судна торцевой шайбы.

Известно ([2]. Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. - Л.: Судостроение. 1988. - 288 с), что с ростом степени турбулентности пограничного слоя судна увеличивается вязкостное сопротивление, в частности сопротивление формы. В свою очередь, сопротивление формы влияет на распределение давления воды на поверхности корпуса судна, которое определяет величину волнового сопротивления, т.е. высоту возбуждаемых волн (см. [2] на с.116). Таким образом, если на поверхности судового корпуса установить турбулизаторы, которые будут увеличивать возмущения, поступающие в пограничный слой, то это приведет к возрастанию как полного, так и волнового сопротивлений, т.е. к росту амплитуды возбуждаемых волн.

Также известно ([3]. Павленко Г.Е. Сопротивление воды движению судов. М.: Изд-во Морской транспорт, - 1956. - 507 с.), что одной из причин перехода ламинарного режима обтекания корпуса судна в турбулентный являются начальные ([3], стр.23) или искусственные ([3], стр.47) возмущения набегающего потока, которые не затухают и не возвращают его снова в ламинарный.

Изобретение осуществляется следующим образом. Под ледяным покровом начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью. Если высота возбуждаемых при этом ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то во время движения судна повышают степень турбулентности его пограничного слоя. Для этого при помощи устройств, предварительно установленных в носовой оконечности судна, из его корпуса выдвигают торцевую шайбу (торообразное тело). Поскольку цилиндрическая форма поперечного сечения шайбы является плохообтекаемой [2, 3], то это приведет к добавочным, т.е. предварительным, возмущениям набегающего потока и станет дополнительным источником для перехода ламинарного режима в турбулентный [3]. Для повышения степени турбулентности увеличивают выдвиг (расстояние от носовой оконечности до шайбы) торцевой шайбы, т.к. это будет способствовать увеличению интенсивности предначального движения, т.к. для развития любого динамического процесса для его выхода на установившийся режим требуется определенное время, которое в данном случае зависит от выдвига ([3], стр.23). Это приведет к снижению нижнего числа Рейнольдса Re посредством искусственных возмущений ([3], стр.47). Увеличение степени турбулентности (пульсации скоростей) вызовет увеличение сопротивления воды движению судна и соответствующее увеличение высоты ИГВ при их неизменной длине, т.е. кривизны профиля ИГВ и их ледоразрушающей способности.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид устройства сбоку; на фиг.2 - вид устройства спереди.

Под ледяным покровом 1 начинают перемещать подводное судно 2 с резонансной скоростью νp. Если высота возбуждаемых при этом ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда, то при помощи устройства 4 выдвигают торцевую шайбу 5. При этом величина ее выдвига L будет влиять на увеличение высоты ИГВ 6. Если высота ИГВ 6 окажется недостаточной для разрушения ледяного покрова 1, то величину выдвига L увеличивают, а движение судна 2 возобновляют.

Похожие патенты RU2353542C1

название год авторы номер документа
Устройство для разрушения ледяного покрова 2021
  • Козин Виктор Михайлович
RU2755423C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2007
  • Козин Виктор Михайлович
  • Чижиумов Сергей Демидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Козин Михаил Викторович
  • Смурыгин Михаил Сергеевич
  • Тиринчук Александр Александрович
RU2353543C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2007
  • Козин Виктор Михайлович
  • Чижиумов Сергей Демидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Козин Михаил Викторович
  • Смурыгин Михаил Сергеевич
  • Тиринчук Александр Александрович
RU2353541C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2007
  • Козин Виктор Михайлович
  • Чижиумов Сергей Демидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Савунов Максим Александрович
  • Козин Михаил Викторович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Джабраилов Мурат Раджавович
RU2353540C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2003
  • Козин В.М.
RU2236979C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2018
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Радионов Сергей Владимирович
  • Назарова Вероника Павловна
RU2679526C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2003
  • Козин В.М.
RU2241634C1
Устройство для разрушения ледяного покрова 2021
  • Козин Виктор Михайлович
RU2757138C1
Способ разрушения ледяного покрова 2020
  • Козин Виктор Михайлович
RU2733675C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2003
  • Козин В.М.
RU2248907C1

Реферат патента 2009 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Устройство для разрушения ледяного покрова представляет собой подводное судно, способное двигаться подо льдом с резонансной скоростью и возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны. На поверхности корпуса судна в его носовой оконечности установлен турбулизатор пограничного слоя в виде выдвигающейся из корпуса торцевой шайбы. Изобретение позволяет повысить эффективность разрушения ледяного покрова посредством снижения затрат на возбуждение изгибно-гравитационных волн с амплитудой, достаточной для ледоразрушения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 353 542 C1

Устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, способное двигаться подо льдом с резонансной скоростью и возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны, при этом на поверхности корпуса судна для регулирования степени турбулентности пограничного слоя установлены турбулизаторы, отличающееся тем, что турбулизаторы выполнены в виде выдвигающейся из носовой оконечности корпуса судна торцевой шайбы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2353542C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2003
  • Козин В.М.
RU2236979C1
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2000
  • Спасский И.Д.
  • Баранов И.Л.
  • Гераськин Г.В.
  • Карлинский С.Л.
  • Котов А.В.
  • Суханов С.О.
RU2175292C2
US 5996520 А, 07.12.1999.

RU 2 353 542 C1

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Чижиумов Сергей Демидович

Погорелова Александра Владимировна

Савунов Максим Александрович

Козин Михаил Викторович

Земляк Виталий Леонидович

Джабраилов Мурат Раджавович

Даты

2009-04-27Публикация

2007-11-30Подача