Изобретение относится к области военной техники, а именно к боеприпасам с реактивным двигателем и электровоспламенителем, предназначенным для стрельбы из гранатометных систем, размещенных на любых находящихся на плаву боевых кораблях ВМФ.
Корабельные гранатометные системы эксплуатируются, как правило, в условиях воздействия импульсного излучения электромагнитной энергии, излучаемой антеннами радиолокационных (РЛС) и радиопередающих (РПС) станций, поэтому к ним предъявляются жесткие требования по защите от токов наведения, которые существенно зависят от конструкции электроцепи, взаимного расположения и монтажа элементов защиты.
Кроме того, корабельные гранатометные системы могут эксплуатироваться без объявления боевой тревоги (возможно наличие личного состава на палубе корабля), что требует необходимости исключения или значительного уменьшения опасной зоны за казенной частью гранатомета.
Известен реактивный боеприпас (патент Англии №1182275 от 25.02.1970 г.), для стопорения которого в стволе гранатомета используется металлическое кольцо с буртиком и запором. В момент выстрела кольцо вышибается назад струей газов реактивного двигателя, освобождая боеприпас.
К недостаткам данного технического решения следует отнести:
- наличие значительных размеров опасной зоны за казенным срезом ствола гранатомета, что практически исключает возможность эксплуатации гранатомета в корабельных условиях;
- отсутствие технических решений по конструкции электроцепи, взаимного расположения и монтажа элементов защиты от токов наведения, возникающих при работе корабельных РЛС и РПС, которые оказывают существенное влияние на надежность и безопасность действия гранатометной системы.
Известен реактивный боеприпас (пат. ФРГ №1216169 от 05.05.1966 г.), содержащий реактивный двигатель, твердотопливный заряд, размещенный в камере двигателя, и воспламенитель в металлическом корпусе. Воспламенитель включает навеску пороха и электрозапал и размещен в сопле. Корпус воспламенителя имеет одно или несколько центральных запальных отверстий.
Данная конструкция реактивного боеприпаса позволяет уменьшить габаритно-массовые характеристики реактивного двигателя, но, вместе с тем, ей присущи все недостатки технического решения по патенту Англии №1182275.
Известен реактивный боеприпас, содержащий электровоспламенитель с параллельно включенным конденсатором, размещенные в сопле реактивного двигателя и соединенные с наружными контактными шинами (патент США №2818020 - прототип).
Техническое решение по патенту 2818020 обеспечивает защиту электрической цепи боеприпаса от токов наведения, возникающих при работе корабельных РЛС и РПС, позволяет уменьшить габаритно-массовые характеристики реактивного двигателя за счет размещения электровоспламенителя и конденсатора в сопле.
К недостаткам данного технического решения следует отнести:
- создание опасной зоны больших размеров за казенной частью гранатомета за счет выброса из сопла корпуса электровоспламенителя и конденсатора в начальный момент работы реактивного двигателя, что существенно снижает эксплуатационные характеристики гранатометной системы, особенно при эксплуатации ее в корабельных условиях;
- отсутствие технических решений по фиксации боеприпаса в стволе гранатомета, по конструкции и месту размещения узла форсирования реактивного двигателя, по конструкции электроцепи, взаимному расположению и монтажу элементов защиты от токов наведения.
Так, например, установка контактных шин на корпусе боеприпаса приводит к:
- необходимости обеспечения надежной электроизоляции контактных шин от массы корпуса боеприпаса, что существенно усложняет конструкцию боеприпаса;
- усложнению условий заряжания гранатомета из-за сложностей в обеспечении надежного совмещения контактных шин боеприпаса и электроконтактов гранатомета, что, в конечном итоге, приводит к снижению надежного действия боеприпаса.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия реактивного боеприпаса.
Технический результат состоит в упрощении условий заряжания, повышении надежности действия и безопасности при старте.
Технический результат достигается тем, что реактивный боеприпас содержит электровоспламенитель с параллельно включенным конденсатором, размещенные в сопле реактивного двигателя и соединенные проводниками с наружными контактными шинами, при этом сопло реактивного двигателя размещено внутри кольцевого стабилизатора, на наружной поверхности которого выполнены центрирующее утолщение и продолжением его ребер жесткости фиксирующие упоры, разрушаемые при выстреле, а контактные шины выполнены разного диаметра и размещены соосно за центрирующим утолщением, причем конденсатор закреплен на площадке наружного диаметра критического сечения сопла.
Выполнение конденсатора неотъемлемой частью боеприпаса (не демонтируется в момент выстрела) за счет крепления его на площадке наружного диаметра критического сечения сопла, размещенного внутри кольцевого стабилизатора, существенно повышает безопасность при старте за счет уменьшения опасной зоны за казенной частью гранатомета. Например, в случае выброса конденсатора из сопла реактивного двигателя он благодаря высокой удельной энергии пробития оставляет сквозные пробоины в 3-миллиметровом фанерном щите на расстоянии до 35 м от казенной части гранатомета.
Выполнение контактных шин боеприпаса кольцевыми разного диаметра и размещение их соосно за центрирующим утолщением стабилизатора упрощает условия заряжания боеприпаса за счет обеспечения надежного совмещения электроконтактов боеприпаса и гранатомета, находящихся в рабочем состоянии вблизи казенной части последнего, а также повышает надежность действия боеприпаса за счет исключения возможности закоротки контактных шин в условиях воздействия соляного тумана и морской воды.
Выполнение на наружной поверхности кольцевого стабилизатора продолжением его ребер жесткости фиксирующих упоров, разрушаемых при выстреле, существенно повышает безопасность при старте за счет уменьшения опасной зоны за казенной частью гранатомета (частицы разрушенных упоров не выходят за зону действия газовой струи реактивного двигателя) и повышает надежность действия боеприпаса за счет обеспечения надежной фиксации электроконтактов боеприпаса и гранатомета.
Реактивный боеприпас может быть снабжен узлом форсирования, размещенным в критическом сечении сопла и выполненным в виде пробки из термопласта, в которую со стороны воспламенителя реактивного двигателя вмонтирован с гарантийным утопанием электровоспламенитель, что позволяет снизить опасную зону за казенной частью гранатомета. При выбросе из сопла пробка (из-за смещения центра тяжести) разворачивается на 180° и в момент встречи с преградой корпус сработавшего электровоспламенителя движется в направлении преграды, тем самым гася энергию отражения пробки. Наилучшие результаты по снижению опасной зоны за казенной частью гранатомета получены при величине утопания электровоспламенителя, составляющей 0,09÷0,11 от диаметра пробки.
В реактивном боеприпасе проводники электровосламенителя и конденсатора могут быть соединены в одном сегменте диаметральной плоскости боеприпаса на равном расстоянии от контактных шин, что позволяет исключить преждевременное срабатывание при нахождении боеприпаса в импульсном электромагнитном поле.
На фиг.1, 2 показан реактивный боеприпас.
Реактивный боеприпас содержит реактивный двигатель 1 с зарядом твердого топлива 2 и воспламенителем 3, сопло 4, узел форсирования, состоящий из пробки 5 и электровоспламенителя 6, конденсатор 7, кольцевой стабилизатор 8, включающий центрирующее утолщение 9, ребра жесткости 10, контактные шины 11, фиксирующие упоры 12.
Электровоспламенитель 6 вмонтирован в пробку 5 с гарантированным утопанием «а».
Работа реактивного боеприпаса происходит следующим образом.
В период хранения и транспортировки боеприпаса защита электровоспламенителя 6 от преждевременного срабатывания обеспечивается конденсатором 7, выполняющим функции фильтра токов высокой частоты.
При подаче электрического импульса на контактные шины 11 срабатывает электровоспламенитель 6, который поджигает пороховой заряд воспламенителя 3. Луч пламени от воспламенителя передается на заряд твердого топлива 2 и воспламеняет его. Давлением газов двигателя 1 из критического сечения сопла 4 выбрасывается пробка 5 с корпусом электровоспламенителя 6.
Под действием тяги реактивного двигателя срезаются фиксирующие упоры 12 стабилизатора 8, и боеприпас начинает движение в канале ствола гранатомета.
Реализация предлагаемых технических решений в конструкции реактивного боеприпаса, подтвержденная результатами наземных и корабельных испытаний, позволяет повысить эффективность его действия за счет упрощения условий заряжания, повышения надежности действия и безопасности при старте.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕАКТИВНЫЙ БОЕПРИПАС | 2019 |
|
RU2735318C1 |
ДВИГАТЕЛЬ РЕАКТИВНОГО БОЕПРИПАСА | 2019 |
|
RU2748027C2 |
КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ИМУЩЕСТВА | 2007 |
|
RU2354915C2 |
КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ИМУЩЕСТВА | 2005 |
|
RU2272238C1 |
БОЕПРИПАС ДЛЯ ГРАНАТОМЕТНОЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2421677C1 |
ГРАНАТОМЕТНАЯ СИСТЕМА | 2010 |
|
RU2421676C1 |
ДВИГАТЕЛЬ РЕАКТИВНОГО БОЕПРИПАСА | 2008 |
|
RU2378524C1 |
ЭЛЕКТРОКОНТАКТНОЕ УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ | 2001 |
|
RU2182304C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СТАРТОВЫХ ПАРАМЕТРОВ ВЫСТРЕЛА | 2018 |
|
RU2704584C1 |
СИГНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО БОЕПРИПАСА | 2007 |
|
RU2364821C1 |
Изобретение относится к области военной техники, может быть использовано в устройствах реактивных боеприпасов, предназначенных для стрельбы из корабельных гранатометных систем. Реактивный боеприпас содержит параллельно включенные электровоспламенитель и конденсатор, размещенные в сопле реактивного двигателя и соединенные проводниками с наружными контактными шинами. Сопло реактивного двигателя размещено внутри стабилизатора, на наружной поверхности которого выполнены центрирующее утолщение и фиксирующие упоры. Фиксирующие упоры являются продолжением ребер жесткости стабилизатора и разрушаются при выстреле. Контактные шины выполнены разного диаметра и размещены соосно за центрирующим утолщением, а конденсатор закреплен на площадке наружного диаметра критического сечения сопла. Изобретение повышает эффективность действия боеприпаса за счет упрощения условий заряжания, повышения надежности действия и безопасности при старте. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Реактивный боеприпас, содержащий электровоспламенитель и параллельно включенный конденсатор, размещенные в сопле реактивного двигателя и соединенные проводниками с наружными контактными шинами, отличающийся тем, что сопло реактивного двигателя размещено внутри кольцевого стабилизатора, на наружной поверхности которого выполнены центрирующее утолщение и фиксирующие упоры в виде продолжений ребер жесткости стабилизатора, разрушаемые при выстреле, а контактные шины выполнены кольцевыми разного диаметра и размещены соосно за центрирующим утолщением, при этом конденсатор закреплен на площадке наружного диаметра критического сечения сопла.
2. Реактивный боеприпас по п.1, отличающийся тем, что он снабжен узлом форсирования, размещенным в критическом сечении сопла и выполненным в виде пробки из термопласта, в которую со стороны воспламенителя реактивного двигателя вмонтирован с гарантийным утопанием электровоспламенитель.
3. Реактивный боеприпас по п.1 или 2, отличающийся тем, что проводники электровоспламенителя и конденсатора соединены в одном сегменте диаметральной плоскости боеприпаса на равном расстоянии от контактных шин.
Система контроля дефектов колёсных пар подвижного железнодорожного состава | 2023 |
|
RU2818020C1 |
Способ отбеливания глин | 1984 |
|
SU1216169A1 |
Способ определения характеристик спектрофотометра | 1983 |
|
SU1182275A1 |
RU 2004102277 A, 27.07.2005 | |||
КОНТАКТНОЕ ВЗРЫВАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ РАКЕТ | 2001 |
|
RU2186334C1 |
Авторы
Даты
2009-05-20—Публикация
2007-12-12—Подача