Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в устройствах реактивных боеприпасов, предназначенных для стрельбы из морских (корабельных) гранатометных систем.
Морские гранатометные системы эксплуатируются, как правило, в условиях воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых
- внешними радиопередающими средствами (РПС) и радиолокационными станциями (РЛС);
- станциями безобмоточного размагничивания;
- электрооборудованием корабля;
- средствами радиоэлектронного противодействия;
- зарядами статического электричества, накапливаемыми на обслуживающем персонале и пусковой установке;
- разрядами молнии.
Поэтому к ним предъявляются жесткие требования по защите от токов наведения, которые существенно зависят от конструкции электроцепи, взаимного расположения и монтажа элементов защиты.
Известен реактивный боеприпас [1], предназначенный для стрельбы из корабельных гранатометных систем (прототип). Он содержит параллельно включенные электровоспламенитель и конденсатор, размещенные в сопле реактивного двигателя и соединенные проводниками с наружными контактными шинами, расположенными на стабилизаторе. Конденсатор закреплен на площадке наружного диаметра критического сечения сопла, а электровоспламенитель - на оси узла форсирования, размещенном в критическом сечении сопла, со стороны воспламенителя реактивного двигателя.
При подаче электрического импульса на контактные шины срабатывает электровоспламенитель, который поджигает воспламенитель, и луч огня от воспламенителя передается на заряд твердого топлива. Давлением газов двигателя из критического сечения сопла выбрасывается узел форсирования с отработавшим электровоспламенителем. Под действием тяги срезаются фиксирующие упоры на стабилизаторе, и боеприпас начинает движение в канале ствола гранатометной системы, а затем по траектории.
Техническое решение по патенту №2356006 обеспечивает защиту электрической цепи боеприпаса от токов наведения, возникающих при работе корабельных РПС и РЛС, позволяет уменьшить опасную зону за казенным срезом гранатомета и габаритно-массовые характеристики реактивного двигателя за счет размещения электровоспламенителя и конденсатора в сопле.
Данное техническое решение внедрено в реактивных боеприпасах типа РГ-55М, ГРС-55, РГ-55МИ к морским гранатометам МРГ-1, ДП-61 и ДП-65.
Высокая надежность функционирования и простота конструкции, подтвержденные длительным сроком их эксплуатации на флоте, делают целесообразным использование такой схемы конструкции во вновь разрабатываемых боеприпасах и всех указанных признаков прототипа в заявленном изобретении.
Однако, данное техническое решение имеет ряд недостатков, которые были выявлены в ходе разработки новых боеприпасов повышенной эффективности к штатным корабельным гранатометным системам:
- возможно возникновение наведенных токов (выделившихся энергий) выше допустимой в опасных электроцепях боеприпаса из-за свободно расположенных проводников, что влияет на надежность и безопасность действия гранатометной системы;
- возможно истирание изоляции проводников при транспортных и эксплуатационных воздействиях, что может привести к нештатному функционированию боеприпаса при выстреле;
- возникновение дисбаланса из-за крепления конденсатора на площадке наружного диаметра критического сечения сопла внутри кольцевого стабилизатора на некотором удалении от оси вращения боеприпаса, вследствие чего ухудшается кучность стрельбы.
Задачей, решаемой заявленным изобретением, является повышение эффективности действия боеприпаса.
Технический результат заключается в повышении эксплуатационных свойств, надежности действия и безопасности боеприпаса.
Технический результат достигается тем, что реактивный боеприпас содержит головную часть с взрывателем, реактивный двигатель с узлом форсирования, параллельно включенные электровоспламенитель и конденсатор, размещенные в сопле реактивного двигателя и соединенные свободно уложенными проводниками с наружными контактными шинами, расположенными на стабилизаторе. Конденсатор вмонтирован на одной оси с электровоспламенителем, расположенным в узле форсирования, но с противоположной стороны. Проводники скручены между собой в единый жгут и установлены в защитный кожух.
Расположение конденсатора в узле форсирования вместе с электровоспламенителем не увеличивает опасной зоны сзади гранатомета при выстреле. Испытания показали, что во всем температурном диапазоне (от минус 50 до плюс 50°C) узел форсирования не пробивает 3 мм фанерный щит на расстоянии 30 м от казенного среза гранатомета. При температуре плюс 50°C пробка узла форсирования оставляет вмятину на щите глубиной не более 1 мм, при температуре минус 50°C - следы на щите отсутствуют: фрагменты пробки, корпуса конденсатора и электровоспламенителя были обнаружены на расстоянии до 15 м.
Расположение конденсатора в узле форсирования вместе с электровоспламенителем на оси вращения боеприпаса исключает возникновение дисбаланса, вследствие чего не ухудшается кучность стрельбы, т.е. эффективность действия боеприпаса.
Скручивание свободно уложенных проводников в один жгут обеспечивает защиту опасных цепей от наведенных токов. С целью объективной оценки такая схема была экспериментально проверена сравнительными испытаниями на воздействие ЭМП в различном диапазоне частот, которая показала свою полную безопасность по сравнению со свободно расположенными проводниками. Это объясняется тем, что свободно уложенные проводники образуют своеобразную аккумулирующую антенну, где значения наведенных токов и выделившихся энергий намного больше на определенных частотах, чем в скрученном жгуте.
Снабжение скрученных проводников защитным кожухом на месте перехода из внутреннего объема сопла через прорезь (паз) на торце насадка к шинам на кольцевом стабилизаторе повышает надежность при транспортных и эксплуатационных воздействиях, т.к. исключает срезание (или истирание) защитной оболочки проводников об острые кромки паза на торце насадка.
На фиг. 1 показан реактивный боеприпас.
Реактивный боеприпас содержит боевую часть 1, взрыватель 2, реактивный двигатель 3 и кольцевой стабилизатор 4 с фиксирующими упорами. Реактивный двигатель 3 состоит из камеры 5 с соплом и насадка 6, закрытый крышкой 7, внутри камеры 5 расположены пороховой заряд 8, воспламенитель 9 и узел форсирования 10. На оси узла форсирования 10 со стороны воспламенителя 9 расположен электровоспламенитель 11, с противоположной стороны - конденсатор 12. В местах соединения (пайки) на провода 13 одеты кембрики 14 и 15. Провода 13 на месте перехода из внутреннего объема сопла через прорезь (паз) на торце насадка 6 к шинам 17 на кольцевом стабилизаторе 4 снабжены защитным кожухом 16.
Работа реактивного боеприпаса происходит следующим образом.
В период эксплуатации и транспортировки боеприпаса защита проводов 13 обеспечивается кожухом 16, а электровоспламенителя 11 от преждевременного срабатывания - конденсатором 12 и свитыми проводами 13, выполняющими функции фильтра токов высокой частоты.
При подаче электрического импульса на контактные шины 17 срабатывает электровоспламенитель 11, который поджигает навеску пороха воспламенителя 9. Форс огня от воспламенителя 9 передается на пороховой заряд 8 двигателя 3 и зажигает его. Образовавшиеся пороховые газы при достижении в камере 5 определенного давления выбрасывают из критического сечения сопла узел форсирования 10 с отработавшим электровоспламенителем 11 и конденсатором 12.
Под действием тяги реактивного двигателя срезаются фиксирующие упоры на кольцевом стабилизаторе 4, и боеприпас начинает движение в канале ствола гранатомета, а затем по траектории.
Реализация предлагаемых технических решений в конструкции реактивного боеприпаса повышенной эффективности, подтвержденная результатами натурных наземных и морских испытаний, позволили повысить эффективность его действия за счет повышения эксплуатационных свойств, надежности и безопасности действия боеприпаса.
Источник информации:
1. Патент RU №2356006 С1, МПК F42B 15/00, опубл. 20.05.2009, Бюл. 14.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕАКТИВНЫЙ БОЕПРИПАС | 2007 |
|
RU2356006C1 |
ДВИГАТЕЛЬ РЕАКТИВНОГО БОЕПРИПАСА | 2019 |
|
RU2748027C2 |
БОЕПРИПАС ДЛЯ ГРАНАТОМЕТНОЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2421677C1 |
КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ИМУЩЕСТВА | 2005 |
|
RU2272238C1 |
УСТРОЙСТВО ТРАЕКТОРНОГО ПОДРЫВА "МОЛОГА" НАДКАЛИБЕРНЫХ ОСКОЛОЧНЫХ ГРАНАТ К РУЧНОМУ ГРАНАТОМЕТУ | 2012 |
|
RU2499972C1 |
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД | 2000 |
|
RU2176373C1 |
Гранатометный выстрел для противодейсвия малогабаритным беспилотным летательным аппаратам | 2023 |
|
RU2818743C1 |
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД, ЗАПУСКАЕМЫЙ ИЗ ТРУБЧАТОЙ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ | 1996 |
|
RU2107251C1 |
НАДКАЛИБЕРНАЯ ГРАНАТА | 1996 |
|
RU2118788C1 |
ДВИГАТЕЛЬ РЕАКТИВНОГО БОЕПРИПАСА | 2008 |
|
RU2378524C1 |
Изобретение относится к области военной техники, а именно к реактивным боеприпасам, предназначенным для стрельбы из морских (корабельных) гранатометных систем. Технический результат заключается в повышении надежности действия и безопасности боеприпаса. Реактивный боеприпас, содержащий головную часть с взрывателем, реактивный двигатель с узлом форсирования, параллельно включенные электровоспламенитель и конденсатор, размещенные в сопле реактивного двигателя и соединенные свободно уложенными проводниками с наружными контактными шинами, расположенными на стабилизаторе. Конденсатор расположен в узле форсирования вместе с электровоспламенителем на оси вращения боеприпаса. Электровоспламенитель вмонтирован в узел форсирования со стороны головной части, конденсатор - с противоположной стороны. Проводники скручены между собой в единый жгут и установлены в защитный кожух. 1 ил.
Реактивный боеприпас, содержащий головную часть с взрывателем, реактивный двигатель с узлом форсирования, параллельно включенные электровоспламенитель и конденсатор, размещенные в сопле реактивного двигателя и соединенные свободно уложенными проводниками с наружными контактными шинами, расположенными на стабилизаторе, отличающийся тем, что конденсатор расположен в узле форсирования вместе с электровоспламенителем на оси вращения боеприпаса, при этом электровоспламенитель вмонтирован в узел форсирования со стороны головной части, конденсатор - с противоположной стороны, а проводники скручены между собой в единый жгут и установлены в защитный кожух.
РЕАКТИВНЫЙ БОЕПРИПАС | 2007 |
|
RU2356006C1 |
БОЕПРИПАС ДЛЯ ГРАНАТОМЕТНОЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2421677C1 |
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД, ЗАПУСКАЕМЫЙ ИЗ ТРУБЧАТОЙ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ | 1996 |
|
RU2107251C1 |
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД | 2004 |
|
RU2258890C1 |
Способ отбеливания глин | 1984 |
|
SU1216169A1 |
Система контроля дефектов колёсных пар подвижного железнодорожного состава | 2023 |
|
RU2818020C1 |
Авторы
Даты
2020-10-30—Публикация
2019-08-16—Подача