Изобретение относится к гидроэнергетике, к низконапорным течениям моря (приливы и отливы), рек и водосбросов гидроэлектростанций и водохранилищ.
Известна приливная электростанция (см. книгу Феликс Р. Патури. Зодчие XXI века, Москва: Прогресс, 1980, стр.68, ил.32), которая содержит горизонтальный капсюльный гидроагрегат с поворотными лопастями рабочего колеса с двухсторонней турбинной работой, в котором электрогенератор заключен в капсуле с каналами воздушного и водяного охлаждения и вмонтирован в шлюз-отверстие приливной плотины.
На данной приливной электростанции высокие затраты на возведение плотины с туннельными водотоками, высокая себестоимость электроэнергии, низкий КПД лопастей турбины, ограниченность применения электростанции.
Ближайшим аналогом данному изобретению является (см. кн. Л.Б.Бернштейн. Приливные электростанции в современной энергетике. М.: Госэнергоиздат, 1961, стр.34, рис.3-7). Данный агрегат содержит цилиндрический корпус обтекаемой формы тела вращения с хвостовой турбиной с длинными и узкими лопастями прямой стреловидности. Корпус в носовой части с редуктором и генератором - противовес турбине, вмонтирован на вертикальной оси в металлический каркас, который установлен на железобетонной раме на морском дне.
На данной электростанции высокие затраты на ее возведение и обслуживание на большой глубине, низкий КПД гидротурбины, ограничено применение.
Задачи, решаемые изобретением:
- уменьшить глубину погружения низконапорной электростанции;
- увеличить гидродинамическое качество лопастей гидротурбины;
- установить электростанцию на подвеску с периодическим ее подъемом из воды.
Сущность изобретения заключается в следующем. Приливная электростанция содержит цилиндрический корпус машинного отделения с редуктором и электрогенератором, хвостовую гидротурбину с лопастями, установленными на ее оси, и ось поворота, в верхнюю часть корпуса вмонтирован плоский пилон на конце с системой шарниров и осью поворота, при этом корпус подвешен на грузовой балке в пролете катамарана для подъема электростанции на уровень площадки обслуживания по пазам стоек-быков, соединенных аркой с механизмами подъема, катамаран выполнен с округлыми обводами и вместе с корпусом образует подводный пролет с конфузорными стенками для увеличения подпора потока в его кормовой части, а лопасти гидротурбины выполнены короткими и широкими с обратной стреловидностью по передней кромке и с вогнутой поверхностью в виде параболической кривой, а выпуклая поверхность хвостовой части перфорирована косыми щелями, щели в поперечном сечении имеют форму серпа-полумесяца и выполнены стреловидными по потоку, при этом на выпуклой поверхности перекрыты поперек ребром жесткости.
Чертежи
Фиг.1 - общий вид электростанции.
Фиг.2 - схема подвески электростанции на катамаране.
Фиг.3 - сечение по А-А.
Фиг.4 - вид по стрелке Б (развернуто).
Электростанция содержит корпус 1 (фиг.1), в него вмонтированы электрогенератор 2 и редуктор 3. В верхнюю часть корпуса вмонтирован пилон, направляющий аппарат с острым углом α обратной стреловидности по передней кромке. Электростанция на пилоне 4 при помощи осевого шарнира поворота и рыскания 5 и силовых шарниров подвешена на грузовой балке 6 в створе стоек-быков 7 в пролете катамарана 8 (фиг.2). На осевом шарнире 5 установлена кольцевая электромуфта 9 съема электротока с электрокабелем 10. В носовую часть корпуса вмонтирован поплавок 11, а в хвостовую часть гидротурбины - балласт 12, балансиры, обеспечивающие угол атаки корпуса к набегающему потоку. На ось гидротурбины вмонтирована лопасть 13 с острым углом β по концевой кромке со щелью 14 и ребром жесткости 15 (фиг.3). На фиг.4 обозначен ламинарный подслой 16, образующийся под давлением ядра потока на вогнутой поверхности в хвостовой части лопасти. На фиг.1 обозначено плечо рыскания Н корпуса электростанции в вертикальной плоскости по потоку.
Работа
Приливная электростанция вертикально системой механизмов погружена в воду. Торможение набегающего потока в турбине образует центр гидравлического давления с плечом рыскания Н ориентации электростанции по потоку и обеспечивает оптимальный угол атаки корпуса к набегающему потоку. Крутящий момент на оси турбины передается на ось электрогенератора. Охлаждение электрогенератора производится воздушной циркуляцией по каналам пилона.
Данная конструкция позволит обеспечить двухстороннюю работу электростанции и подвеску ее в пролете мостов, а также повысит гидродинамическое качество гидротурбины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОХОДНАЯ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - ЛЕТУЧИЙ БАРХАН | 2005 |
|
RU2353800C2 |
ГИДРОГЕНЕРАТОР МОРСКИХ ТЕЧЕНИЙ | 2007 |
|
RU2372518C2 |
ПРИЛИВНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2013 |
|
RU2525622C1 |
ОРТОГОНАЛЬНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ | 2008 |
|
RU2380566C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ "КАШАЛОТ" | 2004 |
|
RU2281228C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ "ГАДКИЙ УТЕНОК" | 2009 |
|
RU2474515C2 |
ПРИЛИВНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2007 |
|
RU2361038C1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ | 2008 |
|
RU2362043C1 |
РУСЛОВАЯ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2006 |
|
RU2347935C2 |
Малая гидроэлектростанция | 2016 |
|
RU2639239C2 |
Изобретение относится к гидроэнергетике, к низконапорным течениям моря, рек и водосбросов гидроэлектростанций и водохранилищ. Приливная электростанция содержит цилиндрический корпус машинного отделения с редуктором и электрогенератором, хвостовую гидротурбину с лопастями, установленными на ее оси, и ось поворота. В верхнюю часть корпуса вмонтирован плоский пилон на конце с системой шарниров и осью поворота. Корпус подвешен на грузовой балке в пролете катамарана для подъема электростанции на уровень площадки обслуживания по пазам стоек-быков, соединенных аркой с механизмами подъема. Лопасти гидротурбины выполнены короткими и широкими с обратной стреловидностью по передней кромке и с вогнутой поверхностью в виде параболической кривой, а выпуклая поверхность хвостовой части перфорирована косыми щелями. Уменьшается глубина погружения низконапорной электростанции, увеличивается гидродинамическое качество лопастей гидротурбины, обеспечивается периодический подъем электростанции из воды. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Приливная электростанция, содержащая цилиндрический корпус машинного отделения с редуктором и электрогенератором, хвостовую гидротурбину с лопастями, установленными на ее оси, и ось поворота, отличающаяся тем, что в верхнюю часть корпуса вмонтирован плоский пилон на конце с системой шарниров и осью поворота, при этом корпус подвешен на грузовой балке в пролете катамарана для подъема электростанции на уровень площадки обслуживания по пазам стоек-быков, соединенных аркой с механизмами подъема, а лопасти гидротурбины выполнены короткими и широкими с обратной стреловидностью по передней кромке и с вогнутой поверхностью в виде параболической кривой, а выпуклая поверхность хвостовой части перфорирована косыми щелями.
2. Электростанция по п.1, отличающаяся тем, что катамаран выполнен с округлыми обводами и вместе с корпусом образует подводный пролет с конфузорными стенками для увеличения подпора потока в его кормовой части.
3. Электростанция по п.1, отличающаяся тем, что щели в поперечном сечении имеют форму серпа-полумесяца и выполнены стреловидными по потоку, при этом на выпуклой поверхности перекрыты поперек ребром жесткости.
БЕРШТЕЙН Л.Б | |||
Приливные электростанции в современной энергетике | |||
- М.-Л.: Госэнергоиздат | |||
Нивелир для отсчетов без перемещения наблюдателя при нивелировании из средины | 1921 |
|
SU34A1 |
НАПЛАВНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 1999 |
|
RU2160848C1 |
ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ И СПОСОБ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ | 1995 |
|
RU2088724C1 |
JP 56146075 A, 13.11.1983 | |||
Гидронасадка | 1982 |
|
SU1175566A1 |
Авторы
Даты
2009-06-20—Публикация
2005-04-01—Подача