САМОЛЕТ-АМФИБИЯ "ГАДКИЙ УТЕНОК" Российский патент 2013 года по МПК B64C35/00 B60V1/08 

Описание патента на изобретение RU2474515C2

Изобретение относится к летательным аппаратам, совершающим полет в близости земли.

Известен экраноплан, содержащий длинный водопогружной фюзеляж с шасси, водной лыжей и поплавками на концевых кромках трапециевидного крыла. Стреловое хвостовое оперение. В носовой части на пилонах систему реактивных двигательных установок (см. журнал Техника - Молодежи издат.«Техника-Молодежи» М., №10, 1998 г., стр.16).

Длинный фюзеляж экраноплана не обеспечивает надежную продольную путевую устойчивость при полете в околоэкранном режиме. Планер экраноплана имеет малую высоту надводного борта, т.е. имеет ограниченное применение на открытой воде при волнении. И при высоком слое снежного покрова. Мала экономичность экраноплана.

Известен экраноплан, содержащий толстое крыло с отрицательным углом поперечного V-образного сечения, а на консолях лыжи поплавки, образующие воздушную подушку под днищем, и две дополнительные тонкие консоли крыла. На центроплане размещены две двигательные установки вентиляторного типа, а также хвостовое оперение, кабину пилотов и пассажиров (см. журнал Техника - Молодежи издат. Техника-Молодежи, М., №5, 2000 г., стр.8).

Низкое аэрогидродинамическое качество конструкции экраноплана. Низкий КПД двигательных установок.

Ближайшим аналогом данного изобретения является:

Самолет-амфибия высокоплан, содержащий планер, включающий водопогружной корпус, трапециевидное толстое крыло, колесно-лыжное шасси, подъемно-маршевый реактивный двигатель, сопла-элевоны, газодинамическую систему управления пограничным слоем, взлетно-посадочное устройство, газовый руль рыскания, центроплан крыла, огни проблескового маяка и замок-захват троса швартовки (см. патент RU 2281228 C1, B64C 35/00, опубликовано 10.08.2006, Бюл. №22).

Данный самолет-амфибия по курсу своего движения при взлете и посадке имеет трехколесную дорожку, т.е. малую проходимость и маневренность на неподготовленных взлетно-посадочных площадках. Имеет низкое аэрогидродинамическое мореходное качество. Низка путевая остойчивость в режиме глиссирования.

Задачи, решаемые изобретением:

- конструктивно увеличить проходимость и маневренность самолета-амфибии на неподготовленных взлетно-посадочных площадках;

- конструктивно повысить аэрогидродинамическое мореходное качество самолета-амфибии.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Самолет-амфибия, содержащий планер, включающий водопогружной корпус, трапециевидное толстое крыло, колесно-лыжное шасси, подъемно-маршевый реактивный двигатель, сопла-элевоны, газодинамическую систему управления пограничным слоем, взлетно-посадочное устройство, газовый руль рыскания, центроплан крыла, огни проблескового маяка и замок-захват троса швартовки, планер выполнен в виде широкофюзеляжного низкоплана, на стойках-пилонах которого установлены на шасси лыжи-поплавки катамарана с колесами основных стоек, при этом носовая стояночная лыжа-редан установлена перед колесом, а теневая кормовая рулежная лыжа - путевой стабилизатор - установлена за колесом.

Данное изобретение позволит повысить аэрогидродинамическое мореходное качество самолета-амфибии.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на:

Фиг.1 - показан вид спереди;

Фиг.2 - то же, вид в плане;

Фиг.3 - то же, вид сбоку.

Самолет-амфибия содержит планер 1, в котором размещен широкий фюзеляж 2 с толстым крылом 3 низкоплана. В хвостовой части на фузеляже установлен подъемно-маршевый реактивный двигатель 4, и огни проблескового маяка 5. На стойках пилонах 6 установлены лыжи-поплавки 7. В хвостовую часть крыла установлены сопла-элевоны 8, в полости которых вмонтированы газовые рули 9 рыскания. Перед колесом 10 основной стойки 6 размещена стояночная лыжа-редан 11, за колесом рулежная лыжа-путевой стабилизатор 12. На хвостовую часть фюзеляжа установлен замок-захват троса швартовки 13. Кабина 14 пилотов размещена в носовой части фюзеляжа.

Работа

Запущен двигатель 4 самолета-амфибии, аэрогазовые рули 9 переводят массу планера 1 на основные стойки 6 колес 10. При опоре на колеса 10 самолет выводится на взлетно-посадочную полосу. Руление самолета по грунтовой площадке производится изменением вектора тяги газовых рулей 9 или торможением одного из колес 10. При взлете и посадке на грунт и воду работает рулежная лыжа - путевой стабилизатор 12. При выходе из открытой воды на сушу, лед, снег работает носовая стояночная лыжа-редан 11 с колесами 10 основных стоек 6.

На открытой тихой воде, колеса основных опорных стоек 10 убраны в тень лыж-реданов 11, в режиме глиссерования с двухточечной опорой на водную поверхность с управлением аэрогазовыми рулями 8, 9, планер самолета-амфибии имеет прирост коэффициента подъемной силы и уменьшения лобового сопротивления, т.е. наибольший КПД при эксплуатации.

Похожие патенты RU2474515C2

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ "КАШАЛОТ" 2004
  • Тимофеев Игорь Михайлович
  • Тимофеев Илья Игоревич
RU2281228C1
ЭКРАНОПЛАН - "БЕСХВОСТКА" 2022
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2776632C1
ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ КАТАМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ 2004
  • Половников Юрий Владимирович
RU2314231C2
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА 2014
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2582743C1
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" 2006
  • Половников Юрий Владимирович
RU2324627C2
ЭКРАНОЛЕТ ВНЕАЭРОДРОМНОГО БАЗИРОВАНИЯ 2014
  • Филимонов Александр Иосифович
RU2546359C1
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2006
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Кравцов Валентин Николаевич
  • Соколянский Владимир Петрович
  • Парфенов Алексей Александрович
  • Оголев Юрий Андреевич
RU2328413C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ СХЕМЫ "ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО" 2017
  • Ба Зухаир Мохаммед Ахмед Мубарак
RU2668000C1
ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ КАТАМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ - МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ "БУРЕВЕСТНИК" 2004
  • Половников Юрий Владимирович
RU2270137C2
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ТЯЖЕЛЫХ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ САМОЛЕТОВ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ, СУПЕРТЯЖЕЛЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ДЛЯ НЕЕ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАПУСКА 2008
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Фортинов Леонид Григорьевич
  • Гломбинский Евгений Николаевич
RU2397922C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 474 515 C2

Реферат патента 2013 года САМОЛЕТ-АМФИБИЯ "ГАДКИЙ УТЕНОК"

Изобретение относится к авиации и касается создания гидросамолетов-экранопланов, совершающих полет вблизи земного грунта. Самолет-амфибия имеет планер, включающий водопогружной корпус, трапециевидное толстое крыло, колесно-лыжное шасси, подъемно-маршевый реактивный двигатель, сопла-элевоны, газодинамическую систему управления пограничным слоем, взлетно-посадочное устройство, газовый руль рыскания, центроплан крыла, огни проблескового маяка и замок-захват троса швартовки. Планер выполнен в виде широкофюзеляжного низкоплана. На стойках-пилонах планера установлены на шасси лыжи-поплавки катамарана с колесами основных стоек. Носовая стояночная лыжа-редан установлена перед колесом, а теневая кормовая рулежная лыжа - путевой стабилизатор - установлена за колесом. Изобретение повышает аэрогидродинамическое мореходное качество самолета-амфибии. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 474 515 C2

Самолет-амфибия, содержащий планер, включающий водопогружной корпус, трапециевидное толстое крыло, колесно-лыжное шасси, подъемно-маршевый реактивный двигатель, сопла-элевоны, газодинамическую систему управления пограничным слоем, взлетно-посадочное устройство, газовый руль рыскания, центроплан крыла, огни проблескового маяка и замок-захват троса швартовки, отличающийся тем, что планер выполнен в виде широкофюзеляжного низкоплана, на стойках-пилонах которого установлены на шасси лыжи-поплавки катамарана с колесами основных стоек, при этом носовая стояночная лыжа-редан установлена перед колесом, а теневая кормовая рулежная лыжа - путевой стабилизатор - установлена за колесом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2474515C2

САМОЛЕТ-АМФИБИЯ "КАШАЛОТ" 2004
  • Тимофеев Игорь Михайлович
  • Тимофеев Илья Игоревич
RU2281228C1
И 0
  • Г. А. Ткач, В. М. Фрумин Л. П. Шапорева
SU370441A1
Ковшевая торфодобывающая установка 1928
  • Бирюков Д.Я.
  • Объединение Торфяной Промышленности
SU27625A1
US 6592073 В1, 15.07.2003.

RU 2 474 515 C2

Авторы

Тимофеев Игорь Михайлович

Тимофеев Илья Игоревич

Даты

2013-02-10Публикация

2009-03-23Подача