Изобретение относится к области авиационной ракетно-космической техники. Оно может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения (АРК КН), например, с тяжелыми баллистическими ракетами-носителями (массой 100 т и более), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) и запускаемыми в воздухе, с целью выведения космических аппаратов (КА), например, ИСЗ на орбиты. При этом доставка ракеты-носителя в район пуска обеспечивается планером, буксируемым самолетом.
Известен авиационный ракетный комплекс космического назначения с тяжелой баллистической ракетой-носителем, размещаемой внутри фюзеляжа планера, буксируемого самолетом.
Основными недостатками упомянутого авиационного ракетного комплекса космического назначения являются:
- необходимость выполнения больших объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию наземного средства (НС), обеспечивающего взлет планера, оснащенного ракетой-носителем, путем его буксировки самолетом,
- большие финансовые затраты и сроки выполнения работ, необходимые для создания вышеупомянутого НС.
Задачами, на решение которых направлена заявка на изобретение, в том числе, являются:
- уменьшение объемов выполнения НИОКР по созданию вышеупомянутого НС (далее по тексту читать: "транспортно-разгонной платформы (ТРП)") и, следовательно, АРК в целом,
- повышение безопасности экипажа самолета при взлете,
- повышение безопасности и надежности самолета, планера, снаряженного РН, при взлете,
- существенное снижение затрат на создание АРК в целом,
- существенное снижение технических, финансовых рисков при создании АРК КН и при его эксплуатации, а также сроков разработки АРК.
Это достигается за счет исполнения ТРП на базе отработанного самолета, принятого к летной эксплуатации, например самолета Ил-76МТ (МД, МФ), имеющего остаточные ресурс и срок службы, доработанного под размещение и наземное транспортирование на нем планера с РН, а также под обеспечение эксплуатации его в составе АРК. При этом этот базовый самолет дорабатывается под размещение на нем планера, оснащенного РН, в минимальном объеме и с максимальным использованием всех его штатных агрегатов, узлов и систем (шасси, двигатели, фюзеляж, систем управления, электропитания, связи и т.д.).
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показан общий вид размещения планера с ракетой-носителем на транспортно-разгонной платформе.
Планер 1 с ракетой-носителем 2 размещен на ТРП 3. Планер 1 соединен с помощью буксировочного троса-фала 4 с самолетом 5, выполняющим функцию самолета-буксировщика (не показан).
Эта система: планер 1, оснащенный ракетой-носителем 2, самолет 5, ТРП 3 и буксировочный трос-фал 4 функционируют следующим образом.
Перед запуском космического аппарата ТРП 3 подается на техническую позицию авиационного ракетного комплекса, где на нее производится погрузка планера 1, снаряженного ракетой-носителем 2, незаправленной компонентами топлива.
После погрузки планера 2 на ТРП 3 производятся заправка ракеты-носителя 2 топливом и проверки систем ракеты-носителя 2, а также систем ТРП 3.
После завершения всех работ по подготовке авиационного ракетного комплекса к запуску космического аппарата (в том числе планера 1, самолета 5, ракеты-носителя 2, ТРП 3) снаряженная ТРП 3 буксируется на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 6 в точку начала разбега самолета 5 для взлета на пуск ракеты 2, где производится сцепление самолета 5 с планером 1 с помощью буксировочного троса-фала 4. В результате чего самолет 5 и ТРП 3 приведены в стартовое положение на ВПП 6.
Функционирование комплекса производится в следующей последовательности.
По команде на вылет в район пуска ракеты одновременно на самолете 5 и ТРП 3 запускаются двигатели (для разгона ТРП 3 на ней установлены, например, двигатели 7 вышеупомянутого базового самолета Ил-76МТ (МД, МФ)). Тяги двигателей самолета 5 и ТРП 3 обеспечивают равные ускорения при движении их по ВПП 6.
По достижении заданных уровней тяг двигателей самолета-буксировщика 5 и ТРП 3 подается команда на взлет (начало движения их по ВПП 6).
При этом обеспечивается тяга двигателей самолета 5 несколько большей, чем у двигателей 7 ТРП 3, с целью исключения провисания троса-фала 4 до недопустимого уровня.
При движении самолета 5 и ТРП 3 по ВПП 6 на самолет 5 и планер 1 действуют подъемные силы, которые обеспечивают отрыв самолета 5 от ВПП 6 и планера 1 от ТРП 3 при достижении заданной скорости движения (~ 280-300 км/час).
После отрыва самолета 5 от ВПП 6 одновременно от ТРП 3 производится по команде отделение снаряженного ракетой-носителем 2 планера 1 и начало полета самолета 5 в район пуска ракеты-носителя 2.
Таким образом, представленный выше технический облик АРК с новыми отличительными признаками в сравнении с прототипом позволяет:
- при меньших финансовых затратах и сроках, необходимых для создания АРК, существенно увеличить его надежность и безопасность при эксплуатации;
- упростить конструкцию ТРП 3, повысить безопасность экипажа самолета-буксировщика 5 при взлете;
- уменьшить технические, экономические и другие риски при создании АРК и его эксплуатации.
Предложенное в изобретении техническое решение открывает новое направление создания транспортно-разгонных платформ АРК для обеспечения взлета буксируемых планеров, оснащенных РН, например, одноразового использования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359873C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2318700C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359881C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2314975C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2323856C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359870C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2355601C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2323854C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2317922C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2319644C2 |
Изобретение относится к области авиационной ракетно-космической техники. Авиационный ракетный комплекс содержит самолет, ракету-носитель воздушного запуска, планер, снаряженный ракетой-носителем, транспортно-разгонную платформу, на которой смонтирован планер. Также авиационный ракетный комплекс содержит буксировочный трос-фал, сопрягающий планер с самолетом, и системы, обеспечивающие их функционирование. Транфспортно-разгонная платформа представляет собой самолет, имеющий остаточные ресурс и срок службы, доработанный под размещение и наземное транспортирование на нем планера с ракетой-носителем. Изобретение направлено на увеличение габаритов и стартового веса ракеты-носителя и, как следствие этого, увеличение выводимых на орбиты масс космических аппаратов. 1 ил.
Авиационный ракетный комплекс, включающий самолет, ракету-носитель воздушного запуска, планер, снаряженный ракетой-носителем, транспортно-разгонную платформу, на которой смонтирован планер, буксировочный трос-фал, сопрягающий планер с самолетом, и системы, обеспечивающие их функционирование, отличающийся тем, что транспортно-разгонная платформа представляет собой самолет, имеющий остаточные ресурс и срок службы, доработанный под размещение и наземное транспортирование на нем планера с ракетой-носителем.
US 6029928 А, 29.02.2000 | |||
Машина для промазывания нефтяным маслом черных деталей резиновых калош | 1932 |
|
SU29032A1 |
СПОСОБ ВЗЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДРУГОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1996 |
|
RU2099250C1 |
СПОСОБ ВЫВОДА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОГО САМОЛЕТА В КОСМОС И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2085449C1 |
JP 4103498 A, 06.04.1992 | |||
US 5088663 A, 18.02.1992. |
Авторы
Даты
2009-06-27—Публикация
2005-12-12—Подача