СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПРОВАЛА КОНТАКТОВ КОММУТАЦИОННОГО АППАРАТА Российский патент 2009 года по МПК H01H11/04 

Описание патента на изобретение RU2361310C1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к коммутационным аппаратам, и предназначено для отключения аварийных токов, например для выключателей, защищающих электрооборудование городского электротранспорта, железнодорожных тяговых подстанций.

Способ диагностики провала контактов коммутационного аппарата известен, например, из следующего источника: Патент №33261 RU на полезную модель «Выключатель автоматический быстродействующий» от 29.05.2003 г. Выключатель по этому источнику исходя из количества общих существенных признаков можно принять в качестве ближайшего прототипа.

Этот выключатель содержит раму, подвижный и неподвижный контакты, удерживающий электромагнит с магнитопроводом и якорем, отключающую пружину, пружину контактного нажатия, рычаг и механизм включения.

Основной недостаток указанной конструкции состоит в следующем. В процессе работы выключателя контакты подвержены износу, что связано с переносом материала в расплавленном мостике при размыкании контактов. По мере износа контактных поверхностей ход в контактах уменьшается. При этом может появиться воздушный зазор между контактными поверхностями в замкнутом состоянии и в результате этого - к нарушению контактного соединения. Для предотвращения подобной опасности все размыкающиеся контакты имеют так называемый дополнительный ход в контактах (провал), величина которого для автоматических быстродействующих выключателей не превышает 3-6 мм. В процессе длительной эксплуатации выключателя величина провала уменьшается, что снижает надежность выключателя.

Подводя итоги, можно отметить следующее. На сегодняшний день диагностика провала как таковая не применяется в коммутационной аппаратуре. Процесс выбора провала контролируется при визуальном осмотре аппаратуры во время ревизии или ремонта. Недостатком такого способа является возникновение аварийной ситуации при выборе провала контактов до момента следующего технического контроля, что может привести к выходу из строя коммутационного аппарата и повреждению защищаемого оборудования как в аварийном, так и в нормальном (номинальном) режиме работы.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение безопасности работы, надежности и увеличение срока службы коммутационного аппарата.

Техническим результатом изобретения является исключение включения коммутационного аппарата при выборе провала контактов, то есть при износе контактных поверхностей.

Указанная задача решается тем, что способ диагностики провала контактов коммутационного аппарата, включающий подвижный и неподвижный контакты, отключающую пружину, пружину контактного нажатия, включающий механизм, который связан с подвижным контактом изоляционным рычагом, путем образования зазора (провала) между рычагом и включающим механизмом во включенном положении коммутационного аппарата дополнен следующим: включающий механизм снабжен блок-контактом, который закреплен таким образом, что расстояние между кнопкой переключения блок-контактов и изоляционным рычагом совпадает с величиной провала во включенном положении коммутационного аппарата. При износе контактов (выборе провала) включение коммутационного аппарата исключено за счет переключения кнопки блок-контакта, которая передает сигнал на управление коммутационного аппарата.

Пример реализации предлагаемого способа иллюстрируется на фиг.1 и фиг.2.

На фиг.1 схематично изображен коммутационный аппарат во включенном положении; на фиг.2 - то же самое в отключенном положении.

Коммутационный аппарат содержит раму 1, подвижный 2 и неподвижный 3 контакты, удерживающий электромагнит с магнитопроводом 4 и якорем 5, отключающую пружину 6, пружину контактного нажатия 7, рычаг 8 и электромагнитный механизм включения 9. Якорь 5 и магнитопровод 4 установлены на общей оси 10. Якорь 5 соединен с подвижным контактом через изоляционную тягу 11. Пружина контактного нажатия 7 расположена между механизмом включения 9 и магнитопроводом 4. При этом механизм включения 9 связан с магнитопроводом 4 через рычаг 8, с помощью пружин 7 и 12. Пружина 13 упирается в скобу 14, на которой закреплен блок-контакт 15.

Коммутационный аппарат работает следующим образом.

Во включенном положении (фиг.1) магнитопровод 4 и якорь 5 притянуты друг к другу за счет тока в катушке удерживающего электромагнита. Якорь механизма включения 9 находится в притянутом положении за счет удерживающего тока в катушке электромагнита механизма включения. Зазор δ (провал контактов) обеспечивает гарантированное смыкание контактов 2 и 3 при их износе.

По сигналу датчика тока (или другого датчика аварийного отключения) прерывается ток в катушках удерживающего электромагнита и механизма включения. Под действием пружин якорь механизма включения, рычаг 8, магнитопровод 4, якорь 5 удерживающего электромагнита и тяга 11, а вместе с ней и подвижный контакт 2 переходят в отключенное положение (фиг.2).

При износе контактов выключателя до полного выбора провала δ=0, рычаг 8 переключает блок-контакт 15, передающий сигнал на станцию управления для отключения выключателя. При подаче сигнала на включение выключатель не включится.

Благодаря указанным конструктивным отличиям обеспечено повышение надежности в работе и безопасность при эксплуатации коммутационного аппарата.

Похожие патенты RU2361310C1

название год авторы номер документа
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ 2006
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Середко Роман Евгеньевич
RU2329559C1
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ 2005
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Токарев Константин Петрович
RU2296386C1
БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ПРИВОД 2009
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Марценюк Сергей Игоревич
RU2417477C1
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ 2010
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Носов Михаил Викторович
RU2440638C1
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ 2009
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Марценюк Сергей Игоревич
RU2394301C1
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ 2009
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Марценюк Сергей Игоревич
RU2402096C1
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ 2007
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Середко Роман Евгеньевич
RU2356122C1
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ 2008
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Марценюк Сергей Игоревич
RU2375784C1
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ 2006
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Середко Роман Евгеньевич
  • Мурадов Роман Эльхан Оглы
RU2303309C1
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2003
  • Худояров А.Л.
  • Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы
  • Носов М.В.
RU2239907C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПРОВАЛА КОНТАКТОВ КОММУТАЦИОННОГО АППАРАТА

Изобретение относится к электротехнике, в частности к коммутационным аппаратам, и предназначено для отключения аварийных токов. Техническим результатом является повышение безопасности работы, надежности и увеличение срока службы коммутационного аппарата. Способ заключается в том, что между изоляционным рычагом и включающим механизмом коммутационного аппарата во включенном положении образован зазор. При этом использован блок-контакт, который закреплен так, что расстояние между кнопкой переключения блок-контакта и изолированным рычагом совпадает с величиной провала (зазора) во включенном положении. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 361 310 C1

Способ диагностики провала контактов коммутационного аппарата, включающий подвижный и неподвижный контакты, отключающую пружину, пружину контактного нажатия, включающий механизм, который связан с подвижным контактом изоляционным рычагом, путем образования зазора (провала) между рычагом и включающим механизмом во включенном положении коммутационного аппарата, отличающийся тем, что включающий механизм дополнен блок-контактом, который закреплен таким образом, что расстояние между кнопкой переключения блок-контактов и изоляционным рычагом совпадает с величиной провала во включенном положении коммутационного аппарата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2361310C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 1931
  • Шошин И.С.
SU33261A1
Электротепловое реле 1989
  • Мельников Владимир Павлович
SU1700630A1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ РЕЛЕ 1993
  • Михайлов Н.М.
  • Башкиров Н.А.
  • Афанасьев А.Н.
RU2050618C1
Способ проведения периодических испытаний коммутационной износостойкости контактора 1988
  • Кобленц Марк Германович
  • Кобленц Нелли Марковна
SU1534535A2
DE 3037859 A1, 16.04.1981.

RU 2 361 310 C1

Авторы

Мурадов Эльхан Шахбаба Оглы

Даты

2009-07-10Публикация

2008-03-17Подача