Изобретение относится к средствам отработки и испытаний авиационного вооружения, в частности к учебным авиационным ракетам. Известны учебные или практические авиационные авиабомбы, имитирующие габаритно-массовые и аэродинамические характеристики реальных авиабомб, см. патенты, GB 233804, DE 1800537, US 4620484, US 4218064.
Известны также учебно-летные ракеты, позволяющие воспроизводить загрузку ракетами самолета-носителя в полете, и обеспечивающие при этом возможность их аварийного сброса. Таковыми являются два типа габаритно-массовых макетов ракет (см. стр.458…460, том 1, Проектирование управляемых ракет класса «воздух-воздух» /Под ред. Соколовского Г.А., Изд-во ВВА им. Проф. Н.Е.Жуковского, 2005 г.), а именно:
- габаритно-массовый жесткостной макет, представляющий собой планер от штатной ракеты, где вместо штатной начинки отсеков ракеты размещены их массовые эквиваленты. Габаритно-массовый жесткостной макет имеет ресурс (в летных часах), равный ресурсу штатной ракеты;
- габаритно-массовый макет, выполняемый, как правило, из толстостенной трубы (с технологическими поперечными стыками) с приваренными крыльями и рулями.
Указанный габаритно-массовый макет ракеты выбран в качестве наиболее близкого аналога предлагаемого изобретения.
Недостатком используемой конструкции габаритно-массового макета ракеты является то, что вследствие большой жесткости его корпуса в процессе совместного полета на авиационном катапультном устройстве (АКУ) самолета-носителя происходит изменение геометрии сопрягаемых деталей АКУ и габаритно-массового макета вследствие износа опорных поверхностей. Увеличение зазоров в сопряжении узлов АКУ и бугелей габаритно-массового макета приводит к росту динамических нагрузок и снижению ресурса как АКУ, так и габаритно-массового макета, в результате чего требуется частая замена макета, либо смена его бугелей.
Таким образом, встает задача создания учебно-летного варианта ракеты в виде габаритно-массового макета с увеличенным ресурсом при сохранении достаточно простой конструкции макета. Техническим результатом изобретения является увеличение его летного ресурса.
Для решения поставленной задачи и получения указанного технического результата в учебно-летной ракете, содержащей корпус и узлы крепления к подвесному устройству самолета-носителя, в районе каждого узла крепления корпус ракеты дополнительно снабжен распорным устройством, выполненным в виде размещенного в сквозном вертикальном отверстии корпуса ракеты стержня, установленного на резьбе с возможностью вертикального перемещения до упора в подвесное устройство, при этом в нижней части стержня размещен фиксатор его положения относительно корпуса ракеты.
При этом фиксатор выполнен подпружиненным с возможностью его отключения в процессе закручивания стержня до упора в подвесное устройство.
На чертеже представлено сечение корпуса учебно-летной ракеты в районе одного из его бугелей. По оси симметрии бугеля расположен стержень 1, в верхней части которого выполнена резьба, взаимодействующая с ответным резьбовым отверстием в корпусе 2 учебно-летной ракеты. Верхний торец стержня 1 выполнен в виде полусферы, на которую опирается подпятник 3, размещаемый в выемке бугеля 4. Подпятник 3 соединен со стержнем 1 посредством невыпадающего резьбового соединения.
В нижней части стержня размещен стопорный механизм, состоящий из взаимодействующего с пружиной 5 штока 6 с двуплечим фиксатором 7, перемещающимся в продольном пазу стержня 1. Внешние концы фиксатора 7 взаимодействуют с зубчатым торцом втулки 8, являющейся шарнирной опорой для нижнего конца стержня 1. Для поворота стержня 1 в его нижнем конце выполнено квадратное отверстие, закрываемое штоком 6.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. Перед подвеской учебно-летной ракеты под АКУ в квадратное отверстие стержня 1 вставляется торцевой ключ, при этом шток 6 перемещается вверх, и фиксатор 7 выходит из контакта с зубчатым торцом втулки 8, т.е. происходит расстопаривание стопорного механизма. Вращением стержня 1 против часовой стрелки производится предварительное утапливание подпятника 3 ниже верхней кромки бугелей 4, что необходимо для штатного срабатывания крюков 9 узла удерживания АКУ.
После подвески учебно-летной ракеты под АКУ торцевым моментным ключом производится заворачивание стержня 1 в ее корпус до достижения заданного момента на ключе, при этом за счет механического упора подпятника 3 в узел удержания АКУ происходит распирание в сочленении бугеля 4 и крюков 9 узла удержания, что обеспечивает выборку зазоров в указанном сочленении.
После вынимания моментного ключа, шток 6 под действием пружины 5 перемещается вниз до входа фиксатора 7 в контакт с впадинами зубьев втулки 8, фиксируя тем самым стержень 1 от самопроизвольного отворачивания под действием динамических нагрузок в процессе совместного полета с самолетом-носителем.
Исключение зазоров в сочленении бугелей учебно-летной ракеты и ответных узлов подвесного устройства обеспечивает уменьшение вибродинамических воздействий и, как следствие, снижение переменных напряжений в указанном сочленении, что способствует существенному повышению летного ресурса как учебно-летной ракеты, так и подвесного устройства - АКУ.
Предложенное решение обеспечивает применение на серийных АКУ грузов большой жесткости, каковыми являются учебно-летные варианты ракет, с увеличением их ресурса, как показала практика испытаний, в 2…4 раза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЧЕБНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА С ЛАЗЕРНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРИБОРОМ | 2004 |
|
RU2267737C1 |
СТЕНД ДЛЯ МНОГОКРАТНОЙ ИМИТАЦИИ ПУСКА АВИАЦИОННОЙ РАКЕТЫ | 2012 |
|
RU2519596C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГАБАРИТНО-МАССОВОГО МАКЕТА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2623753C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В КАЧЕСТВЕ ТРЕНАЖЕРА УЧЕБНО-ЛЕТНОЙ РАКЕТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА В ВИДЕ УЧЕБНО-ЛЕТНОЙ РАКЕТЫ | 2009 |
|
RU2422910C2 |
УЧЕБНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА С СИСТЕМОЙ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ | 2006 |
|
RU2319102C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЙ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-МОДЕЛИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА | 2005 |
|
RU2298835C1 |
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2145565C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИМИТАТОР АВИАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ И СПОСОБ ПРОВЕРКИ РАБОТЫ БОРТОВЫХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ УНИВЕРСАЛЬНОГО ИМИТАТОРА АВИАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ | 2014 |
|
RU2566560C1 |
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2145566C1 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОДВЕСНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА | 2003 |
|
RU2229094C1 |
Изобретение относится к средствам отработки и испытаний авиационного вооружения. Ракета содержит корпус и узлы крепления к подвесному устройству самолета-носителя, при этом в районе каждого узла крепления корпус ракеты дополнительно снабжен распорным устройством, выполненным в виде размещенного в сквозном вертикальном отверстии корпуса ракеты стержня, установленного на резьбе с возможностью вертикального перемещения до упора в подвесное устройство, а в нижней части стержня размещен фиксатор его положения относительно корпуса ракеты. Увеличивается летный ресурс при простоте конструкций. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Учебно-летная ракета, содержащая корпус и узлы крепления к подвесному устройству самолета-носителя, отличающаяся тем, что в районе каждого упомянутого узла крепления корпус дополнительно снабжен распорным устройством, выполненным в виде размещенного в сквозном вертикальном отверстии корпуса ракеты стержня, установленного на резьбе с возможностью вертикального перемещения до упора в подвесное устройство самолета-носителя, при этом в нижней части стержня размещен фиксатор его положения относительно корпуса ракеты.
2. Учебно-летная ракета по п.1, отличающаяся тем, что фиксатор выполнен подпружиненным с возможностью его отключения при закручивании стержня до упора в упомянутое подвесное устройство.
СОКОЛОВСКИЙ Г.А | |||
Проектирование управляемых ракет класса "воздух-воздух" | |||
- Издательство ВВА, 2005, т.1, с.458-460 | |||
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОДВЕСНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАБОМБА | 2003 |
|
RU2229094C1 |
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ СНАРЯД | 1995 |
|
RU2087839C1 |
Устройство для фиксации электрических проводников | 1991 |
|
SU1800537A1 |
Авторы
Даты
2009-08-27—Публикация
2008-07-14—Подача