Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к наклонным ленточным конвейерам, транспортирующим на подъем насыпные грузы при углах наклона конвейера до 30-35 градусов.
Известен ленточный конвейер с увеличенным углом наклона (прототип), содержащий бесконечно замкнутую на приводном и натяжном и отклоняющих барабанах конвейерную ленту с образованием грузонесущей и нерабочей ветвей, роликовые опоры для ленты, размещенную над грузонесущей ветвью ленты бесконечно замкнутую на концевых барабанах дополнительную приводную ленту с возможностью взаимодействия ее нижней ветви с размещенным на грузонесущей ветви ленты транспортируемым грузом, закрепленные на раме конвейера и размещенные над нижней ветвью дополнительной ленты с возможностью взаимодействия с ней прижимные устройства в виде установленных на осях роликов с возможностью их вращения и смещения в вертикальной плоскости, загрузочное и разгрузочное приспособления. Угол наклона конвейера может составлять 60-70 градусов (Полунин В.Т., Гуленко Г.Н. Конвейеры для горных предприятий. М.: Недра, 1978, с.221-222, рис.8.7).
Однако недостатками известного конвейера являются сложность конструкции, которая нецелесообразна при меньших углах наклона конвейера, интенсивный износ нижней (прижимной) ветви дополнительной ленты при ее взаимодействии с неровной поверхностью потока транспортируемого груза, вызванной наличием крупных кусков, интенсивный износ обечаек и подшипников роликов прижимных устройств, увеличенная энергоемкость транспортирования из-за повышенных сопротивлений движению обоих контуров конвейерной и дополнительных лент при взаимодействии прижатой к транспортируемому грузу с помощью стационарных прижимных устройств нижней ветви дополнительной ленты с выступающими вверх крупными кусками транспортируемого груза, размещенного на грузонесущей ветви конвейерной ленты.
Техническим результатом изобретения является упрощение и удешевление конструкции конвейера, снижение металлоемкости конвейера и энергоемкости транспортирования насыпных грузов, повышение надежности работы конвейера при углах его наклона к горизонту до 30-35 градусов.
Технический результат достигается тем, что в ленточном конвейере с увеличенным углом наклона, содержащем бесконечно замкнутую на приводном и концевом барабанах конвейерную ленту с образованием грузонесущей и нерабочей ветвей, роликовые опоры для ленты, загрузочное и разгрузочное приспособления, размещенную над грузонесущей ветвью ленты на концевых барабанах бесконечно замкнутую дополнительную приводную ленту с возможностью взаимодействия ее нижней ветви с размещенным на грузонесущей ветви ленты транспортируемым грузом, согласно изобретению на внешней поверхности дополнительной ленты с одинаковым шагом по длине ее контура закреплены планки, ориентированные в поперечном относительно нее направлении и размещенные с зазорами относительно друг друга симметрично продольной оси дополнительной ленты, а к планкам приварены нормально ориентированные к их поверхностям штыри с возможностью их взаимодействия с размещенным на грузонесущей ветви конвейерной ленты транспортируемым грузом, при этом привод дополнительной ленты выполнен в виде клиноременной передачи, связывающей головной барабан дополнительной ленты и отклоняющий барабан, размещенный у приводного барабана конвейерной ленты, при этом в зоне сбегания нерабочей ветви конвейерной ленты с упомянутого отклоняющего барабана внутри контура конвейерной ленты установлен оборотный барабан. Каждый штырь может быть выполнен в виде пластины прямоугольного поперечного сечения, плоскость которой ориентирована вдоль продольной оси дополнительной ленты. Каждый штырь может быть выполнен в виде прутка круглого поперечного сечения. Количество планок в ряду может быть две, с размещением их со стороны бортов дополнительной ленты, или три, с размещением третьей планки в средней части дополнительной ленты. Каждый пруток к планке и планка к дополнительной ленте могут быть прикреплены с помощью нажимной гайки с возможностью ее взаимодействия с винтовой нарезкой в примыкающей к дополнительной ленте части прутка, который выполнен с потайной головкой и уменьшенным диаметром своей ненарезанной части.
Ленточный конвейер представлен на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1 по грузонесущей ветви основной ленты конвейера при наличии на дополнительной ленте двух планок, на фиг.3 - то же при наличии трех планок, на фиг.4 - вид сбоку на узел установки штырей в виде плоских пластин, на фиг.5 - то же при выполнении штырей в виде прутков, на фиг.6 - вариант крепления прутков к планке и планки к дополнительной ленте.
Ленточный конвейер с увеличенным углом наклона содержит бесконечно замкнутую на приводном 1, натяжном 2 и отклоняющих барабанах 3 и 4 конвейерную ленту с грузонесущей ветвью 5, опирающейся на роликовые опоры 6, и нерабочей ветвью 7 с ее опиранием на роликоопоры 8, загрузочное 9 и разгрузочное 10 приспособления. Над грузонесущей ветвью 5 конвейерной ленты размещена бесконечно замкнутая на головном и натяжном барабанах 11 и 12 дополнительная лента с возможностью взаимодействия ее нижней ветви 13 с размещенным на грузонесущей ветви 5 конвейерной ленты транспортируемым грузом 14 и опиранием ее верхней ветви 15 на прямые роликоопоры 16. При этом натяжной барабан 12 дополнительной ленты размещен с превышением над поверхностью грузонесущей ветви 5 конвейерной ленты.
На внешней поверхности дополнительной ленты с одинаковым шагом l по длине ее контура закреплены с помощью заклепок планки 17, ориентированные в поперечном относительно нее направлении и размещенные с зазорами 18 относительно друг друга симметрично продольной оси 19 дополнительной ленты. К планкам 17 приварены нормально ориентированные к их поверхностям штыри 20 с возможностью их взаимодействия с размещенным на грузонесущей ветви 5 конвейерной ленты транспортируемым грузом 14. На каждой планке 17 размещен один или два штыря 20.
Привод дополнительной ленты 13, 15 выполнен в виде клиноременной передачи 21, связывающей головной барабан 11 дополнительной ленты и отклоняющий барабан 3, размещенный у приводного барабана 1 конвейерной ленты. В зоне сбегания нерабочей ветви 7 конвейерной ленты с отклоняющего барабана 3 внутри контура конвейерной ленты установлен оборотный барабан 22.
Каждый штырь 20 (фиг.2 и 3) может быть выполнен в виде пластины 23 прямоугольного поперечного сечения (фиг.4), плоскость которой ориентирована вдоль продольной оси 19 дополнительной ленты. Каждый штырь может быть выполнен в виде прутка 24 (фиг.5) круглого поперечного сечения. Количество планок 17 в ряду может быть две, с размещением их со стороны бортов дополнительной ленты, или три, с размещением третьей планки 17 в средней части дополнительной ленты.
Каждый пруток 24 к планке и планка 17 к дополнительной ленте могут быть прикреплены (фиг.6) с помощью нажимной гайки 25 с возможностью ее взаимодействия с винтовой нарезкой 26 в примыкающей к дополнительной ленте части прутка 24, который выполнен с потайной головкой 27 и уменьшенным диаметром своей ненарезанной части 28.
Ширина дополнительной ленты 13, 15 может быть принята меньше ширины конвейерной ленты 5, 7. β - угол наклона конвейера. 29 - направление движения грузонесущей ветви 5 конвейерной ленты.
Конвейер действует следующим образом. Подлежащий транспортированию груз 14 с помощью загрузочного приспособления 9 подается на грузонесущую ветвь 5 основной ленты. Вместе с основной лентой от отклоняющего барабана 3 через клиноременную передачу 19 получает вращение головной барабан 11, а от него поступательное движение и контур дополнительной ленты 13, 15. При движении грузонесущей ветви 5 основной ленты и нижней ветви 13 дополнительной ленты в направлении 29 транспортируемый груз 14 на наклонном участке конвейера размещается между грузонесущей ветвью 5 основной ленты и нижней ветвью 13 дополнительной ленты. При этом при увеличенном угле β наклона конвейера от сползания вниз транспортируемый груз 14 удерживается как силами трения между его поверхностью и нижней ветвью 13 дополнительной ленты за счет ее прижатия собственным весом вместе с весом планок 17 со штырями 20, так и в большей степени за счет формирования преград в виде штырей 20, которые непосредственно взаимодействуют с кусками транспортируемого груза 14, препятствуя их сползанию вниз. А удерживаемые штырями 20 куски транспортируемого груза 14, в свою очередь, взаимодействуют с ниже расположенными кусками как за счет сил трения, так и за счет естественного сцеплению кусков между собой. Выполнение планок 17 сдвоенными или строенными с размещением их с зазорами 18 относительно друг друга позволяет увеличить эффект захвата верхнего слоя транспортируемого груза 14 за счет естественного прогиба вниз краев нижней ветви 13 дополнительной ленты под действием ее веса и веса планок 17 со штырями 20.
При этом, благодаря тому что нижняя ветвь 13 дополнительной ленты строго не фиксирована в вертикальной плоскости (прижимными роликами, как в устройстве-прототипе), исключается возможность подпора и грузонесущей ветви 5 конвейерной ленты сверху при транспортировании конвейером крупнокускового груза 14, при котором продольный профиль верхней кромки транспортируемого груза 14 характеризуется выступами и впадинами значительных размеров. Благодаря этому снижается энергоемкость транспортирования и повышается его надежность за счет того, что нижняя ветвь 13 дополнительной ленты свободно расположена на поверхности транспортируемого груза 14, а удержание его кусков от скатывания вниз при увеличенном угле β наклона конвейера происходит при подпоре кусков штырями 20. При этом штыри 20 также располагаются с возможностью их смещения вместе с нижней ветвью 13 дополнительной ленты в вертикальной плоскости в зависимости от продольного профиля верхней кромки транспортируемого груза 14.
Осуществление привода дополнительной ленты от отклоняющего барабана 3 конвейерной ленты с помощью клиноременной передачи 21 упрощает систему привода, а установка оборотного барабана 22 позволяет увеличить передаваемый головному барабану 11 дополнительной ленты крутящий момент.
Отличительные признаки изобретения позволяют упростить и удешевить конструкцию конвейера, снизить общую металлоемкость конвейера и энергоемкость транспортирования насыпных грузов, повысить надежность работы конвейера при углах β его наклона до 30-35 градусов.
Ленточный конвейер содержит основную и дополнительную ленты. На внешней поверхности дополнительной ленты закреплены поперечные планки. К планкам приварены штыри с возможностью их взаимодействия с размещенным на грузонесущей ветви конвейерной ленты транспортируемым грузом. Привод дополнительной ленты выполнен в виде клиноременной передачи, связывающей головной барабан дополнительной ленты и отклоняющий барабан, размещенный у приводного барабана конвейерной ленты. В зоне сбегания нерабочей ветви конвейерной ленты с упомянутого отклоняющего барабана внутри контура конвейерной ленты установлен оборотный барабан. Упрощается конструкция конвейера, снижается его металлоемкость и энергоемкость транспортирования насыпных грузов, повышается надежность работы конвейера при угле наклона конвейера до 30-35 градусов. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Ленточный конвейер с увеличенным углом наклона, содержащий бесконечно замкнутую на приводном и концевом барабанах основную ленту с образованием грузонесущей и нерабочей ветвей, роликовые опоры для ленты, загрузочное и разгрузочное приспособления, размещенную над грузонесущей ветвью ленты на концевых барабанах бесконечно замкнутую дополнительную приводную ленту с возможностью взаимодействия ее нижней ветви с размещенным на грузонесущей ветви ленты транспортируемым грузом, отличающийся тем, что на внешней поверхности дополнительной ленты с одинаковым шагом по длине ее контура закреплены планки, ориентированные в поперечном относительно нее направлении и размещенные с зазорами относительно друг друга симметрично продольной оси дополнительной ленты, а к планкам приварены нормально ориентированные к их поверхностям штыри с возможностью их взаимодействия с размещенным на грузонесущей ветви конвейерной ленты транспортируемым грузом, при этом привод дополнительной ленты выполнен в виде клиноременной передачи, связывающей головной барабан дополнительной ленты и отклоняющий барабан, размещенный у приводного барабана конвейерной ленты, при этом в зоне сбегания нерабочей ветви конвейерной ленты с упомянутого отклоняющего барабана внутри контура конвейерной ленты установлен оборотный барабан.
2. Конвейер по п.1, отличающийся тем, что каждый штырь выполнен в виде пластины прямоугольного поперечного сечения, плоскость которой ориентирована вдоль продольной оси дополнительной ленты.
3. Конвейер по п.1, отличающийся тем, что каждый штырь выполнен в виде прутка круглого поперечного сечения.
4. Конвейер по п.1, отличающийся тем, что количество планок в ряду две с размещением их со стороны бортов дополнительной ленты или три с размещением третьей планки в средней части дополнительной ленты.
5. Конвейер по п.3, отличающийся тем, что каждый пруток к планке и планка к дополнительной ленте прикреплены с помощью нажимной гайки с возможностью ее взаимодействия с винтовой нарезкой в примыкающей к дополнительной ленте части прутка, который выполнен с потайной головкой и уменьшенным диаметром своей ненарезанной части.
Ленточный конвейер | 1990 |
|
SU1759754A1 |
WO 2008024613 А2, 28.02.2008 | |||
JP 10087044 А, 07.04.1998. |
Авторы
Даты
2009-09-10—Публикация
2008-06-09—Подача