ГИДРОРАЗЪЕМ САМОЗАПИРАЮЩИЙСЯ Российский патент 2009 года по МПК F16L37/28 

Описание патента на изобретение RU2366852C1

Изобретение относится к авиационной или космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем для обеспечения удобного и надежного соединения и разъединения трубопроводов, находящихся под давлением, и может быть использовано в народном хозяйстве, например, на технических площадках или на производственных участках, занимающихся гидравлическими или пневматическими испытаниями систем и агрегатов.

Известно устройство для соединения и разъединения трубопроводов, содержащее два стыкуемых штуцера с установленными в них клапанами, соединенные между собой шариковым замком и пружинами (см. патент RU №2167360 С1, МПК7 F16L 37/28).

К недостаткам соединения следует отнести большую сложность конструкции из-за наличия шарикового замка и малую надежность конструкции из-за наличия пружин.

Известно также разъемное соединение трубопроводов, содержащее два стыкуемых корпуса с установленными в них клапанами, соединенными между собой шариковым замком, на одном из корпусов установлен поворотный элемент, соединенный с корпусом шарикового замка и имеющий возможность вращения относительно него, а при вращении поворотного элемента стыкуемый корпус перемещается вперед и назад (см. патент RU №2140598 С1 МПК6 F16L 37/28 - прототип).

Недостатками указанного соединения являются: сложность конструкции из-за большого количества деталей, участвующих в работе шарикового замка; малая надежность работы и увеличенные габариты из-за наличия нескольких пружин, причем две из которых должны быть настолько мощными, чтобы создать усилие порядка нескольких десятков килограммов для обеспечения обжатия уплотнений клапанов, например, в магистралях высокого давления.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности, упрощение конструкции и уменьшения габаритов.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом гидроразъеме самозапирающемся, содержащем стыкуемые патрубки в которых установлены клапаны и поворотный элемент, при этом патрубки снабжены антифрикционными кольцами и охвачены втулкой, в которой с помощью винтов-ручек установлен поворотный элемент, в центре вращения которого имеются выступы, взаимодействующие с отверстиями, выполненными в клапанах, которые посредством правой и левой резьб взаимодействуют с соответствующими резьбами патрубков, при этом в поворотном элементе выполнены окна для прохождения рабочей среды, а один из винтов-ручек является предохранительным клапаном, в зоне установки которого в поворотном элементе выполнено отверстие для стравливания избыточного давления рабочей среды, возникающего в момент запирания гидроразъема, причем стыкуемые патрубки стягиваются и удерживаются внутри втулки с помощью резьбовых деталей.

При выполнении работ, обслуживающих системы и агрегаты, на технических площадках аэродромов и космодромов или на производственных участках, занимающихся гидравлическими или пневматическими испытаниями систем и агрегатов, имеется необходимость многократной стыковки и расстыковки магистралей, находящихся под давлением. А так как магистральные соединения могут находиться в труднодоступных местах, то небольшие габариты, простота работы и надежность конструкции в части стыковки и расстыковки гидроразъема играют большую роль.

Заявляемая конструкция поясняется чертежами:

Фиг.1 - общий вид предлагаемого гидроразъема в расстыкованном и закрытом для прохождения рабочей среды состоянии.

Фиг.2 - общий вид предлагаемого гидроразъема в состыкованном и открытом для прохождения рабочей среды состоянии.

Фиг.3 - сечение А-А на фиг.2.

Гидроразъем самозапирающийся содержит стыкуемые патрубки 1и 2, на которых установлены антифрикционные кольца 3 и охвачены втулкой 4, в которой с помощью винтов-ручек 5 и 6 установлен поворотный элемент 7, в центре вращения которого имеются выступы 8 некруглого сечения, например квадратного. Указанные выступы 8 взаимодействуют с отверстиями 9, выполненными в клапанах 10 и 11, которые посредством правой и левой резьб, а также уплотнения 12 взаимодействуют с соответствующими патрубками 1 и 2, при этом в поворотном элементе 7 выполнены окна 13 для прохождения рабочей среды, а винт-ручка 6 является предохранительным клапаном, в зоне которого в поворотном элементе 7 выполнено отверстие 14 для стравливания избыточного давления рабочей среды, возникающего в момент запирания гидроразъема. Сами же стыкуемые патрубки 1 и 2 стягиваются и удерживаются внутри втулки 4 с помощью резьбовых деталей, например накидных гаек 15 и 16.

Стыковка гидроразъема осуществляется следующим образом.

Стыкуемый патрубок 2 с перекрытым посредством клапана 11 с уплотнением 12 каналом для протекания рабочей среды (фиг.1) устанавливается внутрь втулки 4 до упора в поворотный элемент 7, выполненный с окнами 13, причем отверстие 9 клапана 11 совмещается с выступом 8 поворотного элемента 7, а накидная гайка 16 навинчивается на втулку 4 до упора. Вращением за винты-ручки 5 и 6 поворотного элемента 7, установленного внутри втулки 4 в направлении Б (фиг.3) происходит одновременное вращение клапанов 10 и 11 в резьбах патрубков 1 и 2 из-за наличия левой и правой резьб соответственно и канал для протекания рабочей среды открывается (фиг.2).

Расстыковка гидроразъема осуществляется следующим образом.

Вращением за винты-ручки 5 и 6 поворотного элемента 7 (фиг.2) установленного внутри втулки 4 в направлении, противоположном Б (фиг.3) происходит одновременное вращение клапанов 10 и 11 в правой и левой резьбах патрубков 1 и 2 соответственно, что приводит к перекрытию канала протекания рабочей среды посредством уплотнений 12. Накидная гайка 16 отвинчивается с втулки 4 и патрубок 2 извлекается из внутренней полости втулки (фиг.1).

Таким образом, предложенное техническое решение позволит при малых габаритах и простоте конструкции повысить надежность гидроразъема за счет отсутствия сложного шарикового замка и нескольких пружин, а также уменьшить количество деталей, что в свою очередь обеспечит работоспособность соединения в труднодоступных местах и безаварийную работу магистралей, находящихся под давлением, на технических площадках аэродромов и космодромов, а также на производственных участках, занимающихся гидравлическими или пневматическими испытаниями систем и агрегатов.

Похожие патенты RU2366852C1

название год авторы номер документа
ГИДРОРАЗЪЕМ 2018
  • Тихонов Владимир Иванович
  • Павлов Виктор Николаевич
  • Рябко Евгений Николаевич
  • Малышев Дмитрий Сергеевич
  • Каюкова Светлана Васильевна
RU2683054C1
ГИДРОРАЗЪЕМ 2020
  • Тихонов Владимир Иванович
  • Павлов Виктор Николаевич
  • Рябко Евгений Николаевич
  • Малышев Дмитрий Сергеевич
  • Каюкова Светлана Васильевна
RU2736366C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНТАЖА И МОНТАЖА ЗАМЕНЯЕМОГО АГРЕГАТА ПНЕВМОГИДРОСИСТЕМЫ СО СМЕННЫМИ ЧАСТЯМИ ГИДРОРАЗЪЕМОВ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Ерпылев Владимир Владимирович
  • Лобнев Александр Алексеевич
  • Рожков Михаил Викторович
RU2429169C1
ПОБУДИТЕЛЬ ЦИРКУЛЯЦИИ ЖИДКИХ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 2013
  • Веневцев Владимир Алексеевич
  • Гореликов Владимир Иванович
  • Федина Юлия Геннадьевна
RU2535959C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ДВУХ ОБЪЕКТОВ 2013
  • Корниенко Александр Васильевич
  • Абдулхаликов Рустам Маратович
RU2535814C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГИДРОСИСТЕМ 2006
  • Карась Леонтий Вениаминович
  • Муштаков Георгий Глебович
  • Новиков Алексей Олегович
  • Локай Леонид Викторович
RU2339549C2
Гидравлический разъем 1978
  • Глезерман Евгений Григорьевич
  • Самоцветов Анатолий Васильевич
  • Уколов Владимир Михайлович
  • Лосев Валентин Степанович
SU777323A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 1998
  • Медведев Н.И.
  • Бровкина Л.Т.
  • Швец Т.Н.
  • Мартынов В.М.
  • Мордвинников И.А.
RU2143629C1
САМОЗАПИРАЮЩАЯСЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ МУФТА И СПОСОБ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 1999
  • Белоусов Н.И.
RU2170379C1
РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 1996
  • Мордвинников И.А.
  • Медведев Н.И.
  • Мартынов В.М.
RU2118736C1

Реферат патента 2009 года ГИДРОРАЗЪЕМ САМОЗАПИРАЮЩИЙСЯ

Изобретение относится к агрегатам гидравлических систем для обеспечения удобного и надежного соединения и разъединения трубопроводов, находящихся под давлением, например на технических площадках аэродромов и космодромов или на производственных участках, занимающихся гидравлическими или пневматическими испытаниями систем и агрегатов. Гидроразъем самозапирающийся содержит стыкуемые патрубки, на которых установлены антифрикционные кольца, охваченные втулкой, в которой с помощью винтов-ручек установлен поворотный элемент, в центре вращения которого имеются выступы, взаимодействующие с отверстиями, выполненными в клапанах. Клапаны посредством правой и левой резьб взаимодействуют с соответствующими резьбами патрубков. В поворотном элементе выполнены окна для прохождения рабочей среды, а один из винтов-ручек является предохранительным клапаном, в зоне установки которого в поворотном элементе выполнено отверстие для стравливания избыточного давления рабочей среды, возникающего в момент запирания гидроразъема, причем стыкуемые патрубки стягиваются и удерживаются внутри втулки с помощью резьбовых деталей, например, накидных гаек. Изобретение позволит повысить надежность гидроразъема и обеспечит работоспособность соединения в труднодоступных местах и безаварийную работу магистралей, находящихся под давлением. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 366 852 C1

Гидроразъем самозапирающийся, содержащий стыкуемые патрубки, в которых установлены клапаны, поворотный элемент, отличающийся тем, что стыкуемые патрубки, на которых установлены антифрикционные кольца, охвачены втулкой, в которой с помощью винтов-ручек установлен поворотный элемент, в центре которого имеются выступы, взаимодействующие с отверстиями, выполненными в клапанах, которые посредством правой и левой резьб взаимодействуют с соответствующими резьбами патрубков, при этом в поворотном элементе выполнены окна для прохождения рабочей среды, а один из винтов-ручек является предохранительным клапаном, в зоне установки которого в поворотном элементе выполнено отверстие для стравливания избыточного давления рабочей среды, возникающего в момент запирания гидроразъема, причем стыкуемые патрубки стягиваются и удерживаются внутри втулки с помощью резьбовых деталей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2366852C1

РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ 1998
  • Медведев Н.И.
  • Башмаков В.В.
  • Мордвинников И.А.
  • Демидов Е.Б.
RU2140598C1
РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 2000
  • Швец Т.Н.
  • Медведев Н.И.
  • Сягаев Л.Г.
  • Мордвинников И.А.
  • Мартынов В.М.
RU2167360C1
Устройство для автоматического соединения трубопроводов 1990
  • Архипов Алексей Иванович
  • Зеленов Владимир Николаевич
SU1740852A1
Разъемное соединение трубопроводов 1982
  • Аршанский Анатолий Григорьевич
  • Ефремов Владимир Яковлевич
  • Карпухина Светлана Ивановна
  • Клейман Григорий Миронович
  • Лангер Александр Игоревич
  • Любимов Борис Александрович
  • Никитин Василий Васильевич
  • Флеер Давид Ефимович
  • Гринчук Петр Илларионович
SU1043412A1
US 4582347 A, 15.04.1986
US 4222411 A, 16.09.1980.

RU 2 366 852 C1

Авторы

Майоров Юрий Николаевич

Инин Игорь Викторович

Даты

2009-09-10Публикация

2008-04-07Подача