БОНОВОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ НА ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ РАЗЛИВШИХСЯ ИЗ СУДНА-ПЕРЕВОЗЧИКА НЕФТИ ИЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ НА СУДНЕ-ПЕРЕВОЗЧИКЕ Российский патент 2009 года по МПК E02B15/08 

Описание патента на изобретение RU2374389C1

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано для локализации разлившихся на водной поверхности нефти или нефтепродуктов из судна-перевозчика с целью предупреждения их распространения в момент аварии.

Задачи, которые ставятся, в случае аварии с судном-перевозчиком состоят в мгновенной локализации аварийного разлива с целью ограничения распространения нефти или нефтепродуктов на большую площадь, в сокращении времени ликвидации разлива с помощью применения современных технологий, оборудования и материальных средств, а также в минимизации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Известны средства для локализации разлившихся на водной поверхности нефти или нефтепродуктов в виде боновых заграждений, (см., например, сайт «www.northsea.ru» фирмы ЗАО «Северное море», выпускающих указанное оборудование). При этом боновые заграждения могут быть различной конструкции и назначения: боны постоянной плавучести, аварийные надувные боны, сорбирующие боны.

Известно также устройство для локализации плавающих загрязнений (см., например, патент РФ №1759235), включающее боновое заграждение, закрепленное одним концом на плавсредстве. Указанное боновое заграждение снабжено разъемным соединительным элементом, состоящим из двух частей, одна из которых закреплена на носовой части плавсредства, другая - на свободном конце бонового заграждения, с возможностью механического сопряжения одной части с другой. При этом боновое заграждение выполнено полым и соединено с источником сжатого воздуха.

Известно также устройство (см. например, патент РФ №2249078), которое содержит полое гибкое боновое заграждение, концы которого соединены с двумя буксирами, и судно-нефтесборщик со средствами откачки нефти, выполненное в виде катамарана, корпусы которого прикреплены к расположенному между ними каркасу. Внутри каркаса на вертикальных осях, имеющих приводы, расположен ряд барабанов по длине каркаса и, по крайней мере, два ряда барабанов по его высоте. На каждый барабан намотана отдельная лента бонового заграждения, имеющая на концах соединительные элементы для механического сопряжения с соседними лентами. Боновое заграждение выполнено с возможностью соединения его полостей с источником сжатого воздуха и выпуска из них воздуха. Боновое заграждение имеет возможность отсоединения от буксиров и замыкания его в кольцо. Изобретение обеспечивает достаточную эффективность локализации и сбора нефти или нефтепродуктов за счет охвата большой площади их разлива и оперативности развертывания бонового заграждения, а также за счет возможности одновременного развертывания одной части бонового заграждения и замыкания его в кольцо и свертывания другой его части. Однако указанное устройство используется в сочетании со специальным буксиром и катамараном и представляет собой специальное средство ликвидации уже произошедшей экологической аварии, которое приходит на помощь судну, потерпевшему аварию через какое-то время.

Известно также средство для быстрого наполнения рукава бонового заграждения, осуществляемого посредством баллончиков с газом CO2 или другим газом, расположенных на юбке бонового заграждения (см., например, патент США № US 5197821). Однако такое наполнение требует времени, и мгновенно в этом случае этот процесс произойти не может.

Что касается размещения бонового ограждения на судне-перевозчике, то известно, что боновое ограждение может храниться на судне в одном месте в собранном виде (см., например, патент США № US 5197821). Известно также, что в соответствии с требованиями к судовому комплекту по борьбе с разливами нефти (см., например, Приложение №2 к техническому регламенту «О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры», стр.2) боновое ограждение должно быть закреплено на судне и причем с помощью легко отсоединяющихся креплений. Однако все это касается судов специального назначения, предназначенных для ликвидации последствий аварий.

Задача, которая решается заявляемым изобретением при возникновении на судне-перевозчике аварийной ситуации, состоит в обеспечении окольцовывания места потенциальной утечки нефти или нефтепродуктов или пятна уже разлитых нефтепродуктов с целью предотвращения их распространения, в создании защитного барьера вокруг судна, которое служит потенциальным источником разлива нефти или нефтепродуктов, и в локализации пятна разлива нефтепродуктов в момент аварии.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое устройство, состоит в быстром освобождении бонового ограждения, его мгновенном наполнении газом и размещении на водной поверхности вокруг судна.

Кроме того, технический результат, на достижение которого направлено заявляемое устройство для размещения бонового ограждения на судне-перевозчике, состоит в обеспечении быстрого и простого использования бонового ограждения, расположенного на судне-перевозчике, при получении известия об аварии.

Для достижения указанного технического результата в боновом заграждении для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов, выполненном в виде одного замкнутого снабженного клапаном для выпуска газа газонепроницаемого рукава с юбкой, отягощенной утяжелителями, или в виде нескольких замкнутых в единое кольцо и снабженных клапанами для выпуска газа газонепроницаемых рукавов, у каждого из которых имеется юбка, отягощенная утяжелителями, снаружи каждого рукава равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки с утяжелителями, размещены пиропатроны газового наполнения, выходящие своими устройствами наполнения газом вовнутрь соответствующего рукава. При этом пиропатроны, которые вмонтированы в каждом рукаве, могут быть снабжены устройствами дистанционного управления для срабатывания.

Отличительными признаками предлагаемого бонового ограждения является расположение снаружи каждого рукава равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки с утяжелителями, пиропатронов газового наполнения, выходящих своими устройствами наполнения газом вовнутрь соответствующего рукава, а также снабжение пиропатронов устройствами дистанционного управления для срабатывания.

Для достижения указанного технического результата в заявляемом устройстве размещения бонового ограждения на судне-перевозчике выполнены кронштейны, устанавливаемые снаружи по периметру судна-перевозчика, и при этом каждый из них имеет шарнирно связанные друг с другом верхнюю и нижнюю скобы, соединяемые автоматически открываемым замком. В указанном устройстве кронштейны могут быть установлены на судне-перевозчике снаружи вдоль фальшборта.

Отличительными его признаками является выполнение кронштейнов снаружи по периметру судна-перевозчика и при этом наличие у каждого из них шарнирно связанных друг с другом верхней и нижней скоб, соединяемых автоматически открываемым замком, а также установка кронштейнов на судне-перевозчике снаружи вдоль фальшборта.

Благодаря наличию приведенных признаков обеспечивается мгновенное окольцовывание места потенциальной утечки нефти или нефтепродуктов или пятна уже разлитых нефтепродуктов с целью предотвращения их распространения. Кроме того, создается защитный барьер вокруг судна и локализуется пятно разлива нефти или нефтепродуктов.

Что касается расположения в боновом заграждении пиропатронов газового наполнения, выходящих своими устройствами наполнения газом вовнутрь рукава, то в качестве таковых могут использоваться пиропатроны, применяемые в автомобилях для наполнения газом подушек безопасности (см., например, в Интернете автомобильный журнал «Автоцентр», раздел «Техника и сервис», «№29 от 09.07.2002, статья «Надувная безопасность»).

На фиг.1 схематично изображено судно-перевозчик нефти или нефтепродуктов с размещенным боновым заграждением; на фиг.2 схематично изображен вид сверху на судно-перевозчик с расправленным на водной поверхности вокруг него боновым заграждением; на фиг.3 схематично изображено крепление скоб и замка на фальшборте; на фиг.4 схематично изображен поперечный разрез бонового ограждения.

Заявляемое боновое заграждение для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика 1 нефти или нефтепродуктов, выполненное в виде одного замкнутого снабженного клапаном 2 для выхода газа газонепроницаемого рукава 3 или нескольких снабженных клапанами 2 газонепроницаемых рукавов 3, замкнутых в единое кольцо, содержит снаружи каждого рукава 3 равномерно по его длине расположенные пиропатроны 4 газового наполнения, выходящие своими устройствами 5 наполнения газом вовнутрь рукава 3. У каждого рукава 3 имеется юбка 6, препятствующая проникновению нефти или нефтепродуктов и отягощенная утяжелителями 7. При этом пиропатроны 4 в каждом рукаве расположены равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки 6 с утяжелителями 7. В случае необходимости для срабатывания пиропатронов 4 предусмотрены устройствами дистанционного управления 8. При отсутствии аварии рукав 3 находится в собранном состоянии между шарнирно связанными друг с другом верхней 9 и нижней 10 скобами, соединяемыми замками 11, на кронштейнах 12, устанавливаемых на верхней палубе 13, и которые могут крепиться, например, снаружи к фальшборту 14 с помощью тросов 15. Замки 11 могут быть автоматическими и срабатывать по общему сигналу.

При спокойном движении или стоянке судна-перевозчика 1 нефти или нефтепродуктов рукава 3 бонового заграждения размещены на кронштейнах 12 и закреплены с помощью верхней 9 и нижней 10 скоб, которые соединены замками 11. В случае возникновения аварии ответственное лицо либо автоматика приводит к синхронному открыванию всех замков 11 и срабатыванию всех пиропатронов 4, которые с помощью своего устройства 5, сгорая, наполняют газом газонепроницаемый рукав 3. Под действием собственной тяжести и благодаря тому, что он находится снаружи судна-перевозчика, рукав 3 соскальзывает и оказывается на водной поверхности утяжелителями 7 вниз, замыкая с помощью бона 3 и юбки 6 разлившиеся нефть или нефтепродукты, локализуя при этом нефтяное пятно. С помощью тросов 15 при необходимости может производиться корректировка его положения со шлюпок. Таким образом, разлившиеся нефть или нефтепродукты мгновенно окажутся замкнутыми заградительным боном. Далее осуществляется ликвидация утечки нефти или нефтепродуктов и ремонтные работы. После чего с помощью тросов 15 рукава 3 бонового заграждения извлекают из воды, через клапан 2 осуществляют выпуск газа. Затем его чистят, устанавливают новые пиропатроны 4 и располагают на кронштейнах 12, замыкая скобы 9 и 10 с помощью замков 11.

Характеристики бонового заграждения должны быть подобраны такими, чтобы в надутом газами состоянии рукав 3 лежал на водной поверхности в «полузатопленном» состоянии. Для удобства обслуживания рукав 3 должен иметь возможность размыкания «кольца» рукава 3.

Похожие патенты RU2374389C1

название год авторы номер документа
Устройство для локализации разлива нефтепродуктов с буровых платформ или с судна перевозчика 2022
  • Аминов Тимур Вильнусович
RU2787389C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ И СБОРА НЕФТИ ИЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ 2016
  • Мажайский Юрий Анатольевич
  • Прокофьев Михаил Иванович
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2617292C1
СПОСОБ СБОРА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ 2017
  • Голубенко Михаил Иванович
  • Прокофьев Михаил Иванович
  • Мажайский Юрий Анатольевич
RU2642864C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ ВОДОЕМА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НЕФТЕПРОДУКТАМИ 2004
  • Одаренко Олег Борисович
RU2268337C2
БОНОВОЕ ОГРАЖДЕНИЕ 2011
  • Москаленко Анатолий Данилович
  • Москаленко Михаил Анатольевич
  • Друзь Иван Борисович
  • Друзь Александра Ивановна
RU2475589C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОКРЫТОГО ЛЬДОМ ВОДОЕМА ОТ РАЗЛИВОВ НЕФТИ 2008
  • Одаренко Ольга Степановна
  • Одаренко Олег Борисович
RU2370593C1
СПОСОБ СБОРА НЕФТИ ИЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ С ПОВЕРХНОСТИ СУДОХОДНЫХ РЕК С БЫСТРЫМ ТЕЧЕНИЕМ 2014
  • Самойленко Сергей Александрович
  • Лазарев Василий Александрович
  • Фокин Михаил Федорович
  • Губкина Любовь Николаевна
  • Богачанов Денис Владимирович
  • Белодед Сергей Викторович
  • Бурлачко Вениамин Валерьевич
  • Казаков Виталий Витальевич
  • Тубольцев Леонид Анатольевич
  • Галиев Артур Фанисович
RU2593295C2
Метод ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в районах разработки нефтегазовых месторождений на морском мелководном шельфе 2022
  • Курапов Алексей Александрович
  • Умербаева Роза Ивановна
  • Зубанов Степан Алексеевич
RU2797093C1
Способ сбора нефти из-под ледяного покрова проточного водоема 2002
  • Одаренко О.Б.
  • Болотников Г.И.
RU2224842C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ БОНОВОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ ПОДО ЛЬДОМ ПРОТОЧНОГО ВОДОЕМА ДЛЯ СБОРА НЕФТЕПРОДУКТОВ 2014
  • Гутовский Алексей Вениаминович
  • Гомонай Михаил Васильевич
RU2605755C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 374 389 C1

Реферат патента 2009 года БОНОВОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ НА ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ РАЗЛИВШИХСЯ ИЗ СУДНА-ПЕРЕВОЗЧИКА НЕФТИ ИЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ НА СУДНЕ-ПЕРЕВОЗЧИКЕ

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано для локализации разлившихся на водной поверхности нефти или нефтепродуктов из судна-перевозчика с целью предупреждения их распространения в момент аварии. Боновое заграждение содержит выполненное в виде одного замкнутого, снабженного клапаном для выпуска газа газонепроницаемого рукава с юбкой, отягощенной утяжелителями, или в виде нескольких замкнутых в единое кольцо и снабженных клапанами для выпуска газа газонепроницаемых рукавов, у каждого из которых имеется юбка, отягощенная утяжелителями. Снаружи каждого рукава равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки с утяжелителями, размещены пиропатроны газового наполнения, выходящие своим устройством наполнения газом вовнутрь соответствующего рукава. Изобретение позволяет быстро освободить боновое ограждение, мгновенно наполнить его газом и разместить на водной поверхности вокруг судна. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 374 389 C1

1. Боновое заграждение для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов, выполненное в виде одного замкнутого, снабженного клапаном для выпуска газа газонепроницаемого рукава с юбкой, отягощенной утяжелителями, или в виде нескольких, замкнутых в единое кольцо и снабженных клапанами для выпуска газа, газонепроницаемых рукавов, у каждого из которых имеется юбка, отягощенная утяжелителями, отличающееся тем, что снаружи каждого рукава равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки с утяжелителями, размещены пиропатроны газового наполнения, выходящие своим устройством наполнения газом во внутрь соответствующего рукава.

2. Боновое заграждение для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов по п.1, отличающееся тем, что пиропатроны, вмонтированные в каждый рукав, снабжены устройствами дистанционного управления для одновременного мгновенного срабатывания.

3. Устройство для размещения на судне-перевозчике бонового заграждения для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов, выполненного по одному из пп.1 и 2, отличающееся тем, что оно содержит кронштейны, установленные снаружи по периметру судна-перевозчика, каждый из которых имеет шарнирно связанные друг с другом верхнюю и нижнюю скобы, соединенные автоматически открываемым замком.

4. Устройство для размещения на судне-перевозчике бонового заграждения для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов по п.3, отличающееся тем, что кронштейны установлены на судне-перевозчике вдоль фальшборта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2374389C1

НЕФТЯНОЙ БАРЬЕР 1994
  • Хельмут Шивек
RU2129637C1
US 5197821 A, 30.03.1993
Устройство для сбора нефти с поверхности воды 1986
  • Васин Валерий Яковлевич
  • Кливанский Борис Янович
  • Унанов Валерий Борисович
SU1514869A1
Устройство для локализации плавающих загрязнений 1990
  • Меликов Эдуард Николаевич
  • Джамирзе Александр Викторович
SU1759235A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ И СБОРА НЕФТИ ИЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ 2003
  • Левагин В.М.
RU2249078C2
Приспособление для соединения транспортных прицепов с уборочной машиной 1960
  • Ужик Г.С.
SU140283A1
ТЕПЛОВАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ 2006
  • Котенев Сергей Михайлович
  • Котенева Наталья Владиславовна
RU2334918C1

RU 2 374 389 C1

Авторы

Сорокин Александр Борисович

Даты

2009-11-27Публикация

2008-04-04Подача