Изобретение относится к лесной промышленности и может быть использовано при производстве лесосечных работ.
В настоящее время существуют способы разработки лесосек, расположенных вблизи поквартальных просек (лесовозных дорог) с возможностью трелевки древесины к погрузочным пунктам, расположенным на противоположных сторонах лесосеки, отраженные в патентах №2120736, 1662430. Известен способ размещения магистральных и пасечных волоков при поквартальном способе освоения участков лесного фонда, изложенный в патенте №2234832 и отличающийся тем, что зоны тяготения объединенных выделов к погрузочным пунктам ограничены биссектрисами треугольников с вершинами в точке пересечения магистральных волоков, проложенных по диагоналям квартала, а пасечные волоки смежных зон тяготения являются продолжением друг друга.
К недостаткам данных способов можно отнести то, что при работе машин, задействованных на валке, неизбежны их холостые перемещения при переходе между пасечными волоками.
Наиболее близким по технической сущности является способ разработки лесосеки, отмеченный в [1, с.51, рис.4.10], заключающийся в том, что «валочно-пакетирующая машина без формировочного устройства движется по сужающемуся периметру, располагая пачки на ленте таким образом, чтобы их удобнее было брать пакетировочно-трелевочной машине при трелевке комлями вперед».
К недостаткам данного способа можно отнести то, что при трелевке лесоматериалов возникает необходимость либо прокладки многочисленных дополнительных транспортных путей, пересекающих существующие пасечные волоки, что ухудшает состояние почвенного покрова лесосек, либо трелевки лесоматериалов с учетом всех изгибов пасечных волоков, что значительно снижает производительность трелевочных машин. Необходимость выбора направления валки каждого дерева с учетом особенностей его трелевки создает дополнительные трудности оператору задействованной на валке машины.
Техническим результатом, получаемым заявителем, является сокращение холостых проходов машин, задействованных на валке, с повышением их производительности и уменьшение воздействия лесных трелевочных машин на почвенный покров лесосек с учетом рационального размещения магистральных и пасечных волоков.
Технический результат достигается тем, что пасечные волоки прокладывают по траектории в виде спирали с центром в точке пересечения магистральных волоков, состоящей из прямых участков с точками перегиба в местах их пересечения с магистральными волоками. При использовании машины флангового типа разработка лесосеки в ходе проведения на ней основных операций лесосечных работ начинается в ее центре, а вслед за перемещением машины по пасечным волокам и обработкой деревьев, расположенных на полупасеках с одной из сторон по ходу движения машины, с траекторией движения в виде спирали с центром в точке пересечения магистральных волоков осуществляется ее разворот и обратное движение по ранее пройденному пути с обработкой предназначенных в рубку деревьев, расположенных на других полупасеках.
На чертеже представлена технологическая схема разработки лесосеки.
Подготовительные работы при осуществлении данного способа включают в себя обустройство погрузочных пунктов 1, прокладку магистральных волоков 2, разметку, а при необходимости подготовку пасечных волоков 3, а также выполнение других операций, необходимых для эффективного проведения лесосечных работ. Магистральные волоки прокладывают по диагоналям лесосеки. Погрузочные площадки располагают на границе квартала вблизи магистральных волоков и лесовозных дорог 4. Пасечные волоки прокладывают по траектории в виде спирали с центром в точке пересечения магистральных волоков, состоящей из прямых участков с точками перегиба в местах их пересечения с магистральными волоками.
Валка леса на лесосеке выполняется машинами как фронтального, так и флангового типов, выполняющими все операции технологического процесса лесосечных работ с последующей трелевкой полученных деревьев, хлыстов или сортиментов специализированными трелевочными машинами. Разработка лесосеки в ходе проведения на ней основных операций лесосечных работ начинается в ее центре. Способ позволяет увеличить длину ленты, а при использовании машин флангового типа и ширину обрабатываемых пасек. В этом случае вслед за перемещением машины флангового типа 5 по ранее подготовленным пасечным волокам в направлении 6 и обработкой деревьев, расположенных на полупасеках 7 с одной из сторон по ходу движения машины, с траекторией движения в виде спирали с центром в точке пересечения магистральных волоков осуществляется ее разворот 8 и обратное движение (на схеме не показано) по ранее пройденному пути с обработкой предназначенных в рубку деревьев, расположенных на других полупасеках 9. Валка, обработка и пакетирование деревьев осуществляется таким образом, чтобы размещаемые у волока лесоматериалы не создавали препятствий при повторном перемещении по нему лесозаготовительных машин. Трелевка заготовленных лесоматериалов 10 (деревьев, хлыстов или сортиментов) выполняется специализированными трелевочными машинами в направлениях 11 с соблюдением безопасного расстояния от места работы задействованной на валке машины.
При использовании машин фронтального типа, а также при выполнении сплошных рубок с использованием машин флангового типа в ходе выполнения подготовительных работ предварительная прокладка пасечных волоков не осуществляется. В этом случае разработка пасечного волока осуществляется фронтальными машинами в ходе выполнения основных операций лесосечных работ, а при работе машин флангового типа каждый следующий виток спирали может располагаться на территории, вырубленной при прохождении предыдущего витка.
Способ может найти применение при трелевке лесоматериалов к двум и более поквартальным просекам (лесовозным дорогам), пересекающимся между собой или расположенным по разные стороны квартала.
Литература
1. Ширнин Ю.А. Моделирование процессов заготовки сортированных деревьев и хлыстов. Монография. Издательство Красноярского ун-та, 1992 г. 200 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ разработки лесосек, пораженных низовыми пожарами с обеспечением естественного возобновления сосны | 2023 |
|
RU2810545C1 |
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА | 2005 |
|
RU2304376C2 |
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА | 2005 |
|
RU2305398C2 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕК | 2005 |
|
RU2289910C1 |
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА | 2002 |
|
RU2234832C2 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕК | 2005 |
|
RU2300874C2 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕК | 2005 |
|
RU2293463C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕК | 2002 |
|
RU2228023C2 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕКИ ПРИ НЕСПЛОШНЫХ РУБКАХ | 2005 |
|
RU2293462C2 |
СПОСОБ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В РАВНИННЫХ ХОЗЯЙСТВЕННО ОСВОЕННЫХ ХВОЙНО-ЛИСТВЕННЫХ ЛЕСАХ | 2005 |
|
RU2311018C2 |
Способ разработки лесосеки включает подготовку магистральных волоков, прокладываемых по ее диагоналям, погрузочных пунктов на границе квартала и пасечных волоков. Способ предусматривает использование машины флангового типа. Пасечные волоки прокладывают по траектории в виде спирали с центром в точке пересечения магистральных волоков. Спираль состоит из прямых участков с точками перегиба в местах их пересечения с магистральными волоками. Разработку лесосеки в ходе проведения на ней основных операций лесосечных работ начинают в ее центре. Вслед за перемещением машины по пасечным волокам и обработкой деревьев, расположенных на полупасеках с одной из сторон по ходу движения машины, с траекторией движения машины в виде спирали с центром в точке пересечения магистральных волоков осуществляют ее разворот и обратное движение по ранее пройденному пути с обработкой предназначенных в рубку деревьев, расположенных на других полупасеках. Способ за счет рационального размещения магистральных и пасечных волоков сокращает холостые проходы машин, задействованных на валке, повышает их производительность и уменьшает воздействия лесных трелевочных машин на почвенный покров лесосек. 1 ил.
Способ разработки лесосеки, включающий подготовку магистральных волоков, прокладываемых по ее диагоналям, погрузочных пунктов на границе квартала и пасечных волоков, предусматривающий использование машины флангового типа, отличающийся тем, что пасечные волоки прокладывают по траектории в виде спирали с центром в точке пересечения магистральных волоков, состоящей из прямых участков с точками перегиба в местах их пересечения с магистральными волоками, причем разработку лесосеки в ходе проведения на ней основных операций лесосечных работ начинают в ее центре, а вслед за перемещением машины по пасечным волокам и обработкой деревьев, расположенных на полупасеках с одной из сторон по ходу движения машины, с траекторией движения в виде спирали с центром в точке пересечения магистральных волоков осуществляют ее разворот и обратное движение по ранее пройденному пути с обработкой предназначенных в рубку деревьев, расположенных на других полупасеках.
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА | 2002 |
|
RU2234832C2 |
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА | 2005 |
|
RU2304376C2 |
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА | 2005 |
|
RU2305398C2 |
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА | 2000 |
|
RU2175830C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ РУБОК УХОДА В ЗАЩИТНЫХ ЛЕСОПОЛОСАХ | 1991 |
|
RU2035853C1 |
Авторы
Даты
2009-12-10—Публикация
2008-03-25—Подача