Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано при проведении лесозаготовительных работ.
Известен способ проведения лесозаготовительных работ, включающий валку деревьев, очистку их от сучьев на лесосеке, формирование пачек, возов и транспортировку их к месту погрузки и формирование погрузочных пакетов. (В.А.Гацкевич и др. Лесоэксплуатация. М.: Лесная промышленность, 1968, с. 7).
Недостатками известного способа являются большие трудозатраты на очистку лесосек от порубочных остатков, малый объем древесины, доставляемый на верхний склад, отсутствие возможности полезного использования сучьев, листьев и пр., а также - низкая сохранность подроста хозяйственно ценных пород и оставляемых на корню деревьев.
Известен также способ проведения лесозаготовительных работ, включающий валку деревьев, очистку их от сучьев на лесосеке, трелевку, раскряжевку хлыстов на сортименты, формирование пачек, возов, транспортировку их к месту погрузки (В.А.Гацкевич и др. Лесоэксплуатация. М.: Лесная промышленность, 1968, с.7).
Недостатками известного способа являются большие трудозатраты на очистку лесосек от порубочных остатков, малый объем древесины, доставляемый на верхний склад, отсутствие возможности полезного использования сучьев, листьев и пр., а также - низкая сохранность подроста хозяйственно ценных пород и оставляемых на корню деревьев.
Известен также способ проведения лесозаготовительных работ, включающий валку деревьев, формирование из целых сваленных деревьев пачек, возов, а затем - трелевку их к месту погрузки и формирование погрузочных пакетов (В.А.Гацкевич и др. Лесоэксплуатация. М.: Лесная промышленность, 1968, с. 7 - прототип).
Известный способ обеспечивает повышение вывозимого объема древесины за счет использования сучьев, вершин и ассимиляционного аппарата деревьев (хвои и листьев) на производство полезной продукции (топливной и технологической щепы, арболита, хвойно-витаминной муки и пр.), но имеет существенные недостатки.
Недостатками известного способа являются низкая сохранность подроста и высокая повреждаемость оставляемых на корню деревьев из-за трелевки сваленных деревьев, особенно за комли, а также низкое использование полезной грузоподъемности лесовозного транспорта из-за низкого коэффициента полнодревесности отгружаемого пакета.
Техническая задача изобретения - обеспечение высокой сохранности подроста хозяйственно ценных пород и оставляемых на корню деревьев при обеспечении высокого объема вывоза древесины и снижении трудозатрат по уходу за лесосекой, а также - снижение загрязненности лесоматериалов минеральными веществами при транспортировке, повышение полезной грузоподъемности лесовозного транспорта.
Поставленная техническая задача достигается тем, что в способе проведения лесозаготовительных работ, включающем валку деревьев, формирование пачек, возов, а затем - транспортировку их к месту погрузки и формирование погрузочных пакетов, - после валки деревьев осуществляют их разделение на комлевую и вершинную части, при этом границу раздела выполняют в зоне сваленного дерева, в которой диаметр ствола составляет величину, меньшую принятого стандартом диаметра пиловочника, пачки и возы формируют раздельно соответственно из комлевых и вершинных частей, транспортировку и пачек, и возов осуществляют без контакта с землей в полностью погруженном состоянии, причем погрузочные пакеты могут быть сформированы из пачек и возов раздельно, соответственно из комлевых частей деревьев и вершинных частей или погрузочные пакеты могут быть сформированы из пачек и возов раздельно, соответственно из комлевых частей деревьев, вершинных частей, а также - комбинированные, при этом комбинированные погрузочные пакеты формируют из пачек и возов вершинных частей деревьев и частично уплотняют уложенными сверху пачками или возами из комлевых частей деревьев.
Изобретение имеет следующие отличия от прототипа:
- после валки деревьев осуществляют их разделение на комлевую и вершинную части, при этом границу раздела выполняют в зоне сваленного дерева, в которой диаметр ствола составляет величину, меньшую принятого стандартом диаметра пиловочника;
- пачки и возы формируют раздельно соответственно из комлевых и вершинных частей;
- транспортировку и пачек, и возов осуществляют без контакта с землей в полностью погруженном состоянии;
- погрузочные пакеты могут быть сформированы из пачек и возов раздельно соответственно из комлевых частей деревьев и вершинных частей;
- погрузочные пакеты могут быть сформированы из пачек и возов раздельно соответственно из комлевых частей деревьев, вершинных частей, а также - комбинированные;
- комбинированные погрузочные пакеты формируют из пачек и возов вершинных частей деревьев и частично уплотняют уложенными сверху пачками или возами из комлевых частей деревьев.
Это позволит обеспечить высокую сохранность подроста хозяйственно ценных пород и оставляемых на корню деревьев при обеспечении высокого объема вывоза древесины и снижении трудозатрат по уходу за лесосекой, а также - снижение загрязненности лесоматериалов минеральными веществами при транспортировке, повышение полезной грузоподъемности лесовозного транспорта.
В просмотренном нами патентно-информационном фонде не обнаружено аналогичных технических решений, а также решений с указанными отличительными признаками.
Изобретение применимо и будет использовано в отрасли в 2008 г.
Способ осуществляют следующим образом.
После валки деревьев осуществляют их разделение на комлевую и вершинную части, при этом границу раздела выполняют в зоне сваленного дерева, в которой диаметр ствола составляет величину, чуть меньшую принятого стандартом диаметра (например, диаметра 16 см) пиловочника. При этом получают комлевую часть дерева (в зависимости от диаметра ствола сваленного дерева крупномерное или среднетолщинное долготье) и вершинную часть дерева. Полученные комлевые части и вершинные части деревьев укладывают вдоль волока раздельно и формируют из них транспортно-трелевочной машиной пачки, возы раздельно соответственно из комлевых и вершинных частей. Транспортировку и пачек, и возов к месту погрузки осуществляют без контакта с землей в полностью погруженном состоянии, что позволяет обеспечить высокую сохранность подроста хозяйственно ценных пород и оставляемых на корню деревьев, как при сплошной, так и при несплошной рубке и уменьшить загрязненность лесоматериалов минеральными веществами. Кроме того, при трелевке в полностью погруженном состоянии уменьшается расход смазочных материалов, т.к. при этом сопротивление перемещению пачки существенно меньше.
Для дальнейшей транспортировки полученной древесины формируют погрузочные пакеты. Погрузочные пакеты могут быть сформированы из пачек и возов раздельно соответственно из комлевых частей деревьев и вершинных частей. Кроме того, для увеличения загрузки транспортного средства частично могут быть сформированы комбинированные пакеты. Комбинированные погрузочные пакеты формируют из пачек и возов вершинных частей деревьев и частично уплотняют уложенными сверху пачками или возами из комлевых частей деревьев. Это обеспечивает снижение удельных затрат на проектирование, строительство и эксплуатацию лесовозных дорог за счет увеличения объема древесины, вывозимого с единицы лесопокрытой площади.
Следует отметить, что на лесопромышленных складах после доставки туда пакетов из вершинных частей деревьев и комбинированных пакетов из вершинных частей деревьев после очистки их от сучьев возможно выпиливать деловые (балансовые) бревна или дрова, а оставшиеся тонкомерные части (диаметром менее 8 см) вместе с кроной направлять для измельчения в топливную щепу на рубительные машины. Это обеспечивает уменьшение общей удельной себестоимости заготавливаемой древесины за счет получения дополнительного объема сверх баланса.
Таким образом, изобретение позволяет обеспечить высокую сохранность подроста хозяйственно ценных пород и оставляемых на корню деревьев при повышении объема вывоза древесины за счет использования сучьев, вершин и ассимиляционного аппарата деревьев (хвои и листьев) на производство полезной продукции (топливной и технологической щепы, арболита, хвойно-витаминной муки и пр.) и снижении трудозатрат на уход за лесосекой, а также - снизить загрязненность лесоматериалов минеральными веществами при транспортировке, повысить полезную грузоподъемность лесовозного транспорта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ВЕТРОВАЛЬНЫХ ЛЕСОСЕК | 2013 |
|
RU2533925C1 |
СПОСОБ ЛЕСОЗАГОТОВОК | 1998 |
|
RU2149536C1 |
СПОСОБ ЛЕСОЗАГОТОВКИ | 2012 |
|
RU2513528C2 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ТРАСС НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ И ЛЭП | 2012 |
|
RU2489844C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕК | 2005 |
|
RU2300874C2 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕКИ | 1997 |
|
RU2120736C1 |
Способ разработки лесосеки | 1989 |
|
SU1776371A1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ТРАСС НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ И ЛЭП | 2012 |
|
RU2488992C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ТРАСС НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ И ЛЭП | 2011 |
|
RU2473207C1 |
СПОСОБ МАШИННОЙ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ НА ЛЕСОСЕКЕ | 2001 |
|
RU2208309C1 |
Способ включает валку деревьев, формирование пачек, возов, транспортировку их трелевкой к месту погрузки и формирование погрузочных пакетов. После валки деревьев осуществляют их разделение на комлевую и вершинную части. Границу раздела комлевой и вершинной частей выполняют в зоне сваленного дерева, в которой диаметр ствола составляет величину, чуть меньшую принятого стандартом диаметра пиловочника. Пачки и возы формируют раздельно соответственно из комлевых и вершинных частей. Транспортировку трелевкой пачек и возов осуществляют без контакта с землей в полностью погруженном состоянии. Способ обеспечит высокую сохранность подроста лесохозяйственных пород и оставляемых на корню деревьев, высокий объем вывоза древесины, снижение трудозатрат по уходу за лесосекой, снижение загрязненности лесоматериалов минеральными веществами при транспортировке и повышение грузоподъемности лесовозного транспорта. 1 з.п. ф-лы.
1. Способ проведения лесозаготовительных работ, включающий валку деревьев, формирование пачек, возов, транспортировку их трелевкой к месту погрузки и формирование погрузочных пакетов, отличающийся тем, что после валки деревьев осуществляют их разделение на комлевую и вершинную части, причем границу раздела выполняют в зоне сваленного дерева, в которой диаметр ствола составляет величину, чуть меньшую принятого стандартом диаметра пиловочника, при этом пачки и возы формируют раздельно соответственно из комлевых и вершинных частей, а транспортировку трелевкой пачек и возов осуществляют без контакта с землей в полностью погруженном состоянии.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что погрузочные пакеты формируют из пачек и возов раздельно, соответственно, из комлевых частей деревьев и вершинных частей, а также комбинированно, при этом погрузочные пакеты из вершинных частей деревьев частично уплотняют уложенными сверху пачками или возами из комлевых частей деревьев.
ГАЦКЕВИЧ В.А | |||
и др | |||
Лесоэксплуатация | |||
- М.: Лесная промышленность, 1968, с.7 | |||
ХЕЙСКАНЕН В | |||
и др | |||
Лесоводство на практике | |||
- М.: Лесная промышленность, 1979, 148, 149, рис.53 | |||
ГИЛЬЦ Н.Р | |||
Несплошные рубки леса | |||
- М.: Лесная промышленность, 1986, с.168, 169 | |||
Лесозаготовительная машина | 1983 |
|
SU1132857A1 |
Способ заготовки деревьев | 1991 |
|
SU1813363A1 |
Способ заготовки деревьев | 1984 |
|
SU1250215A1 |
СПОСОБ ЗАГОТОВКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ | 1998 |
|
RU2131663C1 |
Авторы
Даты
2009-12-10—Публикация
2008-03-20—Подача