Изобретение относится к технологии заготовки древесины и может быть использована в лесной промышленности и лесном хозяйстве при разрубке трасс лесных дорог, а так же в нефтяной, газовой и энергетической отраслях при разрубке лесных территориях под нефтегазопроводы и ЛЭП.
Известен способ освоения лесосеки (Патент №873974 РФ, МКИ A01G 23/08, способ разработки лесосеки / А.П. Панычев; 2925391/29-15; Приоритет от 12.05.1980) включающий срезание и укладку деревьев валочно-пакетирующей машиной на задний коник автопоезда и последующую укладку комлевой части дерева манипулятором автопоезда на передний коник прицепа. Таким образом, из технологического процесса исключается трелевка.
Известен способ освоения лесосеки (Патент №965397 РФ, МКИ A01G 23/08. Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления / В.А. Горбачевский, В.В. Горбачевский; 2901310/29-15; Приоритет от 25.03.1980), включающий срезание и укладку деревьев валочно-погрузочной машиной на прицепное транспортное средство, которое затем задним ходом по колее, проложенной валочно-погрузочной машиной, транспортируется специальным тягачом или лебедкой к лесовозной дороге. Данный способ также исключает из технологического процесса трелевку древесины.
Недостатком указанных выше способов разработки лесосек является то, что в первом случае автопоезд, а во втором случае прицепное транспортное средство движутся по лесной целине, что затруднено на переувлажненных почвах.
Известен способ освоения лесосеки (Машинная обрезка сучьев на лесосеке / Вороницын К.И., Гуселев С.М. - М.: Лесн. пром-сть, 1989. - 272 с.) с одновременным строительством лесовозной дороги, включающий валку деревьев любым из известных способов, трелевку деревьев и укладку их в штабель вдоль трассы лесовозной дороги с последующей очисткой деревьев от сучьев сучко-резной машиной и укладкой сучьев по ширине этой трассы. Данный способ обеспечивает обустройство лесовозной дороги на переувлажненных грунтах.
Недостатком известного способа является наличие трелевки древесины, в результате чего увеличиваются энергозатраты.
Техническим результатом настоящего изобретения являются снижения энергоемкости и экологического воздействия на лесную среду лесозаготовительного процесса при разрубке трассы нефтегазопроводов и ЛЭП путем исключения из него трелевки с одновременным обустройством лесовозной дороги на переувлажненных грунтах, которая в дальнейшем будет использоваться для строительства и обслуживания нефтегазопроводов и ЛЭП.
Технический результат достигается тем, что способ разработки лесных территорий трасс нефтегазопроводов и ЛЭП содержит операции: валку и пакетирование деревьев валочно-пакетирующей машиной (ВПМ), обрезку сучьев и раскряжевку сучкорезно-раскряжевочной машиной (СРМ), погрузку и транспортировку сортиментов лесовозным автопоездом с манипулятором, который заезжает, например, задним ходом по полосе уложенных сучьев на расстояние, равное длине ленты, набора пачки, а на обратном пути, останавливаясь на рабочих позициях, погружает расположенные слева и справа от полосы сортименты до сбора полногрузной пачки, после чего осуществляется вывозка погруженных сортиментов, причем валка и обработка сваленных деревьев зависят от расположения дерева по ширине разрубаемой полосы. Согласно изобретения валочно-пакетирующая машина обрабатывает трассу двумя лентами, причем при обработке первой ленты деревья в пачки укладываются справа под углом а к оси ленты, обеспечивающей расположение пачки между колеей ВПМ и стеной леса, а СРМ движется за ВПМ на безопасном расстоянии, обрабатывая деревья таким образом, чтобы сучья укладывались на полосу движения ВПМ и СРМ, а сортименты слева от полосы по ходу движения СРМ; при разработке второй ленты ВПМ, двигаясь в обратном направлении, укладывает пачки деревьев на максимальном вылете манипулятора в сторону первой ленты, СРМ движется, в обратном направлении на безопасном расстоянии по полосе уложенных сучьев (первая лента), обрабатывая деревья таким образом, чтобы сучья укладывались на полосу движения, а сортименты справа от полосы по ходу движения СРМ.
При разработке лесных территорий трасс лесных дорог, нефтегазопроводов и ЛЭП линейные объекты имеют незначительную ширину, что позволяет вести заготовку и вывозку древесины с этих территорий без трелевки древесины с одновременным обустройством внутри трассовой дороги, причем дорога имеет определенное смещение от оси трассы. Система машин, выполняющая лесосечные работы включает валочно-пакетирующую машину (ВПМ), сучко-резно-раскряжевочную машину (СРМ) и самопогружающийся автопоезд (САП). При существующих нормативах ширина трассы леса под нефтегазотрубопроводы и ЛЭП разрабатывается двумя лентами.
Предполагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема разработки первой ленты, на фиг.2 - схема разработки второй ленты; на фиг.3 - схема погрузки сортиментов самопогружающимся автопоездом, на которых представлены: 1 - валочно-пакетирующая машина; 2 - пачка поваленных деревьев; 3 - сучкорезно-раскряжевочная машина; 4 - сучья; 5 - кучи сортиментов; 6 - самопогружающийся автопоезд; 7 - вдоль трассовая дорога.
При разработке первой ленты (фиг.1) ВПМ 1 движется по стрелке, укладывая после валки деревья в пачки 2 под углом к стене леса. Длина разрабатываемых за один прием первой и второй лент будет зависеть от принятой технологии. Она может быть равна, например, длине при которой объем сортиментов, получаемых после разработки, будет равен нагрузке на рейс самопогружающегося автопоезда. После обработки первой ленты ВПМ переходит на вторую ленту (фиг.2), причем при ее обработке деревья укладываются в пачки 2 на максимальном вылете манипулятора в сторону первой ленты.
Следом за ВПМ по первой ленте (фиг.1) движется СРМ 3, которая захватывает деревья с одной рабочей позиции и обрабатывает их, при этом очищенные сучья укладываются в полосу движения машин 4, а сортименты - в кучи 5.
Так продолжается до полной обработки первой ленты. Затем СРМ разворачивается, и, двигаясь в обратном направлении по той же полосе, поштучно обрабатывает деревья со второй ленты (фиг.2). Для этого деревья из пачки 2 поштучно захватываются и перемещаются в положение, при котором в процессе обработки сучья укладываются на полосу движения 4, а сортименты в кучи 5.
После обработки двух полос ВПМ и СРМ начинают разрабатывать следующие две ленты.
Следующий отрезок лесной трассы нефтегазопровода осуществляется выше описанным способом.
Оборудованный манипулятором лесовозный автопоезд 6 заезжает, например, задним ходом по трассе уложенных сучьев на расстояние, равное половине длины ленты набора пачки. Затем осуществляется в пределах действия манипулятора погрузка сортиментов, расположенных слева и справа. Далее автопоезд передним ходом переезжает на смежную рабочую позицию, где снова осуществляет процесс погрузки сортиментов. Процесс повторяется до сбора полногрузной пачки (фиг.3). Далее осуществляется вывозка погруженных сортиментов лесовозным автопоездом по подготовленной вдоль трассовой дороге 7.
В результате применения данного способа из технологического процесса исключается трелевка, снижается энергоемкость и количество лесозаготовительной техники, обустраивается дорога на переувлажненных грунтах для строительства и обслуживания трасс нефтегазопроводов и ЛЭП.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ТРАСС НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ И ЛЭП | 2012 |
|
RU2489844C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ТРАСС НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ И ЛЭП | 2011 |
|
RU2473207C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕКИ | 1997 |
|
RU2120736C1 |
Способ разработки лесосеки | 1989 |
|
SU1727705A1 |
СПОСОБ ЗАГОТОВКИ СОРТИМЕНТОВ | 2015 |
|
RU2617604C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕК | 2013 |
|
RU2547429C1 |
СПОСОБ ЛЕСОЗАГОТОВОК | 1998 |
|
RU2149536C1 |
СПОСОБ ЛЕСОВОДСТВА | 2003 |
|
RU2317701C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОКРЫТИЯ УСОВ НА УЧАСТКАХ С НИЗКОЙ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ ГРУНТОВ | 2011 |
|
RU2479200C2 |
СПОСОБ РАБОТЫ ВАЛОЧНО-СУЧКОРЕЗНО-РАСКРЯЖЕВОЧНОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2492628C1 |
Способ содержит операции: валку и пакетирование деревьев валочно-пакетирующей машиной, обрезку сучьев и раскряжевку сучкорезно-раскряжевочной машиной, погрузку и транспортировку сортиментов лесовозным автопоездом с манипулятором. Лесовозный автопоезд заезжает, например, задним ходом по полосе уложенных сучьев на расстояние, равное длине ленты набора пачки, а на обратном пути, останавливаясь на рабочих позициях, погружает расположенные слева и справа от полосы сортименты до сбора полногрузной пачки, после чего осуществляется вывозка погруженных сортиментов. Валка и обработка сваленных деревьев зависят от расположения дерева по ширине разрубаемой полосы. Валочно-пакетирующая машина обрабатывает трассу двумя лентами. При обработке первой ленты деревья в пачки укладывают справа под углом α к оси ленты, обеспечивающей расположение пачки между колеей валочно-пакетирующей машины и стеной леса. Сучкорезно-раскряжевочная машина движется за валочно-пакетирующей машиной на безопасном расстоянии. Сучкорезно-раскряжевочная машина обрабатывает деревья таким образом, чтобы сучья укладывались на полосу движения машин валочно-пакетирующей и сучкорезно-раскряжевочной, а сортименты слева от полосы по ходу движения сучкорезно-раскряжевочной машины. При разработке второй ленты валочно-пакетирующая машина, двигаясь в обратном направлении по ней, укладывает пачки деревьев на максимальном вылете манипулятора в сторону первой ленты. Сучкорезно-раскряжевочная машина движется в обратном направлении на безопасном расстоянии по полосе уложенных сучьев на первой ленте, обрабатывая деревья таким образом, чтобы сучья укладывались на полосу движения, а сортименты - справа от полосы по ходу движения сучкорезно-раскряжевочной машины. Способ обеспечивает снижение энергоемкости и экологического воздействия на лесную среду лесозаготовительного процесса при разрубке трассы нефтегазопроводов и ЛЭП путем исключения из него трелевки с одновременным обустройством лесовозной дороги на переувлажненных грунтах, которая в дальнейшем будет использоваться для строительства и обслуживания нефтегазопроводов и ЛЭП. 3 ил.
Способ разработки лесных территорий трасс нефтегазопроводов и ЛЭП, содержащий операции: валку и пакетирование деревьев валочно-пакетирующей машиной, обрезку сучьев и раскряжевку сучкорезно-раскряжевочной машиной, погрузку и транспортировку сортиментов лесовозным автопоездом с манипулятором, который заезжает, например, задним ходом по полосе уложеных сучьев на расстояние, равное длине ленты набора пачки, а на обратном пути, останавливаясь на рабочих позициях, погружает расположенные слева и справа от полосы сортименты до сбора полногрузной пачки, после чего осуществляется вывозка погруженных сортиментов, причем валка и обработка сваленных деревьев зависят от расположения дерева по ширине разрубаемой полосы, при этом валочно-пакетирующая машина обрабатывает трассу двумя лентами, причем при обработке первой ленты деревья в пачки укладываются справа под углом α к оси ленты, обеспечивающей расположение пачки между колеей валочно-пакетирующей машины и стеной леса, а сучкорезно-раскряжевочная машина движется за валочно-пакетирующей машиной на безопасном расстоянии, обрабатывая деревья таким образом, чтобы сучья укладывались на полосу движения машин валочно-пакетирующей и сучкорезно-раскряжевочной, а сортименты - слева от полосы по ходу движения сучкорезно-раскряжевочной машины; при разработке второй ленты валочно-пакетирующая машина, двигаясь в обратном направлении по ней, укладывает пачки деревьев на максимальном вылете манипулятора в сторону первой ленты, а сучкорезно-раскряжевочная машина движется в обратном направлении на безопасном расстоянии по полосе уложенных сучьев на первой ленте, обрабатывая деревья таким образом, чтобы сучья укладывались на полосу движения, а сортименты - справа от полосы по ходу движения сучкорезно-раскряжевочной машины.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОСЕК ПОД ВОЗДУШНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ В ЗАЩИТНЫХ ЛЕСАХ | 2007 |
|
RU2371908C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОХРАННЫХ ЗОН ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 2003 |
|
RU2233072C2 |
Способ разработки лесосеки | 1980 |
|
SU873974A1 |
Способ лесозаготовок и комплекс машин для его осуществления | 1980 |
|
SU965397A1 |
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
US 7100647 B2, 05.09.2006. |
Авторы
Даты
2013-08-10—Публикация
2012-01-19—Подача