УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2009 года по МПК F02N17/06 

Описание патента на изобретение RU2377435C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению с системой охлаждения жидкостного типа.

Известно устройство - система охлаждения жидкостного типа (Михайлов Е.В. и др. Устройство автомобиля. - М.: Машиностроение, 1981, с.61-70), содержащее радиатор, насос, соединительные патрубки.

Недостаток. Устройство не обеспечивает предпускового разогрева рабочей жидкости в системе перед пуском.

Наиболее близким устройством является (а.с. 1590581, 1990), содержащее радиатор, клапан-термостат, патрубки, теплообменник отработавших газов.

Недостаток. Регенерация отработавших газов не обеспечивает предпусковой разогрев двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Технической задачей изобретения является рекуперация тепла отработавших газов ДВС для предпускового разогрева рабочей жидкости в системе охлаждения.

Это достигается за счет того, что устройство для предпускового разогрева двигателя внутреннего сгорания, содержащее рубашку, радиатор системы охлаждения, насос системы охлаждения, глушитель, трубу глушителя, термореле, электромагнитный клан, согласно изобретению последовательно к трубопроводу для отвода отработавших газов подключен герметично тепловой аккумулятор, продольная ось теплообменника которого коаксиальна продольной оси трубопровода для отвода отработавших газов, причем герметичное пространство между двумя стенками цилиндрической формы теплообменника заполнено теплоаккумулирующим веществом, внутренний диаметр сквозного канала теплообменника равняется внутреннему диаметру трубопровода для отвода отработавших газов, а внутренняя поверхность круглой формы теплообменника контактирует с рабочей жидкостью, находящейся в пространстве теплообменника теплового аккумулятора, всасывающий приемник-поплавок при контактировании с диафрагмой замыкает электроконтакты, расширительный бак расположен выше рубашки системы охлаждения верхнего бачка радиатора и теплового аккумулятора, внутреннее пространство теплообменника теплового аккумулятора соединено через клапан поплавкового типа, трубопровод, расширительный бак и калиброванное отверстие с атмосферой.

Технический результат достигается за счет:

- рекуперации тепла отработавших газов ДВС,

- аккумулирования тепла в том числе и с использованием теплоты фазового перехода,

- возможности направления отработавших газов в глушитель, минуя тепловой аккумулятор.

Изобретение поясняется чертежами, где на

фиг.1 представлена схема подвода отработавших газов в теплоаккумулятор системы охлаждения жидкостного типа;

фиг.2 - схема теплоаккумулятора и его подключение к расширительному баку, циркуляционному насосу и системе охлаждения;

фиг.3 - схема общего вида гидросистемы устройства;

фиг.4 - схема коаксиального расположения клапана-термостата и диска клапана;

фиг.5 - схема двухстенного цилиндрической фермы теплообменника;

фиг.6 - схема дисков кольцевидной фермы, герметично привариваемых к торцам теплообменника цилиндрической формы.

Устройство состоит из тягового двигателя внутреннего сгорания (ДВС) 1 трубопроводов 2, 3, 4, 5 для отработавших газов, теплового аккумулятора для аккумулирования тепла отработавших газов ДВС 1, аккумулирующего вещества 7, например моторного масла, смеси алюминия с кремнием, бор, кремний, алюминий, железо, медь и т.д., находящиеся в порошкообразном виде, окиси магния, окиси алюминия. Рабчая жидкость, например вода, тосол, системы охлаждения 9, теплоизоляции 10 для предотвращения рассеивания тепла из рабочей жидкости теплового аккумулятора, глушителя 11 шума отработавших газов ДВС, трубы 12 глушителя, указателя 13 направления движения отработавших газов из ДВС, емкости для удержания расплава веществ (не показано) и передачи тепла от расплава рабочей жидкости, находящейся в тепловом аккумуляторе, соединительной муфты 15, циркуляционного насоса 16, термоэлектрореле 17 для управления работой электоромагнитного клапана 18 расстояний 19 и 20, эластичной диафрагмы 21 для замыкания электроконтактов 22, пружины 23, расширительного бака 24, уровня рабочей жидкости 2 трубопроводов 26, 27, 28, насоса 29 системы охлаждения, всасывающего приемника-поплавка 30, канала 31 для прохождения отработавших газов, кран 32, радиатора 33, калиброванного отверстия 34, пространства 35, клапана поплавкового типа 36, клапана-термостата 37, пружины 38, диска-клапана 39, продольной оси 40, двухстенного теплообменника 41 цилиндрической формы, продольной оси 42 трубопровода 3, стенок 43 и 44 теплообменника, сквозного отверстия 45, кольцевого диска 46, дроссельных заслонок 47 и для прохождения отработавших газов по трубопроводу 4, минуя тепловой аккумулятор 6, пространства для компенсации теплового расширения вещества 7.

В процессе работы ДВС 1 температура отработавших газов, поступающих в выпускной трубопровод 2, составляет 2000-2200 градусов Цельсия, давление 4-5 атмосфер (Лызо Г.П. и др. Тракторы, автомобили, двигатели. - М. 5 Высшая школа, 1968 г.). Отработавшие газы проходят через трубопровод 3 вовнутрь свозного канала 31, тепообменник 41, трубопроводу 5, глушитель 11 шума, трубу 12 и по указателю 13 поступают в окружающую среду. Тепло отработавших газов ДВС 1 через стенки 43 передается частично теплоаккумулирующему веществу 7. Происходит процесс накопления тепла. Причем в зависимости от вида химического состава вещества 7 может происходить и фазовый переход "твердое-жидкое" и "жидкое-твердое".

Автомобиль поставили на открытую площадку хранения в межсменное время (например, с 19 ч текущего рабочего дня до 7 завтрашнего рабочего дня). ДВС не работает. Температура окружающего воздуха минусовая. Перед запуском ДВС необходим предпусковой разогрев ДВС.

К циркуляционному насосу 16, электротермореле 17 подают электрический ток и синхронно открывают кран 32.

Из расширительного бака 24, расположенного на расстоянии 19 выше верхнего бачка радиатора 33 системы охлаждения и теплового гидроаккумулятора 6, рабочая жидкость 8 самотеком через кран 32, открытый электромагнитный клапан 18, заполнит пространство 35. Поплавок 36 всплывает. Связь пространства 35 через трубопровод 28 с расширительным баком 24 прекращается. Расстояние 20 увеличивается, а уровень 25 понижается, причем частично. Рабочая жидкость, соприкасаясь с наружными стенками 44 теплообменника 41, интенсивно нагревается. Вещество 7 при этом постепенно охлаждается.

Уже нагретая рабочая жидкость 8 из аккумулятора 6 под давлением, значительно большим, чем при работе насоса 29 системы охлаждения ДВС 1, поступает через всасывающий приемник-поплавок 30, трубопровод 27, циркуляционный насос 16, соединительную муфту 15, рубашку охлаждения 9 к клапану-термостату 37. Пружина 38 сжимается, диск-клапан 39 открывается. Рабочая жидкость 8 через открытый клапан 32 и электромагнитный клапан поступает в пространство 35.

Это продолжается до тех пор, пока в рубашке 9 рабочая жидкость 8 не достигнет температуры, например, восьмидесяти градусов Цельсия. Срабатывает электротермореле 17. Электромагнитный клапан 18 закроется. Уровень 25 повысится. В пространстве 35 уменьшится количество рабочей жидкости 8. Клапан-поплавок 36 опустится. По трубопроводу 28 проходит воздух.

Приемник-поплавок 30, соприкасаясь, деформирует диафрагму 21. Замыкаются электроконтакты 22, из-за чего прекращается работа циркуляционного насоса 16. Диск-клапан 39 закрывается.

Частички влаги, оставшиеся от рабочей жидкости 8 на поверхности внутренних стенок емкостей 14, испаряются. Пар по трубопроводу 28, расширительному баку 24, отверстию 34 поступает в окружающую среду.

Разогрев ДВС закончен. Закрывают кран 32. Отключают подачу электрического тока в электроцепь питания циркуляционного насоса 16 и электротермореле 17. Электроклапан 18 открывается. Пускают ДВС 1. Процесс аккумулирования тепловой энергии отработавших газов ДВС 1 аналогично повторяется. При потребности направлять отработавшие газы мимо теплового аккумулятора 6 к глушителю 11 шума заслонки 47 и 48 перекрывают трубопровод 3, синхронно открывая трубопровод 4 для их выхода в атмосферу.

Похожие патенты RU2377435C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ОДНОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ 2008
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Елена Николаевна
RU2382950C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2488015C1
УСТРОЙСТВО ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО БЕСШАТУННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО НА ПЫЛЕВИДНОМ ТОПЛИВЕ 2010
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Елена Николаевна
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Белоусов Юрий Васильевич
RU2450136C2
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2573435C2
УСТРОЙСТВО ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО БЕСШАТУННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО НА ПЫЛЕВИДНОМ ТОПЛИВЕ 2008
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Елена Николаевна
RU2382890C2
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА 2001
  • Шульгин В.В.
  • Николаенко Г.А.
  • Кулыгин Д.А.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2230929C2
УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Елена Николаевна
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Потапов Семен Юрьевич
  • Доломанжи Георгий Петрович
  • Белоусов Юрий Васильевич
RU2399784C2
Система подогрева механической коробки передач транспортного средства 2023
  • Орехов Алексей Александрович
  • Спицын Иван Алексеевич
  • Тимохин Сергей Викторович
  • Оликов Александр Валерьевич
  • Овтов Владимир Александрович
RU2811884C1
УСТРОЙСТВО УМЕНЬШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ 2010
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Елена Николаевна
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Белоусов Юрий Васильевич
RU2449913C2
Способ комплексной утилизации энергии выхлопных газов в моторно-трансмиссионных установках самоходных машин и система для его реализации 2022
  • Крохта Геннадий Михайлович
  • Усатых Николай Александрович
  • Хомченко Егор Николаевич
  • Иванников Алексей Борисович
RU2803593C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 377 435 C1

Реферат патента 2009 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению с системой охлаждения жидкостного типа. Устройство содержит рубашку, радиатор, насос, глушитель с трубой, термореле, согласно изобретению к трубопроводу 3 для отвода отработавших газов последовательно подключен тепловой аккумулятор, продольная ось 40 теплообменника 41 которого коаксиальна продольной оси трубопровода 3 для отвода отработавших газов, причем герметичное пространство между двумя стенками 43 и 44 цилиндрической формы теплообменника 41 заполнено теплоаккумулирующим веществом 7, внутренний диаметр сквозного канала 31 теплообменника 41 равняется внутреннему диаметру трубопровода 3 для отвода отработавших газов, а наружная поверхность круглой формы теплообменника 41 контактирует с рабочей жидкостью, находящейся в пространстве 35 теплообменника теплового аккумулятора 6, всасывающий приемник-поплавок 30 при контактировании с диафрагмой 21 замыкает электроконтакты 22, расширительный бак 24 расположен выше рубашки системы охлаждения верхнего бачка радиатора и теплового аккумулятора 6, внутреннее пространство 35 теплообменника теплового аккумулятора 6 соединено через клапан поплавкового типа 36, трубопровод 28, расширительный бак 24 и калиброванное отверстие 34 с атмосферой. Изобретение обеспечивает рекуперацию тепла отработавших газов двигателя внутреннего сгорания для предпускового разогрева рабочей жидкости в системе охлаждения. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 377 435 C1

Устройство для предпускового разогрева двигателей внутреннего сгорания, содержащее рубашку, радиатор системы охлаждения, насос системы охлаждения, глушитель, трубу глушителя, термореле, электромагнитный клапан, отличающееся тем, что последовательно к трубопроводу для отвода отработавших газов подключен герметично тепловой аккумулятор, продольная ось теплообменника которого коаксиальна продольной оси трубопровода для отвода отработавших газов, причем герметичное пространство между двумя стенками цилиндрической формы теплообменника заполнено теплоаккумулирующим веществом, внутренний диаметр сквозного канала теплообменника равняется внутреннему диаметру трубопровода для отвода отработавших газов, а внутренняя поверхность круглой формы теплообменника контактирует с рабочей жидкостью, находящейся в пространстве теплообменника теплового аккумулятора, всасывающий приемник-поплавок при контактировании с диафрагмой замыкает электроконтакты, расширительный бак расположен выше рубашки системы охлаждения верхнего бачка радиатора и теплового аккумулятора, внутреннее пространство теплообменника теплового аккумулятора соединено через клапан поплавкового типа, трубопровод, расширительный бак и калиброванное отверстие - с атмосферой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2377435C1

СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Гулин С.Д.
  • Шульгин В.В.
  • Яковлев С.А.
RU2075626C1
СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОЙ ТЕПЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДВС И ГИДРОПРИВОДА СДМ 2004
  • Карнаухов Н.Н.
  • Конев В.В.
  • Разуваев А.А.
  • Юринов Ю.В.
RU2258153C1
RU 2059049 C1, 27.04.1996
DE 3217758 A1, 17.11.1983
DE 3300946 A1, 19.07.1984.

RU 2 377 435 C1

Авторы

Мартынюк Николай Павлович

Мартынюк Елена Николаевна

Кожухарь Иван Дмитриевич

Вилфриед Фитткау

Даты

2009-12-27Публикация

2008-08-11Подача