Изобретение относится к области специальных взрывных работ, в частности к обрушению зданий и сооружений в стесненных условиях населенных пунктов, когда необходимо исключить разлет осколков и минимизировать действие воздушной ударной волны.
Наиболее распространенным способом перехвата осколков и снижения интенсивности воздушной ударной волны в стесненных условиях является установка перед взрываемой поверхностью специальных укрытий различных конструкций. Это могут быть деревянные щиты толщиной не менее 50 мм, перекрывающие подбиваемый участок стены, проволочные сетки, закрепленные на деревянных стойках, защитные стенки из мешков с песком и защитные деревянные заборы, располагаемые вдоль обрушаемой стены с зазором 0,3-0,5 м, заполняемым песком /1, с.85-87/. Основным их недостатком является сложность монтажа и во многих случаях одноразовое применение.
Наиболее близким, по существу, решаемой задачи является способ отработки высоких уступов в стесненных условиях, согласно которому производят подготовку к взрыву размещением на боковом откосе высокого уступа ниже взрываемого слоя полотна легкого плетеного мата с утяжелителем, после этого бурят взрывные скважины, осуществляют их заряжание и производят взрывание, в котором на всех открытых поверхностях взрываемого участка слоя для исключения разлета кусков породы при взрыве размещают двухслойное газопроницаемое укрытие, нижний слой которого выполнен из металлической сетки, а верхний из матов, связанных из изношенных автомобильных шин, при этом нижнюю часть укрытия бокового откоса опускают под легкий плетеный мат не менее чем наполовину диаметра шины /2/. Такое укрытие позволяет исключить разлет кусков горной массы.
Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является исключение разлета осколков и снижение интенсивности ударной воздушной волны при взрывных работах по обрушению зданий и сооружений в стесненных условиях.
Поставленная задача достигается тем, что в способе обрушения зданий и сооружений в стесненных условиях с укрытием, включающем бурение шпуров по заданной сетке, зарядку их, размещение двухслойного газопроницаемого укрытия из изношенных автомобильных шин и металлической сетки и взрывание объекта, согласно изобретению выше взрываемого участка стены устанавливают анкеры, навешивают на них несущую связь и подвешивают к ней укрытие после монтажа взрывной сети; изношенные автомобильные шины размещают над шпурами в один или два слоя, связывая их между собой, поверх шин навешивают металлическую сетку, растягивая ее снизу утяжелителем.
Для снижения интенсивности ударной воздушной волны внутрь шин устанавливают пенопласт толщиной не менее 70 мм.
На фиг.1 схематично изображена реализация способа без пенопласта; на фиг.2 - с пенопластом.
Способ обрушения зданий и сооружений в стесненных условиях с укрытием осуществляют следующим образом.
В стене 1 здания или сооружения, предназначенного под снос, бурят взрывные шпуры 2 под заряд ВВ 3 и забойку 4. Над ними бурят вспомогательные шпуры и размещают в них анкеры 5 для подвески несущей связи 6. После подвески несущей связи 6, например проволоки-катанки диаметром 6-8 мм, выполняют заряжание шпуров и монтаж взрывной сети. Затем на несущую связь 6 с помощью стропов 7, например из той же проволоки-катанки, подвешивают изношенные автомобильные шины 8 от любых легковых автомобилей. Шины 8 размещают в два слоя так, чтобы перекрыть корпусом устья шпуров 2 и связывают их между собой связями 9, например, проволокой-катанкой. Можно располагать шины в один ряд, размещая внутрь их отверстий пенопласт 10. Толщина пенопласта, как показали наши экспериментальные исследования, должна быть не менее 70 мм, только тогда он эффективно гасит воздушную ударную волну. Поверх шин растягивают металлическую сетку 11 с размерами ячеек, выбранными в зависимости от близости охраняемых объектов - чем они ближе, тем ячейки мельче. Сетку 11 закрепляют вверху за несущую связь 6, а снизу к ней прикрепляют утяжелители 12, например те же шины с мешками песка, массой 30-50 кг. Это позволяет равномерно растянуть сетку, удаленную от стенки 1 на достаточное расстояние. На этом подготовка к взрыву заканчивается.
Пример валки здания на свое основание с применением газопроницаемого укрытия по заявляемому способу, расположенного в пос.Пивань на расстоянии 40-45 м от жилых домов.
После детонации зарядов ВВ 3 происходит выброс забойки 4 из шпуров 2 и одновременно разлет осколков в той части здания, где нет укрытия. Укрытие же перекрывает устья шпуров 2 либо корпусами шин 8, либо кусками пенопласта 9, что позволяет снизить интенсивность воздушной ударной волны, а сетка 11 исключает разброс осколков. Разлет осколков произошел только из зоны, не защищенной укрытием. Удаление сетки от стены повышает ее улавливающую способность и снижает ее повреждение осколками, что позволяет использовать ее неоднократно, как и шины.
Таким образом, заявляемый способ обрушения зданий и сооружений в стесненных условиях под укрытием обеспечивает обрушения объектов без разлета осколков с пониженной интенсивностью ударной воздушной волны, позволяя тем самым решить поставленную задачу.
Источники информации
1. Технические правила ведения взрывных работ на земной поверхности. - М.: Недра, 1972. - 240 с.
2. Патент Российской Федерации №2314419, МКИ 7 Е21С 41/26, F42D 5/05 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ВЫСОКИХ УСТУПОВ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ | 2006 |
|
RU2314419C1 |
СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ ПОД УКРЫТИЕМ | 2010 |
|
RU2461796C2 |
СПОСОБ ВЗРЫВАНИЯ УСТУПОВ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ | 2006 |
|
RU2317521C1 |
СПОСОБ ВЗРЫВАНИЯ ПОД УКРЫТИЕМ ИЗ АВТОШИН | 2006 |
|
RU2329464C1 |
УКРЫТИЕ МЕСТ ВЗРЫВА ИЗ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН | 2009 |
|
RU2405125C1 |
УКРЫТИЕ МЕСТ ВЗРЫВА ИЗНОШЕННЫМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ШИНАМИ | 2006 |
|
RU2314490C1 |
СПОСОБ ВЗРЫВАНИЯ УСТУПОВ ПОД УКРЫТИЕМ И МЕХАНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2292010C2 |
УКРЫТИЕ МЕСТ ВЗРЫВА ИЗНОШЕННЫМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ШИНАМИ | 2006 |
|
RU2314489C1 |
СПОСОБ ВЗРЫВАНИЯ УСТУПОВ ПОД УКРЫТИЕМ | 2004 |
|
RU2265796C1 |
УКРЫТИЕ МЕСТ ВЗРЫВА МАТАМИ ИЗ ШИН | 2004 |
|
RU2265798C1 |
Изобретение относится к области специальных взрывных работ, в частности к обрушению зданий и сооружений в стесненных условиях населенных пунктов, когда необходимо исключить разлет осколков и минимизировать действие воздушной ударной волны. Способ обрушения с укрытием, включающий бурение шпуров по заданной сетке, зарядку их, размещение двухслойного газопроницаемого укрытия из изношенных автомобильных шин и металлической сетки и взрывание объекта. Выше взрываемого участка стены устанавливают анкеры, навешивают на них несущую связь и подвешивают к ней укрытие после монтажа взрывной сети. Изношенные автомобильные шины размещают над шпурами в один или два слоя, связывая их между собой. Поверх шин навешивают металлическую сетку, растягивая ее снизу утяжелителем. Для снижения интенсивности ударной воздушной волны внутрь шин устанавливают пенопласт толщиной не менее 70 мм. Изобретение позволяет исключить разлет осколков и снизить интенсивность ударной воздушной волны. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ обрушения зданий и сооружений в стесненных условиях с укрытием, включающий бурение шпуров по заданной сетке, зарядку их, размещение двухслойного газопроницаемого укрытия из изношенных автомобильных шин и металлической сетки и взрывание объекта, отличающийся тем, что выше взрываемого участка стены устанавливают анкеры, навешивают на них несущую связь и подвешивают к ней укрытие после монтажа взрывной сети, изношенные автомобильные шины размещают над шпурами в один или два слоя, связывая их между собой, поверх шин навешивают металлическую сетку, растягивая ее снизу утяжелителем.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для снижения интенсивности ударной воздушной волны внутрь шин устанавливают пенопласт толщиной не менее 70 мм.
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ВЫСОКИХ УСТУПОВ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ | 2006 |
|
RU2314419C1 |
Насыпь | 1990 |
|
SU1779273A3 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЗДАНИЙ | 2006 |
|
RU2301398C1 |
СПОСОБ ВЗРЫВАНИЯ УСТУПОВ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ | 2006 |
|
RU2317521C1 |
СПОСОБ ОБРУШЕНИЯ ЗДАНИЯ ИЛИ СООРУЖЕНИЯ | 2006 |
|
RU2318178C1 |
US 4315463 А, 16.02.1982. |
Авторы
Даты
2010-01-20—Публикация
2008-05-19—Подача