Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, и может быть использовано в психологии.
Большинство известных способов диагностики состояния тревожности основано на последующем анализе ответов пациентов на ряд вопросов, сформулированных для взрослых. Детям такие вопросы и ответы на них зачастую непонятны.
Известен способ диагностики состояния тревожности, входящий в патент №2296504 RU, включающий непрерывную регистрацию длительностей интервалов R-R и диагностику по изменениям параметров скатерограммы длительностей R-R. Однако известный способ диагностики состояния тревожности не позволяет отдифференцировать синдромы тревожности ситуативной и личностной.
Задача - дифференциальная инструментальная диагностика непосредственно в момент исследования синдромов тревожности ситуативной и личностной.
Сущность предложенного способа диагностики состояния тревожности, заключающегося в непрерывной регистрации длительностей интервалов R-R и диагностику по изменениям параметров скатерограмм длительностей R-R, состоит в поэтапной регистрации R-R
во-первых - при инструктаже о задании
во-вторых - при выполнении задания
в-третьих - при окончании задания и при диапазонах длительностей
1) от 480 до 610 мс,
2) от 520 до 560 мс,
3) от 478 до 525 мс
и плотном компактном «облаке» ниже середины биссектрисы диагностируют личностно-тревожный синдром, а при диапазонах
1) от 440 до 860 мс,
2) от 615 до 870 мс,
3) от 440 до 800 мс
и разреженном «облаке» диагностируют синдром ситуативной тревожности.
Способ диагностики поясняется фиг.1 и 2, где приведены скатерограммы эталонов исследования.
На фигурах по осям Х и Y отложены длительности R-R в мс, по одной - текущая, по другой - последующая.
На фиг.1 приведены скатерограммы, характерные для пациента с синдромом личностной тревожности на каждом этапе диагностики.
На фиг.2 - скатерограммы, характерные для синдром ситуативной тревожности на каждом этапе.
Предложенный способ диагностики реализуют так: 1) инструктируют пациента о поручаемом ему задании, 2) пациент выполняет это задание, работает, 3) пациент оканчивает задание. На каждом из трех этапов у пациента непрерывно регистрируют ритмограмму R-R и строят скатерограммы для каждого этапа. Затем анализируют характеристики этих скатерограмм и по результатам анализа диагностируют разновидность синдрома тревожности у пациента.
Пример 1.
К испытуемому подключают отводящие ЭКС электроды
1) испытуемому предъявляют и объясняют задания, например, в виде теста Люшера;
2) испытуемый выполняет тест, разбирая тест-картинки по своим предпочтениям;
3) испытуемый заканчивает выполнение теста.
Регистрируют непрерывно электритмограмму длительностей R-R все три периода и одновременно строят их скатерограмму, отображая ее на экране электрокардиоскопа. Результаты исследования приведены в табл.№1 и отображены на фиг.1.
Как видно из фиг.1 и таблицы 1 скатерограммы имеют весьма характерный вид - они все очень компактные, плотные, смещены по биссектрисе вниз от ее середины, на первом и третьем этапе вытянуты вдоль нее. Это свидетельствует о монотонности сердечного ритма, что является диагностическим признаком доминирования эмоционально отрицательной реакции (страха). Характерно, что в момент выполнения задания по сравнению с начальным этапом инструктажа вариабельность сердечного ритма сократилась до 40 мс и мало увеличилась (до 50 мс) даже после успешного выполнения теста. Это говорит о том, что положительной эмоции у испытуемого не возникло.
Диагноз - синдром личностной тревожности. Установлен при инструментальном исследовании в его процессе.
Пример 2.
Операции все аналогичны, как в примере 1. Результаты регистрации и обработки интервалов R-R ЭКС приведены в табл.2 и на фиг.2.
Как видно из табл.2 и фиг.2 скатерограммы пациента имеют также весьма характерный вид и характеристики на всех этапах. Диапазоны длительностей R-R растянуты. Имеет место разброс длительностей на каждом этапе. «Размазанность облака» при инструктаже говорит о страхе перед ситуацией. Уплотнение облака и обретение им четких границ на этапе выполнения теста говорит об удовлетворительной концентрации внимания, нивелировавшей реакцию испуга. Растяжение уплотненного облака вдоль биссектрисы при успешном окончании теста говорит о положительной эмоциональной реакции, отсутствии страха при завершении всего исследования и диагнозе синдрома ситуативной тревожности.
Способ позволяет выполнять инструментальную дифференциальную экспресс-диагностику синдромов тревожности объективно, в реальном масштабе времени, независимо от профессионализма выполняющего диагностику.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦНС | 2005 |
|
RU2313277C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2005 |
|
RU2296504C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦНС | 2005 |
|
RU2297790C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОПЕРАТОРА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ | 2006 |
|
RU2314031C1 |
Способ индивидуальной клинико-психологической реабилитации пациентов с постковидным синдромом | 2022 |
|
RU2783330C1 |
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2014 |
|
RU2589643C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ | 2009 |
|
RU2402268C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ АДАПТОЛОМ У ЖЕНЩИН В ПОСТМЕНОПАУЗЕ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ | 2010 |
|
RU2459580C2 |
Способ прогнозирования риска формирования панического расстройства на ранней стадии заболевания | 2016 |
|
RU2644309C1 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2019 |
|
RU2722936C1 |
Изобретение относится к медицине, может быть использовано в педиатрии и психологии. Проводят непрерывную регистрация кардиоинтервалов (R-R) и одновременное построение скатерограмм при выполнении задания. При этом регистрацию осуществляют на трех этапах: при инструктаже о задании, при выполнении задания со сретодочением, при окончании выполнения задания. Если на первом этапе «облако» R-R скатерограммы является плотным, расположено ниже середины биссектрисы и регистрируется в диапазоне от 480 до 610 мс, на втором этапе - от 520 до 560 мс, на третьем этапе - от 478 до 525 мс диагностируют синдром личностной тревожности, а при разреженном «облаке», которое на первом этапе регистрируется в диапазоне от 440 до 860 мс, на втором этапе - от 615 до 870 мс, на третьем - от 440 до 800 мс - диагностируют синдром ситуационной тревожности. Способ расширяет арсенал средств для диагностики состояний тревожности. 2 табл., 2 ил.
Способ диагностики состояния тревожности, включающий непрерывную регистрация кардиоинтервалов (R-R) и одновременное построение скатерограмм при выполнении задания, отличающийся тем, что регистрацию осуществляют на трех этапах: при инструктаже о задании, при выполнении задания со сретодочением, при окончании выполнения задания и, если на первом этапе "облако" R-R скатерограммы является плотным, расположено ниже середины биссектрисы и регистрируется в диапазоне от 480 до 610 мс, на втором этапе - от 520 до 560 мс, на третьем этапе - от 478 до 525 мс диагностируют синдром личностной тревожности, а при разреженном "облаке", которое на первом этапе регистрируется в диапазоне от 440 до 860 мс, на втором этапе - от 615 до 870 мс, на третьем - от 440 до 800 мс - диагностируют синдром ситуационной тревожности.
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦНС | 2005 |
|
RU2297790C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦНС | 2005 |
|
RU2313277C2 |
СПОСОБ ЗАКАНЧИВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОБЫВАЮЩЕЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ С ПРОВЕДЕНИЕМ ПОИНТЕРВАЛЬНОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО РАЗРЫВА ПЛАСТА | 2014 |
|
RU2564316C1 |
АГАДЖАНЯН Н.А | |||
Физиологические механизмы респираторных феноменов при тревожных и депрессивных расстройствах | |||
- Физиология человека, 2002, 28, 3, с.112-122 | |||
LAVOIE K.L | |||
et al | |||
Heart rate variability in coronary artery disease patients with and without panic disorder | |||
Psychiatry Res | |||
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
Авторы
Даты
2010-01-27—Публикация
2008-02-22—Подача