Изобретение относится к психологии, а именно к способам психологической адаптации детей к стрессовым факторам, в частности, в стоматологии.
Проблема контроля над болью в современной стоматологии успешно решается с помощью анестезии. Однако у детей дошкольного возраста страх перед лечением зубов чаще всего связан именно со страхом перед уколами, что становится основной причиной, которая вынуждает родителей проводить лечение зубов у детей под ОБЩИМ НАРКОЗОМ и подвергать их жизнь определенному риску.
Известна цветовая диагностика эмоций ребенка по методике Ореховой (1), которая позволяет провести диагностику шкалы духовных ценностей, личностных отношений и социальных эмоций у ребенка в возрасте от 5 до 11 лет. Процедура теста Ореховой предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям и состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании - раскрашивание цветовой дорожки, во втором задании - ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живет» ряд нравственных социальных категорий: счастье-горе, справедливость обида, дружба-ссора, доброта-злоба, восхищение-скука, в третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает. Всем цветам задания слева направо приписываются баллы, по которым оценивается уровень ситуационной тревожности ребенка. Однако описанная методика является первичной диагностикой эмоционального состояния ребенка именно в детском саду и не предполагает проведение игровой коррекции непосредственно в стоматологическом кабинете, что важно для определения степени готовности ребенка к непосредственному лечению зубов.
Известен способ коррекции психоэмоционального состояния (2), когда осуществляют арт-терапию рисованием на внутренних поверхностях объемного носителя рисунка. При этом клиента размещают внутри этого объемного носителя, снабжая его набором средств для нанесения рисунка. Далее с клиентом проводят обсуждение ассоциаций и переживаний при создании рисунка, интерпретацию рисунка клиентом. Проводят вербализацию опыта, приобретенного при создании рисунка, и предлагают клиенту сформулировать выводы по решению проблемы, а для закрепления полученной коррекции осуществляют дополнительную консультацию. Способ позволяет создать эффект погружения, обусловленный отсутствием границ рисунка и внешней стимуляции, приводящий к эффекту «инсайта», внутреннего озарения, когда человек за счет погружения в собственные мысли и чувства, не боясь запретов и оценки, создает новые модели и решения для своих жизненных ситуаций. Однако в описанном способе не определяются уровни подготовки человека к стресс-факторам.
Задачей изобретения является обеспечение эмоциональной адаптации ребенка к стрессовым факторам непосредственно перед стоматологическим лечением и во время его проведения с помощью методов арт-терапевтической и направленной игровой коррекции.
Поставленная задача решается способом психологической адаптации детей к стоматологическому лечению, заключающимся в нескольких сеансах поэтапного использования рисуночной терапии и направленной игровой коррекции, формировании доверительного контакта между врачом и ребенком, отличающимся тем, что при осмотре в стоматологическом кресле с помощью игровой коррекции и заданий по раскрашиванию и рисованию для определения ситуативной и личностной тревожности, осуществляется адаптация ребенка к стрессовым факторам стоматологического лечения и проводится в зависимости от уровня адаптации и уровней ситуативной и личностной тревожности профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и состояния зубов, заканчивающееся арт-терапевтическим сеансом, заключающимся в создании нового рисунка или дорисовке уже начатого рисунка с параллельной положительной оценкой поведения ребенка и вручением ему подарка в качестве поощрения.
При этом определение уровня адаптации ребенка-пациента к стрессовым факторам осуществляется по шкале адаптации к стоматологическим стрессорам (ШАСС), содержащей градацию уровней эмоционального реагирования на стрессовые факторы и этапы стоматологического лечения по Таблице, указанной в описании.
По результатам тестирования на тревожность и определения уровня адаптации делается вывод о готовности ребенка к лечению кариеса без применения анестезии или с анестезией в зависимости от уровня адаптации и градации эмоционального стереотипного ответа у ребенка на соответствующий стрессор, определенной по ШАСС (см. таблицу).
Применение ШАСС основано на ранжировании стрессовых стоматологических факторов по степени агрессивности и возникших эмоциональных ответных стереотипов реагирования у ребенка при проведении направленной игровой коррекции и при проведении стоматологических лечебно-профилактических мероприятий.
Способ реализуется следующим образом.
Первичная диагностика эмоционального состояния - определение уровня ситуативной и личностной тревожности ребенка проводится в стоматологическом кабинете в индивидуальной форме в начале приема.
Каждому пациенту, перед тем как посадить его в стоматологическое кресло, предлагается выполнение двух заданий, которые выполняются на одном стандартном листе бумаги. Первое задание - для определения уровня ситуативной тревожности (модифицированный тест Ореховой) - в форме раскрашивания цветовой дорожки и второе задание - создание рисунка - проективного теста «Нарисуй себя» или «Моя семья» - для определения личностной тревожности ребенка. Первый рисунок (с двумя заданиями) применяется для диагностики и эмоциональной коррекции одновременно, т.к. рисунок помогает установить контакт и доверие между врачом и ребенком, снять психологическое напряжение, сформировать позитивный стереотип поведения ребенка. Затем, в стоматологическом кресле, после направленной игровой коррекции ему проводится профилактическое лечение (или только определенная часть лечения, в зависимости от уровня его эмоционального состояния), после чего ребенку опять предлагалось сделать рисунок.
Динамика эмоционального состояния и тревожности определяется на основании цветовых предпочтений и изменений в выборе цвета в рисунках, а также анализа характера и особенностей изображения в рисунке.
Направленная игровая коррекция проводится в этом же кабинете, в стоматологическом кресле в форме обыгрывания "страхов", связанных со стоматологическими стрессорами, которыми являются:
- острые стоматологические инструменты для работы в полости рта,
- агрессивные стрессоры в виде направленной струи воздуха, воды,
- стрессоры, вызывающие дискомфорт в полости рта, - ватные валики, слюноотсос,
- стрессоры, вызывающие неприятные вкусовые ощущения (серебрение и покрытие зубов фторлаком),
- стрессоры, вызывающие болезненность при воздействии на зуб, - ручной стоматологический экскаватор, микромотор, турбина,
- стрессоры, вызывающие наибольший страх, - уколы для обезболивания. В этом случае определенные стрессоры и манипуляции, связанные с ними, демонстрируются ребенку, их действия объясняются и проигрываются вместе с ним на специальных игрушках-заместителях, помогающих рефлексии страха и предупреждающих появление негативной реакции и стимулируют формирование необходимого позитивного стереотипа реагирования.
Затем проводится непосредственное профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и уровня адаптации соответственно ШАСС и состояния зубов:
- чистка зубов;
- покрытие зубов фторлаком;
- серебрение кариозных зубов;
- герметизация фиссур;
- лечение кариеса нетравматическими инвазивными методами;
- лечение кариеса с предварительным обезболиванием.
Если возникает необходимость проведения анастезии перед болезненной обработкой зуба, то, после ее проведения, ребенку - в этот интервал времени, необходимый для "замораживания" и достижения эффекта обезболивания, предлагается занятие рисуночной терапией. В этот момент рисунок выполняет задачу - отвлечение внимания ребенка в момент замораживания и появления онемения в области лица. Рисунок может быть новым или ребенок продолжает дорисовывать свой предыдущий рисунок.
На заключительном этапе, который осуществляется в этом же кабинете после проведения профилактического или стоматологического лечения проводится завершающий арт-терапевтический сеанс с созданием нового рисунка или продолжением - дорисовкой первого рисунка, что зависит от поведения ребенка, его настроения и желания.
В конце лечения врач должен обязательно высказать свою положительную оценку поведению ребенка - поддержать его, даже в случае имеющегося эмоционального выплеска во время лечения или подготовки к лечению и вручить подарок (книжки-раскраски, зубные щетки, шары, мыльные пузыри, игрушки и т.д.) в качестве поощрения с выражением пожелания о дальнейшем сотрудничестве и надежде новой встречи.
Примеры:
1) Кирилл Л., 4,5 года
Личностная тревожность - средняя;
Ситуативная тревожность уменьшилась до 3 баллов;
Поведенческая реакция - улучшилась от средней до позитивной;
Уровень адаптации - IV
Прогноз поведения - позитивный.
Лечение прошло на положительном эмоциональном настрое, ребенок выразил желание придти еще раз лечить зубы.
2) Ваня П., 3,5 года
Личностная тревожность - высокая;
Ситуативная тревожность - уменьшилась до 5 баллов;
Поведенческая реакция - изменилась с неблагоприятной на среднюю;
Уровень адаптации - III
Прогноз поведения - изменился с неблагоприятного на благоприятный.
Лечение прошло на фоне неустойчивого эмоционального настроения, связанного с высокой тревожностью матери. Желание прийти на лечение еще раз сформировалось в достаточной степени.
3) Катя З., 3,5 года
Личностная тревожность - средняя;
Ситуативная тревожность уменьшилась до 5 баллов;
Поведенческая реакция - позитивная;
Уровень адаптации - IV
Прогноз поведения - благоприятный.
Ребенок проявил интерес к лечению и выразил желание прийти еще раз.
4) Даша У., 4 года
Личностная тревожность - высокая:
Ситуативная тревожность уменьшилась до 7 баллов;
Поведенческая реакция - сомнительная;
Уровень адаптации - II
Прогноз поведения - неблагоприятный.
Интерес к лечению появился, но эмоциональное состояние улучшилось в незначительной степени (определяется уровнем тревожности матери).
5) Аня С., 5 лет
Личностная тревожность - высокая;
Ситуативная тревожность уменьшилась до 8 баллов;
Поведенческая реакция - сомнительная;
Уровень адаптации - V
Прогноз поведения - сомнительный.
Поведение и эмоции зависели от того, кто приводил ребенка: бабушка или мама. Поведение матери (гиперопека и тревожность) не способствовало адаптации. Лечение ребенка без матери проходило более эффективно.
Применение рисунка и игровой коррекции помогают установлению контакта и взаимопонимания между врачом и ребенком, способствуют формированию положительной доминанты, которая помогает ребенку преодолеть внутренний психологический барьер неуверенности и страха, оказывает влияние на формирование позитивного поведения при лечении зубов, а также повышает уверенность в себе, как личности.
Для детей раннего возраста от 3-х лет, а также для детей с задержками и нарушениями психического развития и детей-аутистов данный способ помогает преодолеть проблемы в установлении контакта и может быть альтернативой лечению зубов под общим наркозом.
Кроме того, применение способа позволяет осуществлять стоматологическое лечение без наркоза, который противопоказан некоторым детям по медицинским показаниям.
Использованная литература:
1. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Орехова О.А. - СПб.: Речь, 2006 г.
2. Патент РФ на изобретение №2369412, 2008 г.
ции
Оценка стереотипа эмоционального реагирования
Изобретение относится к психологии, а именно к способам психологической адаптации детей к стрессовым факторам, в частности, в стоматологии. Проводят несколько сеансов поэтапного использования рисуночной терапии и направленной игровой коррекции, формирования доверительного контакта между врачом и ребенком. При осмотре в стоматологическом кресле с помощью игровой коррекции и заданий по раскрашиванию и рисованию для определения ситуативной и личностной тревожности, осуществляется адаптация ребенка к стрессовым факторам стоматологического лечения и проводится в зависимости от уровня адаптации и уровней ситуативной и личностной тревожности профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и состояния зубов. Заканчивают терапию арт-терапевтическим сеансом, заключающимся в создании нового рисунка или дорисовке уже начатого рисунка с параллельной положительной оценкой поведения ребенка и вручением ему подарка в качестве поощрения. При этом определение уровня адаптации ребенка-пациента к стрессовым факторам возможно осуществить по шкале адаптации к стоматологическим стрессорам. Способ обеспечивает эмоциональную адаптацию ребенка к стрессовым факторам непосредственно перед стоматологическим лечением и во время его проведения. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 пр.
1. Способ психологической адаптации детей к стоматологическому лечению, заключающийся в нескольких сеансах поэтапного использования рисуночной терапии и направленной игровой коррекции, формировании доверительного контакта между врачом и ребенком, отличающийся тем, что при осмотре в стоматологическом кресле с помощью игровой коррекции и заданий по раскрашиванию и рисованию для определения ситуативной и личностной тревожности осуществляется адаптация ребенка к стрессовым факторам стоматологического лечения и проводится в зависимости от уровня адаптации и уровней ситуативной и личностной тревожности профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и состояния зубов, заканчивающемся арт-терапевтическим сеансом, заключающимся в создании нового рисунка или дорисовке уже начатого рисунка с параллельной положительной оценкой поведения ребенка и вручением ему подарка в качестве поощрения.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что определение уровня адаптации ребенка-пациента к стрессовым фактором осуществляется по шкале адаптации к стоматологическим стрессорам (ШАСС) по Таблице, указанной в описании, содержащей градацию уровней эмоционального реагирования на стрессовые факторы и этапы стоматологического лечения.
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | 2008 |
|
RU2369412C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ | 2002 |
|
RU2233179C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО МЕТОДУ А.М. ЛУГОВОЙ | 2006 |
|
RU2313282C1 |
РАЙНОВ Н.А | |||
Комплексное лечение стоматологических больных в клинике терапевтической стоматологии с применением психотерапии | |||
дис | |||
к.м.н | |||
- М., 1986, с.112-120 | |||
КИСЕЛЕВА В.Г | |||
Взаимоотношения врачей и пациентов на детском стоматологическом приеме и пути их улучшения. |
Авторы
Даты
2012-06-10—Публикация
2010-12-14—Подача