УСТРОЙСТВО КОРПУСА СУДНА, СНИЖАЮЩЕЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ СУДОВ Российский патент 2010 года по МПК B63B1/32 

Описание патента на изобретение RU2380268C2

Описание изобретения

Изобретение относится к судостроению и касается устройства и особой формы корпуса, снижающие гидродинамическое сопротивление водоизмещающих судов.

Известно, что существующие формы судов обладают особенностью, когда ток жидкости в носовой части изменяет свое направление и уходит вниз под днище; в кормовой части движение тока повторяется в обратном направлении. Жидкость, выведенная из равновесия динамически в носовой части, поднимается вследствие инерции на высоту, затем опускается и далее совершает колебательные движения, давая таким образом начало судовым волнам.

Имеются данные (Павленко Г.Е. Сопротивление воды движению судов. Водтрансиздат, М., 1953) о влиянии на снижение сопротивления судов с применением «бульбовых» очертаний носовой оконечности, характеризующейся особым вздутием у форштевня судна, дающею снижение волнового сопротивления.

Недостаток «бульбовидных» форм носовой оконечности судов заключается в том, что он не изменяет существенно характер обтекания корпуса жидкостью, присущий для всех форм судов.

Аналогом изобретения является устройство (полезная модель №22460 от 08.08.2001) для снижения гидродинамического сопротивления судов, удовлетворяющее гидродинамическому свойству полого усеченного конуса, ориентированного малым сечением в сторону движения. При этом насадка, выполненная в виде полого усеченного конуса, устанавливается перед носовой частью судна.

Недостатком данного устройства является применение его для полностью погруженного подводного судна, что затрудняет его применение для судов, движущихся в разделе двух сред.

Цель изобретения - создание устройства для корпуса водоизмещающего судна, снижающего его гидродинамическое сопротивление.

Эта цель достигается благодаря тому, что в носовой части судна устанавливается устройство в форме пространственной решетки, имеющей каналы, сформированные горизонтальными и вертикальными плоскостями, и которая облегает на 1/3 длины судна его носовую часть. Носовая форма корпуса имеет клиновидную форму, борта прямые вертикальные, днище на всем протяжении судна плоское.

Пространственная решетка создает на всей длине канала ламинарный режим движения жидкости. Сужение корпуса, начиная с района заднего среза каналов решетки, позволяет снизить сопротивление формы корпуса. Равномерное, параллельное обтекание корпуса жидкостью при плоском его днище аналогично обтеканию глубокопогруженных тел, что снижает волновое сопротивление корпуса.

Сущность изобретения выявляется при рассмотрении чертежа (фиг.1), на котором показаны общий вид корпуса судна с устройством, боковой вид (фиг.2) и сечение по А-А (фиг.3). Корпус сформирован из клиновидной носовой части, составляющая до 1/3 длины судна, с углом 36-40°; прямых вертикальных бортов 2, сходящиеся к корме под углом 10-14°, плоского днища 3.

В носовой части корпуса закреплено устройство 4 в виде пространственной решетки, расположенной вниз по высоте от ватерлинии до плоского днища. Верхняя и нижняя плоскости устройства перепущены за боковые поверхности.

Жидкость набегает на переднюю часть пространственной решетки, далее движется по каналам, облегающим корпус, до заднего среза, находящегося на уровне окончания клиновидной носовой части судна.

Похожие патенты RU2380268C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОГРУЖЁННЫХ СУДОВ 2014
  • Куканков Сергей Николаевич
  • Чупятов Дмитрий Сергеевич
RU2540357C1
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 2013
  • Анцев Георгий Владимирович
  • Платонов Сергей Вячеславович
  • Кузнецов Григорий Павлович
  • Айзен Семен Наумович
  • Юркин Феликс Александрович
  • Лосев Юрий Викторович
  • Крюков Михаил Сергеевич
RU2562086C2
АСИММЕТРИЧНОЕ СУДНО 2015
  • Тапхаев Владимир Николаевич
RU2629637C2
ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ СУДНО С ВОЗДУШНЫМИ КАВЕРНАМИ НА ДНИЩЕ 2010
  • Горбачев Юрий Николаевич
  • Мещанов Евгений Александрович
  • Пустошный Александр Владимирович
  • Сверчков Андрей Владимирович
RU2461489C2
ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ СУДНО С ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНОЙ НА ДНИЩЕ 2014
  • Анцев Георгий Владимирович
  • Платонов Сергей Вячеславович
  • Кузнецов Григорий Павлович
  • Айзен Семен Наумович
  • Юркин Феликс Александрович
  • Лосев Юрий Викторович
  • Крюков Михаил Сергеевич
RU2569509C1
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2016
  • Голубенко Михаил Иванович
  • Киндеев Евгений Александрович
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2644496C1
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2723200C1
Стабилизированный корпус однокорпусного килевого парусного/парусно-моторного судна 2015
  • Водопьянов Игнат Михайлович
RU2623348C1
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СУДНА В ВОДЕ И СУДНО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ВОДЕ ПО УПОМЯНУТОМУ СПОСОБУ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ 2009
  • Гржебин Михаил Зиновьевич
  • Гржебин Юрий Михайлович
  • Гржебин Константин Михайлович
RU2416543C1
ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ СУДНО С ВОЗДУШНЫМИ КАВЕРНАМИ 2011
  • Горбачев Юрий Николаевич
  • Мещанов Евгений Александрович
  • Пустошный Александр Владимирович
  • Сверчков Андрей Владимирович
RU2488511C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 380 268 C2

Реферат патента 2010 года УСТРОЙСТВО КОРПУСА СУДНА, СНИЖАЮЩЕЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ СУДОВ

Изобретение относится к судостроению и касается создания корпусов судов с уменьшенным гидродинамическим сопротивлением. Корпус судна, в носовой части которого установлено устройство в форме пространственной решетки, характеризуется тем, что пространственная решетка имеет каналы, сформированные горизонтальными и вертикальными плоскостями, и облегает на 1/3 длины судна его носовую часть. Носовая часть такого судна может иметь клиновидную форму. У этого корпуса судна его борта на всей его длине могут иметь вертикальное положение и, начиная с района заднего среза пространственной решетки, сужаются в корму к диаметральной плоскости под углом 10-14°. Кроме того, днище корпуса судна может быть плоским. Пространственная решетка может ограничиваться по глубине на уровне днища. Изобретение позволяет создавать благоприятный ток жидкости вдоль корпуса судна в виде параллельных линий для снижения гидродинамического сопротивления движению корпуса судна. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 380 268 C2

1. Корпус судна, в носовой части которого установлено устройство в форме пространственной решетки, характеризующийся тем, что пространственная решетка имеет каналы, сформированные горизонтальными и вертикальными плоскостями, и облегает на 1/3 длины судна его носовую часть.

2. Корпус судна по п.1, характеризующийся тем, что носовая часть судна имеет клиновидную форму.

3. Корпус судна по п.1, характеризующийся тем, что борта корпуса на всей его длине имеют вертикальное положение и, начиная с района заднего среза пространственной решетки, сужаются в корму к диаметральной плоскости под углом 10-14°.

4. Корпус судна по п.1, характеризующийся тем, что его днище по всей длине является плоским, на уровне которого ограничивается по глубине пространственная решетка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2380268C2

Приспособление для уменьшения сопротивления у судов, самолетов и т.п. 1928
  • Апарин А.В.
SU18097A1
JP 2003276675 A, 02.10.2003.

RU 2 380 268 C2

Авторы

Латышев Иван Александрович

Шаманин Юрий Леонидович

Даты

2010-01-27Публикация

2007-10-19Подача