СПОСОБ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ С ПИЛОТИРУЕМЫХ ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ Российский патент 2010 года по МПК B64G1/62 

Описание патента на изобретение RU2381967C1

Изобретение относится к космической технике, а именно к способам доставки грузов с пилотируемых орбитальных станций на поверхность Земли.

Известен способ доставки грузов с пилотируемой орбитальной станции на поверхность Земли с использованием американского пилотируемого космического челнока "Шаттл", в соответствии с которым отправляемый груз помещают в грузовой отсек челнока, в заданной точке орбиты совместного полета станции и "Шаттл'а" отделяют последний от станции, в расчетной точке траектории полета челнока его затормаживают до скорости, обеспечивающей вход "Шаттл'а" в плотные слои атмосферы в точке с заданными координатами, и отслеживают с помощью наземных средств наблюдения спуск и посадку транспортного аппарата с грузом в заданном районе (Спейс-Шаттл. В книге: "Космонавтика. Энциклопедия", Москва, "Советская энциклопедия", 1985, с.375-376 [1]).

Известен также способ доставки грузов с пилотируемой орбитальной станции "Мир" и Международной космической станции на поверхность Земли с использованием российского автоматического транспортного космического аппарата "Прогресс" (Сборник РКК "Энергия" им. С.П.Королева под редакцией Ю.П.Семенова, 1996, с.342-345 [2]). В этом случае доставка груза как таковая осуществляется отделяемым от транспортного аппарата "Прогресс" спускаемым в атмосфере аппаратом "Радуга", а сам аппарат "Прогресс" уводится в зону затопления.

В соответствии с этим способом на борту орбитальной станции груз укладывают в контейнер, помещают грузовой контейнер в герметичный отсек спускаемого аппарата "Радуга", размещаемого в транспортном аппарате "Прогресс", в заданной точке орбиты совместного полета отделяют аппарат "Прогресс" от станции, который затем ориентируют в нужном направлении отделения аппарата "Радуга" и затормаживают в заданной точке траектории его полета до скорости, обеспечивающей вход в плотные слои атмосферы отделяемого спускаемого аппарата "Радуга" с грузовым контейнером в точке с заданными координатами, отслеживают с помощью наземных средств наблюдения спуск аппарата в плотной атмосфере, и после посадки осуществляют его поиск и эвакуацию грузового контейнера к месту назначения.

При реализации названных известных способов для соответствующей ориентации и торможения до скорости схода с орбиты спускаемого аппарата с грузовым контейнером используется реактивная двигательная установка транспортного космического аппарата - соответственно, челнока "Шаттл" или аппарата "Прогресс". В результате того, что в доставке груза участвуют эти космические транспортные аппараты, доставка грузов с пилотируемых орбитальных станций на поверхность Земли обходится чрезвычайно дорого.

Кроме того, очевидно также, что ни "Шаттл", ни спускаемый аппарат "Радуга", используемый только совместно с аппаратом "Прогресс", не пригодны для оперативного решения задачи доставки грузов с пилотируемой орбитальной станции на поверхность Земли, вне связи со сроками полета аппаратов типа "Шаттл" или "Прогресс" с Земли к орбитальной станции.

К предлагаемому изобретению наиболее близок известный способ, описанный в [2].

Изобретение направлено на получение технического результата, заключающегося в обеспечении высокой оперативности доставки грузов на поверхность Земли при одновременном снижении необходимых для такой доставки материальных затрат.

Предлагаемый способ, как и наиболее близкий к нему известный, включает размещение подлежащего доставке на поверхность Земли груза в грузовом контейнере спускаемого аппарата, отделение спускаемого аппарата от орбитальной станции, торможение для схода с орбиты и перехода на траекторию снижения спускаемого аппарата в плотной атмосфере, наблюдение с помощью наземных средств за траекторией спуска аппарата в атмосфере, приземление, поиск и эвакуацию контейнера к месту назначения.

Для достижения указанного выше технического результата в предлагаемом способе, в отличие от наиболее близкого к нему известного, используют спускаемый аппарат, имеющий герметичный надувной отсек с гибкой термостойкой оболочкой, выполненной с возможностью приобретения сферической формы при заполнении ее газом. Внутри этого отсека размещают грузовой контейнер и источник газа, прикрепляя грузовой контейнер к гибкой оболочке. После отделения спускаемого аппарата от орбитальной станции осуществляют наддув указанного отсека газом и увеличивают размеры его гибкой оболочки до достижения сферической формы. Торможение спускаемого аппарата для схода с орбиты и перехода на траекторию снижения его в плотной атмосфере осуществляют только за счет аэродинамической силы, возникающей во время полета в разреженных слоях атмосферы. Наблюдение за спускаемым аппаратом ведут в нескольких точках траектории торможения в разреженной атмосфере после полного наддува его отсека, при этом определяют параметры траектории аппарата, по значениям которых определяют и уточняют время и координаты входа аппарата в плотные слои атмосферы и ожидаемую точку посадки. В качестве источника газа могут быть использованы баллон высокого давления или генератор газа. Подача газа может быть начата по команде, подаваемой от датчика времени, находящегося на спускаемом аппарате, или по радиокоманде с орбитальной станции.

Использование спускаемого аппарата с надуваемым герметичным отсеком и размещение груза в контейнере, помещаемом внутри этого отсека, позволяет иметь необходимое количество таких аппаратов на орбитальной станции ввиду незначительности их массы и объема, который они занимают в состоянии, предшествующем наддуву. В сочетании с торможением такого аппарата в разреженной атмосфере только за счет использования аэродинамической силы это позволяет планировать спуск груза на Землю и осуществлять его оперативно, т.е. полностью независимо от сроков полета к орбитальной станции пилотируемых или автоматических возвращаемых аппаратов, имеющих двигательную установку. Очевидна также несопоставимость материальных затрат при использовании предлагаемого способа по сравнению с доставкой грузов на Землю с помощью таких возвращаемых аппаратов. Использование спускаемого аппарата, герметичный надувной отсек которого выполнен с возможностью приобретения сферической формы, обеспечивает самоориентирование в потоке только в одном направлении и устойчивый, без колебаний полет до самой поверхности Земли. Это достигается благодаря аэродинамическим свойствам спускаемого аппарата, центр масс которого смещен вперед по отношению к направлению полета относительно геометрического центра сферы, поскольку гибкую оболочку надувного отсека прикрепляют к размещаемому внутри нее грузовому контейнеру. Описанные выше особенности наблюдения за спускаемым аппаратом и определения параметров его траектории позволяют прогнозировать место посадки и обеспечить своевременную эвакуацию доставленного груза. В случае посадки спускаемого аппарата на водную поверхность надутая герметичная оболочка обеспечивает его плавучесть (непотопляемость).

Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых показаны:

- на фиг.1 - спускаемый аппарат, используемый при осуществлении предлагаемого способа, в виде, который этот аппарат имеет в процессе торможения в разреженных слоях атмосферы;

- на фиг.2 - характер изменения высоты и скорости вдоль траектории торможения спускаемого аппарата;

- на фиг.3 - расчетные зависимости максимальной температуры герметичной оболочки спускаемого аппарата от ее размеров и массы аппарата с грузом при торможении в атмосфере;

- на фиг.4 - расчетные зависимости скорости посадки на поверхность Земли спускаемого аппарата с грузом от его массы и размеров.

Предлагаемый способ может быть осуществлен с помощью устройства, представляющего собой спускаемый аппарат надувной конструкции, показанный на фиг.1.

Этот аппарат содержит (фиг.1) грузовой контейнер 1 с жесткой носовой частью 5, размещенный внутри герметичного отсека 2, образованного гибкой термостойкой оболочкой 3. Последняя прикреплена к жесткой носовой части 5 по всему ее периметру с уплотнением 4. Гибкая герметичная термостойкая оболочка с внутренней стороны выполнена из газонепроницаемого материала (например, из полиимидной пленки или прорезиненной ткани, используемой в дирижаблестроении), а с внешней стороны имеет многослойную гибкую теплозащиту (например, из слоев кремнеземной ткани, пропитанных сублимирующим веществом). В герметичном отсеке 2 размещен также управляемый источник 6 газа, установленный на внутренней стороне жесткой носовой части 5. Источник 6 газа может представлять собой баллон высокого давления или генератор газа. Кроме того, в отсеке 2 размещены радиосредства 7 для обнаружения спускаемого аппарата наземными средствами и исполнительное средство 8 для включения наддува, соединенное с управляемым источником 6 газа. Исполнительное средство 8 содержит элемент 9 для приведения в действие управляемого источника 6 газа, соединенный с элементом 10, представляющим собой датчик времени или средство для приема радиокоманды, передаваемой с орбитальной станции.

При появлении необходимости отправить на поверхность Земли груз (результаты экспериментов, носители отснятой информации и др. материалы) специалисты экипажа орбитальной станции укладывают его в грузовой контейнер 1 и присоединяют гибкую оболочку 3 с уплотнением 4 к жесткой носовой части 5 контейнера 1 по всему ее периметру. Образуемый при этом герметичный отсек 2 спускаемого аппарата ограничен гибкой оболочкой 3 и носовой частью 5 грузового контейнера 1. Поэтому грузовой контейнер 1 находится внутри герметичного отсека 2, т.е. гибкая оболочка 3 полностью охватывает контейнер 1 (а также управляемый источник 6 газа с исполнительным средством 8 для включения наддува и радиосредства 7 для обнаружения спускаемого аппарата наземными средствами). На этой стадии гибкая оболочка 3 сложена в компактный объем.

Далее спускаемый аппарат с герметичной оболочкой 3, сложенной в компактный объем, устанавливают в шлюзовую камеру орбитальной станции, откуда с помощью механического толкателя шлюзовой камеры отделяют спускаемый аппарат от орбитальной станции.

При этом спускаемый аппарат с грузовым контейнером первоначально движется практически по той же орбите, что и орбитальная станция.

После отхода спускаемого аппарата от орбитальной станции на безопасное для раскрытия оболочки 3 расстояние от источника 6 внутрь герметичного отсека 2 подают газ. Подачу газа начинают спустя фиксированный промежуток времени после отхода спускаемого аппарата от орбитальной станции с помощью элемента 9 для приведения в действие управляемого источника 6 по команде от датчика времени, находящегося на спускаемом аппарате (в этом случае элемент 9 (фиг.1) является таким датчиком), или по радиокоманде с орбитальной станции (в этом случае элемент 9 (фиг.1) является средством для приема такой команды, а момент формирования команды определяют на орбитальной станции члены ее экипажа или автоматические средства станции). В результате наддува оболочка 3 расправляется и принимает сферическую форму, показанную на фиг.1.

Торможение спускаемого аппарата с контейнером начинается за счет аэродинамической силы, возникающей при обтекании наполненной газом гибкой оболочки 3 газом разреженной (высотной) атмосферы. Эта сила мала и зависит от размера спускаемого аппарата, определяемого размерами герметичного отсека 2, образованного наполненной газом гибкой оболочкой 3. Орбита спускаемого аппарата под действием этой силы эволюционирует, т.е. периодически изменяются во времени скорость V движения (линия 11 на фиг.2) и высота Н (линия 12, там же). Торможение спускаемого аппарата в этом примере начинается при начальной высоте его орбиты, равной высоте орбиты орбитальной станции, составляющей 400 км.

При этом спускаемый аппарат самоориентируется в набегающем потоке газа атмосферы жесткой частью 5 грузового контейнера 1 вперед за счет переднего по отношению к центру наполненной газом оболочки 3 расположения центра его тяжести, и эта балансировка остается единственной при всех режимах обтекания (свободномолекулярном, ламинарном, турбулентном) и для любых скоростей движения в диапазоне от гиперзвуковых до низких дозвуковых.

Продолжительность спуска грузов по предлагаемому способу зависит от размеров спускаемого аппарата и массы его с грузом и может составлять от нескольких часов до нескольких суток.

Из фиг.2 следует, что время эволюции орбиты спускаемого аппарата сферической формы диаметром 20 м и массой 400 кг составляет примерно 62 часа (около 2,6 суток). При этом аппарат до входа в плотные слои атмосферы на высоте 100 км совершает 40 витков вокруг Земли.

Таким образом, спускаемый аппарат в течение длительного времени совершает обороты вокруг Земли, постепенно из-за аэродинамического торможения снижаясь и приобретая соответствующую скорость для входа в плотную атмосферу. После полного наддува герметичного отсека отслеживают наземными средствами наблюдения движение спускаемого аппарата по сигналам его радиосредств 7 в нескольких разнесенных по времени точках его траектории. При этом определяют параметры орбитального движения спускаемого аппарата и расчетным путем с использованием этой информации определяют координаты ожидаемой точки и время входа аппарата в плотную атмосферу (на высоте около 100 км) и соответствующей точки посадки спускаемого аппарата на поверхность Земли. Заблаговременное определение точки посадки аппарата дает возможность подготовить и отправить в район посадки экспедицию, осуществляющую поиск и эвакуацию груза к месту назначения.

Во время торможения гибкая оболочка 3 спускаемого аппарата нагревается под воздействием высокоскоростного встречного потока как разреженного, так и затем плотного газа атмосферы. Результаты расчета реализуемых при этом уровней теплового потока и прогрева оболочки в зависимости от ее радиуса R показывают, что при торможении спускаемого аппарата сферической формы и, например, массой 400 кг, температура Тр герметичной оболочки 3 спускаемого аппарата на всем протяжении спуска не превышает 600°С, если диаметр (2R) сферы равен 20 м, и 320°С у аппарата диаметром 60 м (см. фиг.3; линии 13, 14 и 15 соответствуют значениям массы аппарата 200, 300 и 400 кг).

На фиг.4 представлены результаты расчетов зависимости скорости посадки Vп от размеров надувного герметичного отсека сферической формы с орбитальной станции, находящейся на высоте 400 км (R - радиус сферы, линии 16, 17 и 18 соответствуют значениям массы аппарата 200, 300 и 400 кг). Из этих результатов следует, что скорость посадки на поверхность Земли таких спускаемых аппаратов составляет от 2 до 7 м/с, что является вполне приемлемым для сохранения груза при ударе о поверхность.

Таким образом, с одной стороны, использование на начальной стадии спуска груза и далее вплоть до его посадки на поверхность Земли пассивного аэродинамического торможения в предлагаемом способе доставки груза с пилотируемой орбитальной станции избавляет от необходимости использовать дорогостоящие реактивные системы ориентации и торможения, и, с другой стороны, обеспечивает возможность оперативной доставки груза с орбиты в любой момент времени при отсутствии пристыкованных к орбитальной станции специальных транспортных аппаратов.

Источники информации

1. Спейс-Шаттл. В книге: "Космонавтика. Энциклопедия", Москва, "Советская энциклопедия", 1985, с.375-376.

2. Сборник РКК "Энергия" им. С.П.Королева под редакцией Ю.П.Семенова, 1996, с.342-345.

Похожие патенты RU2381967C1

название год авторы номер документа
Спускаемый аппарат-буксир для снятия космических объектов с орбиты 2015
  • Финченко Валерий Семенович
  • Алифанов Олег Михайлович
  • Кульков Владимир Михайлович
  • Фирсюк Сергей Олегович
  • Терентьев Вадим Васильевич
RU2626788C2
Космический аппарат с устройством аэродинамического торможения для увода космических объектов с орбиты в атмосферу Земли и способ управления его полетом 2020
  • Фирсюк Сергей Олегович
  • Кульков Владимир Михайлович
  • Егоров Юрий Григорьевич
  • Юн Сон Ук
RU2748483C1
Возвращаемый с околоземной орбиты научно-исследовательский космический аппарат 2015
  • Финченко Валерий Семенович
  • Кульков Владимир Михайлович
  • Фирсюк Сергей Олегович
  • Терентьев Вадим Васильевич
RU2634608C2
СПОСОБ ДОСТАВКИ ЭКИПАЖА С ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ НА ОКОЛОЛУННУЮ ОРБИТУ И ВОЗВРАЩЕНИЯ С ОКОЛОЛУННОЙ ОРБИТЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ 2008
  • Стойко Сергей Федорович
  • Лобыкин Андрей Александрович
  • Щукин Андрей Николаевич
  • Сизенцев Геннадий Алексеевич
  • Медведев Николай Геннадиевич
  • Егоров Николай Алексеевич
RU2376214C1
СПОСОБ ВОЗВРАТА РАКЕТНОЙ СТУПЕНИ НА ЗЕМЛЮ И РАКЕТНАЯ СТУПЕНЬ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО СПОСОБА 2021
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2771550C1
КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 1996
  • Феоктистов Константин Петрович
RU2093431C1
Способ и устройство для многократного вывода в космос и возвращения негабаритного груза и способ использования негабаритного груза на других планетах 2012
  • Александров Олег Александрович
RU2627902C2
Многоцелевой трансформируемый гермоотсек 2019
  • Денисов Владимир Дмитриевич
RU2736982C1
МНОГОРАЗОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ С ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЫ НА ОКОЛОЛУННУЮ ОРБИТУ ТУРИСТОВ ИЛИ ПОЛЕЗНЫХ ГРУЗОВ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ 2019
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2736657C1
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ В КОСМОС МНОГОРАЗОВОЙ ТРАНСПОРТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Подгорнов Геннадий Андреевич
  • Шахмистов Владимир Михайлович
  • Шахов Валентин Гаврилович
  • Колготин Олег Вячеславович
RU2331551C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 381 967 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ С ПИЛОТИРУЕМЫХ ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ

Изобретение относится к способам доставки грузов с помощью спускаемых аппаратов (СА), взаимодействующих с атмосферой. СА имеет герметичный надувной отсек (2) с гибкой термостойкой оболочкой (3), приобретающей сферическую форму при заполнении ее газом. Внутри герметичного отсека (2) размещают источник (6) газа и грузовой контейнер (1). Последний прикрепляют к оболочке (3) герметичного отсека (2). После отделения СА от орбитальной станции осуществляют наддув отсека (2) газом и увеличивают размеры его оболочки (3) до достижения ею сферической формы. Торможение СА для схода с орбиты и перехода на траекторию снижения в плотной атмосфере осуществляют только за счет аэродинамической силы, возникающей во время полета в разреженных слоях атмосферы. После полного наддува отсека (2) наблюдение за СА ведут по сигналам его радиосредств (7) в нескольких точках траектории торможения в разреженной атмосфере. При этом определяют параметры траектории СА, по которым уточняют прогнозируемые время и координаты входа СА в плотные слои атмосферы и точку посадки. Техническим результатом изобретения является высокая оперативность доставки грузов на поверхность Земли при одновременном снижении сопутствующих материальных затрат. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 381 967 C1

1. Способ доставки грузов с пилотируемой орбитальной станции на поверхность Земли, включающий размещение подлежащего доставке груза в грузовом контейнере спускаемого аппарата, отделение спускаемого аппарата от орбитальной станции, торможение аппарата, наблюдение с помощью наземных средств за траекторией спуска аппарата в атмосфере, последующее его приземление, поиск грузового контейнера и эвакуацию его к месту назначения, отличающийся тем, что используют спускаемый аппарат, имеющий герметичный надувной отсек с гибкой термостойкой оболочкой, выполненной с возможностью приобретения сферической формы при заполнении ее газом, размещают внутри герметичного надувного отсека источник газа и грузовой контейнер, прикрепляют последний к гибкой оболочке указанного отсека, после отделения спускаемого аппарата от орбитальной станции осуществляют наддув этого отсека газом и увеличивают размеры его гибкой термостойкой оболочки до достижения сферической формы, торможение спускаемого аппарата для схода с орбиты и перехода на траекторию снижения его в плотной атмосфере осуществляют только за счет аэродинамической силы, возникающей во время полета в разреженных слоях атмосферы, а наблюдение за спускаемым аппаратом ведут в нескольких точках траектории торможения в разреженной атмосфере после полного наддува его герметичного отсека, при этом определяют параметры траектории аппарата, по значениям которых определяют и уточняют время и координаты входа аппарата в плотные слои атмосферы и ожидаемую точку посадки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве источника газа используют баллон высокого давления.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве источника газа используют генератор газа.

4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что подачу газа начинают по команде, подаваемой от датчика времени, находящегося на спускаемом аппарате.

5. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что подачу газа начинают по радиокоманде с орбитальной станции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2381967C1

US 5242134 А, 07.09.1993
US 3330510 А, 11.07.1967
US 6830222 А, 14.12.2004
US 3212730 А, 19.10.1965
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ НА ПОВЕРХНОСТЬ ПЛАНЕТ, ИМЕЮЩИХ АТМОСФЕРУ 1997
RU2133697C1
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ СПУСКА В АТМОСФЕРЕ ПЛАНЕТЫ И СПОСОБ ЕГО СПУСКА В АТМОСФЕРЕ ПЛАНЕТЫ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Семенов Ю.П.
  • Решетин А.Г.
  • Болотин В.А.
  • Брюханов Н.А.
  • Дядькин А.А.
  • Макарьев О.Е.
RU2213682C2
Инженерный справочник по космической технике
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
- М.: Воениздат МО СССР, 1977, с.226.

RU 2 381 967 C1

Авторы

Финченко Валерий Семенович

Пичхадзе Константин Михайлович

Иванков Александр Андреевич

Даты

2010-02-20Публикация

2008-12-25Подача