УСТРОЙСТВО ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2010 года по МПК F02P3/04 F02P15/00 

Описание патента на изобретение RU2384728C2

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), конкретно к системам зажигания, и может быть использовано в двигателестроительной промышленности и, в частности, в автомобилестроении.

Дороговизна и необходимость экономии топлива заставляет применять в ДВС все более «бедные» рабочие смеси, для зажигания которых требуется более энергичная искра. Например, в автомобильных двигателях обычная энергия искры в 30 миллиджоулей уже недостаточна, поэтому для увеличения энергии искры применяют электронные системы зажигания с накоплением энергии в конденсаторах и (или) в индуктивности бобины, что требует увеличения ее мощности, а значит, и металлоемкости (габаритов). Однако увеличение энергии в первичной обмотке бобины недостаточно эффективно из-за низкого КПД преобразования энергии в бобине и других цепях ее первичной обмотки. Из-за недостаточной эффективности в последнее время контактная классическая система зажигания почти вытеснена полупроводниковыми электронными системами. Классическая контактная система зажигания ДВС и многочисленные разновидности электронных систем зажигания [1] обладают общим недостатком, а именно сложностью увеличения энергии искры из-за ограничений, накладываемых бобиной, поэтому обе эти группы систем зажигания приняты за общий прототип из-за наличия у них бобины (катушки зажигания). Влияет на зажигание смеси и продолжительность искры: чем продолжительнее во времени искра, тем полнее сгорает смесь. При пуске двигателя помогает многоискровое зажигание по этой причине. Из практики известно: если в электронном зажигании индуктивная фаза искры короткая, сравнимая с короткой емкостной фазой, то смесь полностью не сгорает и наблюдается значительный пережог топлива, вместо экономии в сравнении с классической контактной системой зажигания. Задачей данного изобретения явилось создание устройства зажигания ДВС, обеспечивающего сгорание «бедных» рабочих смесей в цилиндре двигателя за счет увеличения энергии и длительности искры между электродами свечи зажигания. Данная задача решается путем подвода дополнительной энергии непосредственно во вторичную обмотку бобины системы зажигания, накопленной в конденсаторе от преобразователя напряжения при пробое искрового промежутка свечи от основной системы зажигания.

За счет того что индуктивность вторичной обмотки бобины и емкость накопительного конденсатора достаточно велики (порядка 10 кОм и несколько мкФ), то образуемый ими последовательный колебательный контур имеет большую постоянную времени, что увеличивает время разряда конденсатора и искры в свече. Эффективность этого устройства зажигания возрастает при низкоомной вторичной обмотке бобины (менее 10 кОм) из-за уменьшения потери напряжения в обмотке и увеличения силы тока в искровом промежутке и, соответственно, энергии искры.

Технически задача решается включением между началом вторичной обмотки бобины и массой параллельной цепи из накопительного конденсатора соответствующей емкости и преобразователя напряжения в качестве зарядного устройства в обычную систему зажигания (контактную или электронную). Технический результат такого устройства зажигания ДВС заключается в увеличении энергии и длительности разряда между электродами свечи зажигания. Энергия разряда еще больше возрастает при низкоомной вторичной обмотке бобины.

На чертеже приведена схема устройства зажигания ДВС с электроконтактной системой зажигания. Схема с электронной системой зажигания аналогична.

Классическая электроконтактная система зажигания содержит источник питания (аккумуляторная батарея) 1, замок зажигания 2, к которому подключена первичная обмотка I бобины 3. Второй конец первичной обмотки через контактную пару 4 трамблера подключен к массе 5. Параллельно контактной паре подключен искрогасящий конденсатор 6. Высоковольтный вывод вторичной обмотки бобины, не связанный гальванически с первичной обмоткой, через накопительный конденсатор 9 подключен к массе 5. Параллельно накопительному конденсатору подключен преобразователь напряжения 10, который предназначен для заряда конденсатора.

Устройство зажигания ДВС работает следующим образом. При включении замка зажигания 2 и замкнутых контактах прерывателя 4 через первичную обмотку бобины 3 начинает протекать увеличивающийся во времени ток и бобина 3 накапливает индуктивную энергию. Конденсатор 9 заряжается от преобразователя напряжения 10 до напряжения, меньшего, чем напряжение пробоя между электродами свечи зажигания, чтобы исключить произвольное искрообразование в свечах (менее 1000 В).

Когда контакты 4 разрываются, индуктивная энергия трансформируется во вторичную обмотку бобины 3 в виде импульса высокого напряжения, который через распределитель зажигания 7 трамблера пробивает очередной искровой промежуток свечи и через вторичную обмотку бобины начинает разряжаться накопительный конденсатор 9, заряженный от преобразователя напряжения 10. За счет индуктивной энергии, трансформированной из первичной обмотки бобины 3, и емкостной дополнительной энергии, накопленной в конденсаторе 9, развивается резонансный колебательный процесс в последовательном колебательном контуре, образованном из вторичной обмотки бобины 3 и накопительного конденсатора 9. По завершении искры, когда контакты 4 снова замыкаются, в бобине 3 снова накапливается индуктивная энергия, а в конденсаторе 9 - емкостная. Из-за большой индуктивности вторичной обмотки бобины и большой емкости конденсатора период колебания получается большой, поэтому искра получается длительной, что способствует лучшему зажиганию рабочей смеси в цилиндре двигателя. За счет дополнительной энергии, накопленной в конденсаторе 9, энергия искры возрастает, так как увеличивается сила тока через искровой промежуток свечи. Указанные два фактора позволяют сжигать «бедные» смеси и приводят к сокращению расхода горючего.

На сопротивлении вторичной обмотки бобины падает значительная энергия разряда, поэтому эффективность системы зажигания резко возрастает с бобиной, имеющей низкоомную вторичную обмотку из-за увеличенного тока разряда. Таким образом, достигается технический результат изобретения, заключающийся в увеличении энергии и длительности искрового разряда между электродами свечи зажигания. Энергия разряда еще более возрастает, если бобина содержит низкоомную вторичную обмотку.

К другим преимущества устройства зажигания ДВС относится простота устройства для увеличения энергии и длительности искрового разряда и возможность использования существующих устройств для начального инициирующего разряда, то есть контактной или электронной системы зажигания без увеличения их мощности.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАРАННИКОВ С.П. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 1970, стр.158-222.

2. ХОДАСЕЕВИЧ А.Г. и др. Справочник по устройству и ремонту электронных приборов автомобилей. Часть 1. Электронные системы зажигания. М.: Антелком. 2005, стр.8-25, 27-33.

Похожие патенты RU2384728C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Ткаленко Александр Васильевич
  • Сидоров Виктор Савватьевич
RU2100643C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ГОРЮЧИХ СМЕСЕЙ 2003
  • Зайцев А.Г.
RU2235898C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Попов А.С.
RU2140560C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Маловичко Николай Сергеевич
RU2069791C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ГАЗОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Маловичко Н.С.
  • Хачиян А.С.
  • Кузнецов В.Е.
  • Федоров В.М.
  • Шишлов И.Г.
RU2140011C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Линник Евгений Васильевич
  • Бабенко Павел Григорьевич
  • Середа Валентина Гордеевна
  • Туривненко Иван Петрович
RU2276282C2
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВС 2005
  • Брижинёв Михаил Пантелеймонович
RU2287080C1
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 2013
  • Ушаков Виталий Алексеевич
  • Ермишин Владимир Викторович
  • Балашов Виктор Прокофьевич
  • Бульбаха Юрий Григорьевич
  • Спичкин Александр Викторович
RU2558720C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИСКРОВОГО РАЗРЯДА КОНДЕНСАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ 2005
  • Бойченко Виктор Федорович
  • Ячменева Наталия Викторовна
RU2312248C2
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Попов А.С.
RU2140561C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 384 728 C2

Реферат патента 2010 года УСТРОЙСТВО ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), конкретно к системам зажигания, и может быть использовано в двигателестроительной промышленности и, в частности, в автомобилестроении. Устройство зажигания ДВС содержит контактную или электронную систему зажигания с бобиной. Между началом вторичной обмотки бобины и массой включена параллельная цепь из конденсатора и преобразователя напряжения с постоянным напряжением на выходе. Напряжение на выходе цепи не превышает напряжение пробоя искрового промежутка свечи зажигания. Вторичная обмотка бобины может быть выполнена низкоомной. Технический результат заключается в увеличении энергии и длительности искры зажигания для улучшения воспламенения горючей смеси. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 384 728 C2

1. Устройство зажигания ДВС, содержащее контактную или электронную систему зажигания с бобиной, отличающееся тем, что между началом вторичной обмотки бобины и массой включена параллельная цепь из конденсатора и преобразователя напряжения с постоянным напряжением на выходе, не превышающим напряжение пробоя искрового промежутка свечи зажигания.

2. Устройство зажигания ДВС по п.1, отличающееся тем, что вторичная обмотка бобины выполнена низкоомной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2384728C2

БАРАННИКОВ С.П
Электрооборудование автомобилей
- М.: Транспорт, 1970, с.158-222
УСТРОЙСТВО ПОЛУЧЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ПОДЖИГА РАБОЧЕЙ СМЕСИ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Калашников Ю.Д.
RU2138677C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Ткаленко Александр Васильевич
  • Сидоров Виктор Савватьевич
RU2100643C1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ВЫЧЕРЧИВАНИЯ В ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ КООРДИНАТАХ УРАВНЕНИЙ ВИДА y=kxИ y=kn 1934
  • Монастырский Г.М.
SU37395A1
US 4562822 А, 07.01.1986
US 6679235 B1, 20.01.2004
US 2007069845 A1, 29.03.2007.

RU 2 384 728 C2

Авторы

Пузанов Борис Иванович

Даты

2010-03-20Публикация

2008-04-21Подача