СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2010 года по МПК F01N1/08 

Описание патента на изобретение RU2386040C2

Заявляемое изобретение относится к области технической акустики, более конкретно, к способам снижения шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в автомобиле- и тракторостроении для снижения шума выхлопа ДВС.

Прежде чем переходить к описанию аналогов и прототипа, необходимо отметить следующее. Характерная выпускная система отработавших газов ДВС содержит входную трубу, по которой отработавшие газы подводятся от ДВС к глушителю, снижающему шум, и хвостовую трубу, отводящую отработавшие газы из глушителя в атмосферу. Схема такой системы приведена, например, в книге «Шум автотракторных двигателей внутреннего сгорания», автор В.Н.Луканин, изд-во «Машиностроение», М., 1971 г., стр.167, рис.89. Снижение шума выхлопа в данной системе выпуска ДВС происходит благодаря тому, что выпуск отработавших газов осуществляют через глушитель и энергия пульсаций давления частично рассеивается в глушителе за счет резонансных явлений в его полостях, поглощения звукопоглощающими набивками, трения и т.д. Недостатком данного способа снижения шума выхлопа ДВС является то, что глушители, устанавливаемые на выпускной системе, имеют достаточно большое гидравлическое сопротивление, которое жестко регламентируется техническими условиями на ЛВС, в связи с чем применение глушителей не всегда является эффективным с точки зрения достижения нормативных значений уровня внешнего шума, например, автомобиля. Кроме этого из-за цикличности работы ДВС, отработавшие газы выбрасываются из хвостовой трубы порциями, в связи с чем переменный расход отработавших газов является одним из основных факторов, определяющих шум выпуска ДВС. Следует также отметить, что частота следования вспышек в цилиндрах ДВС в рабочем диапазоне частоты вращения коленчатого вала (следовательно, и частота выбрасывания порций отработавших газов из хвостовой трубы) располагается, например, для автомобильных дизельных двигателей в диапазоне 40-150 Гц. Это означает, что в спектре внешнего шума автомобиля будут присутствовать низкочастотные составляющие, с которыми трудно бороться, поскольку они имеют малое затухание при распространении в пространстве. В этом случае эффективным методом снижения шума выхлопа ЛВС явился бы метод выравнивания колебаний расхода отработавших газов на срезе хвостовой трубы глушителя.

Известны способ глушения шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания и выпускная система для его осуществления, описанные в а.с. СССР №1453059, МПК F01N 1/08, опубл. 1989 г., выбранный в качестве прототипа, заключающийся в преобразовании пульсирующего потока выхлопных газов в нестационарную свободную струю, причем поток газов отсекают дискретными частями, направляют в общий объем, выравнивают давление и равномерно выпускают в окружающую среду. Устройство для осуществления способа представляет собой кожух с торцовыми стенками, соосные впускной и выпускной патрубки и установленный соосно кожуху перфорированный корпус с торцовым впускным отверстием и сплошной торцовой стенкой, разделенный кольцевыми перегородками на две камеры. При этом кожух выполнен в виде эллипса, корпус выполнен с наружным диаметром, равным малой оси эллипса кожуха, и делит его на две продольные камеры, впускной патрубок кожуха частично помещен в последний и соединен с торцовым впускным отверстием корпуса, торцовая стенка корпуса выполнена за одно с торцовой стенкой кожуха, выпускной патрубок которого расположен на большой оси эллипса его торцовой стенки в зоне второй камеры, а отверстия перфорации корпуса выполнены в зоне первой камеры кожуха. Недостатком данного способа является то, что, преобразовав исходную массовую волну расхода выхлопных газов в несколько массовых волн меньшей величины с непересекающимися фронтами спада и нарастания расхода соседних волн меньшей величины, на срезе выпускного патрубка кожуха будет присутствовать пульсирующий (по расходу) поток газов, а величина снижения шума может составить не более 6-10 дБ, что явно недостаточно, поскольку на входе в глушитель уровень шума потока отработавших газов составляет 130-140 дБ.

Задачей настоящего изобретения является создание способа, позволяющего гарантированно преобразовывать колебания расхода выхлопных газов в стационарный однородный поток с помощью простого устройства.

Это достигается тем, что в известном способе снижения шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания, заключающемся в преобразовании каждой исходной массовой волны расхода выхлопных газов в несколько массовых волн расхода меньшей величины, согласно изобретению преобразование проводят таким образом, чтобы фронт спада каждой предыдущей массовой волны расхода меньшей величины пересекался с фронтом нарастания последующей массовой волны расхода меньшей величины, а интервал времени между соседними максимумами массовых волн расхода меньшей величины выбирают таким, чтобы интегральное значение расхода выхлопных газов было близким к стационарному.

Суть изобретения поясняется графическими материалами на фиг.1 и фиг.2, на которых изображены соответственно принципиальная конструкция устройства, осуществляющая заявляемый способ, и картина преобразования исходных массовых волн расхода выхлопных газов в волны меньшей величины.

Устройство для реализации заявляемого способа, представляющее собой камерный глушитель, содержит две камеры: внутреннюю 1 и наружную 2, расположенные одна в другой. Одна из торцевых стенок 3 камер является общей. Наружная камера 2 имеет входной 4 и выходной 5 патрубки, по которым отработавшие газы входят в глушитель и выходят из него. Внутренняя камера 1 представляет собой полый резервуар, разделенный перегородками 6 на ряд секций. В каждой перегородке 6, кроме последней перегородки 7, выполнено по одному центральному отверстию 8, центры которых расположены на продолжении оси впускного патрубка 4. Кроме этого на боковой поверхности внутренней камеры 1 в каждой секции выполнены отверстия 9. Движение выхлопных газов на фиг.1 обозначено стрелками. Форма внутренней и наружной камер может быть цилиндрической либо в виде параллелепипеда, что на реализацию способа влияния не оказывает.

Реализация способа с помощью устройства, изображенного на фиг.1, осуществляется следующим образом. После освобождения одной из камер сгорания ДВС от отработавших газов исходная массовая волна 10 (см. фиг.2) расхода выхлопных газов входит через патрубок 4 во внутреннюю камеру 1 (первый цикл на фиг.2). При этом струя газа, проходя через отверстия 8 в перегородках 6, частично отсекается в каждой секции и через отверстия 9, выполненные на боковой поверхности внутренней камеры 1, газ вытекает из секций в зазор между внутренней и наружной камерами, а из него через выходной патрубок 5 в атмосферу. Очевидно, что начало поступления газа из последних (относительно входного патрубка 4) секций внутренней камеры 1 в зазор смещено относительно начала поступления его из первых секций, поскольку струя газа проходит расстояние между перегородками 6 за конечный промежуток времени. Это вызывает смещение максимумов расхода газа из секций внутренней камеры 1 в зазор между внутренней 1 и наружной 2 камерами. Таким образом, исходную массовую волну 10 расхода выхлопных газов преобразуют в несколько массовых волн 11 расхода меньшей величины (G1i, G2i, где i=1, 2, 3… - количество секций), количество которых зависит от количества секций внутренней камеры 1. При этом преобразование проводят таким образом, чтобы фронт спада каждой предыдущей массовой волны расхода меньшей величины пересекался с фронтом нарастания последующей массовой волны расхода меньшей величины (см. фиг.2, на которой показано пересечение фронтов волн 11), а интервал времени Δt между соседними максимумами массовых волн расхода меньшей величины (см. фиг.2) выбирают таким образом, чтобы интегральное значение расхода выхлопных газов (кривая 12, GΣ на фиг.2) было близким к стационарному. Это может быть осуществлено путем подбора количества секций внутренней камеры, их геометрических размеров (длины) и диаметров отверстий 8 в перегородках 6. Таким образом, исходную массовую волну расхода выхлопных газов 10 преобразуют в стационарный расход газов 12, что приводит к равномерному истечению выхлопных газов через выходной патрубок 5 и в конечном итоге к снижению шума выпуска ДВС. Расчетные оценки показывают, что величина гидравлического сопротивления устройства, приведенного на фиг.1, будет на 20-30% меньше, чем у серийно применяемых глушителей, а дополнительный эффект снижения шума выпуска составит 4-7 дБА.

По мнению заявителя, предлагаемый способ, обладающий новизной, наличием существенных отличительных признаков и промышленной применимостью, может быть защищен патентом на изобретение.

Похожие патенты RU2386040C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫПУСКА ПОТОКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА 1995
  • Рудой Б.П.
  • Галиуллин Ф.Ф.
  • Лобанов Н.В.
RU2099552C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ШУМА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ В ЗАКРЫТОМ ТРУБОПРОВОДЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Здор Евгений Александрович
  • Здор Дмитрий Евгеньевич
  • Филиппов Федор Николаевич
RU2603502C2
МНОГОКАМЕРНЫЙ ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Фесина Михаил Ильич
  • Филин Евгений Владимирович
  • Старобинский Рудольф Натанович
RU2330969C2
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Фесина Михаил Ильич
RU2268374C2
МНОГОКАМЕРНЫЙ ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Фесина Михаил Ильич
  • Филин Евгений Владимирович
  • Старобинский Рудольф Натанович
RU2322592C2
МНОГОКАМЕРНЫЙ ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Фесина М.И.
  • Филин Е.В.
RU2192548C2
СПОСОБ ГЛУШЕНИЯ ШУМА ВЫХЛОПА ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Рудой Борис Петрович
  • Вахитов Юрий Рашитович
RU2013575C1
ГЛУШИТЕЛЬ-РАЗДЕЛИТЕЛЬ ГАЗОВ 2021
  • Сижук Владимир Иванович
  • Уфимцев Сергей Алексеевич
RU2764641C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270988C1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Фесина Михаил Ильич
  • Филин Евгений Владимирович
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Малкин Илья Владимирович
  • Горина Лариса Николаевна
RU2460889C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 386 040 C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области технической акустики и может быть использовано в автотракторной промышленности для снижения шума системы выпуска ДВС. Способ заключается в том, что каждую исходную массовую волну расхода выхлопных газов преобразуют в несколько массовых волн меньшей величины, причем проводят это таким образом, чтобы фронты спада и нарастания соседних массовых волн расхода меньшей величины пересекались, а временной интервал между их максимумами выбирают так, чтобы интегральное значение расхода было близким к стационарному. Такое выполнение позволяет гарантированно преобразовывать колебания расхода выхлопных газов в стационарный поток. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 386 040 C2

Способ снижения шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что каждую исходную массовую волну расхода выхлопных газов преобразуют в несколько массовых волн расхода меньшей величины, отличающийся тем, что преобразование проводят таким образом, чтобы фронт спада каждой предыдущей массовой волны расхода меньшей величины пересекался с фронтом нарастания последующей массовой волны расхода меньшей величины, а интервал времени между соседними максимумами массовых волн расхода меньшей величины выбирают таким, чтобы интегральное значение расхода выхлопных газов было близким к стационарному.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2386040C2

Способ глушения шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 1987
  • Рудой Борис Петрович
  • Галиуллин Флюр Фаритович
  • Кондрашкин Александр Семенович
SU1453059A1
Способ заглушения выхлопа отработанных газов двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 1954
  • Труханов Федор Иванович
SU1566060A1
US 4934483 A, 19.06.1990
УСТАНОВКА ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ 2002
  • Балашов В.А.
  • Рябчук Г.В.
RU2221618C1
Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором 1915
  • Круповес М.О.
SU59A1

RU 2 386 040 C2

Авторы

Баженов Сергей Александрович

Даты

2010-04-10Публикация

2008-03-19Подача