СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ ПО РОТОРУ ДВУХПОТОЧНОЙ ТУРБИНЫ Российский патент 2010 года по МПК F01D3/02 

Описание патента на изобретение RU2388914C2

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании двухпоточных турбин.

В двухпоточных турбинах рабочее тело подают в центр проточной части турбины, откуда оно растекается по двум симметричным потокам. Из-за симметрии проточной части силы, действующие на противоположные части ротора, взаимно уравновешиваются, и в итоге суммарная осевая сила равна нулю. С точки зрения потерь такая ситуация является благоприятной, однако положение ротора относительно статора становится неопределенным и неустойчивым, поскольку идеального уравновешивания невозможно добиться из-за значительных колебаний давления рабочего тела на входе в турбину и, особенно, на выходе из турбины в выхлопных патрубках. Поэтому фактически суммарная осевая сила изменяется некоторым случайным образом относительно нулевого среднего значения, вызывая осевые перемещения ротора в разные стороны. Эти смещения приводят к ударам упорного гребня ротора по колодкам упорного подшипника, что может привести к их разрушению. Отсюда возникает необходимость в регулировании осевого усилия.

Известен способ регулирования осевого усилия с помощью диска переднего концевого уплотнения турбины (думмиса) (Щегляев А.В. Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин: Учеб. для вузов: В 2 кн. Кн.1. - 6-е изд., перераб., доп. и подгот. к печати Б.М.Трояновским. - М.: Энергоатомиздат, 1993. с.364), увеличивая диаметр которого, можно создать уравновешивающее усилие, направленное навстречу потоку пара и уменьшающее нагрузку на упорный подшипник.

Недостатками диска переднего концевого уплотнения являются:

- увеличение диаметра концевого уплотнения приводит к увеличению протечки пара через уплотнение и уменьшению экономичности турбины;

- возникают конструктивные затруднения плотного горизонтального разъема цилиндра;

- уменьшение диаметра уплотнения приводит к повышению осевого усилия и, следовательно, к увеличению размеров упорного подшипника и механических потерь.

Известен способ регулирования осевого усилия МЭИ - ЛМЗ (Трояновский Б.М., Фрагин М.С. «Об осевых усилиях в многоцилиндровых паровых турбинах», ж. Теплоэнергетика №10, 1996, с.62), который позволяет отказаться от думмиса в двухпоточных конденсационных паровых турбинах путем перераспределения числа ступеней левого и правого потока, увеличив число ступеней в одном из потоков и таким образом повысив усилие в потоке. Такое предложение дает возможность отказаться от думмиса, но в случае двухпоточной однокорпусной турбины нарушит не только симметрию конструкции, но и режимные характеристики каждого из потоков турбины.

Известен способ регулирования осевого усилия в паровых турбинах с противоточными цилиндрами по патенту US 6892540 B1, МПК F01K 13/00, 2005. Регулирование достигается путем определения величины осевого усилия, с которым вал ротора действует на упорный подшипник, и снижением давления пара в одном из потоков, с помощью парогенератора и управляемых клапанов. Решение позволяет обеспечить нагрузку на упорный подшипник и при этом предотвратить его разрушение.

Рассмотренный способ является наиболее близким аналогом к заявленному способу регулирования осевого усилия в двухпоточных турбинах. Недостатками этого способа является то, что использование парогенератора и системы клапанов приводит к усложнению конструкции системы регулирования, снижению надежности и сложности в эксплуатации.

Указанные недостатки устраняются заявленным способом.

Заявленный способ позволяет с помощью применения разгрузочных отверстий в дисках ротора двухпоточной турбины достичь технического результата при минимально возможных механических потерях. Способ отличается надежностью и простотой в эксплуатации.

Задачей способа является регулирование осевого усилия по ротору двухпоточной турбины путем создания направленного усилия, величина которого обеспечивает прижатие упорного гребня ротора к рабочим колодкам упорного подшипника. Направленное усилие создают с помощью разгрузочных отверстий в дисках ротора, причем разгрузочные отверстия применяют во всех дисках одного из потоков, а во втором потоке либо применяют диски без разгрузочных отверстий, либо применяют разгрузочные отверстия в диске последней ступени, либо применяют разгрузочные отверстия в дисках двух последних ступеней.

Способ регулирования осевого усилия по ротору представлен на примере двухпоточной турбины, изображенной на чертеже.

Двухпоточная паровая турбина содержит корпус 1, ротор 2 с дисками 3, упорным подшипником 4 и двумя опорными подшипниками 5, расположенными на одном валу с ротором 2. Ротор симметричный, количество дисков в каждом потоке турбины одинаковое. Со стороны упорного подшипника 4 ротор 2 имеет упорный гребень 7, который служит для поджатия колодок упорного подшипника 4. Диски на роторе расположены симметрично, но количество дисков 3 с разгрузочными отверстиями 6 различно в каждом из потоков двухпоточной турбины с преобладанием их в одном из потоков. На чертеже представлен способ регулирования осевого усилия по ротору, когда разгрузочные отверстия применены во всех дисках потока А двухпоточной турбины, а в потоке Б разгрузочные отверстия применены в дисках двух последних ступеней.

Регулирование осевого усилия осуществляют следующим образом.

Подача рабочего тела в турбину осуществляется через паропровод 8 в центр проточной части, откуда он растекается по двум противоположным направлениям: поток А и поток Б. Рабочее тело, проходящее в потоке А, встречает меньшее сопротивление, чем то, которое проходит в потоке Б, ввиду того что в потоке А все диски ротора 2 имеют разгрузочные отверстия. Следовательно, перепад давления в потоке А будет меньше, чем перепад давления в потоке Б. Эта разница находится в прямой зависимости от количества и месторасположения разгрузочных отверстий.

Возможны различные варианты применения разгрузочных отверстий, например:

- все диски одного из потоков могут быть выполнены с разгрузочными отверстиями 6, а диски другого потока - без них;

- все диски одного из потоков могут быть выполнены с разгрузочными отверстиями 6, а во втором потоке один последний диск с разгрузочными отверстиями 6;

- все диски одного из потоков могут быть выполнены с разгрузочными отверстиями 6, а во втором потоке два последних диска с разгрузочными отверстиями 6.

При любом варианте применения разгрузочных отверстий производят расчет осевого усилия по каждому из потоков А и Б двухпоточной турбины. Осевые усилия расчитывают по двум вариантам: с разгрузочными отверстиями и без разгрузочных отверстий.

Определение количества разгрузочных отверстий и их размещение производится из двух параметров:

- несущая способность упорного подшипника;

- величина и направление усилия, создаваемого в результате погрешности изготовления и разности теплофизических процессов, происходящих на выхлопе потоков А и Б.

Разность осевых нагрузок в потоках А и Б турбины не должна превышать значения, обусловленного запасом прочности (несущая способность подшипника) на упорный подшипник 4, и быть не ниже номинального значения, необходимого для прижатия упорного гребня 7 ротора 2 к рабочим колодкам упорного подшипника 4.

Для примера, показанного на чертеже, вектор усилия потока А меньше вектора усилия потока Б. Сумма векторов потоков А и Б турбины дает вектор усилия по ротору 2.

Изобретение позволяет без диска переднего концевого уплотнения, перераспределения числа ступеней, перепуска пара обеспечить создание и поддержание осевой нагрузки на упорный подшипник в допустимых пределах. При этом благодаря применению разгрузочных отверстий в дисках ротора двухпоточной турбины технический результат достигается при минимально возможных механических потерях без снижения экономичности. Способ отличается надежностью и простотой в эксплуатации.

Похожие патенты RU2388914C2

название год авторы номер документа
МНОГОГРЕБЕНЧАТЫЕ УПЛОТНЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2017
  • Билан Андрей Витальевич
RU2682222C2
ОПОРНО-УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ 2014
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Кухарев Игорь Евгеньевич
  • Билык Ярослав Игоревич
RU2568370C1
Устройство для охлаждения ротора паровой турбины 1989
  • Шаргородский Виктор Семенович
  • Сафонов Леонид Петрович
  • Коваленко Анатолий Николаевич
  • Шилин Виктор Леонидович
  • Хоменок Леонид Арсеньевич
  • Леонова Инна Сергеевна
  • Пахомов Владимир Александрович
SU1673734A1
СПОСОБ САМОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ РАЗГРУЗКИ УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2010
  • Архипов Александр Иванович
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Залялов Валерий Адельзянович
  • Лунев Александр Тимофеевич
  • Харитонов Александр Петрович
RU2442026C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 1999
  • Шаргородский В.С.
  • Хоменок Л.А.
  • Божко В.В.
RU2154168C1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1972
SU338698A1
УЗЕЛ РАЗГРУЗКИ УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ДВУХСЕКЦИОННОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА С РАСПОЛОЖЕНИЕМ РАБОЧИХ КОЛЕС "СПИНА К СПИНЕ" 2010
  • Архипов Александр Иванович
  • Кузьмин Олег Львович
  • Харитонов Александр Петрович
RU2442027C1
Устройство уравновешивания осевого давления ротора турбомашины 2016
  • Шершаков Сергей Михайлович
  • Сафронов Александр Валерианович
RU2641994C1
Двухпоточный цилиндр паровой турбины 1983
  • Казак Манфред Антонович
  • Фаддеев Игорь Петрович
  • Хавия Сергей Леонидович
SU1160060A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКОМ ПАРА В ПАРОВОЙ ТУРБИНЕ С ПРОТИВОТОЧНЫМИ ЦИЛИНДРАМИ 1992
  • Трояновский Б.М.
  • Фрагин М.С.
  • Малев В.В.
  • Неженцев Ю.Н.
  • Лиснянский Ф.А.
RU2037052C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 388 914 C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ ПО РОТОРУ ДВУХПОТОЧНОЙ ТУРБИНЫ

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании двухпоточных турбин. Способ регулирования осевого усилия по ротору двухпоточной турбины заключается в создании направленного усилия с помощью разгрузочных отверстий в дисках ротора, величина которого обеспечивает прижатие упорного гребня ротора к рабочим колодкам упорного подшипника. Разгрузочные отверстия применяют во всех дисках одного из потоков, а во втором потоке либо применяют диски без разгрузочных отверстий, либо применяют разгрузочные отверстия в диске последней ступени, либо применяют разгрузочные отверстия в дисках двух последних ступеней. Изобретение позволяет обеспечить надежность и простоту в эксплуатации двухпоточной турбины с регулированием осевого усилия. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 388 914 C2

Способ регулирования осевого усилия по ротору двухпоточной турбины путем создания направленного усилия, величина которого обеспечивает прижатие упорного гребня ротора к рабочим колодкам упорного подшипника, отличающийся тем, что направленное усилие создают с помощью разгрузочных отверстий в дисках ротора, причем разгрузочные отверстия применяют во всех дисках одного из потоков, а во втором потоке либо применяют диски без разгрузочных отверстий, либо применяют разгрузочные отверстия в диске последней ступени, либо применяют разгрузочные отверстия в дисках двух последних ступеней.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2388914C2

US 6892540 B1, 17.05.2005
ТРУХНИЙ А.Д
Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки
- М.: МЭИ, 2002, с.57-59, 110-113
US 4465429 A, 14.08.1984
Двухпоточный цилиндр паровой турбины 1983
  • Казак Манфред Антонович
  • Фаддеев Игорь Петрович
  • Хавия Сергей Леонидович
SU1160060A1
СПОСОБ КРАШЕНИЯ 0
  • Иностранцы Денис Эккерслей, Теренсе Давид Флинн Ирвин Селтзер
  • Иностранна Фирма Империал Кемикал Индастриз Лимитед
SU315370A1
0
SU281253A1

RU 2 388 914 C2

Авторы

Лукашенко Юрий Леонидович

Демичева Дина Ивановна

Голобоков Геннадий Вячеславович

Чеботарев Виктор Николаевич

Циммерман Сергей Дмитриевич

Даты

2010-05-10Публикация

2008-07-31Подача