СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2010 года по МПК F02K9/97 

Описание патента на изобретение RU2389896C2

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения и направлено на создание защитных устройств сопла ракетного двигателя, установленных на его срезе и служащих для защиты внутренней поверхности сопла от воздействия различных факторов.

Известна конструкция сопла ракетного двигателя, в котором установлена заглушка, представляющая собой пластину с отбортовкой, на которой закреплен корпус с воспламенителем и пиропатроном, а на срезе сопла установлено клеммное кольцо с пиропатроном (пат. США №3855789, НКИ 60-225; МКИ F02K 9/06 1974 г.). Недостатком данной конструкции является наличие двух пиропатронов, усложняющих систему управления, а следовательно уменьшающих надежность срабатывания узла.

Известно сопло ракетного двигателя, изготовленное из металла и содержащее защитную заглушку, установленную на срезе сопла, выполненную в виде цилиндрического стакана с утонением и закрепленную на внешней стороне сопла при помощи резьбового соединения (DE 1113612 А, МПК F02K 9/97, 1961).

Недостаток этой конструкции заключается в сложности ее крепления и громоздкости за счет наличия резьбового соединения, что увеличивает вес изделия и ухудшает тягово-импульсные характеристики. Особенно это существенно, когда сопло изготавливается из углепластика, а защитная заглушка из металла (как в прототипе), что требует значительной толщины сопла, для сохранения прочности конструкции. В ракетных двигателях, работающих при температуре от 1800°К до 3600°К, сопла должны изготавливаться из углепластиков (Г.И.Назаров, В.В.Сушкин. Теплостойкие пластмассы. Справочник. М.: Машиностроение, 1980 г.).

Задачей изобретения является повышение надежности срабатывания и улучшение тягово-импульсных характеристик.

Указанная задача решается тем, что в сопле ракетного двигателя, содержащем защитную заглушку, установленную на срезе сопла, выполненную в виде цилиндрического стакана с утонением и закрепленную на внешней стороне сопла, изготовленного из эрозионностойкого пресс-материала, а защитная заглушка закреплена на внешней стороне сопла посредством клеевого шва, причем между торцевой поверхностью защитной заглушки и торцевой поверхностью среза сопла установлена прокладка из антиадгезионного материала, преимущественно фторопласта, защитная заглушка выполнена из материала, обладающего более низкими прочностными характеристиками, чем материал сопла, преимущественно пенопласта, а внутри сопла установлена герметизирующая заглушка, при этом толщина защитной заглушки в месте утонения равна:

,

где δ - толщина защитной заглушки в месте утонения;

р - максимальное давление срабатывания герметизирующей заглушки;

d1 - диаметр утонения защитной заглушки;

d2 - наружный диаметр защитной заглушки;

τср - временное сопротивление срезу материала защитной заглушки,

а в защитной заглушке выполнено сквозное отверстие ступенчатой формы, причем входная часть отверстия, расположенная на наружной поверхности защитной заглушки не проецируется на внутреннюю поверхность сопла и герметизирующую заглушку.

На чертеже представлен общий вид сопла ракетного двигателя.

Сопло выполнено из эрозионностойкого пресс-материала, преимущественно углепластика (пластмассы, армированной углеродным волокном или углеродной тканью, методом горячего прессования, например, УВЗФ2, П-5-12) и содержит герметизирующую заглушку 2 и защитную заглушку 3. Защитная заглушка 3 выполнена преимущественно из пенопласта (обладает более низкими прочностными характеристиками, чем материал сопла) в виде стакана и установлена на срезе сопла 1. Защитная заглушка 3 своей внутренней боковой поверхностью 4 взаимодействует с цилиндрической наружной поверхностью 5 среза сопла 1 через элемент крепления, выполненный в виде клеевого шва. Между внутренней поверхностью 6 днища защитной заглушки 3 и торцом 7 среза сопла 1 установлена прокладка 8 из антиадгезионного материала. В защитной заглушке 3 на цилиндрической поверхности 4 выполнена кольцевая проточка 9, один из торцов которой является продолжением торцевой поверхности 6 защитной заглушки 3. Герметизирующая заглушка 2 имеет пределы давления срабатывания. Обычно для двигателя это величины 0,15…0,5 МПа. Толщина защитной заглушки 3 в месте утонения "δ" определяется по формуле:

,

где δ - толщина защитной заглушки в месте утонения;

р - максимальное давление срабатывания герметизирующей заглушки;

d1 - диаметр утонения защитной заглушки;

d2 - наружный диаметр защитной заглушки;

τср - временное сопротивление срезу материала защитной заглушки.

Благодаря этому разрушение защитной заглушки 3 происходит одновременно со срабатыванием герметизирующей заглушки 2, что необходимо для нормального выхода на режим ракетного двигателя. Введение коэффициента 0,9…0,95 позволяет компенсировать технологические погрешности изготовления герметизирующей и защитной заглушек. В защитной заглушке 3 выполнено сквозное отверстие 10, которое имеет ступенчатую форму. Входная часть 11 отверстия 10, расположенная на наружной поверхности защитной заглушки 3, не проецируется на внутреннюю поверхность 12 сопла 1 и герметизирующую заглушку 2.

Защитная заглушка 3 защищает внутреннюю полость сопла 1 от попадания внутрь посторонних предметов и от воздействия различных поражающих факторов. При изменении внешнего давления за счет подъема ракеты в разряженные слои атмосферы отверстие 10 позволяет выравнять наружное и внутреннее давления во избежание преждевременного вскрытия защитной заглушки 3. Благодаря ступенчатой форме отверстия 10 герметизирующая заглушка 2 и внутренняя поверхность 12 сопла 1 защищены от различных поражающих факторов.

При сборке клей наносится только на цилиндрическую поверхность 4 сопла 1. Благодаря этому не происходит попадание клея в полость кольцевого утонения 9. Так как между днищем 6 защитной заглушки 3 и торцом 7 сопла 1 установлена прокладка 8 из антиадгезионного материала, преимущественно фторопласта, не происходит склейка защитной заглушки 3 и торца 7 сопла 1.

При достижении в сопле 1 определенного давления газов происходит вскрытие герметизирующей заглушки 2, а затем защитной заглушки 3. Так как защитная заглушка 3 выполнена из пенопласта (материала имеющего более низкие прочностные характеристики, чем материал сопла) и с кольцевым утонением 9, ее вскрытие гарантированно происходит по ослабленному сечению, независимо от качества и параметров клеевого шва. Благодаря подобранной величине «δ» толщины защитной заглушки 3 в месте утонения, обеспечивается нормальный выход на рабочий режим двигателя, улучшаются его тягово-импульсные характеристики.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, повышается надежность срабатывания узла и улучшаются его тягово-импульсные характеристики.

Похожие патенты RU2389896C2

название год авторы номер документа
ЗАЩИТНАЯ ЗАГЛУШКА 2010
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Черепов Владимир Иванович
  • Лобанов Олег Александрович
  • Тумановская Валентина Павловна
  • Чекушин Александр Дмитриевич
RU2451865C1
СОПЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Черепов Владимир Иванович
  • Лобанов Олег Александрович
  • Чекушин Александр Дмитриевич
RU2478817C1
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ТРУБОПРОВОДА 1995
  • Лобанов О.А.
RU2120578C1
ЗАГЛУШКА СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Стерлягов Денис Сергеевич
  • Залазаев Владимир Александрович
  • Казаков Денис Александрович
  • Рыжкова Елена Алексеевна
RU2580231C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Дочилов Николай Егорович
  • Казаков Александр Алексеевич
  • Калмыков Петр Иванович
  • Шатный Михаил Васильевич
  • Нестеров Григорий Николаевич
  • Сакович Геннадий Викторович
RU2526000C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Васильев Петр Петрович
  • Животов Николай Павлович
  • Карташов Юрий Иванович
  • Орелиов Григорий Рафаилович
  • Рац Виктор Антонович
  • Фоменко Василий Владимирович
RU2418971C2
СВЕРХЗВУКОВАЯ ЧАСТЬ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Черепов Владимир Иванович
  • Лобанов Олег Александрович
  • Перемысловская Анна Георгиевна
RU2379540C1
ДРЕНАЖНОЕ УСТРОЙСТВО ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Малов Иван Александрович
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
  • Сырцов Владимир Николаевич
RU2575239C1
СОПЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Черепов Владимир Иванович
  • Лобанов Олег Александрович
  • Громов Борис Васильевич
  • Васильева Наталья Александровна
RU2397357C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПРОРЫВА МОРСКОЙ ВОДЫ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Суменков Владимир Ильич
  • Мерзляков Вячеслав Викторович
  • Пашутов Аркадий Витальевич
  • Логинов Виктор Владимирович
  • Овчинников Вадим Михайлович
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Дорофеев Александр Алексеевич
  • Гребенкин Владимир Иванович
  • Петрусев Виктор Иванович
  • Смирнов Михаил Григорьевич
  • Мухамедов Виктор Сатарович
RU2338917C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 389 896 C2

Реферат патента 2010 года СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на создание защитных устройств сопла ракетного двигателя. Устройство содержит защитную заглушку, установленную на срезе сопла и герметизирующую заглушку внутри сопла. Сопло ракетного двигателя изготовлено из эрозионностойкого пресс-материала и содержит защитную заглушку, установленную на срезе сопла, выполненную в виде цилиндрического стакана с утонением и закрепленную на внешней стороне сопла. Защитная заглушка закреплена на внешней стороне сопла посредством клеевого шва. Между торцевой поверхностью защитной заглушки и торцевой поверхностью среза сопла установлена прокладка из антиадгезионного материала, преимущественно фторопласта. Защитная заглушка выполнена из материала, обладающего более низкими прочностными характеристиками, чем материал сопла, преимущественно пенопласта, и имеет сквозное отверстие. Внутри сопла установлена герметизирующая заглушка. Толщина защитной заглушки определяется зависимостью, приведенной в описании настоящего изобретения. Изобретение позволяет повысить надежность срабатывания узла при выходе двигателя на рабочий режим, а также улучшить тягово-импульсные характеристики. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 389 896 C2

1. Сопло ракетного двигателя, содержащее защитную заглушку, установленную на срезе сопла, выполненную в виде цилиндрического стакана с утонением и закрепленную на внешней стороне сопла, отличающееся тем, что сопло изготовлено из эрозионно стойкого пресс-материала, а защитная заглушка закреплена на внешней стороне сопла посредством клеевого шва, причем между торцевой поверхностью защитной заглушки и торцевой поверхностью среза сопла установлена прокладка из антиадгезионного материала, преимущественно фторопласта, защитная заглушка выполнена из материала, обладающего более низкими прочностными характеристиками, чем материал сопла, преимущественно пенопласта, а внутри сопла установлена герметизирующая заглушка, при этом толщина защитной заглушки в месте утонения равна:

где δ - толщина защитной заглушки в месте утонения;
Р - максимальное давление срабатывания герметизирующей заглушки;
d1 - диаметр утонения защитной заглушки;
d2 - наружный диаметр защитной заглушки;
τcp - временное сопротивление срезу материала защитной заглушки, а в защитной заглушке выполнено сквозное отверстие.

2. Сопло ракетного двигателя по п.1, отличающееся тем, что сквозное отверстие в защитной заглушке выполнено ступенчатой формы, причем входная часть отверстия, расположенная на наружной поверхности защитной заглушки, не проецируется на внутреннюю поверхность сопла и герметизирующую заглушку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2389896C2

Импульсный привод постоянной скорости 1983
  • Васин Григорий Григорьевич
  • Замараев Александр Евгеньевич
  • Лившиц Виктор Абрамович
SU1113612A2
US 3811360 А, 21.05.1974
Способ очистки коксового газа от аммиака круговым фосфатным способом 2017
  • Калинин Александр Викторович
  • Карунова Елена Владимировна
  • Парменов Денис Алексеевич
  • Снегирев Роман Васильевич
RU2645999C1
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД, ЗАПУСКАЕМЫЙ ИЗ ТРУБЧАТОЙ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ 1996
  • Денежкин Г.А.
  • Сопиков Д.В.
  • Макаровец Н.А.
  • Куксенко А.Ф.
  • Подчуфаров В.И.
  • Проскурин Н.М.
  • Семилет В.В.
RU2107251C1
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Тодощенко А.И.
  • Кустов Ю.И.
  • Зарицкий В.И.
RU2195628C1
SU 1547463 А1, 27.11.1996.

RU 2 389 896 C2

Авторы

Соломонов Юрий Семенович

Черепов Владимир Иванович

Лобанов Олег Александрович

Чекушин Александр Дмитриевич

Тумановская Валентина Павловна

Даты

2010-05-20Публикация

2008-07-01Подача