Изобретение относится к военной технике, в частности к корабельным пусковым установкам (ПУ) вертикального пуска, предназначенным для хранения и транспортирования на надводных кораблях (ПК) ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), а также подготовки и производства старта ракет из ТПК, преимущественно, по «минометной» схеме.
Минометный старт ракеты из ТПК осуществляют путем ее принудительного выброса из контейнера посредством катапультного устройства или порохового аккумулятора давления с последующим запуском ракетного двигателя в полете. Корабельные ПУ, предназначенные для осуществления старта ракет по данной схеме, выгодно отличают отсутствие газоходов, служащих для отвода газовой струи при запуске двигателя ракеты в ПУ (что характерно для ракет, стартующих по «проточной» схеме), и соответственно, более простая и технологичная конструкция.
В качестве примера корабельной ПУ, обеспечивающей вертикальный минометный старт ракет из ТПК, можно привести «Интегральный корабельный модуль» (патент РФ № 2211432, МПК: F41F 3/04). Основу известной ПУ составляет крепящаяся к корабельной палубе несущая конструкция с ячейками для установки ТПК, которая выполнена в виде решетчатой рамы из продольных и поперечных балок двутаврового сечения. На верхних полках балок смонтированы индивидуальные крышки ячеек, а на нижних - установлены прямоугольные опорные рамки для крепления ТПК. При этом каждая опорная рамка снабжена установочными штифтами и крепежными шпильками для взаимодействия с передним несущим фланцем ТПК и связана с балками посредством упругих элементов, размещенных по углам рамки и предназначенных для продольной и поперечной, основанной на «принципе маятника», амортизации контейнера.
Необходимо отметить, что устройство данной ПУ тесно увязано с ТПК по патенту РФ № 2210050 (МПК: F41F 3/04), особенностью которого является применение прямоугольного несущего фланца, закрепленного на переднем конце корпуса контейнера, и устройства выброса ракеты, выполненного в виде катапульты с силовыми пневмоцилиндрами. Известно, что подобные катапультные устройства применяются, как правило, на относительно небольших по габаритам и массе ракетах, например зенитных управляемых ракетах малой и средней дальности, и характеризуются относительно небольшой по величине реактивной силой от срабатывания устройства при старте ракеты. Данные обстоятельства позволяют эксплуатировать ТПК с такими ракетами в составе ПУ, конструктивная схема которых предусматривает передачу сил и моментов «от массы ТПК и старта ракет» на палубу корабля. Однако, в этой связи, данная ПУ обладает ограниченной областью применения.
При необходимости размещения на корабле ракет большей массы и (или) стартующих по «минометной» схеме посредством более «жестких» пороховых аккумуляторов давления, как правило, используют ПУ, конструкция которых предусматривает передачу массы и стартовых сил от ТПК на фундамент корабля. В качестве примера таких ПУ можно рассматривать многоместную корабельную ПУ вертикального пуска, описанную в патенте US № 6230604 (МПК: F41F 3/052, 3/077). Известная ПУ содержит верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленную между ними промежуточную конструкцию в виде ферменного каркаса, образующую ячейки для установки ТПК. Каждая ячейка снабжена закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом ее открывания. В верхнем основании каждой ячейки установлено направляющее кольцо для облегчения загрузки ТПК в ПУ. В нижнем основании каждой ячейки установлены сегментное гнездо, имеющее форму, отвечающую форме днища корпуса ТПК, и захватное устройство для фиксации ТПК от вертикальных перемещений.
К недостаткам известной корабельной ПУ следует отнести то, что в ней не исключена возможность передачи на ПУ нагрузок, обусловленных относительными перемещениями палубы и фундамента корабля, возникающими в процессе эксплуатации. Отмеченный недостаток может быть компенсирован путем повышения жесткости конструкции, однако это приводит к росту массы и габаритов ПУ.
Данный недостаток несвойственен модульной многоместной корабельной ПУ вертикального пуска, описанной в патенте РФ № 2213925 (МПК: F41F 3/04, В63G 1/00). Известная ПУ, также как и упомянутая выше пусковая установка, содержит верхнее и нижнее основания, закрепленные соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними ферменный каркас с образованием ячеек для установки ТПК. Но верхнее основание и ферменный каркас данной ПУ установлены с образованием между ними вертикального зазора за счет возможности разъединения основания и каркаса после завершения монтажа ПУ на корабле. Тем самым конструкция данной ПУ исключает возможность передачи на ее агрегаты нагрузок, обусловленных относительными перемещениями палубы и фундамента корабля, при этом обеспечивается возможность снижения требований к жесткости ПУ и, следовательно, снижение ее массы. Данная ПУ по технической сущности наиболее близка к заявленному изобретению и поэтому выбрана авторами в качестве ближайшего аналога.
Кроме указанных выше основных агрегатов известной ПУ, она характеризуется применением в каждой ячейке ПУ двух соосных стаканов, первый из которых установлен на верхнем основании (платформе), второй шарнирно закреплен на корпусе нижнего основания ПУ и снабжен устройством амортизации, обеспечивающим возможность перемещения стакана вдоль продольной оси ячейки. Корпус первого (верхнего) стакана у нижнего торца выполнен с обтюратором в виде кольцевой опоры для ТПК, при этом на его внутренней поверхности выполнен направляющий элемент для обеспечения заданного углового положения ТПК относительно продольной оси ячейки ПУ. На верхнем торце второго (нижнего) стакана установлено кольцо со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей со сферической опорной поверхностью кольцевой опоры для ТПК, которая поджата к упомянутому кольцу с помощью упругого элемента. При этом внутри нижнего стакана смонтированы захватное устройство для фиксации ТПК от вертикальных перемещений относительно стакана и механизм стыковки электроразъема связи корабельной системы управления стрельбой с ТПК. При этом ферменный каркас известной ПУ по высоте выполнен из нескольких разъемно соединяемых частей, устанавливаемых при монтаже ПУ, а кольцевые опоры обоих стаканов, предназначенные для взаимодействия с ТПК разных типоразмеров (по длине и диаметру), выполнены сменными.
Необходимо отметить, что устройство данной ПУ во многом предопределено конструкцией размещаемых в ней ТПК, в частности типом и расположением элементов механического сопряжения ТПК с ПУ, а также схемой их опирания на соответствующие элементы ПУ. Например, «разнесение» элементов поперечного (передняя кольцевая опора корпуса ТПК) и продольного (задний торцевой шпангоут и узлы на днище контейнера) раскрепления ТПК в ПУ привело к необходимости двух точно выставленных друг относительно друга стаканов ПУ и реализации многозвенной упругой «заделки» опоры под ТПК на нижнем стакане. При этом, в связи с отсутствием доступа к элементам ТПК в полости указанного стакана, в составе ПУ включены достаточно сложные механизмы дистанционной стыковки узла вертикальной фиксации ТПК в ПУ и электроразъема связи с корабельной системой управления. С другой стороны, данная схема опирания при необходимости размещения в ПУ ТПК, имеющих различные типоразмеры, обусловили, с одной стороны, составную (сборную) конструкцию форменного каркаса ПУ, с другой, - сменное исполнение кольцевых опор под ТПК, монтируемых как на верхнем, так и нижнем стаканах известной ПУ. Все это позволяет судить о сложности конструкции ПУ и высоких требованиях к технологии ее изготовления и монтажа на корабле.
К числу недостатков конструкции известной ПУ также следует отнести отсутствие средств поперечной амортизации ТПК (передний конец контейнера зафиксирован в палубных конструкциях НК, задний шарнирно закреплен в основании ПУ, связанной с фундаментом корабля). При ударном поперечном воздействии на НК, например, при взрыве рядом с кораблем, это может привести к недопустимому уровню нагружения ракет в ТПК.
Задачей, решаемой изобретением, является упрощение конструкции корабельной ПУ и обеспечение эффективной защиты размещаемых в ТПК ракет как от продольного, так и поперечного ударного воздействия.
Эта задача решается благодаря тому, что в известной модульной многоместной корабельной пусковой установке вертикального пуска, содержащей верхнюю платформу и нижнее основание, закрепленные соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними ферменный каркас, выполненный в виде стоек, связанных горизонтальными поясами и подкосами, причем ферменный каркас установлен на корабле с зазором относительно верхней платформы, при этом совместно с последней он образует ячейки пусковой установки для установки ТПК, каждая из которых снабжена устройством для продольной амортизации контейнера и направляющим элементом для обеспечения его заданного углового положения относительно продольной оси ячейки, а также закрепленной на верхней платформе защитной крышкой ячейки с механизмом ее открывания, согласно заявленному изобретению на поверхности верхнего горизонтального пояса ферменного каркаса, связанного с верхней платформой ПУ гибким защитным кожухом, смонтированы несколько плит, каждая из которых предназначена для установки одного ТПК, оборудованного передним несущим фланцем, в полке которого выполнен паз, определяющий угловое положение контейнера относительно продольной оси, причем в плите выполнено отверстие, внутренний диаметр которого соответствует внешнему диаметру стенки фланца контейнера, а на поверхности плиты закреплен кронштейн с вертикальным клином для взаимодействия с пазом в полке фланца контейнера, при этом на поверхности плиты смонтировано устройство продольной амортизации ТПК, состоящее из съемного опорного кольца, выполненного с возможностью крепления к полке фланца контейнера, и не менее двух пар упругих элементов одностороннего, но противоположно направленного действия, причем штоки одной пары упругих элементов уперты в нижнюю поверхность опорного кольца, а штоки другой посредством зафиксированных на их концах гаек контактируют с верхней поверхностью опорного кольца, при этом верхний горизонтальный пояс ферменного каркаса, установленный на консольных концах упругих стоек последнего, образует верхний пояс поперечной амортизации всех установленных в ПУ ТПК, в то время как нижний пояс поперечной амортизации образован индивидуальными для каждой ячейки устройствами, выполненными в виде нескольких закрепленных на ферменном каркасе двухопорных балок, на консольном конце которых смонтировано кольцо, внутренняя поверхность которого взаимодействует с боковой поверхностью корпуса ТПК.
Вместе с тем, в каждой ячейке ферменного каркаса пусковой установки смонтированы два пояса подпружиненных роликов, предназначенных для взаимодействия с боковой поверхностью корпуса ТПК при его загрузке в ПУ.
Ферменный каркас ПУ рекомендуется снабдить не менее чем двумя разнесенными по высоте поясами посадочных мест для крепления двухопорных балок устройства горизонтальной амортизации, при этом кольцо из состава устройства горизонтальной амортизации выполнено сменным с возможностью взаимодействия с боковой поверхностью корпусов ТПК различных типоразмеров.
Кроме того, каждая плита для установки ТПК может быть смонтирована на ферменном каркасе с возможностью разворота вокруг продольной оси ячейки на угол 90 градусов.
Технический результат изобретения состоит в том, что оно позволяет создать пусковую установку, которая при сохранении принципиальной схемы ПУ ближайшего аналога, предусматривающей передачу массы ТПК и стартовых сил ракеты на фундамент корабля, а также «приспосабливаемости» ПУ к ТПК различных типоразмеров характеризуется менее сложной конструкцией и возможностью эффективной защиты размещаемых в ТПК ракет от продольного и поперечного ударного воздействия.
Указанный технический результат достигнут за счет изменения схемы раскрепления ТПК в ПУ, что, в свою очередь, стало возможным, благодаря оснащению контейнера передним фланцем, воспринимающим продольные и поперечные силы, например, несущего фланца кольцевой формы. Применение подобного элемента механического сопряжения ТПК и ПУ в данном случае позволило отказаться от нижнего стакана, выполнявшего в ПУ ближайшего аналога функции продольной опоры, и, тем самым, исключить из состава ПУ ряд конструктивно сложных устройств, в том числе механизмы дистанционной стыковки узла вертикальной фиксации ТПК в ПУ и электроразъема. Предложенная конструкция предусматривает фиксацию ТПК в ПУ посредством простых резьбовых соединений опорного кольца, заблаговременно скрепленного с кольцевым фланцем контейнера, и штоков упругих элементов устройства вертикальной амортизации в доступной для обслуживания верхней части ферменного каркаса ПУ (подробнее см. ниже). При этом стыковка электроразъема, при наличии доступа в корабельный ракетный погреб, также может осуществляться вручную.
Предложенная конструкция ПУ позволяет реализовать полную (продольную и поперечную) амортизацию ТПК. При этом, в отличие от известной по патенту № 2211432 пусковой установки, обеспечивается наиболее эффективная «двухпоясная» поперечная амортизация ТПК: в верхнем поясе ПУ - за счет упругих деформаций консольно закрепленных в основании ПУ стоек ферменного каркаса, в нижнем поясе ПУ - за счет упругих деформаций двухопорных балок индивидуальных для каждой ячейки устройств горизонтальной амортизации ТПК.
Эффективная продольная амортизация ТПК обеспечивается за счет использования набора разнонаправленных (вверх и вниз) и имеющих различную податливость упругих элементов (амортизаторов). Благодаря возможности подбора характеристик амортизаторов (например, податливость амортизаторов, «работающих вниз», может быть выбрана с учетом массы ТПК) обеспечивается наиболее рациональная, с точки зрения уровня нагружения ракеты, симметричная реверсивная характеристика устройства вертикальной амортизации. При этом распределенное по периметру плит размещение определенного количества малогабаритных амортизаторов отличается компактностью и позволяет снизить поперечные размеры ячеек ферменного каркаса, а значит габариты ПУ в целом.
Гибкий защитный кожух, связывающий верхний горизонтальный пояс ферменного каркаса с верхней платформой ПУ, в сочетании с условно герметичным (брызгозащищенным) исполнением мест крепления плит к указанному поясу и посадки фланцев ТПК в отверстиях плит, обеспечивает защиту корабельного погреба от попадания забортной воды, а также образующихся при старте ракет пороховых газов.
Смонтированные на ферменном каркасе пояса подпружиненных роликов, взаимодействуя с боковой поверхностью ТПК при загрузке последних в ПУ, обеспечивают предварительное центрование ТПК относительно продольной оси ячейки, а также надежное и безударное осуществление операции.
Разнесенные по высоте ферменного каркаса дополнительные посадочные места для крепления двухопорных балок устройства горизонтальной амортизации ТПК обеспечивают «приспосабливаемость» ПУ к ТПК, имеющим различную длину, в то время как «приспосабливаемость» ПУ к ТПК с различным наружным диаметром обеспечивается за счет применения на ТПК сменных передних фланцев с идентичными посадочными размерами к ПУ (наружный диаметр цилиндрической части стенки фланца и положение точек крепления на полке фланца), а также одним сменным кольцом устройства нижнего пояса продольной амортизации ПУ. Представляется, что технически это гораздо проще узлов и сборок аналогичного назначения ПУ ближайшего аналога, конструкция которой предусматривает использование составного ферменного каркаса, двух (верхнего и нижнего) сменных колец под ТПК, а также большого количества регулируемых и переустанавливаемых элементов.
Наконец, установка плит под ТПК на ферменном каркасе с возможностью их разворота вокруг продольной оси ячейки имеет цель обеспечение возможности различной ориентации ПУ относительно диаметральной плоскости корабля (вдоль или поперек) при сохранении неизменной ориентации базовых плоскостей ракеты в пространстве.
Сущность предлагаемого устройства корабельной пусковой установки проиллюстрирована на фиг.1-9.
На фиг.1 схематически показан общий вид (продольный разрез) ПУ в исполнении на 8 ракет. На фиг.2 показан вид сверху на платформу ПУ, на фиг.3 - поперечный разрез ферменного каркаса по поясу установки подпружиненных роликов.
На фиг.4 показан продольный разрез зоны верхнего (опорного) пояса ферменного каркаса ПУ, а на фиг.5 и 6 более детально представлена зона установки ТПК на плиту ПУ. В частности, на фиг.5 показан разрез указанной зоны по плоскости установки амортизаторов из состава устройства вертикальной амортизации, на фиг.6 - разрез по плоскости установки направляющего элемента, задающего угловое положение ТПК в ячейке ПУ.
На фиг.7 и 8 показаны элементы устройства горизонтальной амортизации ПУ в продольном и поперечном разрезах соответственно.
На фиг.9 показана схема взаимодействия подпружиненного ролика с боковой поверхностью ТПК.
Корабельная пусковая установка состоит из модуля верхней платформы (1) с защитными крышками (2) и механизмами их открытия-закрытия и модуля основания (3) с ферменным каркасом (4). Указанные модули выполнены с возможностью крепления соответственно к палубе (5) и фундаменту (6) НК, при этом они могут быть установлены как вдоль, так и поперек диаметральной плоскости корабля, совместно образуя ячейки ПУ с индивидуальными для каждого ТПК защитными крышками (2).
Ферменный каркас (4) ПУ выполнен в виде консольно закрепленных в основании (3) упругих стоек (7), которые связаны между собой горизонтальными поясами: верхним (8) и несколькими промежуточными (9), а также подкосами. Ферменный каркас (4) установлен на НК с зазором относительно верхней платформы (1), при этом верхний горизонтальный пояс (8) каркаса (4) связан с платформой (1) гибким защитным кожухом (10) из огнеупорного водонепроницаемого материала, предназначенным для компенсации взаимных перемещений пояса (8) относительно верхней платформы (1) ПУ.
На поверхности верхнего горизонтального пояса (8) ферменного каркаса (4) смонтированы восемь плит (11) под установку ТПК (12) с ракетами. При этом крепежные элементы, связывающие пояс (8) и плиты (11), обеспечивают возможностью установки последних с разворотом вокруг продольной оси ячейки на угол 90 градусов. Благодаря этому, независимо от ориентации ПУ при установке ее на носитель (вдоль или поперек диаметральной плоскости НК), обеспечивается заданная ориентация базовых плоскостей ТПК (12) в пространстве, например, базовая плоскость I-III ТПК (12) параллельна диаметральной плоскости ПК (см. фиг.2).
ТПК (12), предназначенный для эксплуатации в составе данной корабельной ПУ, выполнен в виде цилиндрического корпуса с глухим задним днищем, внутри которого размещена ракета и пороховой аккумулятор давления. Корпус ТПК (12) снабжен элементами механического сопряжения с ПУ, которые в конкретном исполнении выполнены в виде несущего фланца (13), закрепленного на переднем конце корпуса контейнера, и, по крайней мере одной, выступающей за диаметр ТПК кольцевой опоры (14) на задней части боковой поверхности его корпуса. Фланец (13) имеет стенку с цилиндрической наружной поверхностью, которая в составе данной ПУ выполняет функции поперечной передней опоры ТПК (12). В полке фланца (13), имеющей кольцевую форму, выполнены несколько резьбовых отверстий (15), предназначенных для связи ТПК (12) с элементами ПУ (см. ниже), а на внешнем периметре полки - паз (16), определяющий положение ТПК (12) по крену. На днище ТПК (12) смонтирован электроразъем (17), служащий для связи системы управления размещенной в ТПК ракеты с системой управления стрельбой НК.
В каждой плите (11) выполнено отверстия, диаметр которого (на фиг.6 -⌀А) соответствует диаметру цилиндрической поверхности стенки фланца (13) ТПК (12). Причем после установки ТПК (12) на посадочные места плит (11) последние совместно с верхним горизонтальным поясом (8) и кожухом (10) образуют условно герметичный (брызгозащищенный) контур.
На плите (11) смонтированы устройство вертикальной амортизации для ТПК (12) и направляющий элемент для обеспечения их заданного углового положения в ячейках ПУ.
Устройство вертикальной амортизации выполнено в виде опорного кольца (18) и восьми амортизаторов одностороннего, но противоположно направленного действия. Четыре из упомянутых амортизаторов (19) «работают» при перемещении опорного кольца (18) вниз, при этом их штоки уперты в нижнюю поверхность кольца (18). Четыре других (20) «работают» при перемещении опорного кольца (18) вверх, при этом их штоки пропущены в отверстия (21), выполненные в кольце (18), и посредством зафиксированных на концах штоков гаек (22) контактируют с верхней поверхностью кольца (18). Причем опорное кольцо (18) выполнено съемным и предусматривает возможность его наложения и крепления к полке фланца (13) ТПК (12).
Направляющий элемент ПУ для обеспечения заданного углового положения ТПК (12) в ячейке ПУ выполнен в виде кронштейна (23) с вертикальным клином, предназначенным для взаимодействия с пазом (16) фланца (13). При этом в опорном кольце (18), в зоне расположения паза (16) выполнен местный вырез.
Оборудованный описанным образом верхний горизонтальный пояс (8), будучи установлен на консольных концах упругих стоек (7) ферменного каркаса (4), образует верхний пояс горизонтальной амортизации для всех установленных в ПУ ТПК (12).
Нижний пояс горизонтальной амортизации ТПК (12) образован индивидуальными для каждой ячейки ПУ устройствами. Каждое упомянутое устройство размещено в нижней части ферменного каркаса (4) и выполнено в виде четырех упругих балок (24), каждая из которых закреплена на двух посадочных местах стоек (7) каркаса (4). На консольных концах балок (24) смонтировано кольцо (25), имеющее внутреннюю направляющую коническую поверхность. При этом в конструкции ферменного каркаса (4) предусмотрены два разнесенных по высоте пояса посадочных мест для крепления балок (24), а кольцо (25) выполнено сменным с возможностью взаимодействия с кольцевыми опорами (14) ТПК (12), имеющими различный наружный диаметр.
Также каждая ячейка ферменного каркаса (4) оборудована двумя поясами подпружиненных роликов (26), предназначенных для взаимодействия с боковой поверхностью корпуса ТПК (12).
Корабельная пусковая установка, выполненная по предложенной конструктивно-компоновочной схеме, эксплуатируется и функционирует следующим образом
ПУ в составе модуля верхней платформы (1) с защитными крышками (2) и модуля основания (3) с ферменным каркасом (4) доставляют на кораблестроительное предприятие.
Основание (3) с ферменным каркасом (4) загружают в погреб НК и закрепляют в заданном положении на фундаменте корабля (6). Верхнюю платформу (1) устанавливают и закрепляют в заданном положении на палубе НК (5), таким образом, что, платформа (1) и ферменный каркас (3) совместно образуют вертикальные ячейки для установки ТПК (12). При этом платформа (1) и основание (2) могут быть установлены вдоль или поперек диаметральной плоскости корабля и, совместно с аналогичными модулями, могут образовывать составные пусковые установки на 16, 24 или 32 ракеты в соответствии с задачами и рангом корабля-носителя.
Перед загрузкой пусковой установки открывают защитную крышку (2) загружаемой ячейки ПУ и демонтируют опорное кольцо (18) устройства вертикальной амортизации. Демонтированное кольцо (18) скрепляют с фланцем (13) ТПК (12), подлежащего загрузке в ПУ, после чего к ТПК (12) присоединяют стропы грузоподъемного средства.
С помощью грузоподъемного средства перемещают ТПК (12) к загружаемой ячейке ПУ, вывешивают его в вертикальном положении над проемом ячейки и обеспечивают предварительную ориентацию ТПК (12) в горизонтальной плоскости. Затем ТПК (12) опускаю в ячейку ПУ, при этом боковая поверхность корпуса контейнера входит во взаимодействие с подпружиненными роликами (26), которые облегчают его последующую загрузку в ПУ.
В завершающей стадии загрузки ТПК (12) кольцевая опора (14), направляемая конической поверхностью кольца (25), входит во взаимодействие с последним, обеспечивая тем самым центрование ТПК (12) относительно продольной оси ячейки. При дальнейшем опускании ТПК (12) стенка его фланца (13) входит в отверстие в плите (11), а паз (16) в полке фланца - в зацепление с клином кронштейна (23). Затем, за счет взаимодействия расширяющейся клиновой поверхности кронштейна (23) с пазом (16), ТПК (12) «доворачивается» вокруг продольной оси ячейки и занимает заданное положение по крену. При этом штоки амортизаторов (20) совмещаются, а затем и входят в отверстия (21) в опорном кольце (18), в то время как штоки амортизаторов (19) упираются в нижнюю поверхность кольца (18). Под действием массы ТПК (12) амортизаторы (19) поджимаются и самоустанавливаются.
В результате, ТПК (12) «выставлен» по всем осям ячейки ПУ и «вывешен» на устройствах вертикальной и горизонтальной амортизации. После этого опорное кольцо (18) крепят к плите (11) путем установки и фиксации гаек (22) на конце штоков амортизаторов (20). Процесс загрузки ПУ завершается демонтажем строп грузоподъемного средства и закрытием крышки (2) ячейки.
Необходимо отметить, что в случае установки в данную ПУ ТПК (12) меньшей длины балки (24) устройства горизонтальной амортизации предварительно переустанавливают на соответствующие посадочные места ферменного каркаса (4). Для установки в ПУ ТПК (12) меньшего диаметра его предварительно оборудуют соответствующим передним фланцем (13), имеющим идентичные «внешние» посадочные места и присоединительные размеры, а на балках (24) устройства горизонтальной амортизации ПУ монтируют сменное кольцо (25) с соответствующим внутренним диаметром.
В процессе эксплуатации корабельной ПУ на корабле-носителе возникающие динамические нагрузки воспринимаются и снижаются до допустимого для ракет в ТПК (12) уровня посредством устройств продольной и поперечной амортизации. Например, при осевых перегрузках, действующих на корабль-носитель в направлении «вниз», прикрепленное к фланцу (13) ТПК (12) кольцо (18) посредством гаек (22), закрепленных на штоках амортизаторов (20), нагружает последние, снижая тем самым динамическое воздействие на размещенную в ТПК (12) ракету, в то время как при поперечных перегрузках снижение уровня нагружения ракеты обеспечивается за счет упругих деформаций стоек (7) ферменного каркаса (4) и балок (24) устройства горизонтальной амортизации ПУ. При этом взаимные перемещения ферменного каркаса (4) и верхней платформы (1) ПУ компенсируются гибким кожухом (10).
Перед боевым применением ракет открывают защитную крышку (2) ячейки ПУ, где находится ТПК (12) назначенной к пуску ракеты. По команде от системы управления стрельбой ПК задействуют пороховой аккумулятор давления и ракета под действием поршневого эффекта покидает ТПК (12). Действующая при этом реактивная сила через связанное с фланцем (13) кольцо (18) передается на контактирующие с его нижней поверхностью амортизаторы (19), а после соприкосновения нижней поверхности полки фланца (13) с плитой (11) ПУ - на верхний горизонтальный пояс (8) ферменного каркаса (4) ПУ, в то время как, от чрезмерного перемещения вверх, вследствие реакции силовых элементов ПУ на указанное воздействие, ТПК (12) удерживают амортизаторы (20), штоки которых через гайки (22) контактируют с верхней поверхностью опорного кольца (18).
При осуществлении старта ракеты кожух (10), элементы герметизации стыка плиты (11) и верхнего пояса (8) ферменного каркаса (4), а также плотная посадка фланца (13) ТПК (12) в отверстии плиты (11) предотвращают прорыв высокотемпературных пороховых газов, образующихся при старте ракеты в пространство корабельного погреба НК.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОДУЛЬНАЯ МНОГОМЕСТНАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ВЕРТИКАЛЬНОГО ПУСКА | 2014 |
|
RU2572424C1 |
Универсальная корабельная пусковая установка вертикального пуска | 2021 |
|
RU2767097C1 |
МОДУЛЬНАЯ МНОГОМЕСТНАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ВЕРТИКАЛЬНОГО ПУСКА | 2002 |
|
RU2213925C1 |
МОДУЛЬНАЯ МНОГОМЕСТНАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ВЕРТИКАЛЬНОГО ПУСКА | 2002 |
|
RU2213924C1 |
Корабельная пусковая установка для ракет в транспортно-пусковом контейнере с минометном стартом | 2016 |
|
RU2657634C1 |
МОДУЛЬНАЯ МНОГОМЕСТНАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ВЕРТИКАЛЬНОГО ПУСКА | 2008 |
|
RU2382314C1 |
МНОГОМЕСТНАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ВЕРТИКАЛЬНОГО ПУСКА | 2008 |
|
RU2374591C1 |
КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ СИСТЕМА | 2013 |
|
RU2529252C1 |
КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ СИСТЕМА | 2007 |
|
RU2362958C1 |
КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ СИСТЕМА | 2007 |
|
RU2350888C1 |
Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к пусковым установкам (ПУ) надводных кораблей (НК), предназначенным для хранения, транспортировки и запуска ракет из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК). На верхнем горизонтальном поясе ферменного каркаса ПУ смонтированы плиты, каждая из которых предназначена для установки одного ТПК и снабжена устройством его продольной амортизации. Упомянутое устройство состоит из съемного опорного кольца, выполненного с возможностью крепления к переднему несущему фланцу ТПК, и не менее двух пар упругих элементов одностороннего, но противоположно направленного действия. Штоки одной пары упругих элементов уперты в нижнюю поверхность опорного кольца, а штоки другой пары контактируют с верхней поверхностью опорного кольца. На поверхности плиты закреплен клиновой кронштейн, взаимодействующий с пазом в полке несущего фланца, определяющим положение ТПК по крену. Плита монтируется на ферменном каркасе с возможностью разворота вокруг продольной оси ПУ на угол 90 градусов. Верхний горизонтальный пояс установлен на консольных концах упругих стоек ферменного каркаса ПУ и образует верхний пояс поперечной амортизации всех установленных в ПУ ТПК. Нижний пояс поперечной амортизации образован индивидуальными для каждого ТПК устройствами, выполненными в виде нескольких закрепленных на ферменном каркасе двухопорных балок. На консольных концах балок смонтировано кольцо, взаимодействующее с опорой на боковой поверхности ТПК. Двухопорные балки имеют не менее двух разнесенных по высоте поясов посадочных мест на ферменном каркасе ПУ, а кольцо, взаимодействующее с опорой ТПК, выполнено сменным. Изобретением обеспечивается размещение на пусковой установке ТПК различных типоразмеров, их амортизация в продольном и поперечном направлениях, а также возможность установки ПУ вдоль или поперек диаметральной плоскости НК. 4 з.п. ф-лы, 9 ил.
1. Модульная многоместная корабельная пусковая установка вертикального пуска, содержащая верхнюю платформу и нижнее основание, закрепленные соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними ферменный каркас, выполненный в виде стоек, связанных горизонтальными поясами и подкосами, причем ферменный каркас установлен на корабле с зазором относительно верхней платформы, при этом совместно с последней он образует ячейки пусковой установки для установки транспортно-пусковых контейнеров, каждая из которых снабжена устройством для продольной амортизации контейнера и направляющим элементом для обеспечения его заданного углового положения относительно продольной оси ячейки, а также закрепленной на верхней платформе защитной крышкой ячейки с механизмом ее открывания, отличающаяся тем, что на поверхности верхнего горизонтального пояса ферменного каркаса, связанного с верхней платформой пусковой установки гибким защитным кожухом, смонтированы несколько плит, каждая из которых предназначена для установки одного транспортно-пускового контейнера, оборудованного передним несущим фланцем, в полке которого выполнен паз, определяющий угловое положение контейнера относительно продольной оси, причем в плите выполнено отверстие, внутренний диаметр которого соответствует внешнему диаметру стенки фланца контейнера, а на поверхности плиты закреплен кронштейн с вертикальным клином для взаимодействия с пазом в полке фланца контейнера, при этом на поверхности плиты смонтировано устройство продольной амортизации транспортно-пускового контейнера, состоящее из съемного опорного кольца, выполненного с возможностью крепления к полке фланца контейнера, и не менее двух пар упругих элементов одностороннего, но противоположно направленного действия, причем штоки одной пары упругих элементов уперты в нижнюю поверхность опорного кольца, а штоки другой посредством зафиксированных на их концах гаек контактируют с верхней поверхностью опорного кольца, при этом верхний горизонтальный пояс ферменного каркаса, установленный на консольных концах упругих стоек последнего, образует верхний пояс поперечной амортизации всех установленных в пусковую установку транспортно-пусковых контейнеров, при этом нижний пояс поперечной амортизации образован индивидуальными для каждой ячейки устройствами, выполненными в виде нескольких закрепленных на ферменном каркасе двухопорных балок, на консольном конце которых смонтировано кольцо, внутренняя поверхность которого взаимодействует с боковой поверхностью корпуса транспортно-пускового контейнера.
2. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что на ферменном каркасе выполнены не менее двух разнесенных по высоте пояса посадочных мест для крепления двухопорных балок устройства горизонтальной амортизации.
3. Пусковая установка по п.2, отличающаяся тем, что кольцо из состава устройства горизонтальной амортизации выполнено сменным с возможностью взаимодействия с боковой поверхностью корпусов транспортно-пусковых контейнеров различных типоразмеров.
4. Пусковая установка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что в каждой ячейке ферменного каркаса пусковой установки смонтированы два пояса подпружиненных роликов, предназначенных для взаимодействия с боковой поверхностью корпуса транспортно-пускового контейнера при его загрузке в пусковую установку.
5. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что каждая плита для установки транспортно-пускового контейнера смонтирована на верхнем горизонтальном поясе ферменного каркаса с возможностью разворота вокруг продольной оси ячейки на угол 90°.
МОДУЛЬНАЯ МНОГОМЕСТНАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ВЕРТИКАЛЬНОГО ПУСКА | 2002 |
|
RU2213925C1 |
ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР | 2002 |
|
RU2210050C1 |
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ | 2002 |
|
RU2211432C1 |
Устройство для разлива густых жидкостей | 1934 |
|
SU44175A1 |
US 6230604 A, 15.05.2001 | |||
Ходовая часть грузоподъемного средства | 1980 |
|
SU933611A1 |
Авторы
Даты
2010-06-27—Публикация
2008-11-13—Подача