ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ БИКАЛИБЕРНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА Российский патент 2010 года по МПК F42B15/10 

Описание патента на изобретение RU2393423C1

Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в конструкции малогабаритных ракет, летающих в плотных слоях атмосферы

В конструкциях многих ракет, преимущественно зенитных, для сообщения им высокой скорости полета на начальном участке траектории применяют стартовый двигатель, обычно отделяющийся от маршевой ступени после интенсивного кратковременного выгорания топлива, имеющий тандемное заднее расположение и калибр, превышающий калибр маршевой ступени (бикалиберная схема).

После интенсивного разгона и отделения стартового двигателя подкалиберная маршевая ступень имеет слабо торможенный полет и не требует дополнительного маршевого двигателя.

При проектировании таких ракет следует исходить из того, что:

- калибр маршевой ступени должен быть минимальным и определяется в основном возможностями научно-технической базы по минимизации объема блоков аппаратуры управления;

- длина маршевой ступени определяется составом бортовой аппаратуры управления и опять же возможностями научно-технической базы по ее минимизации;

- общая длина ракеты и ее масса должны быть минимальными для уменьшения инерционно-массовых характеристик ракеты, влияющих на ее управляемость в полете, а также на быстроту реакции комплекса (для уменьшения мощности приводов).

Длина двигателя определяется разностью длин ракеты и маршевой ступени, т.е. является величиной фиксированной, и, следовательно, получение заданной скорости ракеты может быть обеспечено лишь за счет увеличения массы топлива, а это при фиксированной длине двигателя означает увеличение диаметра двигателя (что, в свою очередь, приводит к увеличению сил аэродинамического сопротивления и соответственно ставит задачу уменьшения этих сил), а также увеличение массы корпуса двигателя.

Таким образом, задачей проектирования таких ракет является выбор оптимального соотношения геометрических и массовых характеристик ступеней ракеты.

Одним из возможных путей уменьшения общей массы ракеты является выполнение корпуса двигателя из композиционного материала, а путем уменьшения сил сопротивления - выбор геометрической формы передней части двигателя.

Известен реактивный снаряд с отделяемым двигателем, выбранный в качестве прототипа настоящего предлагаемого изобретения, содержащий маршевую ступень меньшего калибра и двигатель из композиционного материала с пороховым зарядом и цилиндрическим корпусом с коническо-оживальной передней частью и с резьбовой втулкой в переднем полюсном отверстии, содержащей хвостовик, на котором крепится корпус, причем толщина стенки корпуса в его передней части выполнена постоянной и эквидистантной поверхности хвостовика, а пороховой заряд вложен в корпус, снабженный термозащитным покрытием по внутренней поверхности [патент RU № 2133444, МПК6 F42B 15/10, опубл. 20.07.1999, бюл. № 20].

Выполнение двигателя с коническо-оживальной передней частью позволяет снизить аэродинамическое сопротивление, а выполнение корпуса двигателя из композиционного материала - уменьшить стартовый вес ракеты.

Однако данная конструкция обладает следующими существенными недостатками:

- коническо-оживальная форма передней части двигателя требует определения оптимального соотношения массовых характеристик ступеней ракеты и оптимальной длины коническо-оживальной части двигателя;

- выполнение толщины стенки двигателя в передней части постоянной (т.е. параллельной) наружной коническо-оживальной поверхности двигателя делает конструкцию корпуса неравнопрочной, а при больших скоростях полета, на которых наружная поверхность двигателя испытывает влияние кинетического нагрева от набегающего потока, а композиционный материал корпуса подвергается уносу и, следовательно, утонению - все это уменьшает прочность и, следовательно, надежность конструкции;

- при горении заряда возможно воздействие потока пороховых газов на внутреннюю поверхность корпуса, что обусловило наличие термозащитного покрытия, которое увеличивает пассивную массу двигателя.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных выше недостатков, а именно - установление оптимального соотношения массовых характеристик ступеней ракеты, а также геометрических параметров коническо-оживальной передней части двигателя, обеспечивающих снижение аэродинамического сопротивления и повышение надежности ракеты. Решение поставленной задачи достигается тем, что в двухступенчатой бикалиберной управляемой ракете, содержащей маршевую ступень меньшего калибра и отделяемый двигатель с пороховым зарядом и цилиндрическим корпусом с коническо-оживальной передней частью, коническо-оживальная часть выполнена длиной (1,6…6,5) калибра, причем толщина стенки коническо-оживальной передней части корпуса выполнена с увеличением в направлении от цилиндрической части корпуса к переднему торцу двигателя, а заряд закреплен к корпусу двигателя по всей боковой поверхности, при этом двигатель и маршевая ступень выполнены с соотношением масс 2,2…3,9 при отношении массы заряда к общей массе ракеты 0,38…0,62.

При проектировании стартового двигателя присутствует большое количество конструктивных параметров, оптимальное сочетание которых может быть установлено преимущественно опытным путем.

Практика проектирования, проведенные расчеты и опытная отработка показали, что выполнение коническо-оживальной части длиной (1,6…6,5) калибра позволяет установить оптимальное соотношение массы заряда и длины коническо-оживальной части в зависимости от заданной скорости. При значении, меньшем 1,6, увеличение аэродинамического сопротивления уже невозможно компенсировать увеличением массы заряда. При значении, большем 6,5, чрезмерно уменьшается объем топлива, и потеря тяги при этом не компенсируется уменьшением аэродинамического сопротивления.

Выполнение при этом соотношения масс двигателя и маршевой ступени равным 2,2…3,9 при отношении массы заряда к общей массе ракеты равным 0,38…0,62 позволяет оптимизировать массовые характеристики ступеней ракеты для получения заданной скорости.

Кроме того, выполнение стенки коническо-оживальной части двигателя с утолщением в направлении переднего торца двигателя делает конструкцию двигателя равнопрочной, с учетом также и того, что при больших скоростях полета и соответственно кинетическом нагреве корпуса происходит утонение стенки вследствие уноса композиционного материала набегающим потоком воздуха, интенсивность которого возрастает в направлении переднего торца двигателя. Конкретная величина утолщения выбирается при проектировании в зависимости от скорости и свойств материала корпуса.

Закрепление заряда к корпусу двигателя по всей боковой поверхности исключает воздействие пороховых газов на внутреннюю поверхность корпуса двигателя и необходимость в термозащитном покрытии, что повышает надежность при уменьшении массы двигателя.

Изобретение поясняется чертежом, на котором показаны:

- на фиг.1 - общий вид ракеты;

- на фиг.2 - продольный разрез по коническо-оживальной части двигателя.

Предлагаемая двухступенчатая бикалиберная управляемая ракета состоит из маршевой ступени 1 (фиг.1) меньшего калибра, отделяемого двигателя 2 с пороховым зарядом 3 и механизма разделения 4. Корпус 5 двигателя 2 выполнен из композиционного материала, при этом его передняя часть 6 выполнена коническо-оживальной формы со стенкой переменной толщины 7 и 8, увеличивающейся по направлению к передней части двигателя. Пороховой заряд 3 закреплен к стенке корпуса по всей боковой поверхности 9.

Предлагаемое изобретение позволяет установить оптимальное соотношение массовых характеристик ступеней ракеты, а также геометрических параметров коническо-оживальной передней части двигателя, обеспечивающих снижение аэродинамического сопротивления и повышение надежности ракеты.

Похожие патенты RU2393423C1

название год авторы номер документа
РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД 2002
  • Коликов В.А.
  • Коренной А.В.
  • Кузнецов В.М.
  • Миронов Ю.И.
  • Сурначев А.Ф.
  • Шатрова Э.А.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Колесников В.И.
  • Талалаев А.П.
RU2235281C2
Бикалиберная ракета (варианты) 2016
  • Карпов Михаил Владимирович
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Жуков Владимир Петрович
  • Еремин Сергей Николаевич
RU2616206C1
РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД С ОТДЕЛЯЕМЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1998
  • Кузнецов В.М.
  • Соколов Г.Ф.
  • Морозов В.Д.
  • Васина Е.А.
  • Махонин В.В.
  • Филимонов Г.Д.
  • Давыдов М.Н.
RU2133444C1
БИКАЛИБЕРНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 1996
  • Жуков В.П.
  • Рассказов А.В.
  • Хрипунов Л.А.
  • Кузнецов В.М.
RU2114382C1
УПРАВЛЯЕМАЯ ПУЛЯ 2014
  • Шипунов Аркадий Георгиевич
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Дикшев Алексей Игоревич
  • Рындин Максим Владимирович
  • Колотилин Александр Владимирович
  • Алексеева Анастасия Анатольевна
RU2569229C1
Управляемая пуля 2019
  • Шипунов Аркадий Георгиевич
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Рындин Максим Владимирович
  • Дикшев Алексей Игоревич
  • Колотилин Александр Владимирович
  • Сурначёв Александр Фёдорович
  • Аленичев Александр Николаевич
  • Фимушкин Валерий Сергеевич
  • Замарахин Василий Анатольевич
  • Трынька Михаил Михайлович
RU2719801C1
РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД С ОТДЕЛЯЕМЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2000
  • Кузнецов В.М.
  • Капустин А.С.
  • Феруленков А.В.
  • Энтин А.П.
  • Сурначев А.Ф.
  • Шершнев В.В.
  • Махонин В.В.
RU2179702C1
СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ ЗОНЫ ПРИМЕНИМОСТИ БИКАЛИБЕРНОЙ РАКЕТЫ И БИКАЛИБЕРНАЯ РАКЕТА, РЕАЛИЗУЮЩАЯ СПОСОБ 2013
  • Ветров Вячеслав Васильевич
  • Дикшев Алексей Игоревич
  • Костяной Евгений Михайлович
  • Образумов Владимир Иванович
  • Песин Анатолий Фридрихович
  • Голомидов Борис Александрович
  • Замарахин Василий Анатольевич
RU2538645C1
БИКАЛИБЕРНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 2014
  • Курчанов Максим Владимирович
  • Морозов Виктор Викторович
  • Орлов Альберт Ромилович
  • Обухов Игорь Юрьевич
RU2569995C1
БИКАЛИБЕРНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 2010
  • Баранов Олег Иванович
  • Власов Борис Викторович
  • Елгин Валентин Дмитриевич
  • Климов Виктор Борисович
  • Корнеев Алексей Борисович
  • Ласкова Ирина Викторовна
  • Лутай Игорь Иванович
  • Коротков Олег Валерьевич
  • Сидоров Владимир Васильевич
  • Сорочинский Александр Юрьевич
RU2422760C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 393 423 C1

Реферат патента 2010 года ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ БИКАЛИБЕРНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в конструкциях малогабаритных ракет, летающих в плотных слоях атмосферы. Двухступенчатая бикалиберная управляемая ракета содержит маршевую ступень меньшего калибра и отделяемый двигатель из композиционного материала с пороховым зарядом и цилиндрическим корпусом с коническо-оживальной передней частью. Коническо-оживальная часть корпуса двигателя выполнена длиной (1,6…6,5) калибра, а толщина ее стенки выполнена с увеличением в направлении от цилиндрической части корпуса к переднему торцу двигателя. Заряд закреплен к корпусу двигателя по всей боковой поверхности, а двигатель и маршевая ступень выполнены с соотношением масс 2,2…3,9 при отношении массы заряда к общей массе ракеты 0,3…0,62. Обеспечивается снижение аэродинамического сопротивления и повышение надежности ракеты за счет установления оптимального соотношения массовых характеристик ступеней ракеты, а также геометрических параметров коническо-оживальной передней части двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 393 423 C1

Двухступенчатая бикалиберная управляемая ракета, содержащая маршевую ступень меньшего калибра и отделяемый двигатель из композиционного материала с пороховым зарядом и цилиндрическим корпусом с коническо-оживальной передней частью, отличающаяся тем, что коническо-оживальная передняя часть корпуса двигателя выполнена длиной (1,6…6,5) калибра с увеличением толщины ее стенки в направлении от цилиндрической части корпуса к переднему торцу двигателя, а заряд закреплен к корпусу двигателя по всей боковой поверхности, при этом двигатель и маршевая ступень выполнены с соотношением масс 2,2…3,9 при отношении массы заряда к общей массе ракеты 0,38…0,62.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2393423C1

РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД С ОТДЕЛЯЕМЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1998
  • Кузнецов В.М.
  • Соколов Г.Ф.
  • Морозов В.Д.
  • Васина Е.А.
  • Махонин В.В.
  • Филимонов Г.Д.
  • Давыдов М.Н.
RU2133444C1
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ БИКАЛИБЕРНАЯ РАКЕТА 2003
  • Кузнецов В.М.
  • Энтин А.П.
  • Рассказов А.В.
  • Капустин А.С.
RU2246093C1
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ВРАЩАЮЩАЯСЯ ПО КРЕНУ РАКЕТА 1996
  • Жуков В.П.
  • Кузнецов В.М.
  • Хрипунов Л.А.
RU2110755C1
ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 2000
  • Дудка В.Д.
  • Кузнецов В.М.
  • Шабловский В.И.
  • Махонин В.В.
  • Филиппов С.А.
RU2167390C1
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА 2002
  • Кузнецов В.М.
  • Жуков В.П.
  • Ермаков В.Г.
  • Алексеев А.Н.
RU2222774C1
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА В ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ 2005
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Жуков Владимир Петрович
  • Рассказов Александр Валентинович
RU2302600C1

RU 2 393 423 C1

Авторы

Шипунов Аркадий Георгиевич

Кузнецов Владимир Маркович

Савенков Юрий Александрович

Жуков Владимир Петрович

Рассказов Александр Валентинович

Даты

2010-06-27Публикация

2009-01-11Подача