СПОСОБ КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ Российский патент 2010 года по МПК A61N5/06 

Описание патента на изобретение RU2395313C2

Настоящее изобретение относится к области психиатрии и обеспечивает способ лечения психического расстройства, известного как синдром дефицита внимания/гиперактивности.

За последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что значительная часть детей является устойчиво гиперактивной и страдает дефицитом внимания, из-за чего они не успевают в школе и зачастую испытывают трудности в личных взаимоотношениях. Симптомы этого расстройства впервые описаны и опубликованы Американской ассоциацией психиатров в Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, четвертая версия, в 1994 г. [1]. Раньше таких детей признавали неисправимыми, наказывали и даже помещали в специальные учреждения. Однако давно было известно, что эти дети не могут контролировать свое поведение в обществе, справиться с гиперактивностью и невниманием и, следовательно, нуждались в помощи. Этот синдром представляет собой расстройство не только детского возраста, но и подростков, и взрослого человека. Следовательно, данный синдром создает серьезные проблемы и во взрослой жизни человека.

Были попытки оказания помощи этим больным лекарственными препаратами. Одним из этих препаратов является метилфенидат (Ritalinтм), который значительно улучшал их состояние здоровья и сосуществование с другими людьми в школе и дома. Однако данное лекарственное средство имеет недостатки, такие как необходимость длительного и многократного его приема (несколько раз в день), а также возврат симптомов болезни после прекращения действия каждой дозы лекарства. Кроме того, это лекарство у пациентов вызывает побочные действия (сонливость, потерю аппетита и др.). Метилфенидат обладает как норадренергической, так и дофаминергической активностью [2].

Для лечения синдрома применяют также трициклические лекарства (имипрамин, дезипрамин, нортиприлин, амитриптилин, кломипрамин). Однако эти лекарства вызывают ряд побочных эффектов.

Известен способ коррекции синдрома дефицита внимания/гиперактивности, заключающийся в приеме лекарственного препарата томоксетина перорально или в инъекциях [3], эффективная доза которого находится в пределах от 5 мг до 100 мг в день.

Однако этот способ имеет следующие недостатки: длительность сроков лечения и ограничение его применения у детей, особенно раннего возраста (от 1-го года до 6-ти лет).

Проблемой психиатрии является поиск безопасного и эффективного способа лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности, доступного не только для взрослых, но и для детей, особенно раннего возраста.

Технический результат заключается в повышении эффективности, удешевлении, упрощении и сокращении сроков лечения не только взрослых, подростков, но и детей дошкольного и раннего возраста (от 6 месяцев до 3-х лет) без побочных эффектов.

Указанный результат достигается за счет того, что в способе коррекцию синдрома дефицита внимания/гиперактивности проводят путем импульсного цветового попеременного воздействия на каждый из глаз пациента серией импульсов светового излучения. При этом попеременное воздействие на каждый из глаз производят либо с одинаковой длиной волны, либо с разной, причем при подаче следующей серии импульсов изменяют длину волны. Длину волны в сериях импульсов изменяют в диапазоне видимого света.

Указанный результат достигается также за счет того, что импульсы подают в диапазоне частот 0,2÷10 Гц, соответствующих частотам ритмов зрения и альфа-ритма головного мозга. Для этого перед началом коррекции определяют ритмы зрения и альфа-ритм головного мозга пациента.

Примеры выполнения способа

1. Мальчик Б. Ярослав, 4-х лет. Диагноз: гиперактивность, энурез.

Из анамнеза установлено следующее. Родился в асфиксии из-за обвития шеи пуповиной. До 4-х месяцев не держал головку. На электроэнцефалограмме установлена внутричерепная гипертензия. Страдает частыми простудными заболеваниями (острые респираторные инфекции, ринофарингит), головными болями, повышенной нервно-психической возбудимостью, неуравновешенностью, гиперактивностью, энурезом почти каждую ночь, часто бывает непослушным.

Проведено 10 сеансов курса способа цветокоррекции в соответствии с данным способом с помощью перепрограммированного аппарата Тетериной Т.П. После лечения мальчик стал спокойным, ночной энурез наблюдается значительно реже (1-2 раза в месяц), исчезли головные боли.

2. Девочка М. Олеся, 4-х лет. Диагноз: гиперактивность, депрессивный синдром.

Со слов мамы девочка с раннего возраста страдает гиперактивностью, психо-эмоциональной возбудимостью и неустойчивостью, раздражительностью, агрессивностью, нарушением сна (днем в детском саду не спала, а дома после

21-22-х часов долго не могла заснуть). На электроэнцефалограмме обнаружено смещение срединных структур мозга. Девочка находится под наблюдением психоневролога по поводу депрессивного синдрома. Длительный период времени принимает антидепрессивные лекарства (финляпам), но улучшения не отмечается.

Проведено 3 курса цветокоррекции в соответствии с данным способом с помощью перепрограммированного аппарата Тетериной Т.П. Первый курс проведен в комплексе с лечением антидепрессивным препаратом. Психоэмоциональное состояние было спокойное в течение 1-го месяца. Второй курс цветокоррекции проведен после отмены антидепрессивного препарата. Признаки депрессивного психоза, гиперактивности, агрессивности не проявлялись в течение 2-х месяцев. После третьего курса цветокоррекции без лекарств значительно улучшилось психо-эмоциональное состояние и сон, признаки гиперактивности и депрессивного синдрома не проявлялись. Срок наблюдения 2 года.

3. Девочка В. Дарья, 5-ти лет. Диагноз: синдром дефицита внимания/гиперактивность.

Из анамнеза установлено, что с рождения до 1-го года у ребенка наблюдалось постоянное беспокойство, повышенная возбудимость, ярко выраженная экспрессивность, плаксивость, сопровождавшаяся громким криком, особенно в ночное время, автоматизм движений верхних и нижних конечностей, нарушение сна. Со слов родителей ребенок не давал им спать. При обследовании была установлена внутричерепная гипертензия, по поводу чего до года жизни была под наблюдением и лечением у психоневролога.

С возрастом у девочки периодически наблюдаются повышенная нервно-психическая возбудимость, агрессивность, драчливость со сверстниками в детском саду. Со слов воспитателя при выполнении заданий во время занятий отмечаются симптомы невнимательности, отвлекается на внешние раздражители, ерзает при сидении, не вникает в смысл объяснения заданий воспитателем. Со слов родителей девочка часто их не слушается, капризничает, становится неуправляемой.

Проведено 10 сеансов курса цветокоррекции в соответствии с данным способом с помощью перепрограммированного аппарата Тетериной Т.П. После лечения девочка стала спокойной, уравновешенной, послушной, на занятиях в детсаду отмечались усидчивость и внимательность при выполнении заданий.

4. Девочка А. Саша, 7 лет, 8 месяцев, ученица 1-го класса. Диагноз: синдром дефицита внимания/гиперактивность.

Из анамнеза установлено, что девочка родилась в асфиксии (было обвитие шеи пуповиной). С рождения часто кричала, плакала, не давала ночью родителям спать, почти постоянно была беспокойной. В возрасте 5 лет была установлена внутричерепная гипертензия. Лечение не проводилось. В школе девочка отстает в учебе, гиперактивна, часто бывает неуправляемой, раздражительной. Нервно-психический срыв сопровождается громким криком. При обследовании ритмы зрения определить не удалось, острота зрения обоих глаз в пределах нормы (равна 1,0).

Проведено 10 сеансов курса способа цветокоррекции в соответствии с данным способом с помощью перепрограммированного аппарата Тетериной Т.П. После лечения нервно-психические срывы и раздражительность прекратились, улучшились память и внимание.

5. Мальчик Ф. Артем, 6,5 лет. Диагноз: синдром дефицита внимания/гиперактивность, задержка развития речи (не говорил до 3-х лет).

Со слов мамы ребенок родился недоношенным. С рождения был неспокойным, а с 2-х лет отмечается неуравновешенность психики, гиперактивность, нарушение сна, общее утомление. Со слов воспитателя детского сада у ребенка отмечается дефицит внимания.

При исследовании феномена бинокулярного соперничества ритмы зрения определить не удалось. Острота зрения в пределах нормы (равна 1,0).

Проведено 10 сеансов курса цветокоррекции в соответствии с данным способом с помощью перепрограммированного аппарата Тетериной Т.П. После лечения улучшились речь, сон, внимание и общее состояние организма. Ребенок стал спокойным, послушным, уравновешенным, восстановились ритмы зрения.

6. Мальчик М. Яша, 13 лет, ученик 7-го класса. Диагноз: синдром дефицита внимания/гиперактивность.

Со слов родителей мальчик родился недоношенным и в асфиксии. С рождения был неспокойным, отмечалась выраженная возбудимость на внешние раздражители. С дошкольного возраста отмечается чрезмерная гиперактивность, неуравновешенность, нервно-психическая возбудимость. В школе с первого класса отмечается импульсивность, беспокойное поведение, неусидчивость. Во время уроков наблюдается ерзание при сидении или вскакивание с места, часто перебивает объяснения учителя. Мальчик интеллектуально развит, но отстает в учебе и не испытывает интереса к занятиям в школе, не может сосредоточиться при выполнении письменной работы и школьных заданий, отвлекается на внешние раздражители, забывчив, непослушный. Ритмы зрения (феномен бинокулярного соперничества) определить не удалось.

Родители испытывают чрезмерную усталость и раздражительность от его поведения и неуправляемости. Однако, как отмечают сами родители, в детстве у них были тоже подобные проблемы с поведением как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Будучи взрослыми, они испытывают периодические приступы нервно-психического возбуждения, нетерпимость к окружаемым людям, головные боли, неуравновешенность при общении с родственниками, снижение внимания и памяти.

Проведено 10 сеансов курса цветокоррекции в соответствии с данным способом с помощью перепрограммированного аппарата Тетериной Т.П. После лечения мальчик стал более уравновешенным, внимательным, спокойным, послушным, восстановились ритмы зрения, появился интерес к учебе.

7. Пациент К. Андрей, 32-х лет. Диагноз: синдром дефицита внимания/гиперактивность, заикание.

С детства отмечает периодическое нервно-психическое возбуждение, неуравновешенность, импульсивность, а в школьном возрасте трудности с успеваемостью и при взаимоотношениях с преподавателями и сверстниками. Заиканием страдает с детского возраста.

При обследовании установлено, что пациент интеллектуально развит, но при общении с ним часто перебивает, навязывает свое мнение, вмешивается в разговоры окружающих людей, эксцентричен, часто слишком много говорит, не внимателен, из-за чего испытывает трудности с устройством на работу.

При исследовании ритмов зрения на синоптофоре (феномен бинокулярного соперничества) установлено их нарушение.

Пациенту проведено 4 курса по 10 сеансов способа цветокоррекции в соответствии с данным способом с помощью перепрограммированного аппарата Тетериной Т.П. После лечения отмечалось заметное улучшение при общении с окружающими. Пациент стал более уравновешенным, спокойным, улучшилось внимание, восстановились ритмы зрения, исчезло заикание, что дало возможность устроиться на хорошую работу, от которой испытывает удовлетворение.

Таким образом, данный способ эффективен для лечения пациентов-детей, подростков и взрослых.

Источники информации

1. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, четвертая версия (1994).

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М.: Медицина, 1993, т.1, с.116-125.

3. Патент РФ №2163802, МКИ А61К 31/135, 2001.03.10.

Похожие патенты RU2395313C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ 2009
  • Тетерина Татьяна Прохоровна
  • Голубева Анастасия Сергеевна
RU2401672C1
УСТРОЙСТВО ТЕТЕРИНОЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 1996
  • Тетерина Татьяна Прохоровна
RU2098059C1
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Тетерина Татьяна Прохоровна
RU2071301C1
ПРИМЕНЕНИЕ АТОМОКСЕТИНА ГИДРОХЛОРИДА, ИМПУЛЬСНОГО НИЗКОИНТЕНСИВНОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ И КИСЛОРОДНОГО КОКТЕЙЛЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ 2009
  • Белогорова Татьяна Альбертовна
  • Власенко Анастасия Вячеславовна
  • Долгих Владимир Валентинович
  • Михнович Ванда Иосифовна
  • Старовойтова Татьяна Евгеньевна
  • Протопопова Ольга Николаевна
  • Тетерина Татьяна Анатольевна
  • Даниленко Светлана Алексеевна
RU2428226C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИЙ МАКУЛЯРНОЙ ОБЛАСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Тетерина Т.П.
RU2206300C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ 2006
  • Брин Ирина Леоновна
  • Дунайкин Михаил Львович
RU2321408C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 2012
  • Брин Ирина Леоновна
  • Дунайкин Михаил Львович
  • Лисицина Светлана Витальевна
  • Брин Римма Леоновна
  • Дунайкина Ольга Вахтанговна
  • Пинскер Ольга Александровна
RU2505293C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА НОЧНОГО СНА У ДЕТЕЙ 2014
  • Анисимов Григорий Владимирович
  • Калашникова Татьяна Павловна
  • Кравцов Юрий Иванович
RU2542368C1
УСТРОЙСТВО ТЕТЕРИНОЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 2003
  • Тетерина Т.П.
RU2230534C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ 2002
  • Тетерина Т.П.
RU2242257C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии. Осуществляют импульсное цветовое попеременное воздействие на каждый глаз пациента серией импульсов светового излучения в диапазоне частот 0,2-10 Гц. Воздействие на каждый глаз производят с одинаковой длиной волны, а при подаче следующей серии импульсов изменяют длину волны или воздействие на каждый глаз производят с разной длиной волны, а при подаче следующей серии импульсов изменяют длину волны. Способ повышает эффективность коррекции, а также сокращает сроки лечения. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 395 313 C2

1. Способ коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отличающийся тем, что коррекцию проводят путем импульсного цветового попеременного воздействия на каждый из глаз пациента серией импульсов светового излучения в диапазоне частот 0,2-10 Гц.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что попеременное воздействие на каждый из глаз производят с одинаковой длиной волны, а при подаче следующей серии импульсов изменяют длину волны.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что попеременное воздействие на каждый из глаз производят с разной длиной волны, а при подаче следующей серии импульсов изменяют длину волны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2395313C2

ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ/ГИПЕРАКТИВНОСТИ 1996
  • Джон Х. Хейлигенштейн
  • Гари Д. Толлефсон
RU2163802C2
RU 2007102291 A, 27.08.2008
WO 2006032337, 30.03.2006
КЛИТОЧЕНКО Г.В
Психофизиологическая оценка эффективности препаратов нейроактивных аминокислот и биорезонансного воздействия при коррекции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания у детей младшего школьного возраста
Автореф
дисс., 2001, с.6-20
Rybak YE,

RU 2 395 313 C2

Авторы

Тетерина Татьяна Прохоровна

Голубева Анастасия Сергеевна

Даты

2010-07-27Публикация

2008-10-15Подача