Изобретение относится к спортивному инвентарю, а именно альпинистский ледоруб, оборудованный для создания эффективной точки страховки на снежном склоне (именуемое в дальнейшем - устройством).
Известна страховка на снежном склоне через альпинистский ледоруб (Начальная подготовка альпинистов. Часть 2. Под общей редакцией П.П.Захарова. Спорт Академ Пресс. Москва. 2003 год, стр. 32-38).
Недостаток страховки через ледоруб в небольшом усилии вырыва ледоруба даже в уплотненном снегу при придерживании его рукой около 100 кг (см. табл. 2 на стр. 34 там же).
Наиболее близким к заявленному техническому решению и принятому за прототип является снежный якорь (Пит Хилл. Международный справочник. Альпинизм. Технические приемы. «Издательство ФАИР». Москва. 2008 г., стр. 171).
Недостатком такого снежного якоря является большой вес (когда в альпинизме каждый грамм на учете), недостаточное усилие вырыва (порядка 200-350 кг) особенно для нижней страховки, когда на крутом снежном склоне - это почти единственный способ страховки лидера, а также функциональная несовместимость с другими элементами страховки.
Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое решение, является большое усилие вырыва, повышение безопасности восхождения альпинистов на высоту, малый вес устройства, применимость некоторых элементов для выполнения других функций в процессе восхождения.
Поставленная задача решается тем, что устройство, состоящее из ледоруба альпинистского, оборудованного плоскостным каркасом с надетым на него чехлом, и определенным образом установленное на снежном склоне, позволяет сделать его надежной точкой страховки, выдерживающей нагрузку от 140 до 600 кг в зависимости от состояния снежного покрова и размера чехла.
Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности.
Указанный технический результат достигается тем, что предложенный альпинистский ледоруб для закрепления на снежном склоне, содержащий штычок и головку, согласно изобретению снабжен нижней распоркой, муфтой, к которой прикреплен элемент страховки, надеваемый на каркас чехлом треугольной или прямоугольной формы, выполненный из материала с большим коэффициентом трения по снегу, при этом нижняя распорка установлена на штычке, муфта расположена в геометрическом центре чехла, в котором напротив расположения муфты выполнено отверстие для пропускания элемента страховки.
Такое устройство, определенным способом заложенное в снежный склон, способно выдерживать нагрузки от 450 до 600 кг в зависимости от площади чехла с каркасом и состояния снежного покрова и может выполнять нижнюю страховку. Для надежной верхней страховки на плотном снегу достаточно в устройстве наличие треугольного чехла с вершиной на муфте. В этом случае для устройства нет необходимости в нижней распорке и элементах каркаса. Достаточно чехол надежно закрепить к муфте и к головке ледоруба. Такое устройство может выдержать усилие вырыва до 140 кг. Для верхней страховки в случае, когда нижний слой снега более плотный, чем верхний слой, надежное устройство выполнено с чехлом треугольной формы, надеваемым на распорку ледоруба с креплением его на головке ледоруба, а в наклонные стороны чехла вшиты или вставлены в соответствующей формы швы, тонкие жесткие элементы. Такое устройство может выдержать усилие вырыва до 250-300 кг.
Именно наличие муфты на рукоятке ледоруба позволяет раскрепить на устройстве каркас для несущего чехла и расположить на устройстве в нужном месте тяговый трос или веревку.
Именно расположение муфты в геометрическом центре чехла позволяет наилучшим способом распределить нагрузку на устройство.
Именно наличие нижней распорки, которая надевается на штычок ледоруба, позволяет раскрепить в устройстве каркас и чехол прямоугольной или треугольной формы.
Именно размер нижней распорки (по длине) менее длины головки ледоруба позволяет легко вставлять устройство в вырытую траншею.
Именно наличие тросового, или проволочного, или другого аналогичного каркаса позволяет удерживать форму чехла (надеваемого на каркас) во время приложения нагрузки на устройство.
Именно наличие фаркопфов или других натяжителей на элементах каркаса позволяет удерживать форму каркаса в натянутом состоянии.
Именно наличие шарнирных соединений на проволочном каркасе позволяет собирать вдоль рукоятки ледоруба каркас в транспортном положении ледоруба. Собранный вдоль рукоятки ледоруба каркас раскрепляется на рукоятке ледоруба известным способом.
Именно наличие чехла, выполненного из прочного плотного с большим коэффициентом трения по снегу материала натягиваемого на каркас устройства, позволяет устройству выдерживать большие нагрузки вырыва.
Устройство, выполненное согласно предлагаемому техническому решению, может быть изготовлено с использованием соответствующего технического оборудования и известных материалов, что обуславливает соответствие заявленного технического решения категории «Промышленная применимость».
На фиг.1 изображен общий вид устройства с нижней распоркой в рабочем положении, установленного в снежном склоне.
На фиг.2 изображена конструкция устройства с нижним треугольным чехлом.
На фиг.3 изображена конструкция устройства с треугольным чехлом на всю длину ледоруба.
На фиг.4 изображена конструкция устройства с нижней распоркой и чехлом прямоугольной формы.
На фиг.5 изображен разрез 1-1 по фиг.4.
На фиг.6 изображен разрез 2-2 по фиг.4.
Предлагаемое устройство состоит из ледоруба 1 (для фиг.3 и 4 даже с кривой ручкой, который в обычных случаях для точек страховки не рекомендуется), муфты 4, к которой известным способом крепятся элементы каркаса 5 и тяговый трос 9, нижней распорки 3, выполненной из легких сплавов, но формой, обладающей жесткостью на деформации (например, швеллерного, прямоугольного или круглого, эллипсовидного или другого сечения, обладающего горизонтальной и вертикальной жесткостью), на элементах каркаса расположены шарниры 6, чтобы их можно было складывать в транспортное положение и фаркопфы или другие натяжители 7, чтобы каркас был в натянутом положении, но так, чтобы не деформировалась распорка 3 чехла 2, натянутого на каркас через открытый верхний край и известным способом прикрепленного к головке ледоруба. Чехол выполняется из прочного, плотного и с высоким коэффициентом трения по снегу материала. В нижней части чехла расположен люверс 8, которым чехол надевается на штычок ледоруба (фиг.1, 2, 3, 4) или на рукоятку ледоруба (фиг.2) с креплением к муфте ледоруба.
Предлагаемое устройство как точка закрепления на снежном склоне работает следующим образом: при движении по крутому снежному склону альпинистского или другого маршрута часто необходимо выполнить промежуточную точку страховки, которая должна обеспечить безопасное восхождение особенно для нижней страховки. Для этого альпинист надевает на штычок ледоруба распорку 3 и раскрепляет ее в перпендикулярном положении к рукоятке ледоруба элементами каркаса 5, прикрепленными известным способом к муфте 4, и при помощи натяжителей 7 натягивается каркас, на который надевается чехол 2, выполненный виде мешка по размеру каркаса устройства и который верхним краем раскрепляется на головке ледоруба известным способом. Затем выбирается место для установки устройства (смотри Начальная подготовка альпинистов. Часть 2, стр.35-37; Гарт Хаттинг. Альпинизм. Техника восхождения, альпинизм, скалолазание, изд. ФЛИР. Москва 2006 г., стр.122-123). Выкапывается траншея вертикальным размером по длине устройства, шириной по ширине устройства и глубиной 15-18 см, при этом вертикальная ось устройства на 10-15 градусов наклонена в сторону склона от перпендикуляра к поверхности склона. К муфте устройства привязывается тросик, или лента, или основная веревка. В направлении тросика перпендикулярно выкопанной траншее клювом ледоруба выкапывается канавка так, чтобы тросик выходил от устройства вниз по уклону склона. Устройство вставляется в траншею, тросик укладывается в канавку, все полости (для большей надежности и внутренняя полость чехла) тщательно забиваются снегом, и после привязывания грузовой веревки к тросику устройство готово к работе.
При проведении испытания устройства на снежном склоне (по желанию эксперта может не войти в описание изобретения) чехол был выполнен из обычного материала «байка» не прочного, но с высоким коэффициентом трения по снегу. Нижняя распорка была выполнена из алюминиевого сплава (оконного) швеллерного профиля высотой сечения 15 мм, шириной 12 мм и толщиной стенок 2 мм. Устройство выдержало нагрузку в 540 кг, в то время как при испытании контрольного ледоруба (тот же ледоруб только без каркаса и чехла), усиленного ногой, он выдержал нагрузку в 80 кг. Испытания проводились в одном и том же сугробе с расстоянием между точками страховки в 2 м, измерения производились динамометром, а ледоруб испытывался при более низкой температуре.
В связи с изложенным, предлагаемое техническое решение является надежной, простой в сборке и установке, точкой закрепления на крутом снежном склоне не только для верхней, но и для нижней страховки. Кроме того, нижняя распорка 3 может использоваться как колышек для палатки, а чехол - как емкость для продуктов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АЛЬПИНИСТСКИЕ КОШКИ С ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ДЛЯ ВОСХОЖДЕНИЯ ПО ЛЕДОВЫМ МАРШРУТАМ КРУТИЗНОЙ ОТ 40 ДО 90° И ДВИЖЕНИЯ ПО ЛЕДНИКАМ ВНИЗ ПО УКЛОНУ С КРУТИЗНОЙ ДО 40° К ГОРИЗОНТУ | 2008 |
|
RU2392023C1 |
КАРАБИН-НАКОПИТЕЛЬ АЛЬПИНИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ | 2006 |
|
RU2329080C1 |
ЗАЩИТНЫЙ ЧЕХОЛ ДЛЯ ПЕРЕДНИХ ЗУБЬЕВ АЛЬПИНИСТСКИХ КОШЕК | 2022 |
|
RU2789566C1 |
Ледоруб Курдюмова | 1987 |
|
SU1463324A1 |
Приспособление для страховки на снегу | 1985 |
|
SU1247025A1 |
Снежный якорь-лопата | 1985 |
|
SU1333349A1 |
АМОРТИЗАТОР В ЗАКЛАДНОЙ ЭЛЕМЕНТ | 2007 |
|
RU2346720C1 |
Ледоруб | 1990 |
|
SU1811878A1 |
Фирновый якорь | 1983 |
|
SU1175510A1 |
АЛЬПИНИСТСКОЕ СТРАХОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2091108C1 |
Изобретение относится к спортивному инвентарю. Альпинистский ледоруб содержит штычок, головку, нижнюю распорку, муфту, к которой прикреплен элемент страховки, и чехол. Чехол, надеваемый на каркас, выполнен треугольной или прямоугольной формы из материала с большим коэффициентом трения по снегу. Нижняя распорка установлена на штычке. Муфта расположена в геометрическом центре чехла, в котором напротив расположения муфты выполнено отверстие для пропускания элемента страховки. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности. 6 ил.
Альпинистский ледоруб для закрепления на снежном склоне, содержащий штычок и головку, отличающийся тем, что он снабжен нижней распоркой, муфтой, к которой прикреплен элемент страховки, надеваемый на каркас чехлом треугольной или прямоугольной формы, выполненным из материала с большим коэффициентом трения по снегу, при этом нижняя распорка установлена на штычке, муфта расположена в геометрическом центре чехла, в котором напротив расположения муфты выполнено отверстие для пропускания элемента страховки.
Снежный якорь | 1984 |
|
SU1248619A1 |
Ледоруб Курдюмова | 1989 |
|
SU1657210A1 |
Айсбайль | 1989 |
|
SU1796219A1 |
ВИХРЕВОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ РАСХОДА ЖИДКОГО МЕТАЛЛА | 2011 |
|
RU2489683C1 |
Устройство для связи двух энергосистем переменного тока | 1985 |
|
SU1283893A1 |
FR 2918898 A1, 23.01.2009. |
Авторы
Даты
2010-08-20—Публикация
2009-04-17—Подача