СПОСОБ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПЛАМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2010 года по МПК F02B3/02 H01T13/54 

Описание патента на изобретение RU2397339C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в качестве способа работы поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Известен способ смесеобразования и воспламенения рабочей смеси, осуществляемый в двигателях внутреннего сгорания с внутренним смесеобразованием и воспламенением от электрического разряда высокого напряжения, включающий впуск в цилиндр воздуха, сжатие воздуха в цилиндре, подачу жидкого топлива в цилиндр под высоким давлением, образование рабочей смеси топлива, перемешанного с воздухом, пропускание электрического разряда высокого напряжения, воздействующего на рабочую смесь, в конце сжатия (см. Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: учебное пособие для вузов / А.И.Колчин, В.П.Демидов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2002, С.12-13).

Недостатками такого способа смесеобразования и воспламенения рабочей смеси являются низкий термический коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания вследствие ограничения степени сжатия из-за возможности детонации рабочей смеси, а также необходимость подачи в цилиндр жидкого топлива под высоким давлением.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является способ смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания, включающий впуск воздуха в цилиндр, сжатие воздуха в цилиндре, подачу через канал под давлением от топливоподающего насоса в резервуар для накопления жидкого топлива, занимая при этом пространство цилиндра между резервуаром и электродом. В конце сжатия на объем накопившегося топлива воздействуют электрическим разрядом от источника высокого напряжения повышенной мощности с получением электрогидравлического эффекта. Вследствие электрогидравлического эффекта одновременно происходят распыление топлива в окружающем воздухе в камере сгорания, образование рабочей смеси путем перемешивания распыляемого топлива и воздуха и ее воспламенение. Последующие расширение рабочей смеси и выпуск отработавших газов происходят обычным образом (патент RU 2267015 С1, МПК7 F02В 3/02, Н01Т 13/54, F02N 17/00).

Однако применение данного способа не обеспечивает высокое качество смесеобразования распыляемого топлива и воздуха из-за недостаточного времени, отведенного на смесеобразование, вследствие одновременного распыления топлива в окружающем воздухе в камере сгорания и воспламенения образовавшейся рабочей смеси топлива и воздуха.

Предлагаемым изобретением решается задача улучшения смесеобразования распыляемого топлива и воздуха.

Поставленная задача достигается тем, что в способе смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания, включающем впуск в цилиндр воздуха, сжатие воздуха в цилиндре, подачу жидкого топлива под давлением в пространство цилиндра между резервуаром и электродом, воздействие электрического разряда высокого напряжения на объем топлива с образованием рабочей смеси топлива и воздуха, согласно изобретению воздействие электрического разряда высокого напряжения на объем топлива производят в два этапа до прихода поршня в верхнюю мертвую точку путем подачи электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для распыла топлива, в промежутке между углом поворота коленчатого вала (УПКВ), соответствующим закрытию выпускных клапанов, и УПКВ, составляющим 340°, считая за 0° положение поршня в верхней мертвой точке в начале впуска в цилиндр воздуха, и электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха, в промежутке, составляющем 345-355° УПКВ.

Улучшение смесеобразования распыляемого топлива и воздуха, и, следовательно, повышение термического коэффициента полезного действия двигателя внутреннего сгорания, обусловлены тем, что при реализации предложенного способа смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания для перемешивания распыляемого топлива и воздуха до момента воспламенения отводится значительно больший период времени, соответствующего промежутку между УПКВ, соответствующим закрытию выпускных клапанов, и УПКВ, составляющим 340°, вместо периода времени, соответствующего нескольким градусам поворота УПКВ при реализации способа, выбранного в качестве прототипа.

Подача электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для распыла топлива, в промежутке между углом поворота коленчатого вала, соответствующим закрытию выпускных клапанов, и углом поворота коленчатого вала, составляющим 340°, считая за 0° положение поршня в верхней мертвой точке в начале впуска в цилиндр воздуха, является оптимальной, так как при подаче электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для распыла топлива, до закрытия выпускных клапанов будет потеря топливовоздушной смеси через выпускные клапаны, а при УПКВ более 340° будет недостаточное количество времени, отведенного на смесеобразование.

Подача электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха, в промежутке, составляющем 345-355° угла поворота коленчатого вала, является оптимальной, так как при подаче электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха, в промежутке, составляющем менее 345° угла поворота коленчатого вала, будет большой угол опережения воспламенения, что приводит к снижению коэффициента полезного действия двигателя, а при подаче электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха, в промежутке, составляющем более 355° угла поворота коленчатого вала, будет малый угол опережения воспламенения, что также приводит к снижению коэффициента полезного действия двигателя.

Способ смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 изображена схема устройства для реализации способа в момент подачи топлива; на фиг.2 - схема устройства для реализации способа в момент распыла топлива; на фиг.3 - схема устройства для реализации способа в момент воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха.

Дополнительно на фиг.1, фиг.2 и фиг.3 стрелками обозначено направление подачи жидкого топлива; на фиг.2 кружками обозначено распыляемое топливо; на фиг.3 кружками и пунктирными линиями обозначена воспламененная рабочая смесь топлива и воздуха.

Устройство для реализации способа смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания содержит корпус 1, установленный на головке цилиндра 2 двигателя внутреннего сгорания. В корпусе 1 размещен высоковольтный электрод 3 для создания электрического разряда высокого напряжения, изолированный от корпуса 1 изолятором 4 и соединенный с источником высокого напряжения 5, а также выполнен канал 6 для подачи топлива от топливоподающего насоса 7 к цилиндру двигателя. На корпусе 1 установлен открытый токопроводящий резервуар 8, в который поступает жидкое топливо 9 через канал 6. В цилиндре 2 двигателя внутреннего сгорания установлен поршень 10, а высоковольтный электрод 3 размещен внутри резервуара 8 с образованием зазора относительно него (фиг.1, фиг.2, фиг.3).

Рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания производится в течение четырех тактов: впуск в цилиндр воздуха, сжатие воздуха в цилиндре, воспламенение и расширение рабочей смеси топлива и воздуха, выпуск отработавших газов.

Способ смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания осуществляют следующим образом. Предварительно за 0° УПКВ принимают положение поршня 10 в верхней мертвой точке в начале такта впуска в цилиндр 2 воздуха. Вблизи верхней мертвой точки, то есть при 0° УПКВ, после закрытия выпускных клапанов производят всасывание воздуха в цилиндр 2 при опускании поршня 10 к нижней мертвой точке. После прохождения поршнем 10 нижней мертвой точки, то есть при 180° УПКВ, производят сжатие воздуха в цилиндре 2 при подъеме поршня 10 к верхней мертвой точке.

В необходимый момент времени, в промежутке между углом поворота коленчатого вала, соответствующим закрытию выпускных клапанов, и углом поворота коленчатого вала, составляющим 340°, производят подачу через канал 6 под давлением от топливоподающего насоса 7 в резервуар 8 для накопления жидкого топлива 9, занимая при этом жидким топливом 9 пространство цилиндра 2 между резервуаром 8 и электродом 3 (фиг.1). После наполнения резервуара 8 жидким топливом 9 на объем накопившегося топлива 9 воздействуют электрическим разрядом высокого напряжения от источника высокого напряжения 5. Воздействие электрического разряда высокого напряжения на объем топлива 9 производят в два этапа до прихода поршня 10 в верхнюю мертвую точку.

На первом этапе подают электрический разряд высокого напряжения от источника высокого напряжения 5, предназначенный для распыла топлива, с образованием распыленного топлива 11, в промежутке между УПКВ, соответствующим закрытию выпускных клапанов, и УПКВ, составляющим 340°, считая за 0° положение поршня 10 в верхней мертвой точке в начале впуска в цилиндр 2 воздуха (фиг.2). Таким образом, на первом этапе вследствие воздействия электрического разряда высокого напряжения на объем накопившегося жидкого топлива 9 происходит распыление данного объема в окружающем воздухе в камере сгорания и образование рабочей смеси топлива и воздуха.

На втором этапе через образовавшуюся смесь топлива и воздуха подают электрический разряд высокого напряжения от источника высокого напряжения 5, предназначенный для воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха, при создании воспламененной рабочей смеси 12 топлива и воздуха, в промежутке, составляющем 345-355° УПКВ (фиг.3). Таким образом, вследствие воздействия этого электрического разряда высокого напряжения на образовавшуюся рабочую смесь топлива и воздуха производят воспламенение данной смеси.

Расширение рабочей смеси топлива и воздуха производят при 360° УПКВ. то есть при положении поршня 10 вблизи верхней мертвой точки, а начало выпуска отработавших газов - при 540° УПКВ вблизи нижней мертвой точки. Выпуск отработавших газов завершают при 720° УПКВ с достижением поршнем 10 верхней мертвой точки.

Определение моментов подачи электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для распыла топлива, и электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха, осуществляется в зависимости от вида используемого топлива, типа двигателя внутреннего сгорания и режима его работы.

Таким образом, предлагаемый способ смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания позволяет улучшить смесеобразование распыляемого топлива и воздуха за счет большей длительности для повышения полноты сгорания топлива, обеспечивающей увеличение термического коэффициента полезного действия, снижение расхода топлива, уменьшение токсичности отработавших газов.

Похожие патенты RU2397339C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Шенкнехт Ю.И.
RU2153085C1
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Прозоров Д.В.
RU2244139C1
СПОСОБ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПЛАМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Сёмкин Борис Васильевич
  • Стенников Александр Олегович
RU2403411C1
СПОСОБ РАБОТЫ ШЕСТИТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ШЕСТИТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1996
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Павлюк С.А.
RU2119073C1
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Пластинин С.М.
  • Корольков В.Н.
  • Талов А.А.
RU2217611C1
СПОСОБ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПЛАМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Семкин Борис Васильевич
  • Стенников Александр Олегович
RU2382214C2
СПОСОБ И ОПЫТОВАЯ СИСТЕМА С НЕЗАВИСИМЫМ ИСТОЧНИКОМ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА ДВУХТАКТНЫХ ДВС 2022
  • Таранин Александр Геннадьевич
RU2786859C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ И ДВИГАТЕЛЬ 1995
  • Лебедев Виктор Борисович
RU2095585C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Зверев А.А.
RU2231655C2
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2000
  • Пластинин С.М.
  • Корольков В.Н.
  • Тонконог В.Г.
RU2171901C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 397 339 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПЛАМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в качестве способа работы поршневого двигателя внутреннего сгорания. Способ смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания заключается во впуске и сжатии воздуха в цилиндре, подаче жидкого топлива под давлением в пространство цилиндра между резервуаром (8) и электродом (3), воздействии электрического разряда высокого напряжения на объем топлива (9) с образованием рабочей смеси топлива и воздуха (12). Воздействие электрического разряда высокого напряжения на объем топлива (9) производят в два этапа. Этапы проводят до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ). На первом этапе подают электрический разряд высокого напряжения, предназначенный для распыла топлива (9). Первый этап осуществляется в промежутке между углом поворота коленчатого вала (УПК), соответствующим закрытию выпускных клапанов и УПК составляющим 340° от положения поршня в ВМТ в начале впуска в цилиндр воздуха. На втором этапе подают электрический разряд высокого напряжения, предназначенного для воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха (12). Второй этап осуществляется в промежутке, составляющем 345-355° УПК. Технический результат заключается в улучшении смесеобразования распыляемого топлива и воздуха. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 397 339 C1

Способ смесеобразования и воспламенения рабочей смеси двигателя внутреннего сгорания, включающий впуск в цилиндр воздуха, сжатие воздуха в цилиндре, подачу жидкого топлива под давлением в пространство цилиндра между резервуаром и электродом, воздействие электрического разряда высокого напряжения на объем топлива с образованием рабочей смеси топлива и воздуха, отличающийся тем, что воздействие электрического разряда высокого напряжения на объем топлива производят в два этапа до прихода поршня в верхнюю мертвую точку путем подачи электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для распыла топлива, в промежутке между углом поворота коленчатого вала, соответствующим закрытию выпускных клапанов, и углом поворота коленчатого вала, составляющим 340°, считая за 0° положение поршня в верхней мертвой точке в начале впуска в цилиндр воздуха, и электрического разряда высокого напряжения, предназначенного для воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха, в промежутке, составляющем 345-355° угла поворота коленчатого вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2397339C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПЛАМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Павлюк А.С.
  • Бизяев С.Н.
RU2267015C1
RU 2059987 C1, 10.05.1996
DE 1526320 В1, 21.05.1970
DE 3203874 А1, 18.08.1983.

RU 2 397 339 C1

Авторы

Павлюк Александр Сергеевич

Сёмкин Борис Васильевич

Стенников Александр Олегович

Даты

2010-08-20Публикация

2009-01-11Подача