СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2005 года по МПК F02B47/02 F02M25/03 

Описание патента на изобретение RU2244139C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к способам работы четырехтактных двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, включающий впуск в надпоршневое пространство цилиндра воздуха или топливовоздушной смеси на первом такте, сжатие и воспламенение на втором такте, сжигание топливовоздушной смеси для преобразования энергии расширившихся продуктов сгорания во вращательную энергию вала на третьем такте, вытеснение продуктов сгорания из цилиндра на четвертом такте. При этом на четвертом такте из надпоршневого пространства одного цилиндра в надпоршневое пространство другого цилиндра в соединенных между собой цилиндрах, фазы которых сдвинуты на 540°, подают продукты сгорания путем полного их перепуска. В последнем цилиндре на втором такте производят сжатие продуктов сгорания и подачу в надпоршневое пространство нейтрализующей жидкости, предназначенной для нейтрализации продуктов сгорания и преобразования остаточной энергии продуктов сгорания во вращательную энергию вала, причем подачу в надпоршневое пространство нейтрализующей жидкости производят в конце второго такта, на третьем такте осуществляют парообразование нейтрализующей жидкости для преобразования остаточной энергии продуктов сгорания во вращательную энергию вала и нейтрализацию продуктов сгорания, на четвертом такте производят вытеснение нейтрализованных отработавших газов с частицами пара в атмосферу (см. патент RU №2153085, МПК7 F 02 В 47/02, 75/10).

Основным недостатком способа работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания является повышенная трудоемкость изготовления двигателя внутреннего сгорания, реализующего способ, обусловленная перепуском продуктов сгорания из надпоршневого пространства одного цилиндра в надпоршневое пространство другого цилиндра в соединенных между собой цилиндрах, фазы которых сдвинуты на 540°.

Наиболее близким способом того же назначения к заявляемому изобретению по совокупности признаков и достигаемому результату, принятым за прототип, является способ работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, включающий на первом такте впуск в надпоршневое пространство цилиндр воздуха или топливоздушной смеси, на втором такте сжатие и воспламенение, на третьем такте сжигание топливоздушной смеси для преобразования энергии расширившихся продуктов сгорания во вращательную энергию вала и подача в надпоршневое пространство цилиндра жидкости, а именно воды, после подхода поршня к верхней мертвой точке при снижении давления в надпоршневом пространстве, где происходит разложение воды, вскипевшей в накопительной камере под воздействием высокой температуры, на кислород и водород, обеспечение участия последних в процессе сгорания и создании дополнительного усилия в виде газов, давящих на поршень и повышающих КПД двигателя, на четвертом такте вытеснение продуктов сгорания из цилиндра в атмосферу (см. патент RU №2184859, МПК7 F 02 B 47/02, F 02 М 25/03).

Основным недостатком вышеописанного способа работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания является ограниченность технологических возможностей вследствие отсутствия обеспечения управления подачей жидкости в зависимости от режимов работы двигателя внутреннего сгорания.

Предлагаемым изобретением решается задача расширения технологических возможностей путем обеспечения управления подачей жидкости в надпоршневое пространство цилиндра в зависимости от режимов работы двигателя внутреннего сгорания.

Для достижения указанного технического результата в способе работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, включающем впуск в надпоршневое пространство цилиндра воздуха или топливоздушной смеси на первом такте, сжатие и воспламенение на втором такте, сжигание топливоздушной смеси для преобразования энергии расширившихся продуктов сгорания во вращательную энергию вала и подачу в надпоршневое пространство цилиндра жидкости при снижении давления в надпоршневом пространстве цилиндра на третьем такте, вытеснение продуктов сгорания из цилиндра в атмосферу на четвертом такте, снижение давления в надпоршневом пространстве цилиндра на третьем такте определяют по сигналу, поступающему от аналогового устройства, связанного с цилиндром и форсункой для подачи жидкости.

Признак, характеризующий определение снижения давления в надпоршневом пространстве цилиндра на третьем такте по сигналу, поступающему от аналогового устройства, связанного с цилиндром и форсункой для подачи жидкости, обуславливает управление подачей жидкости в надпоршневое пространство цилиндра в соответствии с изменениями параметров работы двигателя внутреннего сгорания - температуры двигателя, внутрицилиндрового давления, частоты вращения коленчатого вала.

Предлагаемый способ работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен вариант двигателя с внешним смесеобразованием, на фиг.2 - вариант двигателя с внутренним смесеобразованием и воспламенением от сжатия, на фиг.3 - схема подача жидкости в цилиндры двигателя, на фиг.4 - диаграмма Д1 давлений в цилиндре двигателя внутреннего сгорания без подачи жидкости в надпоршневое пространство цилиндра и диаграмма Д2 давлений в цилиндре двигателя внутреннего сгорания с подачей жидкости в надпоршневое пространство цилиндра на третьем такте.

Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров 1, цилиндр 2, предназначенный для сжигания топливовоздушной смеси, поршень 3, коленчатый вал 4, шатун 5, головку 6 блока цилиндров 1, механизм газораспределения с впускным 7 и выпускным 8 клапанами, форсунку 9 для подачи жидкости в цилиндр 2, впускным 10 и выпускным 11 коллекторами. В качестве жидкости может быть использована вода.

При внешнем смесеобразовании (см. фиг.1) четырехтактный двигатель внутреннего сгорания снабжен свечой зажигания 12.

При внутреннем смесеобразовании (см. фиг.2) четырехтактный двигатель внутреннего сгорания снабжен форсункой 13 для подачи топлива в цилиндр 2.

Емкость 14 с жидкостью для подачи в надпоршневое пространство цилиндра 2 связана трубопроводом 15 низкого давления с подкачивающим насосом 16, соединенным через трубопровод 15 низкого давления с жидкостным насосом 17 высокого давления. Насос 17 связан через трубопровод 18 высокого давления с гидроаккумулятором 19, снабженным редукционным клапаном 20 и подключенным к форсункам 9, 22, 23, 24, взаимодействующим с соответствующими цилиндрами двигателя внутреннего сгорания. Форсунки 9, 22, 23, 24 через электрические провода 21 низкого напряжения подсоединены к аналоговому устройству 25, предназначенному для обработки внешних сигналов и формирования управляющих сигналов. Датчики 26, 27, 28 температуры двигателя, внутрицилиндрового давления, частоты вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания и датчик 29 угла поворота коленчатого вала также подсоединены к аналоговому устройству 25.

Способ работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием, с внутренним смесеобразованием и воспламенением от сжатия осуществляют следующим образом. Надпоршневое пространство цилиндра 2 на первом такте (0-180°) при движении поршня 3 к нижней мертвой точке заполняют топливовоздушной смесью при внешнем смесеобразовании (см. фиг.1) или воздухом при внутреннем смесеобразовании (см. фиг.2), поступающими через впускной коллектор 10 и открытый впускной клапан 7. При этом выпускной клапан 8 закрыт. На втором такте (180-360°) при движении поршня 3 от нижней мертвой точки к верхней мертвой точке впускной клапан 7 закрывают, производят сжатие топливовоздушной смеси (см. фиг.1) или воздуха (см. фиг.2). В конце второго такта (340-355°) при подходе поршня 3 к верхней мертвой точке происходит воспламенение топливовоздушной смеси свечой зажигания 12 (см. фиг.1) или самовоспламенение при впрыске топлива через форсунку 13 (см. фиг.2)

На третьем такте (360-540°) при движении поршня 3 к нижней мертвой точке топливовоздушная смесь сгорает, совершается рабочий ход для преобразования энергии расширившихся продуктов сгорания во вращательную энергию коленчатого вала. В результате окисления химических элементов на третьем такте выделяется основное количество тепла, давление в цилиндре 2 резко возрастает и достигает максимума в первой половине третьего такта (370-385°), далее расширившиеся продукты сгорания перемещают поршень 3, воздействующий через шатун 5 на коленчатый вал 4, давление в цилиндре 2 в середине третьего такта (440-460°) снижается до уровня, равного давлению в конце второго такта. В начале снижения давления на третьем такте в надпоршневое пространство цилиндра 2 подают через форсунку 9 жидкость, в качестве которой может быть использована жидкость либо для нейтрализации продуктов сгорания, либо жидкость для создания дополнительного усилия в виде давления газов на поршень 3, либо жидкость для одновременной нейтрализации продуктов сгорания и создания дополнительного усилия в виде давления газов на поршень 3. Начало снижения давления на третьем такте определяют по сигналу, поступающему от аналогового устройства 25, связанному с форсункой 9 и цилиндром 2 и зависящему от управляющих воздействий и режима работы двигателя внутреннего сгорания (см. фиг.3). После подачи в надпоршневое пространство цилиндра 2 жидкости во второй половине третьего такта (460-540°) она под воздействием высокой температуры разлагается на газообразные составляющие, участвующие в процессе горения, происходит парообразование, расширение паров жидкости при понижении температуры и одновременное повышение давления в цилиндре 2. На четвертом такте (540-720°) при движении поршня 3 от нижней мертвой точки к верхней мертвой точке открывают выпускной клапан 8 и производят вытеснение продуктов сгорания с перегретыми парами жидкости из надпоршневого пространства цилиндра 2 через выпускной коллектор 11 в атмосферу.

Из диаграмм Д1 и Д2 (см. фиг.4) видно, что при подаче жидкости в надпоршневое пространство цилиндра форсункой на третьем такте, определяя начало снижения давления в надпоршневом пространстве цилиндра по электрическому сигналу, поступающему от аналогового устройства, связанного с цилиндром и форсункой, происходит повышение давления в цилиндре по сравнению с давлением в цилиндре на третьем такте при способе работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания без подачи жидкости форсункой в надпоршневое пространство цилиндра.

Таким образом, использование предлагаемого способа работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания позволяет расширить технологические возможности путем управления подачей жидкости в надпоршневое пространство цилиндра в зависимости от условий работы двигателя, обеспечить максимальное использование тепловой энергии продуктов сгорания путем парообразования жидкости, в качестве которой использована жидкость для создания дополнительного усилия в виде давления газов на поршень на третьем такте, уменьшить токсичность продуктов сгорания путем их обработки на третьем такте жидкостью, в качестве которой использована жидкость для нейтрализации продуктов сгорания.

Похожие патенты RU2244139C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Шенкнехт Ю.И.
RU2153085C1
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С УТИЛИЗАЦИЕЙ ЭНЕРГИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 1999
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Беляев А.И.
  • Щадрин А.Г.
RU2162950C2
СПОСОБ РАБОТЫ ШЕСТИТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ШЕСТИТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1996
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Павлюк С.А.
RU2119073C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ МЕНЬШОВА 2009
  • Меньшов Владимир Николаевич
RU2435975C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Исаев Афанасий Александрович
RU2099554C1
Четырехтактный дизельный двигатель с внешней камерой сгорания 2019
  • Абдуллаев Лятиф Низами Оглу
RU2721765C1
Способ работы поршневого двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 2018
  • Шишов Сергей Викторович
  • Иванов Александр Леонидович
  • Жигадло Александр Петрович
  • Орлов Павел Викторович
RU2682777C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ РАБОЧИХ СМЕСЕЙ В НАДПОРШНЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Морозов В.В.
RU2192550C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВПРЫСКИВАНИЕМ ТОПЛИВА В ЦИЛИНДР 2005
  • Лаврик Александр Николаевич
  • Теребов Антон Сергеевич
  • Лаврик Алексей Александрович
  • Дряхлов Сергей Васильевич
  • Баканов Евгений Николаевич
RU2296877C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ И ДВИГАТЕЛЬ 1995
  • Лебедев Виктор Борисович
RU2095585C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 244 139 C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам работы четырехтактных двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет расширить технологические возможности путем обеспечения управления подачей жидкости в надпоршневое пространство цилиндра в зависимости от режимов работы двигателя внутреннего сгорания. Способ работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания включает впуск в надпоршневое пространство цилиндра воздуха или топливовоздушной смеси на первом такте, сжатие и воспламенение на втором такте, сжигание топливовоздушной смеси для преобразования энергии расширившихся продуктов сгорания во вращательную энергию вала и подачу в надпоршневое пространство цилиндра жидкости при снижении давления в надпоршневом пространстве цилиндра на третьем такте, вытеснение продуктов сгорания из цилиндра в атмосферу на четвертом такте. Снижение давления в надпоршневом пространстве цилиндра на третьем такте определяют по сигналу, поступающему от аналогового устройства, связанного с цилиндром и форсункой для подачи жидкости. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 244 139 C1

Способ работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, включающий впуск в надпоршневое пространство цилиндра воздуха или топливовоздушной смеси на первом такте, сжатие и воспламенение на втором такте, сжигание топливовоздушной смеси для преобразования энергии расширившихся продуктов сгорания во вращательную энергию вала и подачу в надпоршневое пространство цилиндра жидкости при снижении давления в надпоршневом пространстве цилиндра на третьем такте, вытеснение продуктов сгорания из цилиндра в атмосферу на четвертом такте, отличающийся тем, что снижение давления в надпоршневом пространстве цилиндра на третьем такте определяют по сигналу, поступающему от аналогового устройства, связанного с цилиндром и форсункой для подачи жидкости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2244139C1

СПОСОБ ПОДАЧИ ЖИДКОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВОДЫ, В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Низамиев Ф.Х.
  • Низамиев Ф.Ф.
RU2184859C2
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Шенкнехт Ю.И.
RU2153085C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ЖИДКОСТИ В ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Низамиев Ф.Х.
RU2078240C1
Двухтактный дизельный двигатель внутреннего сгорания 1976
  • Йожеф Тот
SU707532A3
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПО ЦИКЛУ ЦАГОЛОВЫХ 1991
  • Цаголов Р.С.
  • Цаголов А.Р.
RU2009339C1
Устройство для впрыска воды в двигатель внутреннего сгорания 1977
  • Муталибов Абдусалам Абдуганиевич
  • Мурашов Олег Дмитриевич
  • Сартаев Пулат Мамаджанович
  • Григоренко Павел Пименович
SU769051A1
Устройство для подачи воды в цилиндр двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Рыжих Николай Егорович
SU870752A1
DE 19719268 A1, 12.11.1998
US 4281626 A, 04.08.1981.

RU 2 244 139 C1

Авторы

Цехмейструк Ю.А.

Прозоров Д.В.

Даты

2005-01-10Публикация

2003-04-09Подача