Изобретение относится к горной промышленности, в частности к открытой разработке крутопадающих месторождений этапами, и может быть использовано при формировании и разносе временно нерабочего борта карьера.
Известен способ расконсервации борта карьера (патент RU №2003131027, МПК E21C 41/00, 2003 г.). Расконсервация борта карьера включает в себя расширение площадок на горизонтах полосы разноса до размера рабочих площадок, формирование временного и постоянного съездов, погашение временного съезда после отработки очередного горизонта, транспортирование горной массы во внешние отвалы. Вскрытие рабочих горизонтов производят с временного съезда, который оформляют путем проходки полутраншей по периферии участка разноса, отрабатываемый уступ делят на внутреннюю и внешнюю заходки, внутреннюю заходку отрабатывают с опережением, одновременно формируют наклонную берму по новому нерабочему борту, верхний конец которой соединяют с нижним концом наклонной бермы, сформированной при отработке предыдущего уступа, тем самым формируют постоянный петлевой съезд, затем отрабатывают внешнюю заходку и гасят временный съезд, расположенный на отрабатываемом уступе.
Недостатками данного способа являются сложные условия для работы выемочно-погрузочного оборудования при расширении площадок полосы разноса до размера рабочих площадок и, как следствие, значительное увеличение затрат на разнос временного целика.
Известен также способ поэтапной отработки глубоких карьеров (патент RU №5064082/03, МПК E21C 41/26, 1996 г.). Способ включает формирование временного целика в границах промежуточного контура и регулирующего целика в границах конечного контура карьера, причем длина последнего составляет не менее 1/6 периметра конечного контура, проведение спиральных транспортных берм на конечном контуре, на контуре временного целика и на контуре регулирующего целика, а также формирование рабочих уступов в рабочей зоне, поэтапную отработку горизонтальными слоями от центра к периферии, временное погашение рабочих уступов. При отработке первого этапа формируют в торцах регулирующего целика транспортные площадки, соединяющие транспортную берму на конечном контуре с транспортной бермой на контуре регулирующего целика. Расконсервируют временно нерабочий борт временного целика при переходе на следующий этап разработки, а регулирующего целика - после отработки временного целика.
Недостатками данного способа являются необходимость приведения временно нерабочего борта с зауженными площадками в состояние рабочего борта, что связанно с увеличением затрат на проведение этих работ.
Известен способ формирования и разноса зонального временно нерабочего борта (Оводенко Б.К., Аршинов С.С. Временные нерабочие борта в карьерах. - Л.: Наука, 1977, с.42-49.), выбранный в качестве прототипа. Способ включает в себя формирование зонального временно нерабочего борта путем параллельного подвигания рабочих уступов и выделения в рабочей зоне участков временного целика, нижняя бровка вышележащего горизонта временного целика соединяется с верхней бровкой нижележащего горизонта бермой безопасности или транспортной бермой, разнос зонального временно нерабочего борта производится с 3 сторон (фронтальной и двух торцевых), начиная с верхнего горизонта.
К недостаткам данного способа формирования и разноса временно нерабочего борта карьера следует отнести также значительные затраты на работы по расширению площадок на горизонтах полосы разноса борта до размеров рабочей площадки.
Технический результат заключается в сокращении объемов работ, необходимых для подготовки временно нерабочего борта к разносу, в частности отсутствует необходимость проходки дополнительных траншей, и, как следствие, сокращаются затраты на осуществление этих работ.
Технический результат достигается тем, что способ формирования и разноса временно нерабочего борта карьера, включающий создание участка временно нерабочего борта карьера в зоне ведения горных работ с площадками в торцах целика минимальной ширины или равными транспортной берме, разнос временного целика с фронтальной стороны и со стороны его торцов, отличается тем, что при создании участка временно нерабочего борта карьера ширину площадок в торцах целика принимают равной или больше минимальной ширины рабочей площадки, разнос временно нерабочего борта осуществляют возобновляя горные работы со стороны этих площадок к центру целика, начиная с верхнего горизонта или одновременно по всей высоте целика.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема временно нерабочего борта, на фиг.2 - поперечный разрез временно нерабочего борта.
Способ формирования и разноса временно нерабочего борта осуществляется следующим образом.
При ведении горных работ на верхнем горизонте выделяют участок длиной l для временно нерабочего борта (фиг.1 и 2). Рабочая зона за пределами этого участка смещается в соответствии с направлением развития горных работ 8. Длина участка на каждом нижележащем горизонте 9 больше на одну либо две величины ширины нормальной рабочей площадки 4 в зависимости от необходимой интенсивности ликвидации временного целика в дальнейшем.
Формирующийся в процессе понижения горных работ временно нерабочий борт характеризуется наличием берм безопасности и зауженных площадок шириной 2 с фронтальной части целика, необходимых для увеличения результирующего угла наклона борта 3, и нормальными площадками в его торцевых частях 4. Ширина нормальных площадок определяется исходя из условий размещения горного оборудования, необходимого расстояния для размещения взорванной горной массы и исходя из объема породы, которую необходимо оставить в целике. Длина торцевых площадок 12 зависит от угла наклона основного рабочего борта 5 и глубины разработки 6, то есть чем больше понижаются горные работы, тем больше длина этих участков, что позволяет повысить производительность выемочно-погрузочного оборудования. Высота каждого горизонта 7 определяет текущую высоту целика 6 и на момент соединения рабочего и временно нерабочего бортов 10, т.е. когда углубка больше не осуществляется без расконсервации временного целика.
Разнос временно нерабочего борта осуществляется с его торцов в направлении 11. Оставленные при формировании временного борта торцевые площадки позволяют производить разнос борта и приведение его в рабочее положение сразу по всей высоте целика, возможно с обоих торцов временно нерабочего борта.
Положительный эффект технического решения состоит в сокращении затрат на приведение временно нерабочего борта в положение рабочего борта с площадками соответствующей ширины за счет отсутствия подготовительных работ, необходимых для разноса временного целика.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИИ КРУТЫХ ВРЕМЕННО НЕРАБОЧИХ БОРТОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГЛУБОКОЗАЛЕГАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2016 |
|
RU2632604C1 |
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ КРУТОНАКЛОННЫХ ВРЕМЕННО НЕРАБОЧИХ БОРТОВ | 2016 |
|
RU2632606C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ | 2013 |
|
RU2528704C1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений с применением многоступенчатых временно нерабочих бортов | 2018 |
|
RU2685583C1 |
Способ открытой разработки глубокозалегающих месторождений округлой формы | 2019 |
|
RU2738148C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЭКСКАВАТОРОВ ТИПА "ОБРАТНАЯ ЛОПАТА" | 2015 |
|
RU2574749C1 |
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ БОРТА КАРЬЕРА | 2003 |
|
RU2239065C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ | 2013 |
|
RU2533996C1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений с применением комбинированных временно нерабочих бортов | 2018 |
|
RU2685587C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОКРУГЛОЙ ФОРМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВРЕМЕННО НЕРАБОЧИХ БОРТОВ | 2015 |
|
RU2612178C2 |
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к открытой разработке крутопадающих месторождений этапами, и может быть использовано при формировании и разносе временно нерабочего борта карьера. Техническим результатом является сокращение объемов работ, необходимых для подготовки временно нерабочего борта к разносу. Способ формирования и разноса временно нерабочего борта карьера включает создание участка временно нерабочего борта карьера в зоне ведения горных работ с площадками в торцах целика с шириной, определяемой исходя из условий размещения горного оборудования, необходимого расстояния для размещения взорванной горной массы и объема породы, которую необходимо оставить в целике. Причем разнос временно нерабочего борта осуществляют с торцов, возобновляя горные работы со стороны площадок к центру целика, начиная с верхнего горизонта или одновременно по всей высоте целика. 2 ил.
Способ формирования и разноса временно нерабочего борта карьера, включающий создание участка временно нерабочего борта карьера в зоне ведения горных работ с площадками в торцах целика с шириной, определяемой исходя из условий размещения горного оборудования, необходимого расстояния для размещения взорванной горной массы и объема породы, которую необходимо оставить в целике, причем разнос временно нерабочего борта осуществляют с торцов, возобновляя горные работы со стороны площадок к центру целика, начиная с верхнего горизонта или одновременно по всей высоте целика.
ОВОДЕНКО Б.К | |||
И ДР | |||
Временные нерабочие борта в карьерах | |||
- Л.: Наука, 1977, с.42-49 | |||
RU 2003131027 A, 27.04.2005 | |||
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1992 |
|
RU2064582C1 |
RU 2060390 C1, 20.05.1996. |
Авторы
Даты
2010-09-27—Публикация
2009-06-29—Подача