УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЧ-НАГРЕВА ЖИДКОСТИ Российский патент 2010 года по МПК H05B6/64 

Описание патента на изобретение RU2402183C1

Устройство относится к технике СВЧ и может быть использовано для СВЧ-подогрева моторного и трансмиссионного масел автомобилей, эксплуатируемых в регионах с суровыми климатическими условиями.

Основную долю потерь мощности (20%) в трансмиссии составляют потери в коробке переменных передач (КПП) и редукторе заднего моста. Установлено, что при умеренно низких температурах (до - 12°С) коэффициент полезного действия (КПД) трансмиссии в начале движения не превышает 0,55-0,6 [Багиров Ш.М. Исследование коэффициента полезного действия трансмиссии автомобиля в зимних условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. - М., 1953. - с.13-14]. С понижением температуры воздуха количество отведенной теплоты возрастает. Поддержание температуры масла на оптимальном уровне позволяет уменьшить потери мощности в трансмиссии и повысить ее КПД.

При движении автомобилей за счет трения в шестеренчатых парах температура трансмиссионного масла повышается. Исследованиями НИИАТа [Покровский А.И., Букин А.А., Гаврилов Д.Ф. Эксплуатация автомобиля с карбюраторными двигателями в условиях низких температур. - М.: Автотрансиздат, 1961. - с.28-30] установлено, что саморазогрев масла происходит в течение первых 30-40 минут движения автомобиля и затем стабилизируется, при этом изменение температуры масла происходит на величину 15-20 градусов. Согласно данным ряда исследований температура масла в картере КПП при использовании автомобиля в зимний период снижается до уровня 10-15 градусов, а в картере заднего моста температура масла может принимать отрицательные значения. Особенно негативный эффект дает сочетание низкой температуры и ветра. На основании этого можно сделать вывод, что саморазогрев масла не позволяет обеспечить оптимальный температурный режим. Для обеспечения этого режима требуется дополнительный источник тепла.

Известно устройство для микроволнового нагрева жидкости [патент РФ №2101884 СВЧ-нагреватель жидкости], состоящее из СВЧ-нагревателя, внутри которого расположены две трубки для циркуляции жидкости, выполненные из диэлектрика. Недостатками данного устройства являются сложность конструкции применительно к КПП, необходимость обеспечить циркуляцию жидкости, вследствие чего большие затраты энергии на эффективный нагрев жидкости.

Известно устройство, принятое за прототип, для СВЧ-нагрева жидкости [а.с. №1107350 Устройство для СВЧ-нагрева жидкости]. Оно содержит диэлектрическую трубку (нагревательный элемент), камеру для нагреваемой жидкости, волновод, источник СВЧ-энергии. Основным недостатком данного устройства является то, что часть объема жидкости не будет подвержена направленному воздействию СВЧ-энергии. Магнетрон дает направленный пучок СВЧ-волн, поэтому при нагреве данным устройством в жидкости образуются «мертвые зоны».

Техническая задача - поддержание оптимальной температуры трансмиссионного масла в редукторах трансмиссии в процессе эксплуатации транспортного средства в условиях пониженных температур окружающей среды.

Для решения поставленной задачи внутри нагревательного элемента устанавливают отражающие конусы под углом к направлению движения СВЧ-волн.

На фигуре 1 приведен эскиз устройства для СВЧ-нагрева на примере КПП, на фигуре 2 - схема работы устройства.

Устройство для СВЧ-нагрева жидкости содержит нагревательный элемент (диэлектрическая трубка) 1, волновод 2, источник СВЧ-энергии 3. Для работы устройства в автоматическом режиме и исключения перегрева масла в картер КПП устанавливается датчик температуры 4, соединенный с электронным блоком управления (ЭБУ) 5. Источник СВЧ-энергии 3 через преобразователь мощности 6 подключен к аккумуляторной батарее 7. Нагревательный элемент 1, установленный непосредственно в картере КПП 8, содержит отражающие конусы 9.

Устройство для СВЧ-нагрева жидкости работает следующим образом. При снижении температуры трансмиссионного масла в картере КПП 8 до 60°С датчик температуры 4 подает сигнал в ЭБУ 5, который включает источник СВЧ-энергии 3. В волновод 2 от источника СВЧ-энергии 3 устремляются СВЧ-волны. При прохождении волн через нагревательный элемент 1 СВЧ-энергия отражается от отражающих конусов 9 под определенным углом и поглощается трансмиссионным маслом. Использование в конструкции нагревательного элемента отражающих конусов позволяет повысить площадь нагрева трансмиссионного масла, что приводит к сокращению времени нагрева и уменьшению количества потребляемой энергии. Когда температура масла достигает 70-80°С, датчик температуры 4 подает сигнал в ЭБУ 5, который отключает источник СВЧ-энергии 3. Благодаря этому температура трансмиссионного масла в КПП постоянно поддерживается на уровне 70-80°С, что соответствует оптимальному тепловому режиму агрегатов трансмиссии.

Похожие патенты RU2402183C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА АГРЕГАТОВ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Долгушин Алексей Александрович
  • Курносов Антон Федорович
  • Вакуленко Максим Васильевич
RU2595205C1
Система подогрева механической коробки передач транспортного средства 2023
  • Орехов Алексей Александрович
  • Спицын Иван Алексеевич
  • Тимохин Сергей Викторович
  • Оликов Александр Валерьевич
  • Овтов Владимир Александрович
RU2811884C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЧ-ОБРАБОТКИ ЖИДКИХ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 1992
  • Сучков С.Г.
  • Хитрин В.С.
  • Давидович М.В.
RU2075839C1
Устройство для СВЧ-нагрева жидкости 1982
  • Шакирзянов Феликс Нигматзянович
  • Шамгулов Равиль Ойратович
SU1107350A1
СВЧ ПЛАЗМЕННЫЙ РЕАКТОР 2005
  • Конов Виталий Иванович
  • Ральченко Виктор Григорьевич
  • Сергейчев Константин Федорович
  • Хаваев Валерий Борисович
  • Вартапетов Сергей Каренович
  • Атежев Владимир Васильевич
RU2299929C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЧ-ОБРАБОТКИ ЖИДКИХ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 1992
  • Давидович М.В.
  • Сучков С.Г.
RU2078404C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЧ НАГРЕВА ЖИДКИХ ПРОДУКТОВ 1993
  • Бервено Виктор Петрович
  • Кроман Геннадий Павлович
  • Бессагонов Анатолий Яковлевич
RU2072638C1
УСТРОЙСТВО ВУЛКАНИЗАЦИИ ТОРМОЗНЫХ НАКЛАДОК 2009
  • Тильзо Вадим Викторович
  • Тюнин Константин Александрович
  • Леонов Геннадий Валентинович
RU2424114C2
Ярусная хмелесушилка с источниками диэлектрического и конвективного нагрева 2022
  • Просвирякова Марьяна Валентиновна
  • Сторчевой Владимир Фёдорович
  • Горячева Наталья Геннадьевна
  • Михайлова Ольга Валентиновна
  • Новикова Галина Владимировна
  • Зиганшин Булат Гусманович
RU2798374C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЧ-НАГРЕВА 1992
  • Бервено Виктор Петрович
  • Кроман Геннадий Павлович
RU2069036C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 402 183 C1

Реферат патента 2010 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЧ-НАГРЕВА ЖИДКОСТИ

Устройство для СВЧ-нагрева жидкости. Техническим результатаом является поддержание оптимальной температуры трансмиссионного масла в процессе эксплуатации транспортного средства в условиях пониженных температур окружающей среды. Для увеличения площади взаимодействия СВЧ-энергии с нагреваемой жидкостью внутри нагревательного элемента (диэлектрическая трубка) устанавливаются отражающие конусы под углом к направлению движения СВЧ-волн. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 402 183 C1

Устройство для СВЧ-нагрева жидкости, включающее источник СВЧ-энергии, волновод, нагревательный элемент, отличающееся тем, что внутри нагревательного элемента установлены отражающие конусы под углом к направлению движения СВЧ-волн.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2402183C1

Устройство для СВЧ-нагрева жидкости 1982
  • Шакирзянов Феликс Нигматзянович
  • Шамгулов Равиль Ойратович
SU1107350A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЧ-КОНВЕКТИВНОЙ СУШКИ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 1998
  • Хаглеев Е.П.
  • Хаглеев П.Е.
  • Тришин В.В.
  • Охота Ю.Ф.
  • Кабанов В.А.
RU2141179C1
СПОСОБ МИКРОВОЛНОВОЙ ОБРАБОТКИ ЖИДКОЙ ИЛИ СЫПУЧЕЙ СРЕДЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Воробьев Н.Г.
  • Аюпов Т.А.
RU2234824C1
JP 11214143 А, 06.08.1999
US 3789179 А, 29.01.1974.

RU 2 402 183 C1

Авторы

Долгушин Алексей Александрович

Параев Сергей Юрьевич

Даты

2010-10-20Публикация

2009-03-30Подача