Область техники, к которой относится изобретение
Данное изобретение относится к области защиты транспортных средств от угона.
Уровень техники
В настоящее время получили широкое распространение автомобильные противоугонные системы, в которых определение факта угона основано на системе идентификации владельца. Это могут быть, например, метки-идентификаторы, радиобрелоки, скрытно расположенные кнопки и т.д. В подобных системах при отсутствии идентификации запуск и работа двигателя блокируются. Существенным недостатком подобных систем является невозможность отличить факт реального угона от ошибочной идентификации владельца или ее невозможности по причине неисправности узла идентификации (например: разряд батареи радиобрелока). В данных системах все блокируемые цепи автомобиля остаются разорванными с момента постановки на охрану до успешной авторизации. Это позволяет угонщику находить заблокированные цепи с помощью диагностического оборудования.
В патенте США №5061915 (опубл. 29.10.1991) описано устройство, отличительной особенностью которого является правильная последовательность действий владельца автомобиля по снятию противоугонной системы с охраны. В выложенной заявке Японии №2000-038113 (опубл. 08.02.2000), в патентах РФ №№2185297 (опубл. 20.07.2002), 2198801 (опубл. 20.02.2003), 2179122 (опубл. 10.02.2001), 2124992 (опубл. 20.01.1999) описаны устройства, отличительными чертами которых являются способы снятия систем с охраны владельцами, особенности взаимодействия управляющих блоков с исполнительными реле, параметры исполнительных реле (проводные, беспроводные), виды каналов передачи данных от управляющих блоков к исполнительным устройствам, виды каналов связи между устройствами авторизации владельца и управляющими блоками систем, способы защиты от разрушения блокирующих реле угонщиком и т.д.
Наиболее близким аналогом является противоугонное устройство, описанное в патенте РФ №2160196 (опубл. 10.12.2000). Оно имеет в своем составе процессорный блок и несколько блокировочных устройство 3 блокировки. В составе системы имеется датчик движения. При попытке угона система позволяет завести двигатель, но блокирует его после начала движения. Недостатком этого устройства является то, что оно в любом случае позволяет запустить двигатель. Если запуск произведен не угонщиком, а владельцем без снятия системы с охраны, все реле заблокируются после начала движения. То есть в системе отсутствует различение факта угона от ошибочной эксплуатации. Двигатель может заблокироваться на ходу, даже если за рулем владелец, отчего возможно возникновение опасной ситуации для владельца. Кроме того, в этом случае невозможно блокирование цепей транспортного средства, разрыв которых наносит ущерб автомобилю. Поскольку в современных автомобилях бортовой компьютер регистрирует все, даже кратковременные сбои («ошибки»), может случиться ситуация, когда из-за такого сбоя будет запрещен запуск автомобиля до тех пор, пока из памяти компьютера не будет удалена информация о нем.
Раскрытие изобретения
Таким образом, задачей, на которую направлено данное изобретение, является достижение технического результата в виде снижения вероятности угона транспортного средства и минимизации вероятности нанесения ущерба транспортному средству при эксплуатации его противоугонной системы, даже если такая эксплуатация осуществляется ошибочно.
Для достижения указанного технического результата в первом объекте настоящего изобретения предложен способ защиты транспортного средства от угона, в котором: устанавливают на транспортном средстве противоугонную систему, включающую в себя по меньшей мере два устройства блокировки функционального органа и выполненную с возможностью последовательного инициирования работы каждого из этих устройств блокировки функционального органа; устанавливают каждое из устройств блокировки функционального органа на соответствующий функциональный орган транспортного средства; при переводе противоугонной системы в режим охраны инициируют работу только первого из устройств блокировки функционального органа при условии выключения зажигания двигателя транспортного средства; в случае несанкционированного отключения любого инициированного устройства блокировки функционального органа инициируют работу очередного из устройств блокировки функционального органа; при переводе противоугонной системы в режим снятия с охраны прекращают функционирование всех устройств блокировки функционального органа при условии санкционированной выдачи команды на снятие с охраны.
Особенность способа по настоящему изобретению состоит в том, что противоугонная система может включать в себя блок управления, подключенный к каждому из устройств блокировки функционального органа, при этом прекращение функционирования всех устройств блокировки функционального органа осуществляют по команде отключения с этого блока управления.
Другая особенность способа по настоящему изобретению состоит в том, что противоугонная система может включать в себя блок проверки идентифицирующих данных, соединенный с блоком управления и выполненный с возможностью проверки идентифицирующих данных водителя и (или) уполномоченного пользователя транспортного средства и выдачи сигнала при положительном результате такой проверки.
Еще одна особенность способа по настоящему изобретению состоит в том, что противоугонная система может содержать по меньшей мере один датчик перемещения, подключенный к блоку управления, при этом инициирование очередного из устройств блокировки функционального органа осуществляют по команде, выдаваемой блоком управления в случае отключения инициированного перед этим устройства блокировки функционального органа и при наличии сигнала с датчика перемещения.
Еще одна особенность способа по настоящему изобретению состоит в том, что в противоугонной системе каждое из устройств блокировки функционального органа содержит датчик перемещения, при этом инициирование очередного из устройств блокировки функционального органа осуществляют при наличии сигнала с датчика перемещения в этом устройстве блокировки функционального органа в отсутствие команды отключения с блока управления.
Наконец, еще одна особенность способа по настоящему изобретению состоит в том, что устройства блокировки функционального органа могут быть выбраны из группы, состоящей по меньшей мере из устройства блокировки цепи зажигания, устройства блокировки стартера, устройства блокировки топливного насоса, устройства блокировки блока управления двигателем.
Для достижения того же технического результата во втором объекте настоящего изобретения предложена противоугонная система транспортного средства, содержащая по меньшей мере два устройства блокировки функционального органа, каждое из которых установлено на соответствующем функциональном органе транспортного средства, а также блок управления, соединенный с каждым из устройств блокировки функционального органа, причем противоугонная система выполнена с возможностью осуществления в режиме охраны последовательного инициирования работы каждого из устройств блокировки функционального органа.
Особенность противоугонной системы по настоящему изобретению состоит в том, что устройства блокировки функционального органа могут быть выбраны из группы, состоящей по меньшей мере из устройства блокировки цепи зажигания, устройства блокировки стартера, устройства блокировки топливного насоса, устройства блокировки блока управления двигателем.
Другая особенность противоугонной системы по настоящему изобретению состоит в том, что блок управления может содержать: узел определения факта работы двигателя, выполненный с возможностью определения факта работы двигателя по наличию пульсаций напряжения в бортовой сети питания транспортного средства; узел определения факта перемещения, выполненный с возможностью определения факта перемещения транспортного средства независимо от причины такого перемещения; узел передачи команд, выполненный с возможностью передачи команд на устройства блокировки функционального органа; узел анализа информации и синтеза команд, выполненный с возможностью анализа информации, поступающей от узла определения факта работы двигателя и узла определения факта перемещения, а также сигнала о положительном результате проверки идентифицирующих данных водителя и (или) уполномоченного пользователя транспортного средства, и с возможностью синтеза соответствующих команд и выдачи их на узел передачи команд.
Еще одна особенность противоугонной системы по настоящему изобретению состоит в том, что блок управления может иметь вход для приема сигнала о положительном результате проверки идентифицирующих данных водителя и (или) уполномоченного пользователя транспортного средства с внешнего устройства считывания, выполненного с возможностью проверки идентифицирующих данных водителя и (или) уполномоченного пользователя транспортного средства и выдачи сигнала при положительном результате этой проверки.
Еще одна особенность противоугонной системы по настоящему изобретению состоит в том, что блок управления может содержать узел проверки идентифицирующих данных, выполненный с возможностью проверки идентифицирующих данных водителя и (или) уполномоченного пользователя транспортного средства и выдачи сигнала при положительном результате этой проверки на узел анализа информации и синтеза команд.
Еще одна особенность противоугонной системы по настоящему изобретению состоит в том, что устройство блокировки функционального органа может содержать: узел приема команд, выполненный с возможностью приема команд с блока управления; узел определения факта перемещения, выполненный с возможностью определения факта перемещения транспортного средства независимо от причины такого перемещения; узел переключения, выполненный с возможностью включения или отключения устройства блокировки функционального органа; узел анализа информации и формирования команд, выполненный с возможностью анализа информации, поступающей с узла приема команд, с узла определения факта перемещения и с блока управления и с возможностью формирования соответствующих команд и выдачи их на узел переключения.
При этом узел определения факта перемещения может содержать: датчик перемещения, выполненный с возможностью формирования импульсов случайной частоты при наличии вибрации транспортного средства; измеритель средней частоты, выполненный с возможностью измерения средней частоты следования импульсов с датчика перемещения.
В существующем уровне техники не выявлены средства того же назначения, которые содержали бы все перечисленные признаки какого-либо из раскрытых объектов настоящего изобретения, что свидетельствует о соответствии заявленных объектов условию новизны.
В существующем уровне техники не выявлены также источники информации, на основе сведений из которых заявленные объекты были бы очевидны для специалистов, что свидетельствует о наличии в заявленных объектах изобретательского уровня.
Краткое описание чертежей
Изобретение иллюстрируется прилагаемыми чертежами, на которых одинаковые ссылочные позиции относятся к одинаковым элементам.
На фиг.1 представлена общая блок-схема противоугонной системы транспортного средства по настоящему изобретению.
На фиг.2 представлена блок-схема блока управления в противоугонной системе по фиг.1.
На фиг.3 представлена блок-схема устройства блокировки функционального органа в противоугонной системе по фиг.1.
На фиг.4 представлена блок-схема алгоритма функционирования противоугонной системы по фиг.1.
Подробное описание изобретения
Заявленный способ может быть реализован в противоугонной системе транспортного средства, общая блок-схема которой представлена на фиг.1. Транспортным средством может быть, например, автомобиль, катер, вертолет и т.п., т.е. любое самодвижущееся транспортное средство с любым двигателем, в котором применяется система зажигания. Ниже в качестве примера описана противоугонная система автомобиля, однако следует понимать, что этот пример является чисто иллюстративным и никак не ограничивает заявленное изобретение, объем которого определяется только формулой изобретения с учетом эквивалентов.
Противоугонная система по фиг.1 содержит блок 1 управления, соединенный каналом 2 связи с устройствами 3 блокировки функционального органа. Каждое из устройств 3 блокировки функционального органа подключено к своему функциональному органу 4. На фиг.1 это отображено посредством одинаковых индексов i в ссылочных позициях устройств 3 блокировки и функциональных органов 4, где i=1, 2,…, N, a N равно числу функциональных органов 4 транспортного средства, на которых заранее установлены устройства 3 блокировки функционального органа. На фиг.1 у блока 1 управления показаны также вход 5 зажигания, вход 6 управления и вход 7 авторизации, назначение которых поясняется ниже.
В качестве функциональных органов 4 можно использовать любые из следующей группы устройств: цепь зажигания, стартер, топливный насос, блок управления двигателем. В принципе, в эту группу могут входить и любые иные устройства, участвующие в работе транспортного средства.
Выполнение блока 1 управления иллюстрируется на фиг.2. Блок 1 управления подключен к бортовой сети 8 питания транспортного средства и содержит узел 11 определения факта работы двигателя, узел 12 передачи команд, узел 13 определения факта перемещения и узел 14 анализа информации и синтеза команд. Кроме того, блок 1 управления может содержать узел 15 проверки идентифицирующих данных, специально показанный на фиг.2 пунктирной линией, чтобы подчеркнуть опциональность его наличия в блоке 1 управления.
Узел 11 определения факта работы двигателя, узел 13 определения факта перемещения и узел 15 проверки идентифицирующих данных (в случае его наличия в блоке 1 управления) соединены шиной с узлом 14 анализа информации и синтеза команд, выход которого подключен к узлу 12 передачи команд. На фиг.2 показан выход узла 12 передачи команд, подключаемый к каналу 2 связи (фиг.1). Кроме того, на фиг.2 в блоке 1 управления специально показано подключение узла 11 определения факта работы двигателя к бортовой сети 8 питания транспортного средства.
Узел 11 определения факта работы двигателя выполнен с возможностью определения факта работы двигателя, например, по наличию пульсаций напряжения в бортовой сети питания транспортного средства. Такие пульсации напряжения обусловлены работой электрогенератора в транспортном средстве. Узел 11 определения факта работы двигателя может содержать, например, полосовой фильтр на частоты от 150 Гц до 10 кГц, выход которого соединен с компаратором. Такая схема позволяет измерять частоту импульсов на выходе компаратора, появляющихся в результате работы электрогенератора и поступающих в узел 14 анализа информации и синтеза команд, что в свою очередь дает возможность определять состояния двигателя «заведен» или «не заведен», а также момент перехода из одного состояния в другое.
Узел 12 передачи команд выполнен с возможностью передачи команд, сформированных узлом 13 анализа информации и синтеза команд, на устройства 3 блокировки функционального органа. Эти команды передаются в кодированном виде по каналу 2 связи. В качестве канала 2 связи можно использовать любой известный канал связи, видом которого определяется устройство и принцип действия узла 12 передачи команд.
В предпочтительном варианте осуществления иллюстрируемой противоугонной системы в качестве канала 2 связи используется бортовая сеть 8 питания транспортного средства. Преимуществами такого канала связи являются скрытность и помехоустойчивость, т.к. перехват команд невозможен без проникновения в транспортное средство (автомобиль в данном примере) и не возникает конфликтов с радиоканальными устройствами автомобиля. Однако бортовая сеть 8 питания транспортного средства имеет чрезвычайно низкое сопротивление по переменному току, что затрудняет создание в ней сигнала достаточной амплитуды для восприятия его устройством 3 блокировки функционального органа.
Поэтому узел 12 передачи команд в рассматриваемой противоугонной системе содержит двухтактный ключевой каскад, выход которого через разделительный конденсатор подключен к одному из выводов первичной обмотки понижающего импульсного трансформатора, второй вывод которой подключен к общему проводу. Вторичная обмотка понижающего импульсного трансформатора одним выводом через другой разделительный конденсатор подключена к положительному проводу в бортовой сети 8 питания транспортного средства, а второй ее вывод непосредственно подключен к общему проводу. Этот конденсатор и вторичная обмотка трансформатора представляют собой колебательный контур с резонансной частотой, практически равной частоте несущего колебания. Такое схемотехническое решение позволяет создавать в бортовой сети 8 питания сигнал большой амплитуды при высоком КПД.
Узел 13 определения факта перемещения выполнен с возможностью определения факта перемещения транспортного средства независимо от причины такого перемещения. Для этого узел 13 определения факта перемещения может содержать, например, датчик перемещения, выполненный с возможностью формирования импульсов случайной частоты при наличии вибрации транспортного средства, и измеритель средней частоты, выполненный с возможностью измерения средней частоты следования импульсов с датчика перемещения.
Датчик перемещения может быть реализован на основе металлического шарика, свободно лежащего на контактах в некотором ограниченном объеме. При вибрации автомобиля (или иного транспортного средства) вследствие его перемещения (по любой из возможных причин: движение своим ходом, буксировка, перемещение на эвакуаторе и т.п.) шарик приходит в движение и случайным образом замыкает и размыкает контакты. Частота и длительность формируемых при этом импульсов будут случайными функциями времени в силу того, что вибрация автомобиля (или иного транспортного средства) носит случайный характер. Формируемые при этом импульсы проходят через дифференцируемую RC цепочку, которая на каждый импульс с датчика перемещения формирует фиксированный заряд, определяемый ее постоянной времени. Этот заряд через транзисторный ключ поступает на интегрирующую RC цепочку с достаточно большой постоянной времени, так что напряжение на этой интегрирующей RC цепочке пропорционально средней частоте импульсов с датчика перемещения. Формируемое напряжение измеряется узлом 14 анализа информации и синтеза команд.
Узел 14 анализа информации и синтеза команд выполнен с возможностью анализа информации, поступающей от узла 11 определения факта работы двигателя и узла 13 определения факта перемещения, а также сигнала о положительном результате проверки идентифицирующих данных водителя и (или) уполномоченного пользователя транспортного средства (описан далее), и с возможностью синтеза соответствующих команд и выдачи их на узел 12 передачи команд. В качестве узла 14 анализа информации и синтеза команд можно использовать микроконтроллер (микропроцессор с памятью), запрограммированный для выполнения программы, определяемой приведенным далее алгоритмом работы противоугонной системы по настоящему изобретению. Выходным сигналом узла 14 анализа информации и синтеза команд может быть прямоугольный сигнал широкополосной частотной манипуляции, благодаря чему обеспечивается высокая помехоустойчивость.
Упомянутый выше сигнал о положительном результате проверки идентифицирующих данных водителя и (или) уполномоченного пользователя транспортного средства может подаваться в узел 14 анализа информации и синтеза команд со входа 7 блока 1 управления, если используется внешнее устройство авторизации. В ином случае противоугонная система транспортного средства может содержать узел 15 проверки идентифицирующих данных, в качестве которого можно использовать, например, радиоприемник для приема сигналов с радиобрелоков, радиометок и иных общеизвестных средств авторизации водителя или уполномоченного пользователя транспортного средства. При этом вход 7 авторизации становится ненужным.
Изображенный на фиг.1 и 2 вход 6 управления служит для подачи в блок 1 управления сигнала, содержащего информацию об открытии дверей транспортного средства. Такой сигнал может поступать с любого общеизвестного датчика, используемого в транспортном средстве, например с простейшего контактного датчика, срабатывающего при размыкании контактов вследствие открывания двери.
Изображенный на фиг.1 и 2 вход 5 зажигания служит для подачи в блок 1 управления сигнала, содержащего информацию о включении зажигания.
Блок-схема устройства 3 блокировки функционального органа приведена на фиг.3. Это устройство 3 блокировки функционального органа содержит узел 16 приема команд, узел 17 определения факта перемещения, узел 18 анализа информации и формирования команд и узел 19 переключения, соединенный с выходом узла 18 анализа информации и формирования команд, ко входам которого подключены узел 16 приема команд и узел 17 определения факта перемещения.
Узел 16 приема команд выполнен с возможностью приема команд с блока 1 управления (узла 12 передачи команд). В рассматриваемом примере транспортного средства (автомобиля) узел 16 приема команд принимает сигналы из бортовой сети 8 питания автомобиля. Он состоит из двухконтурного полосового фильтра с внутриемкостной связью с бортовой сетью 8 питания и внешнеемкостной связью между контурами, что обеспечивает высокую избирательность и достаточную полосу пропускания. Сигнал с такого фильтра поступает на частотный детектор, реализованный в виде петли фазовой автоподстройки частоты, благодаря чему обеспечивается высокая помехоустойчивость.
Узел 17 определения факта перемещения выполнен с возможностью определения факта перемещения транспортного средства независимо от причины такого перемещения. Этот узел 17 определения факта перемещения может быть полностью идентичен рассмотренному выше узлу 13 определения факта перемещения в блоке 1 управления, хотя вполне допустимо и любое иное его выполнение, обеспечивающее должное функционирование этого узла.
Узел 18 анализа информации и формирования команд выполнен с возможностью анализа информации, поступающей с узла 16 приема команд, с узла 17 определения факта перемещения и с блока 1 управления (с узла 12 передачи команд) и с возможностью формирования соответствующих команд и выдачи их на узел 19 переключения. Узел 18 анализа информации и формирования команд может быть полностью идентичен рассмотренному выше узлу 14 анализа информации и синтеза команд в блоке 1 управления, хотя вполне допустимо и любое иное его выполнение, обеспечивающее должное функционирование этого узла.
Узел 19 переключения выполнен с возможностью включения или отключения устройства 3 блокировки функционального органа. Это может быть обычное электромагнитное реле, подключаемое к соответствующим цепям транспортного средства для блокирования или разрешения их работы в соответствии с приведенным далее алгоритмом работы противоугонной системы по настоящему изобретению.
Реализация заявленного способа защиты транспортного средства от угона может быть проиллюстрирована работой рассмотренной противоугонной системы в соответствии с алгоритмом, блок-схема которого приведена на фиг.4.
Разумеется, в начале нужно установить на транспортном средстве противоугонную систему (фиг.1), включающую в себя по меньшей мере два устройства блокировки функционального органа и выполненную с возможностью последовательного инициирования работы каждого из этих устройств блокировки функционального органа. При этом нужно также установить каждое из таких устройств блокировки функционального органа на соответствующий функциональный орган в транспортном средстве.
Алгоритм функционирования системы проиллюстрирован на фиг.4.
Принятые на фиг.4 обозначения: переменная i обозначает номер заблокированного в данный момент устройства 3 блокировки функционального органа. Если i=0, то все устройства 3 блокировки разблокированы, система снята с охраны; если i=1, то заблокировано устройство 3.1 блокировки, остальные устройства 3 блокировки в системе разблокированы, система находится в режиме охраны; если i=2, то заблокированы устройства 3.1 и 3.2 блокировки, система находится в режиме охраны, остальные разблокированы, и т.д. Переменная N представляет количество устройств 3 блокировки в системе. К - параметр, смысл которого ясен из дальнейших объяснений.
Пусть в исходном состоянии система находится в режиме охраны, при этом блок 1 управления послал команду с i=1: все устройства 3 блокировки разблокированы, кроме первого (блок 20). В этом режиме система ожидает наступления следующих событий: активация входа 6 (фиг.2) (это, например, сигнал от внешней охранной системы или сигнал об открытии двери автомобиля), включение зажигания (вход 5 на фиг.2), срабатывание узла 13 определения перемещения (фиг.2), срабатывание узла 11 определения факта работы двигателя (Фиг.2). Параметру К присваивается значение 1 (блок 21).
Далее с помощью собственного узла 15 проверки идентифицирующих данных или по сигналу от внешней охранной системы на входе 7 (фиг.2) система проверяет наличие авторизации. Если авторизация успешна, то через узел 12 передачи команд посылаются сигналы узлам 19 переключения во всех устройствах 3 блокировки (фиг.2) с i=0 (блок 30) («система не на охране, всем устройствам 3 блокировки разблокироваться»). Это состояние продолжается до тех пор, пока активен вход 6 (фиг.2) (блок 31) и (или) включено зажигание (блок 32). Затем посылаются команды с i=1 (блок 33), система переводится в режим охраны (блок 20).
Если авторизация не произошла (выход НЕТ в блоке 22, где проверяется авторизация), посылаются команды с i=К=1 (блок 23), проверяется, заведен автомобиль или нет, с помощью узла 11 определения факта работы двигателя (фиг.2) (блок 24). Этот цикл продолжается, пока не произошла авторизация (выход ДА в блоке 22) или пока машина не заведена (выход НЕТ в блоке 24, где проверяется, заведен ли автомобиль, с помощью узла 11 определения факта работы двигателя фиг.2).
В этом режиме владелец автомобиля завести двигатель не может, так как заблокировано первое устройство 3.1 блокировки, а угонщик может завести автомобиль, только найдя и устранив первое устройство 3.1 блокировки. Остальные устройства 3 блокировки остаются разблокированными, т.к. i=1. Если автомобиль заведен (выход ДА в блоке 24), параметр К увеличивается на 1, передаются команды с i=К=2 (блок 27) до тех пор, пока двигатель не будет заглушен (выход НЕТ в блоке 28, где проверяется, заглох ли двигатель), так как теперь заблокировано второе устройство 3.2 блокировки. При успешной авторизации в этом случае также возможно снятие системы с охраны (выход ДА в блоке 26). После того как двигатель заглушен вторым устройством 3.2 блокировки (выход ДА в блоке 28), цикл последовательного блокирования устройства 3 блокировки повторяется (выход ДА в блоке 28), при условии, что еще не все устройства 3 блокировки в системе заблокированы (выход НЕТ в блоке 29).
Таким образом, алгоритм построен так, что система блокирует следующее устройство 3.(i+1) блокировки только после того, как угонщик устранил предыдущее устройство 3.i блокировки.
Особенностью работы устройства 3.1 блокировки функционального органа является то, что оно блокирует соответствующий функциональный орган 4.1 при получении команды от блока 1 управления с соответствующим параметром i (i≥1). Устройство 3.2 блокировки блокирует соответствующий функциональный орган 4.2, если параметр i≥2, устройство 3.3 блокировки блокирует свой функциональный орган 4.3, если i≥3, и т.д. и имеется движение автомобиля, определяемое узлом 17 определения факта перемещения (фиг.3). При этом первое устройство 3.1 блокировки не имеет узла 17 определения факта перемещения.
Важным следствием такого устройства и такого алгоритма действия предложенной системы является то, что если она используется в комплексе с внешней охранной системой (например, спутниковой, имеющей возможность передачи сообщений в диспетчерский центр), то заявленная система продолжает защищать автомобиль в соответствии со своим алгоритмом, даже если основная (спутниковая или любая другая) система уничтожена угонщиком. Это обусловлено наличием входов 5, 6, 7, 8 блока 1 управления, а также узлов 13, 11 (фиг.2) и 17 (фиг.3).
Итак, если отключение любого инициированного устройства 3 блокировки функционального органа произошло несанкционированно, - например, угонщик отключил устройство 3.1 блокировки, установленное на функциональном органе 4.1, который является цепью стартера, - противоугонная система инициирует работу очередного устройства блокировки функционального органа, в данном случае устройства 3.2, - к примеру, устройства блокировки зажигания (выход НЕТ в блоке 24).
Если произойдет несанкционированное (т.е. в отсутствие сигнала авторизации пользователя) отключение и этого устройства 3.2 блокировки функционального органа, противоугонная система инициирует работу следующего устройства блокировки функционального органа, в данном случае устройства 3.3, - к примеру, устройства блокировки топливного насоса.
Таким образом, если узел 14 анализа информации и синтеза команд в блоке 1 управления, не получив сигнала со входа 7 авторизации или от узла 15 проверки идентифицирующих данных, примет сигнал от узла 11 определения факта работы двигателя, он выдаст соответствующий сигнал на узел 12 передачи команд, который пошлет кодированный сигнал на все устройства 3 блокировки функционального органа. Однако на этот сигнал «откликнется» только узел 16 приема команд в том устройстве 3 блокировки функционального органа, которому этот сигнал предназначен в соответствии с кодировкой, выбранной узлом 14 анализа информации и синтеза команд. В результате это устройство 3 блокировки функционального органа заблокирует работу того функционального органа 4, к которому оно подключено, путем, к примеру, замыкания или размыкания электромагнитного реле (т.е. путем соответствующего срабатывания узла 19 переключения этого устройства 3 блокировки функционального органа).
Каждый раз, когда угонщик восстановит работу заблокированного функционального органа 4, блок 1 управления инициирует работу очередного устройства 3 блокировки функционального органа при очередном запуске угонщиком двигателя транспортного средства.
Если угонщик сумеет уничтожить блок 1 управления до запуска двигателя (т.е. до первого включения зажигания), его функции фактически возьмет на себя инициированное на тот момент устройство 3 блокировки функционального органа. Такая работа системы возможна как один из вариантов. Но если автомобиль начнет двигаться, каждое устройство 3 блокировки функционального органа определит по своему узлу 17 определения факта перемещения, что автомобиль движется, и, не получив никаких команд от блока 1 управления, заблокирует соответствующий функциональный орган 4 через определенный промежуток времени.
В отсутствие сигнала с узла 11 определения факта работы двигателя этот факт работы двигателя определяется по наличию пульсаций в бортовой сети питания. Узел 14 анализа информации и синтеза команд примет сигнал с узла 13 определения факта перемещения, например, при буксировке транспортного средства, узел 14 анализа информации и синтеза команд в блоке 1 управления не будет выдавать команду на блокировку очередного (в данном случае, второго) устройства 3.2 блокировки функционального органа.
В работе блока 1 управления или устройств 3 блокировки функционального органа можно учитывать факт открывания двери транспортного средства по наличию сигнала на входе 6 управления (см. фиг.1). Скажем, в отсутствие сигнала авторизации сигнал на входе 6 управления будет дополнительно свидетельствовать о попытке угона.
В принципе в способе защиты от угона транспортного средства и в противоугонной системе транспортного средства по настоящему изобретению можно предусмотреть и другие опции. Например, при обнаружении факта угона (открывание двери в отсутствие сигнала авторизации, включение зажигания при уничтожении блока 1 управления и т.п.) в системе может включаться сигнал оповещения (например, звуковой) или передаваться сообщение в службу охраны. Важной опцией является возможность интеграции заявленной противоугонной системы в состав других противоугонных систем, например спутниковых противоугонных систем. Тогда сигнал на вход 6 управления может поступать от спутниковой противоугонной системы, она же может и опознавать владельца с выдачей подтверждения опознавания на предлагаемую противоугонную систему.
Следует добавить, что если в режиме охраны машина не заведена и зажигание не включалось, но автомобиль перемещается, то блок 1 управления и устройства 3 блокировки функционального органа определяют наличие перемещения по своим узлам 17 определения факта перемещения. Блок 1 управления, проверив, что автомобиль не заведен, посылает команды первому устройству 3.1 блокировки оставаться заблокированным, а остальным оставаться разблокированными.
Предполагается далее, что когда владелец отдает автомобиль на сервис, он переводит охранную систему в состояние, когда все устройства 3 блокировки отключены (так называемый сервисный режим), а после проведения работ по обслуживанию автомобиля переводит систему обратно в рабочее состояние.
Таким образом, заявленные способ и система позволяют значительно увеличить время, необходимое угонщику для осуществления угона транспортного средства, и снижают вероятность наступления негативных последствий для транспортного средства при неправильной эксплуатации. Поскольку устройства блокировки функционального органа с номерами 3.2 и выше в нормальных условиях не инициируются, их можно устанавливать на такие цепи, блокировка которых в обычных условиях может нанести ущерб транспортному средству. Это резко увеличивает количество возможных для блокирования функциональных органов, что будет создавать дополнительные трудности для угонщика.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2000 |
|
RU2160196C1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2221711C1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2231457C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ | 2001 |
|
RU2185297C1 |
РАДИООХРАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2194635C1 |
СИСТЕМА СВЯЗИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ | 2001 |
|
RU2186697C1 |
Способ противодействия угону транспортного средства | 2018 |
|
RU2714557C2 |
УЗЕЛ БЛОКИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ | 2008 |
|
RU2372225C1 |
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2209146C1 |
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2249513C1 |
Группа изобретений относится к области защиты транспортных средств (ТС) от угона. На ТС устанавливают противоугонную систему, включающую для функциональных органов по меньшей мере два устройства блокировки и выполненную с возможностью последовательного инициирования работы каждого из устройств блокировки. При переводе противоугонной системы в режим охраны инициируют работу только одного из устройств блокировки при условии выключения зажигания двигателя транспортного средства. В случае несанкционированного отключения инициированного устройства блокировки инициируют работу очередного из устройств блокировки. При переводе противоугонной системы в режим снятия с охраны прекращают функционирование всех устройств блокировки при условии санкционированной выдачи команды на снятие с охраны. Противоугонная система ТС содержит по меньшей мере два устройства блокировки функционального органа и блок управления, соединенный с каждым из устройств блокировки. Система выполнена с возможностью осуществления в режиме охраны последовательного инициирования работы каждого из устройств блокировки в случае несанкционированного отключения инициированного устройства блокировки. Группа изобретений обеспечивает технический результат, выражающийся в снижении вероятности угона ТС и минимизации вероятности нанесения ущерба ТС при эксплуатации его противоугонной системы. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Способ защиты транспортного средства от угона, в котором:
устанавливают на упомянутом транспортном средстве противоугонную систему, включающую в себя по меньшей мере два устройства блокировки функционального органа и выполненную с возможностью последовательного инициирования работы каждого из упомянутых устройств блокировки функционального органа;
устанавливают каждое из упомянутых устройств блокировки функционального органа на соответствующий функциональный орган упомянутого транспортного средства;
при переводе упомянутой противоугонной системы в режим охраны инициируют работу только одного из упомянутых устройств блокировки функционального органа при условии выключения зажигания двигателя транспортного средства;
в случае несанкционированного отключения инициированного устройства блокировки функционального органа инициируют работу очередного из упомянутых устройств блокировки функционального органа;
при переводе упомянутой противоугонной системы в режим снятия с охраны прекращают функционирование всех упомянутых устройств блокировки функционального органа при условии санкционированной выдачи команды на снятие с охраны.
2. Способ по п.1, в котором упомянутая противоугонная система включает в себя блок управления, подключенный к каждому из упомянутых устройств блокировки функционального органа, при этом упомянутое прекращение функционирования всех устройств блокировки функционального органа осуществляют по команде отключения с упомянутого блока управления.
3. Способ по п.2, в котором упомянутую команду отключения выдают при наличии сигнала с внешнего устройства считывания, выполненного с возможностью проверки идентифицирующих данных водителя и/или уполномоченного пользователя транспортного средства и выдачи сигнала при положительном результате упомянутой проверки.
4. Способ по п.2, в котором упомянутая противоугонная система включает в себя блок проверки идентифицирующих данных, соединенный с упомянутым блоком управления и выполненный с возможностью проверки идентифицирующих данных водителя и/или уполномоченного пользователя транспортного средства и выдачи сигнала при положительном результате упомянутой проверки.
5. Способ по п.2, в котором упомянутая противоугонная система содержит по меньшей мере один датчик перемещения, подключенный к упомянутому блоку управления, при этом упомянутое инициирование очередного из упомянутых устройств блокировки функционального органа осуществляют по команде, выдаваемой упомянутым блоком управления в случае отключения инициированного перед этим устройства блокировки функционального органа и при наличии сигнала с упомянутого датчика перемещения.
6. Способ по п.2, в котором в упомянутой противоугонной системе каждое из упомянутых устройств блокировки функционального органа содержит датчик перемещения, при этом упомянутое инициирование очередного из упомянутых устройств блокировки функционального органа осуществляют при наличии сигнала с упомянутого датчика перемещения в этом устройстве блокировки функционального органа в отсутствие упомянутой команды отключения с упомянутого блока управления.
7. Способ по любому из предшествующих пунктов, в котором упомянутые устройства блокировки функционального органа выбирают из группы, состоящей по меньшей мере из устройства блокировки цепи зажигания, устройства блокировки стартера, устройства блокировки топливного насоса, устройства блокировки блока управления двигателем.
8. Противоугонная система транспортного средства, содержащая по меньшей мере два устройства блокировки функционального органа, каждое из которых установлено на соответствующем функциональном органе упомянутого транспортного средства, а также блок управления, соединенный с каждым из упомянутых устройств блокировки функционального органа, причем противоугонная система выполнена с возможностью осуществления в режиме охраны последовательного инициирования работы каждого из упомянутых устройств блокировки функционального органа в случае несанкционированного отключения инициированного устройства блокировки функционального органа.
9. Противоугонная система по п.8, в которой упомянутые устройства блокировки функционального органа выбраны из группы, состоящей по меньшей мере из устройства блокировки цепи зажигания, устройства блокировки стартера, устройства блокировки топливного насоса, устройства блокировки блока управления двигателем.
10. Противоугонная система по п.8, в которой упомянутый блок управления содержит:
узел определения факта работы двигателя, выполненный с возможностью определения факта работы двигателя по наличию пульсаций напряжения в бортовой сети питания упомянутого транспортного средства;
узел определения факта перемещения, выполненный с возможностью определения факта перемещения упомянутого транспортного средства независимо от причины такого перемещения;
узел передачи команд, выполненный с возможностью передачи команд на упомянутые устройства блокировки функционального органа;
узел анализа информации и синтеза команд, выполненный с возможностью анализа информации, поступающей от упомянутых узла определения факта работы двигателя и узла определения факта перемещения, а также сигнала о положительном результате проверки идентифицирующих данных водителя и/или уполномоченного пользователя транспортного средства и с возможностью синтеза соответствующих команд и выдачи их на упомянутый узел передачи команд.
11. Противоугонная система по п.10, в которой упомянутый блок управления имеет вход для приема упомянутого сигнала о положительном результате проверки идентифицирующих данных водителя и/или уполномоченного пользователя транспортного средства с внешнего устройства считывания, выполненного с возможностью проверки идентифицирующих данных водителя и/или уполномоченного пользователя транспортного средства и выдачи сигнала при положительном результате упомянутой проверки.
12. Противоугонная система по п.10, в которой упомянутый блок управления содержит узел проверки идентифицирующих данных, выполненный с возможностью проверки идентифицирующих данных водителя и/или уполномоченного пользователя транспортного средства и выдачи сигнала при положительном результате упомянутой проверки на упомянутый узел анализа информации и синтеза команд.
13. Противоугонная система по п.8, в которой упомянутое устройство блокировки функционального органа содержит:
узел приема команд, выполненный с возможностью приема команд с упомянутого блока управления;
узел определения факта перемещения, выполненный с возможностью определения факта перемещения упомянутого транспортного средства независимо от причины такого перемещения;
узел переключения, выполненный с возможностью включения или отключения упомянутого устройства блокировки функционального органа;
узел анализа информации и формирования команд, выполненный с возможностью анализа информации, поступающей с упомянутого узла приема команд, с упомянутого узла определения факта перемещения и с упомянутого блока управления, и с возможностью формирования соответствующих команд и выдачи их на упомянутый узел переключения.
14. Противоугонная система по п.13, в которой упомянутый узел определения факта перемещения содержит:
датчик перемещения, выполненный с возможностью формирования импульсов случайной частоты при наличии вибрации упомянутого транспортного средства;
измеритель средней частоты, выполненный с возможностью измерения средней частоты следования импульсов с упомянутого датчика перемещения.
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2000 |
|
RU2160196C1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ УЗЛОМ АВТОМОБИЛЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ, И ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ УЗЛАМИ АВТОМОБИЛЯ | 1999 |
|
RU2191125C2 |
WO 2007074354 A1, 05.07.2007 | |||
Многооборотный бесконтактный потенциоментр | 1976 |
|
SU659966A1 |
Авторы
Даты
2010-10-27—Публикация
2009-07-07—Подача