СИГНАЛИЗАТОР ЗАТРАЛИВАНИЯ МИНЫ КОНТАКТНЫМ ТРАЛОМ Российский патент 2010 года по МПК B63G7/04 

Описание патента на изобретение RU2404085C1

Изобретение относится к морской технике, в частности к морскому подводному оружию, и предназначено для противоминного оружия - контактных тралов, буксируемых кораблями противоминной обороны.

Как известно (см. А.А.Кондратович и Г.Г.Пиянзов. Противоминное оружие. М.: Военное издательство, 1989, с.11, 12), основу контактного трала составляет тросовая часть, называемая такелажем.

К такелажу относятся буксир, тралящие части, а также различные оттяжки и стропы. После затраливания мины контактным тралом минреп скользит по тралящей части и при больших скоростях буксировки перетирается о тралящую часть, а мина всплывает на поверхность воды. При средних и малых скоростях буксировки тралящая часть, имеющая существенно меньшее натяжение, не успевает перетереть минреп за время взаимодействия с ним. Поэтому для разрушения минрепов на тралящих частях устанавливаются специальные резаки или подрывные патроны.

При использовании контактного трала весьма важно знать о том, достигнута ли поставленная задача, произошло ли затраливание мины, перебит ли минреп.

В приведенной выше книге А.А.Кондратовича и Г.Г.Пиянзова описан один из известных сигнализаторов затраливания. Сигнализатор входит в конструкцию резака. Корпус его содержит всплывающую ракету с механизмом ее отделения при затраливании мины. После срабатывания резак разобщается с тралящей частью и играет роль якоря сигнализирующей системы, а ракета, соединенная с ним тросиком, всплывает на поверхность, где находящийся в ней химический состав воспламеняется и сигнализирует, что минреп перебит.Это особенно важно при тралении в темное время суток или при плохой видимости.

Описанный выше сигнализатор затраливания мины имеет, по крайней мере, два существенных недостатка. Во-первых, он весьма сложен по конструкции, во-вторых, он применим лишь при использовании в составе тралящих частей специальных резаков и не предназначен для применения в тех случаях, когда минреп перетирается о трос тралящей части.

При тралении контактными тралами натяжение буксира передается на установленное в корме корабля буксировочное устройство. Величина натяжения буксира контролируется динамометром, показания которого поступают на пост управления тралением. При затраливании мины натяжение буксира возрастает, а после перерезания минрепа уменьшается. Это изменение натяжения может служить сигнализатором затраливания. Для фиксации увеличения натяжения во время траления в конструкции динамометра вводят концевой электрический элемент, при достижении которого стрелка динамометра вызывает замыкание электрической цепи и выдачу сигнала о происшедшем затраливании мины.

Таким образом, динамометр является тем элементом, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал - увеличение натяжения в буксире. Динамометр, как было описано выше, включается в такелаж трала, а именно в его буксир. Концевой электрический элемент в составе динамометра и электрическая связь этого элемента с аппаратурой корабля-буксировщика представляют собой устройство передачи информации о затраливании в аппаратуру корабля-буксировщика.

Описанный сигнализатор, принятый за прототип, широко используется при проведении траления контактными тралами. Вместе с тем, будучи весьма простым, такой сигнализатор обладает весьма низкой достоверностью информации. При тралении разноглубинными тралами и при отсутствии волнения моря использование сигнализатора, выполненного в соответствии с прототипом, весьма эффективно. При тралении придонными тралами, в схему которых входят специальные статические заглубляющие устройства-ползуны, движущиеся при буксировке по грунту, из-за неровностей грунта натяжение буксира постоянно меняется. Даже при отсутствии волнения моря это приводит к непроизвольному срабатыванию сигнализатора затраливания.

При волнении моря из-за вертикальных колебаний кормы корабля-буксировщика натяжение буксира изменяется в широких пределах, поэтому с помощью динамометра факт затраливания мины определяется недостоверно.

Целью настоящего изобретения является повышение достоверности информации о факте затраливания мины контактным тралом.

Поставленная цель достигается тем, что в известном сигнализаторе затраливания контактного трала, содержащем элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, включенный в такелаж трала, и устройство передачи информации о затраливаниии в аппаратуру корабля-буксировщика, элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на тралящей части. Рычаг соединен с устройством передачи информации о затраливаниии в аппаратуру корабля-буксировщика, которое содержит замыкатель, автономный источник электропитания аппаратуры преобразования сигнала и излучающую гидроакустическую антенну.

При таком выполнении сигнализатора затраливания контактного трала удается повысить достоверность информации о факте затраливания мины контактным тралом и, как будет показано ниже, дать информацию о месте происшедшего затраливания относительно тралящей части.

Пример конструктивного выполнения предлагаемого сигнализатора показан на фиг.1 - вид сверху, на фиг.2 приведена схема устройства передачи информации о затраливании в аппаратуру корабля-буксировщика, и на фиг.3 - примерная схема этой аппаратуры.

Сигнализатор затраливания содержит подпружиненный рычаг 1, установленный на тралящей части 2 через буксирную планку 3, рычаг 1 соединен с корпусом 4, внутри которого размещено устройство передачи информации о затраливании в аппаратуру корабля буксровщика. Указанное устройство содержит замыкатель 5 (см. фиг.2), соединенный с ним автономный источник питания 6 (например, батарея постоянного тока), таймер 7, с которым соединены контроллер 8, аппаратура кода посылки 9 и усилитель мощности 10. С усилителем мощности соединена излучающая гидроакустическая антенна 11.

Аппаратура корабля буксировщика содержит последовательно соединенные между собой приемную гидроакустическую антенну 12, усилитель сигнала 13, анализатор 14, устройство регистрации 15 и устройство сигнализации 16.

Буксирная планка 3 установлена на тралящей части 2 несколько впереди резака 17, для того чтобы минреп 18 затраленной мины сначала встретился с рычагом 1, а затем с резаком 17.

Работа предлагаемого сигнализатора затраливания происходит следующим образом.

Минреп 18 затраливаемой мины входит в соприкосновение с тралящей частью 2 контактного трала и скользит по тралящей части, нажимает на рычаг 1 и вызывает его поворот относительно буксирной планки 3. При повороте рычага 1 срабатывает замыкатель 5. Питание от батареи 6 через таймер 7 поступает на аппаратуру сигнализатора - контроллер 8, который формирует кодированный сигнал, поступающий через аппаратуру кода посылки 9 и усилитель мощности 10 на излучающую гидроакустическую антенну 11. Антенна 11 излучает сигнал в виде серии акустических импульсов в сторону корабля-буксировщика. В код сигнала введена информация о месте расположения сигнализатора (резака) на тралящей части, что позволяет определить место затраливания мины.

Приемная гидроакустическая антенна 12, буксируемая отдельно от трала кораблем-буксировщиком на кабель-тросе на заданном углублении, принимает излученный сигнал и передает его по кабель-тросу на корабль.

Передача информации по гидроакустическому каналу связи от контактных тралов на корабль-буксировщик известна. Она описана в статье «Противоминное вооружение кораблей», авторы Г.Н.Бубличенко и др., опубликованной в сборнике «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России», т.2, СПб.: Наука. 2002. С.641.

В бортовой аппаратуре сигнал проходит через усилитель 13, усиливается, анализируется (в анализаторе 14) и поступает в устройство регистрации 15 и устройство сигнализации 16. Последнее световым и звуковым сигналом информирует личный состав о затраливании (попадании на резак) мины.

Следует отметить, что применяемые в конструкции тралов резаки имеют различное выполнение. Это могут быть резаки с глубоким вырезом-зевом, снабженные ножами (см. цитированную выше книгу «Противоминное оружие», с.12), или резаки, выполненные из набора втулок со специально нанесенными на них зубцами, включенные в тралящую часть. В первом случае после прохода сигнализатора минреп попадает в зев резака и разрушается. При этом после прохода минрепа рычаг 1 под действием пружины возвращается в исходное положение. Если же в конструкции трала используются резаки в виде втулок с зубцами, то минреп может быть не перерезан после прохождения первого такого резака. Через некоторое время, определяемое приближенно по формуле: t=l/ν, где l - расстояние между резаками, установленными на тралящей части, ν - скорость буксировки трала, минреп встретит следующий сигнализатор. Если сигнал от этого второго сигнализатора не поступит на корабль-буксировщик, то это означает, что минреп был перерезан первым резаком. Если же второй сигнализатор сработает, то это будет означать, что первый резак не смог перерезать минреп и он попадет на второй резак, и т.д.

Пусть, например, расстояние между резаками (сигнализаторами) l=50 м, скорость буксировки ν=10 уз (5 м/с). Тогда t=10 с, и для того, чтобы обеспечить работу второго излучателя, первый должен закончить подачу сигнала, например, через 7 или 8 с. Регулировку таймера 7 производят таким образом, чтобы работа первого сигнализатора была прекращена через 7-8 с.

Таким образом, предложенная конструкция сигнализатора затраливания контактного трала позволяет повысить достоверность информации о факте затраливания мины контактным тралом и указать место, где это затраливание произошло.

Похожие патенты RU2404085C1

название год авторы номер документа
СИГНАЛИЗАТОР ЗАТРАЛИВАНИЯ МИНЫ КОНТАКТНЫМ ТРАЛОМ 2012
  • Мельников Борис Александрович
  • Нисневич Михаил Залманович
  • Вощуков Лев Владимирович
RU2509026C1
СИСТЕМА ПОИСКА И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ МИН 2001
  • Егоров В.В.
  • Каралюн В.Ю.
  • Поляков В.Н.
RU2184676C1
ОДИНАРНЫЙ ДВУХСТОРОННИЙ КОНТАКТНЫЙ ТРАЛ 2008
  • Мельников Борис Александрович
  • Лев Ион Гиршевич
  • Нисневич Михаил Залманович
RU2385253C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАЛЕНИЯ МИН ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ 1991
  • Сидоренков В.В.
RU2076057C1
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТРАЛ 2009
  • Асмоловский Эдуард Федорович
  • Бубличенко Георгий Николаевич
  • Зюзликов Петр Валериевич
  • Погудин Константин Германович
  • Родионов Анатолий Александрович
  • Шаляпин Юрий Константинович
RU2413650C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ЯКОРНЫХ МИН 2012
  • Мельников Борис Александрович
  • Нисневич Михаил Залманович
  • Вощуков Лев Владимирович
  • Солдатенков Владимир Анатольевич
RU2522697C1
СПОСОБ ПРОТИВОТОРПЕДНОЙ ЗАЩИТЫ КОРАБЛЯ ИЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2015
  • Новиков Александр Владимирович
  • Форостяный Андрей Анатольевич
  • Черных Андрей Валерьевич
  • Жаровов Александр Клавдиевич
RU2639298C2
Подводный аппарат с сетевым тралом 2019
  • Новиков Александр Владимирович
  • Корнеев Геннадий Николаевич
RU2724218C1
ПРОТИВОМИННЫЙ ТРАЛ 2001
  • Кузнецов В.А.
  • Камшилов Г.Д.
  • Шальтис В.В.
  • Ширинкин В.А.
  • Камшилов С.Г.
RU2187063C1
СПОСОБ ТРАЛЕНИЯ МОРСКИХ МИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Струев Вячеслав Петрович
  • Шаляпин Юрий Константинович
  • Андреев Виктор Петрович
RU2415049C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 404 085 C1

Реферат патента 2010 года СИГНАЛИЗАТОР ЗАТРАЛИВАНИЯ МИНЫ КОНТАКТНЫМ ТРАЛОМ

Изобретение относится к технике траления мин. Сигнализатор содержит включенный в такелаж трала элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал. Имеется устройство передачи информации о затраливаниии в аппаратуру корабля-буксировщика. Элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на тралящей части с возможностью поворота при нажатии на него скользящим по тралящей части минрепом. Устройство передачи информации о затраливании включает в себя замыкатель, срабатывающий при повороте рычага, автономный источник электропитания, соединенный с замыкателем, и аппаратуру формирования кодированного сигнала, питаемую от упомянутого источника электропитания и снабженную гидроакустической антенной, излучающей серию акустических импульсов. Изобретение позволяет повысить достоверность информации о факте затраливания мины контактным тралом, а также указать место, где это затраливание произошло. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 404 085 C1

Сигнализатор затраливания мины контактным тралом, содержащий включенный в такелаж трала элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, и устройство передачи информации о затраливаниии в аппаратуру корабля-буксировщика, отличающийся тем, что элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на тралящей части с возможностью поворота при нажатии на него скользящим по тралящей части минрепом, а устройство передачи информации о затраливании включает в себя замыкатель, срабатывающий при повороте рычага, автономный источник электропитания, соединенный с замыкателем, и аппаратуру формирования кодированного сигнала, питаемую от упомянутого источника электропитания и снабженную гидроакустической антенной, излучающей серию акустических импульсов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2404085C1

DE 3921491 A1, 10.01.1991
СИСТЕМА ПОИСКА И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ МИН 2001
  • Егоров В.В.
  • Каралюн В.Ю.
  • Поляков В.Н.
RU2184676C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАЛЕНИЯ МИН ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ 1991
  • Сидоренков В.В.
RU2076057C1
Электропривод постоянного тока 1984
  • Вассин Вадим Михайлович
  • Каплан Вениамин Юрьевич
  • Сычев Вальтер Васильевич
  • Филиппов Юрий Иванович
  • Цыбульский Александр Тимофеевич
SU1275721A1

RU 2 404 085 C1

Авторы

Мельников Борис Александрович

Вощуков Лев Владимирович

Нисневич Михаил Залманович

Даты

2010-11-20Публикация

2009-02-16Подача