Изобретение относится к морской технике, в частности к морскому подводному оружию, и предназначено для противоминного оружия - контактных тралов, буксируемых кораблями противоминной обороны.
Как известно (см. А.А.Кондратович и Г.Г.Пиянзов. Противоминное оружие. М.: Военное издательство, 1989, с.11, 12), основу контактного трала составляет тросовая часть, называемая такелажем.
К такелажу относятся буксир, тралящие части, а также различные оттяжки и стропы. После затраливания мины контактным тралом минреп скользит по тралящей части и при больших скоростях буксировки перетирается о тралящую часть, а мина всплывает на поверхность воды. При средних и малых скоростях буксировки тралящая часть, имеющая существенно меньшее натяжение, не успевает перетереть минреп за время взаимодействия с ним. Поэтому для разрушения минрепов на тралящих частях устанавливаются специальные резаки или подрывные патроны.
При использовании контактного трала весьма важно знать о том, достигнута ли поставленная задача, произошло ли затраливание мины, перебит ли минреп.
В приведенной выше книге А.А.Кондратовича и Г.Г.Пиянзова описан один из известных сигнализаторов затраливания. Сигнализатор входит в конструкцию резака. Корпус его содержит всплывающую ракету с механизмом ее отделения при затраливании мины. После срабатывания резак разобщается с тралящей частью и играет роль якоря сигнализирующей системы, а ракета, соединенная с ним тросиком, всплывает на поверхность, где находящийся в ней химический состав воспламеняется и сигнализирует, что минреп перебит.Это особенно важно при тралении в темное время суток или при плохой видимости.
Описанный выше сигнализатор затраливания мины имеет, по крайней мере, два существенных недостатка. Во-первых, он весьма сложен по конструкции, во-вторых, он применим лишь при использовании в составе тралящих частей специальных резаков и не предназначен для применения в тех случаях, когда минреп перетирается о трос тралящей части.
При тралении контактными тралами натяжение буксира передается на установленное в корме корабля буксировочное устройство. Величина натяжения буксира контролируется динамометром, показания которого поступают на пост управления тралением. При затраливании мины натяжение буксира возрастает, а после перерезания минрепа уменьшается. Это изменение натяжения может служить сигнализатором затраливания. Для фиксации увеличения натяжения во время траления в конструкции динамометра вводят концевой электрический элемент, при достижении которого стрелка динамометра вызывает замыкание электрической цепи и выдачу сигнала о происшедшем затраливании мины.
Таким образом, динамометр является тем элементом, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал - увеличение натяжения в буксире. Динамометр, как было описано выше, включается в такелаж трала, а именно в его буксир. Концевой электрический элемент в составе динамометра и электрическая связь этого элемента с аппаратурой корабля-буксировщика представляют собой устройство передачи информации о затраливании в аппаратуру корабля-буксировщика.
Описанный сигнализатор, принятый за прототип, широко используется при проведении траления контактными тралами. Вместе с тем, будучи весьма простым, такой сигнализатор обладает весьма низкой достоверностью информации. При тралении разноглубинными тралами и при отсутствии волнения моря использование сигнализатора, выполненного в соответствии с прототипом, весьма эффективно. При тралении придонными тралами, в схему которых входят специальные статические заглубляющие устройства-ползуны, движущиеся при буксировке по грунту, из-за неровностей грунта натяжение буксира постоянно меняется. Даже при отсутствии волнения моря это приводит к непроизвольному срабатыванию сигнализатора затраливания.
При волнении моря из-за вертикальных колебаний кормы корабля-буксировщика натяжение буксира изменяется в широких пределах, поэтому с помощью динамометра факт затраливания мины определяется недостоверно.
Целью настоящего изобретения является повышение достоверности информации о факте затраливания мины контактным тралом.
Поставленная цель достигается тем, что в известном сигнализаторе затраливания контактного трала, содержащем элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, включенный в такелаж трала, и устройство передачи информации о затраливаниии в аппаратуру корабля-буксировщика, элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на тралящей части. Рычаг соединен с устройством передачи информации о затраливаниии в аппаратуру корабля-буксировщика, которое содержит замыкатель, автономный источник электропитания аппаратуры преобразования сигнала и излучающую гидроакустическую антенну.
При таком выполнении сигнализатора затраливания контактного трала удается повысить достоверность информации о факте затраливания мины контактным тралом и, как будет показано ниже, дать информацию о месте происшедшего затраливания относительно тралящей части.
Пример конструктивного выполнения предлагаемого сигнализатора показан на фиг.1 - вид сверху, на фиг.2 приведена схема устройства передачи информации о затраливании в аппаратуру корабля-буксировщика, и на фиг.3 - примерная схема этой аппаратуры.
Сигнализатор затраливания содержит подпружиненный рычаг 1, установленный на тралящей части 2 через буксирную планку 3, рычаг 1 соединен с корпусом 4, внутри которого размещено устройство передачи информации о затраливании в аппаратуру корабля буксровщика. Указанное устройство содержит замыкатель 5 (см. фиг.2), соединенный с ним автономный источник питания 6 (например, батарея постоянного тока), таймер 7, с которым соединены контроллер 8, аппаратура кода посылки 9 и усилитель мощности 10. С усилителем мощности соединена излучающая гидроакустическая антенна 11.
Аппаратура корабля буксировщика содержит последовательно соединенные между собой приемную гидроакустическую антенну 12, усилитель сигнала 13, анализатор 14, устройство регистрации 15 и устройство сигнализации 16.
Буксирная планка 3 установлена на тралящей части 2 несколько впереди резака 17, для того чтобы минреп 18 затраленной мины сначала встретился с рычагом 1, а затем с резаком 17.
Работа предлагаемого сигнализатора затраливания происходит следующим образом.
Минреп 18 затраливаемой мины входит в соприкосновение с тралящей частью 2 контактного трала и скользит по тралящей части, нажимает на рычаг 1 и вызывает его поворот относительно буксирной планки 3. При повороте рычага 1 срабатывает замыкатель 5. Питание от батареи 6 через таймер 7 поступает на аппаратуру сигнализатора - контроллер 8, который формирует кодированный сигнал, поступающий через аппаратуру кода посылки 9 и усилитель мощности 10 на излучающую гидроакустическую антенну 11. Антенна 11 излучает сигнал в виде серии акустических импульсов в сторону корабля-буксировщика. В код сигнала введена информация о месте расположения сигнализатора (резака) на тралящей части, что позволяет определить место затраливания мины.
Приемная гидроакустическая антенна 12, буксируемая отдельно от трала кораблем-буксировщиком на кабель-тросе на заданном углублении, принимает излученный сигнал и передает его по кабель-тросу на корабль.
Передача информации по гидроакустическому каналу связи от контактных тралов на корабль-буксировщик известна. Она описана в статье «Противоминное вооружение кораблей», авторы Г.Н.Бубличенко и др., опубликованной в сборнике «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России», т.2, СПб.: Наука. 2002. С.641.
В бортовой аппаратуре сигнал проходит через усилитель 13, усиливается, анализируется (в анализаторе 14) и поступает в устройство регистрации 15 и устройство сигнализации 16. Последнее световым и звуковым сигналом информирует личный состав о затраливании (попадании на резак) мины.
Следует отметить, что применяемые в конструкции тралов резаки имеют различное выполнение. Это могут быть резаки с глубоким вырезом-зевом, снабженные ножами (см. цитированную выше книгу «Противоминное оружие», с.12), или резаки, выполненные из набора втулок со специально нанесенными на них зубцами, включенные в тралящую часть. В первом случае после прохода сигнализатора минреп попадает в зев резака и разрушается. При этом после прохода минрепа рычаг 1 под действием пружины возвращается в исходное положение. Если же в конструкции трала используются резаки в виде втулок с зубцами, то минреп может быть не перерезан после прохождения первого такого резака. Через некоторое время, определяемое приближенно по формуле: t=l/ν, где l - расстояние между резаками, установленными на тралящей части, ν - скорость буксировки трала, минреп встретит следующий сигнализатор. Если сигнал от этого второго сигнализатора не поступит на корабль-буксировщик, то это означает, что минреп был перерезан первым резаком. Если же второй сигнализатор сработает, то это будет означать, что первый резак не смог перерезать минреп и он попадет на второй резак, и т.д.
Пусть, например, расстояние между резаками (сигнализаторами) l=50 м, скорость буксировки ν=10 уз (5 м/с). Тогда t=10 с, и для того, чтобы обеспечить работу второго излучателя, первый должен закончить подачу сигнала, например, через 7 или 8 с. Регулировку таймера 7 производят таким образом, чтобы работа первого сигнализатора была прекращена через 7-8 с.
Таким образом, предложенная конструкция сигнализатора затраливания контактного трала позволяет повысить достоверность информации о факте затраливания мины контактным тралом и указать место, где это затраливание произошло.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИГНАЛИЗАТОР ЗАТРАЛИВАНИЯ МИНЫ КОНТАКТНЫМ ТРАЛОМ | 2012 |
|
RU2509026C1 |
СИСТЕМА ПОИСКА И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ МИН | 2001 |
|
RU2184676C1 |
ОДИНАРНЫЙ ДВУХСТОРОННИЙ КОНТАКТНЫЙ ТРАЛ | 2008 |
|
RU2385253C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАЛЕНИЯ МИН ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ | 1991 |
|
RU2076057C1 |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТРАЛ | 2009 |
|
RU2413650C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ЯКОРНЫХ МИН | 2012 |
|
RU2522697C1 |
СПОСОБ ПРОТИВОТОРПЕДНОЙ ЗАЩИТЫ КОРАБЛЯ ИЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2015 |
|
RU2639298C2 |
Подводный аппарат с сетевым тралом | 2019 |
|
RU2724218C1 |
ПРОТИВОМИННЫЙ ТРАЛ | 2001 |
|
RU2187063C1 |
СПОСОБ ТРАЛЕНИЯ МОРСКИХ МИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2415049C1 |
Изобретение относится к технике траления мин. Сигнализатор содержит включенный в такелаж трала элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал. Имеется устройство передачи информации о затраливаниии в аппаратуру корабля-буксировщика. Элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на тралящей части с возможностью поворота при нажатии на него скользящим по тралящей части минрепом. Устройство передачи информации о затраливании включает в себя замыкатель, срабатывающий при повороте рычага, автономный источник электропитания, соединенный с замыкателем, и аппаратуру формирования кодированного сигнала, питаемую от упомянутого источника электропитания и снабженную гидроакустической антенной, излучающей серию акустических импульсов. Изобретение позволяет повысить достоверность информации о факте затраливания мины контактным тралом, а также указать место, где это затраливание произошло. 3 ил.
Сигнализатор затраливания мины контактным тралом, содержащий включенный в такелаж трала элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, и устройство передачи информации о затраливаниии в аппаратуру корабля-буксировщика, отличающийся тем, что элемент, через который проявляется воздействие затраленной мины на трал, выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на тралящей части с возможностью поворота при нажатии на него скользящим по тралящей части минрепом, а устройство передачи информации о затраливании включает в себя замыкатель, срабатывающий при повороте рычага, автономный источник электропитания, соединенный с замыкателем, и аппаратуру формирования кодированного сигнала, питаемую от упомянутого источника электропитания и снабженную гидроакустической антенной, излучающей серию акустических импульсов.
DE 3921491 A1, 10.01.1991 | |||
СИСТЕМА ПОИСКА И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ МИН | 2001 |
|
RU2184676C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАЛЕНИЯ МИН ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ | 1991 |
|
RU2076057C1 |
Электропривод постоянного тока | 1984 |
|
SU1275721A1 |
Авторы
Даты
2010-11-20—Публикация
2009-02-16—Подача