ФОНАРЬ СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫЙ ЗАДНИЙ Российский патент 2010 года по МПК F21S8/10 

Описание патента на изобретение RU2406923C1

Изобретение относится к области светомаскировочных устройств светосигнальных фонарей автомобильной техники и может быть использовано в конструкциях военной автомобильной техники и техники двойного назначения для повышения средних скоростей и обеспечения безопасности движения военных машин в условиях светомаскировки как составе колонны, так и одиночным порядком.

Известны задний светосигнальный фонарь и светомаскировочное устройство, выполненное в виде насадки на этот фонарь и представляющее собой быстросъемную конструкцию, имеющую светофильтры соответствующего цвета и диафрагмирующие отверстия, снижающие световой поток, излучаемый фонарем не менее чем на 90%. Светомаскировочная насадка снижает яркость и площадь светящейся поверхности фонаря, что позволяет двигаться ночью в колонне и не обнаруживать автомобиль на расстоянии, превышающем 300 м [1].

Недостатками данной конструкции являются:

- необходимость комплектации ЗИП светомаскировочными насадками;

- необходимость в остановке автомобиля для перевода фонарей в режим светомаскировки и обратно, в штатный режим;

- невозможность функционирования в режиме полного затемнения, когда подаваемые сигналы видны в ПНВ и становятся невидимыми для наблюдателя с обычным биноклем.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является светомаскировочное устройство светосигнальных фонарей транспортного средства [2] для фонаря заднего ФП-133А, устанавливаемого на автомобильную технику военного и двойного назначения. Светомаскировочное устройство содержит непрозрачный кожух, перекрывающий рассеиватель светосигнального фонаря. Отверстия в кожухе напротив лампы фонаря и отражателя перекрыты светофильтром и непрозрачным держателем с диафрагмирующими отверстиями.

Недостатками данной конструкции, кроме описанного выше, являются:

- низкий светотехнический КПД (не более 10%) светового прибора, используемого в режиме светомаскировки;

- невозможность работы фонаря в режиме полного затемнения (при движении с приборами ночного видения происходит ослепление водителя сзади идущей машины).

Технический результат направлен на приобретение возможности работы фонаря в режиме полного затемнения (излучение в ближнем инфракрасном (ИК) диапазоне длин волн), возможности перевода в режимы маскировки без остановки автомобиля, а также на повышение КПД светотехнического прибора [3].

Технический результат достигается тем, что фонарь построен на светоизлучающих диодах двойного действия и имеет автоматизированный блок управления, что позволяет отказаться от светомаскировочных насадок, в том числе и от насадки, представленной в качестве прототипа, улучшить безопасность дорожного движения, повысить подвижность автомобильных колонн в условиях светомаскировки и расширяет функциональные возможности фонаря.

Как известно, светоизлучающие диоды в сравнении с лампами накаливания имеют гораздо высокий КПД, а также возможность построения в корпусе одного диода двух кристаллов, один из которых излучает в видимом диапазоне требуемой цветности, а второй - в ИК-диапазоне. Кроме того, светоизлучающие диоды имеют низкий уровень энергопотребления, что позволяет значительно снизить массогабаритные показатели автоматизированного блока управления и установить его в корпусе фонаря.

На фиг.1 представлен чертеж фонаря светомаскировочного заднего.

На фиг.2 показана схема размещения светодиодов на матрицах секций фонаря.

Отличительными признаками от прототипа является то, что в корпус фонаря 1 устанавливается печатная плата со смонтированными на ней светоизлучающими диодами 2, управление которыми производится блоком управления 3. В связи с тем, что светодиод представляет собой уже готовую оптическую систему, отражатель упраздняется, рассеиватель упрощается до плоской прозрачной защитной пластины 4. В штатном режиме работы фонаря все светодиоды секции сигнала зажигаются со светоотдачей, соответствующей требованиям серии ГОСТ Р 41.XX. В режиме частичного затемнения зажигаются только те светодиоды матрицы, которые составляют геометрическую форму, соответствующую сигналу и с меньшей, относительно номинальной, яркостью. В режиме полного затемнения производится зажжение этих же диодов, что и при частичном затемнении, но их излучение производится в ИК-диапазоне, что позволяет достаточно уверенно двигаться с приборами ночного видения.

Снижение яркости сигналов производится широтно-импульсной модуляцией питающего светодиоды тока. То есть яркость излучения светодиодов зависит от ширины прямоугольных импульсов при постоянной частоте. Это позволяет увеличить срок службы светодиодов и повысить КПД фонаря. Частота импульсов модулируется мультивибратором блока управления и составляет около 60-80 Гц, что обеспечивает наиболее комфортные условия восприятия сигналов глазом человека.

Сопоставительный анализ заявляемого решения и выбранного в качестве прототипа показывает, что предлагаемый фонарь двухдиапазонный на светоизлучающих диодах позволяет отказаться от светомаскировочных насадок, поставляемых с образцом в комплекте ЗИП, переводить в режимы частичного затемнения переводом соответствующего переключателя без остановки автомобиля, обеспечить дополнительный ИК-режим светомаскировки (полное затемнение), значительно повысить светотехнический КПД и срок службы фонаря.

Фонарь светомаскировочный задний работает следующим образом.

Предлагаемое устройство подключается к штатной проводке системы световой сигнализации автомобиля вместо каждого из штатных задних фонарей. В дополнение к этому на щиток приборов в кабине устанавливается трехпозиционный переключатель режимов светомаскировки, а также провода управления режимами светомаскировки.

В штатном режиме при движении автомобиля по дорогам общего пользования (положение переключателя режимов светомаскировки - "0") в зависимости от подаваемых сигналов включаются все светодиоды соответствующей секции. В режиме частичного затемнения (положение переключателя режимов светомаскировки - "ЧЗ"). В секции "указатель поворота" зажигаются только те светодиоды, которые в совокупности представляют на излучаемой поверхности секции в форму "+". В секции "сигнал торможения" зажигаются светодиоды, составляющие форму "О". В секции "габаритный огонь" зажигаются светодиоды, составляющие форму индикатора дистанции - "|| ||". Индикатор дистанции, как и у прототипа, представляет собой четыре светящиеся вертикальные полосы, отделенные между собой промежутками. Ширина полос и промежутков подобраны таким образом, что на дистанции более 50 м все полосы сливаются в единое пятно, на дистанции от 25 до 50 м происходит слияние в два пятна, а на дистанции до 25 м отчетливо видны четыре световых пятна. Таким образом, в условиях, при которых в режиме светомаскировки невозможно цветоразличие сигналов, распознавание производится по их форме. Яркость излучения светодиодов в режиме светомаскировки снижается до значения, требуемого ГОСТ РВ 50912-96.

В режиме полного затемнения (положение переключателя режимов светомаскировки - "ПЗ") работа устройства отличается от работы в режиме частичного затемнения лишь тем, что вместо видимого включается ИК-излучение, которое уверенно регистрируется существующими приборами ночного видения, например ПНВ-57Е, ПНВ-90В1 и др.

На блок управления возлагаются функции по модуляции тока питающей светодиоды цепи для установки яркости излучения светодиодов, включению светодиодов в соответствии с режимом работы фонаря (штатном и светомаскировочном) и подаваемым фонарем сигналом, стабилизации входного напряжения, а также предохранению электрических элементов от перегрузок.

Источники информации

1. Светомаскировка автотракторной техники. М.: Воениздат, 1970, с.14.

2. Пат. 2044212 Российская федерация, МПК F21S 8/10, W111:00.

3. Пат. 2266466 Российская федерация, МПК F21S 8/10.

Похожие патенты RU2406923C1

название год авторы номер документа
КОМБИНИРОВАННАЯ БЛОК-ФАРА ДЛЯ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН И МАШИН ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ 2015
  • Башков Михаил Владимирович
  • Корнеев Анатолий Николаевич
  • Сёмин Валерий Александрович
  • Иванов Александр Сергеевич
  • Матлин Роман Вадимович
RU2602597C1
ФАРА ГОЛОВНАЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НА СВЕТОДИОДАХ 2007
  • Тарасов Сергей Алексеевич
  • Сарычев Генрих Сергеевич
  • Мудрак Евгений Иванович
  • Рахманчик Илья Анатольевич
RU2438067C2
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Фролов Валерий Николаевич
  • Новаковский Леонид Григорьевич
RU2330770C2
СВЕТОСИГНАЛЬНЫЙ ПРИБОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО СВЕТОВОГО СИГНАЛА 2005
  • Марков Валерий Николаевич
RU2291346C1
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Новаковский Леонид Григорьевич
  • Новикова Людмила Алексеевна
  • Королева Юлия Евгеньевна
  • Фролов Валерий Николаевич
  • Тарасов Сергей Алексеевич
RU2502616C2
СВЕТОМАСКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО СВЕТОСИГНАЛЬНЫХ ФОНАРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Якубович А.П.
  • Евстигнеев Ю.Я.
  • Шумкин С.Н.
  • Понятов В.П.
  • Тарасов С.А.
  • Никитин В.Б.
RU2044212C1
СИГНАЛ ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Марков В.Н.
  • Круковский Л.Е.
RU2177885C2
СВЕТОФОРНАЯ СИСТЕМА 2012
  • Манько Николай Григорьевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Шапран Федор Валерьевич
  • Харитонов Игорь Владимирович
RU2539665C2
СВЕТОМАСКИРОВОЧНАЯ ФАРА НА СВЕТОДИОДАХ 2004
  • Сысун В.В.
RU2266466C1
СИСТЕМА СВЕТОСИГНАЛЬНЫХ ОГНЕЙ АВТОМОБИЛЯ 2014
  • Ашанин Василий Николаевич
  • Глазов Артем Александрович
  • Ларкин Сергей Евгеньевич
RU2579375C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 406 923 C1

Реферат патента 2010 года ФОНАРЬ СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫЙ ЗАДНИЙ

Изобретение относится к области светомаскировочных устройств светосигнальных фонарей автомобильной техники. Заявленный фонарь светомаскировочный задний содержит корпус с прозрачной защитной крышкой и источники излучения. В качестве источников света использованы светоизлучающие диоды двойного диапазона излучения - видимого, соответствующего цвету сигнала, и ближнего инфракрасного - для режима светомаскировки, установленные на печатной плате и сгруппированные для каждого сигнала в виде матрицы, управляемые блоком управления, позволяющим устанавливать режимы светомаскировки зажиганием светодиодов, составляющих на излучаемой поверхности геометрическую фигуру, соответствующую подаваемому сигналу. Технический результат - расширение функциональных возможностей фонаря, т.е. возможность работы фонаря в режиме полного затемнения, возможность работы фонаря в режиме частичного затемнения без применения светомаскировочных насадок; повышение светотехнического КПД и срока службы прибора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 406 923 C1

Фонарь светомаскировочный задний, содержащий корпус с прозрачной защитной крышкой, источники излучения, отличающийся тем, что в качестве источников света использованы светоизлучающие диоды двойного диапазона излучения - видимого, соответствующего цвету сигнала, и ближнего инфракрасного - для режима светомаскировки, установленные на печатной плате и сгруппированные для каждого сигнала в виде матрицы, управляемые блоком управления, позволяющим устанавливать режимы светомаскировки зажиганием светодиодов, составляющих на излучаемой поверхности геометрическую фигуру, соответствующую подаваемому сигналу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2406923C1

Устройство для измерения усилий в машинах для испытания материалов 1937
  • Штыкан А.Б.
SU56289A1
CN 1460810 А, 10.12.2003
СВЕТОМАСКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО СВЕТОСИГНАЛЬНЫХ ФОНАРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Якубович А.П.
  • Евстигнеев Ю.Я.
  • Шумкин С.Н.
  • Понятов В.П.
  • Тарасов С.А.
  • Никитин В.Б.
RU2044212C1
Устройство для автоматической поднастройки системы спид 1978
  • Афзалов Закир Шакирович
  • Муминов Нигматулла Абдулаевич
  • Рахимов Хасан
SU791502A1
Способ приготовления фосфатной смеси 1980
  • Заполь Белла Ароновна
  • Сычев Максим Максимович
  • Цимерманис Харий Борисович
  • Гуревич Аркадий Евсеевич
SU1036705A1
ЗАДНИЙ ФОНАРЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Князев Дмитрий Иванович
  • Лобов Валерий Александрович
  • Седов Алексей Евгеньевич
  • Полянский Андрей Владимирович
RU2288114C2

RU 2 406 923 C1

Авторы

Табакарь Сергей Ильич

Павлов Владимир Александрович

Новиков Василий Алексеевич

Гладков Роман Викторович

Даты

2010-12-20Публикация

2009-12-28Подача