СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ Российский патент 2011 года по МПК F16F15/04 

Описание патента на изобретение RU2410584C1

Изобретение относится к средствам защиты от вибрации силовых установок объектов водного транспорта.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту является система виброизоляции, содержащая коробчатое основание с упругими горизонтальными упорами и жесткую опорную плиту, установленную на основании посредством упругих элементов (патент РФ №2279587 - прототип).

Недостатками прототипа являются: сравнительно невысокая эффективность виброизоляции в вертикальном направлении за счет фрикционного трения в упругих элементах; сложность конструкции подвеса, выполненного по всему периметру основания.

Технический результат - повышение эффективности виброизоляции и упрощение конструкции.

Это достигается тем, что в системе виброизоляции для судовых двигателей, содержащей опорный жесткий каркас, являющийся опорной поверхностью для силовой установки, и виброизоляторы, связывающие каркас с основанием, на жестком опорном каркасе закреплены через вибродемпфирующие прокладки двигатель и дизель-генератор, а опорный каркас жестко соединен с, по крайней мере, четырьмя виброизоляторами, которые, в свою очередь, закреплены на корабельной переборке, которая связана с опорным каркасом посредством, по крайней мере, двух упругодемпфирующих элементов, например, выполненных в виде прорезиненного троса, а основание виброизоляторов посредством крепежных элементов соединяется с перегородкой судна через вибродемпфирующий элемент, жесткость которого больше жесткости упругого элемента, состоящего из пружины, ось которой перпендикулярна основанию, и нижнего и верхнего ограничителей хода пружины, выполненных из эластомера, при этом пружина взаимодействует с ограничителями через нижний опорный стакан и верхнюю охватывающую пружину, крышку, которая жестко соединена с резьбовой втулкой, соединенной посредством винта с каркасом судовой энергетической установки, на котором закреплен вибродемпфирующий элемент, расположенный между резьбовой втулкой и каркасом, а пружина расположена в корпусе, жестко связанном с основанием и соединенным с крышкой, на торцевой поверхности которой, обращенной в сторону вибродемпфирующего элемента, соединенного с каркасом, закреплен ограничитель хода каркаса судовой энергетической установки, выполненный из эластомера, а внутри пружины установлен упругодемпфирующий элемент из объемного сетчатого переплетения, который расположен между нижним опорным стаканом и верхней крышкой, причем упругодемпфирующий элемент выполнен в виде соосно расположенной втулки, при этом отношение наружного диаметра D упругодемпфирующего сетчатого элемента к его высоте h находится в оптимальном интервале величин D/h=0,73…1,05, а плотность сетчатой структуры - в оптимальном интервале величин 1,2 г/см3…2,0 г/см3, причем материал проволоки упругодемпфирующего сетчатого элемента - сталь марки ЭИ-708, а диаметр ее находится в оптимальном интервале величин 0,09 мм…0,15 мм.

На фиг.1 изображена общая схема системы виброизоляции для судовой энергетической установки, на фиг.2 - фронтальный разрез виброизолятора.

Система виброизоляции для судовых двигателей состоит из жесткого опорного каркаса 3, на котором закрепляются через вибродемпфирующие прокладки (не показано), например, выполненные из дерева или композиционного материала, двигатель 2 и соединенный с ним дизель-генератор 1. Опорный каркас 3 жестко соединен с, по крайней мере, четырьмя виброизоляторами 4, которые, в свою очередь, закреплены на корабельной переборке 5, которая связана с опорным каркасом 3 посредством, по крайней мере, двух упругодемпфирующих элементов 6, например, выполненных в виде прорезиненного троса, которые также выполняют функцию предохранительных элементов, сдерживающих амплитуду колебаний опорного каркаса 3 в определенных пределах в чрезвычайных ситуациях, например при сильном шторме.

Виброизолятор для судовой энергетической установки содержит основание 7, которое посредством крепежных элементов 22 соединяется с перегородкой 9 судна (не показано) через вибродемпфирующий элемент 8, жесткость которого больше жесткости упругого элемента, состоящего из пружины 18, ось которой перпендикулярна основанию 7, и нижнего 20 и верхнего 21 ограничителей хода пружины 18, выполненных из эластомера. Пружина 18 взаимодействует с ограничителями через нижний опорный стакан 19 и верхнюю охватывающую пружину, крышку 15, которая жестко соединена с резьбовой втулкой 12, соединенной посредством винта 13 с каркасом 10 судовой энергетической установки (не показано), на котором закреплен вибродемпфирующий элемент 11, расположенный между резьбовой втулкой 12 и каркасом 10 судовой энергетической установки. Пружина 18 расположена в корпусе 14, жестко связанном с основанием 7 и соединенным с крышкой 16, на торцевой поверхности которой, обращенной в сторону вибродемпфирующего элемента 11, соединенного с каркасом 10 судовой энергетической установки, закреплен ограничитель 17 хода каркаса 10 судовой энергетической установки, выполненный из эластомера.

Внутри пружины 18 установлен упругодемпфирующий элемент 23 из объемного сетчатого переплетения, который расположен между нижним опорным стаканом 19 и верхней крышкой 15. Упругодемпфирующий элемент 23 выполненного в виде соосно расположенной втулки, причем отношение наружного диаметра D упругого сетчатого элемента к его высоте h находится в оптимальном интервале величин D/h=0,73…1,05. Плотность сетчатой структуры упругих сетчатых элементов находится в оптимальном интервале величин 1,2 г/см3…2,0 г/см3, причем материал проволоки упругих сетчатых элементов - сталь марки ЭИ-708, а диаметр ее находится в оптимальном интервале величин 0,09 мм…0,15 мм.

Система виброизоляции для судовой энергетической установки работает следующим образом.

При колебаниях судовой энергетической установки, установленной на опорном каркасе 3, который жестко соединен с, по крайней мере, четырьмя виброизоляторами 4, закрепленными на корабельной переборке 5, пружина 18 воспринимает вертикальные нагрузки, ослабляя тем самым динамическое воздействие на перекрытия и перегородки каркаса судна.

Упругодемпфирующий элемент 23 из объемного сетчатого переплетения, работая параллельно пружине 18, также воспринимает как вертикальные, так и горизонтальные нагрузки, ослабляя тем самым динамическое воздействие на корабельную переборку 5, при этом обеспечивается пространственное демпфирование системы «судовая энергетическая установка - корабельная переборка», а также виброзащита рабочего места оператора и защита от ударов системы в целом.

Варьируя плотностью сетчатой структуры упругодемпфирующего элемента 23 из объемного сетчатого переплетения, можно осуществлять в определенных пределах настройку резонансной частоты виброизолятора.

Дополнительное нелинейное демпфирование в системе для восприятия ударной нагрузки осуществляется за счет наличия нижнего 20 и верхнего 21 ограничителей хода пружины 18, выполненных из эластомера. Горизонтальные колебания гасятся за счет нестесненного (с зазором) расположения нижнего опорного стакана 19 пружины 18 и верхней, охватывающей пружину крышки 15.

Предлагаемая система виброизоляции является универсальной, позволяющей работать системе «судовая энергетическая установка - корабельная переборка» как в режиме силовой виброизоляции, так и кинематической, а также в виброударном режиме.

Похожие патенты RU2410584C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2009
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Баранов Евгений Федорович
RU2399808C1
КОРАБЕЛЬНАЯ ВИБРОИЗОЛИРОВАННАЯ НАДСТРОЙКА 2009
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Баранов Евгений Федорович
RU2399810C1
КОРАБЕЛЬНЫЙ ПОМОСТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОПЕРАТОРА ОТ ВИБРАЦИЙ 2009
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Баранов Евгений Федорович
RU2399809C1
СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2526977C2
КОРАБЕЛЬНАЯ НАДСТРОЙКА С СИСТЕМОЙ ВИБРОЗАЩИТЫ 2010
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Баранов Евгений Федорович
  • Петров Сергей Сергеевич
RU2410585C1
СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2526979C2
СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2016
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2624114C1
ВИБРОИЗОЛЯТОР ДЛЯ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Баранов Евгений Федорович
RU2399811C1
ВИБРОИЗОЛЯТОР 2017
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2653922C1
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ВИБРОИЗОЛЯТОР 2017
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2667832C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 410 584 C1

Реферат патента 2011 года СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к средствам защиты от вибрации силовых установок объектов водного транспорта. Система виброизоляции содержит опорный жесткий каркас, являющийся опорной поверхностью для силовой установки. Опорный каркас жестко соединен с четырьмя виброизоляторами, которые закреплены на корабельной переборке, которая связана с опорным каркасом посредством двух упругодемпфирующих элементов, выполненных в виде прорезиненного троса. Основание виброизоляторов посредством крепежных элементов соединяется с перегородкой судна через вибродемпфирующий элемент, жесткость которого больше жесткости упругого элемента. Упругий элемент состоит из пружины, ось которой перпендикулярна основанию, и нижнего и верхнего ограничителей хода пружины, выполненных из эластомера. Пружина взаимодействует с ограничителями через нижний опорный стакан и верхнюю охватывающую пружину крышку. Крышка жестко соединена с резьбовой втулкой, соединенной посредством винта с каркасом судовой энергетической установки. Пружина расположена в корпусе, жестко связанном с основанием и соединенном с крышкой. На торцевой поверхности крышки закреплен ограничитель хода каркаса судовой энергетической установки, выполненный из эластомера. Внутри пружины установлен упругодемпфирующий элемент в виде втулки из объемного сетчатого переплетения. Достигается повышение эффективности виброизоляции и упрощение конструкции системы. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 410 584 C1

Система виброизоляции для судовой энергетической установки, содержащая опорный жесткий каркас, являющийся опорной поверхностью для силовой установки, и виброизоляторы, связывающие каркас с основанием, отличающаяся тем, что на жестком опорном каркасе закреплены через вибродемпфирующие прокладки двигатель и дизель-генератор, а опорный каркас жестко соединен с, по крайней мере, четырьмя виброизоляторами, которые в свою очередь закреплены на корабельной переборке, которая связана с опорным каркасом посредством, по крайней мере, двух упругодемпфирующих элементов, например, выполненных в виде прорезиненного троса, а основание виброизоляторов посредством крепежных элементов соединяется с перегородкой судна через вибродемпфирующий элемент, жесткость которого больше жесткости упругого элемента, состоящего из пружины, ось которой перпендикулярна основанию, и нижнего и верхнего ограничителей хода пружины, выполненных из эластомера, при этом пружина взаимодействует с ограничителями через нижний опорный стакан и верхнюю охватывающую пружину крышку, которая жестко соединена с резьбовой втулкой, соединенной посредством винта с каркасом судовой энергетической установки, на котором закреплен вибродемпфирующий элемент, расположенный между резьбовой втулкой и каркасом, а пружина расположена в корпусе, жестко связанном с основанием, и соединенном с крышкой, на торцевой поверхности которой, обращенной в сторону вибродемпфирующего элемента, соединенного с каркасом, закреплен ограничитель хода каркаса судовой энергетической установки, выполненный из эластомера, а внутри пружины установлен упруго-демпфирующий элемент из объемного сетчатого переплетения, который расположен между нижним опорным стаканом и верхней крышкой, причем упруго-демпфирующий элемент выполнен в виде соосно расположенной втулки, при этом отношение наружного диаметра D упруго-демпфирующего сетчатого элемента к его высоте h находится в оптимальном интервале величин D/h=0,73…1,05, а плотность сетчатой структуры - в оптимальном интервале величин 1,2…2,0 г/см3, причем материал проволоки упруго-демпфирующего сетчатого элемента - сталь марки ЭИ-708, а диаметр ее находится в оптимальном интервале величин 0,09…0,15 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2410584C1

ВИБРОИЗОЛИРОВАННЫЙ ПОМОСТ ОПЕРАТОРА 2005
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Кочетова Мария Олеговна
  • Ходакова Татьяна Дмитриевна
  • Петухова Анастасия Валерьевна
RU2279587C1
Низкочастотный виброизолятор для ткацких станков 1988
  • Кочетов Олег Савельевич
SU1594326A1
1972
SU411343A1
JP 11218186 A, 10.08.1999.

RU 2 410 584 C1

Авторы

Кочетов Олег Савельевич

Баранов Евгений Федорович

Петров Сергей Сергеевич

Даты

2011-01-27Публикация

2010-03-19Подача