СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2014 года по МПК F16F15/04 B60K5/12 

Описание патента на изобретение RU2526979C2

Изобретение относится к средствам защиты от вибрации силовых установок объектов водного транспорта.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту является система виброизоляции, содержащая коробчатое основание с упругими горизонтальными упорами и жесткую опорную плиту, установленную на основании посредством упругих элементов (патент РФ №2399808 - прототип).

Недостатками прототипа являются: сравнительно невысокая эффективность виброизоляции в вертикальном направлении за счет фрикционного трения в упругих элементах; сложность конструкции подвеса, выполненного по всему периметру основания.

Технический результат - повышение эффективности виброизоляции и упрощение конструкции.

Это достигается тем, что в системе виброизоляции для судовых двигателей, содержащей опорный жесткий каркас, являющийся опорной поверхностью для силовой установки и виброизоляторы, связывающие каркас с основанием, на жестком опорном каркасе закреплены через вибродемпфирующие прокладки двигатель и дизель-генератор, а опорный каркас жестко соединен с, по крайней мере, четырьмя виброизоляторами, которые в свою очередь закреплены на корабельной переборке, которая связана с опорным каркасом посредством, по крайней мере, двух упругодемпфирующих элементов, например выполненных в виде прорезиненного троса, а основание посредством крепежных элементов соединяется с перегородкой судна через виброизоляторы.

На фиг.1 изображена общая схема системы виброизоляции для судовых двигателей, на фиг.2 - фронтальный разрез комбинированного рессорно-сетчатого виброизолятора, на фиг.3 - рессорный упругий элемент, на фиг.4 - тарельчатый равночастотный элемент.

Система виброизоляции для судовых двигателей (фиг.1) состоит из жесткого опорного каркаса 36, на котором закрепляются через вибродемпфирующие прокладки (на чертеже не показано) например, выполненные из дерева или композиционного материала, двигатель 35, и соединенный с ним дизель-генератор 34. Опорный каркас 36 жестко соединен с, по крайней мере, четырьмя комбинированными рессорно-сетчатыми виброизоляторами 37, которые в свою очередь закреплены на корабельной переборке 38, которая связана с опорным каркасом 36 посредством, по крайней мере, двух упругодемпфирующих элементов 39, например выполненных в виде прорезиненного троса, которые также выполняют функцию предохранительных элементов, сдерживающих амплитуду колебаний опорного каркаса 36 в определенных пределах в чрезвычайных ситуациях, например при сильном шторме.

Виброизолятор комбинированный рессорно-сетчатый (фиг.2) содержит корпус 12 в виде цилиндрической обечайки с проточкой 14 для фиксации внешнего кольца 1 упругого рессорного элемента, и коаксиально расположенный цилиндрический стержень 13 с проточкой 15 для фиксации внутреннего кольца 2 упругого рессорного элемента. В корпусе 12 может быть последовательно установлено несколько (два и более) упругих рессорных элементов. В этом случае в корпусе 12 будет выполнено соответствующее этому числу упругих рессорных элементов количество проточек 14, а в стержне 13 - соответствующее количество проточек 15, причем шаг расположения упругих рессорных элементов может быть как постоянным, так и переменным, например возрастающим от первого упругого рессорного элемента, к последнему, расположенному ближе к опорной поверхности корпуса 12 (на чертеже не показано).

Упругий рессорный элемент (фиг.3) содержит, по крайней мере два упругих коаксиально расположенных кольца, внешнего 1 и внутреннего 2, жестко соединенных между собой посредством, по крайней мере, двух симметричных упругих, диаметрально расположенных, элементов 3 и 4 со сквозным центральным пазом 6 и 7, симметрично расположенным внутри элемента, причем боковые поверхности паза сопряжены по концам с цилиндрическими поверхностями, образованными сквозными отверстиями 8, 9, 10, 11, соответственно расположенными на внешнем 1 и внутреннем 2 кольцах. Боковые поверхности центрального паза могут быть выполнены наклонными по отношению к оси упругих элементов (на чертеже не показано). Элементы, соединяющие внешние и внутренние кольца, закреплены на них посредством заклепок, по крайней мере одной, с каждого конца пластины (прямоугольный профиль) или стержня круглого (квадратного сечения). Коаксиально расположенные кольца, внешнее 1 и внутреннее 2 образуют между собой кольцевой зазор «S». Элементы 3 и 4, соединяющие внешние и внутренние кольца, могут быть закреплены на них также посредством сварки, например контактной, или крепежными резьбовыми элементами, или как клеевое соединение.

Полости, образованные внешним 1 и внутренним 2 упругими коаксиально расположенными кольцами, и диаметрально расположенными элементами 3 и 4 заполнены упруго-демпфирующим сетчатым элементом 33, выполненным армированным из сетчатого каркаса, залитого эластомером, например полиуретаном.

Тарельчатый равночастотный элемент (фиг.4) содержит, по крайней мере два упругих, расположенных осесимметрично и в параллельных плоскостях кольца, внешнего 18 и внутреннего 19, жестко соединенных между собой посредством, по крайней мере, двух симметричных упругих, диаметрально расположенных, элементов 20 и 21 со сквозным центральным пазом 22 и 23, симметрично расположенным внутри элемента. Боковые поверхности паза сопряжены по концам с поверхностями, образованными сквозными отверстиями 24, 25, 26, 27, соответственно расположенными на внешнем 18 и внутреннем 19 кольцах. Элементы 20 и 21, соединяющие внешние и внутренние кольца, имеют линии изгиба 28, 29, 30, 31 и могут быть закреплены на них также посредством сварки, например контактной, или крепежными резьбовыми элементами, или как клеевое соединение. Полости, образованные внешним 18 и внутренним 19 упругими, расположенными осесимметрично и в параллельных плоскостях кольцами заполнены упруго-демпфирующим сетчатым элементом 32, выполненным армированным из сетчатого каркаса, залитого эластомером, например полиуретаном. Плотность сетчатой структуры упруго-демпфирующего сетчатого элемента 32 в 1,5 раза больше плотности сетчатой структуры сетчатых элементов 33.

Система виброизоляции для судовых двигателей работает следующим образом.

При колебаниях судовой энергетической установки, установленной на опорном каркасе 36, вибрационная нагрузка передается на стержень 13, связанный с внутренним кольцом 2 упругого рессорного элемента, и опирающегося на тарельчатый равночастотный элемент, при этом обеспечивается пространственная виброзащита объекта и защита от ударов, относительно опорной поверхности корпуса 12. Демпфирование в системе осуществляется за счет упруго-демпфирующих сетчатых элементов 32 и 33, выполненных армированными из сетчатого каркаса, залитого эластомером, например полиуретаном.

Горизонтальные нагрузки воспринимаются рессорным упругим элементом, при этом обеспечивается дополнительная пространственная виброизоляция оборудования по всем шести направлениям колебаний (по трем координатным осям x, y, z и поворотные вокруг этих осей).

Предложенная конструкция системы виброизоляции является простой в изготовлении, сборке, обслуживании, ремонтопригодной, а также обладает повышенными виброизолирующими свойствами.

Похожие патенты RU2526979C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2526977C2
СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2016
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2624114C1
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩИЙ ПОЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2472656C1
ТАРЕЛЬЧАТЫЙ ВИБРОИЗОЛЯТОР КОЧЕТОВА 2012
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
  • Стареева Мария Михайловна
RU2520176C1
ВИБРОИЗОЛИРОВАННЫЙ ПОМОСТ ОПЕРАТОРА 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2484331C2
ТАРЕЛЬЧАТЫЙ ВИБРОИЗОЛЯТОР ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2450182C1
ВИБРОИЗОЛЯТОР ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2450181C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ПРЕССА 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2477221C1
ВИБРОИЗОЛЯТОР ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ 2012
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
  • Стареева Мария Михайловна
RU2516832C1
ТАРЕЛЬЧАТЫЙ ВИБРОИЗОЛЯТОР ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ 2012
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Стареева Мария Олеговна
  • Стареева Мария Михайловна
RU2523485C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 526 979 C2

Реферат патента 2014 года СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к средствам защиты от вибрации. Система содержит жесткий опорный каркас, являющийся опорной поверхностью для силовой установки, и виброизоляторы, связывающие каркас с основанием. На опорном каркасе закреплены через вибродемпфирующие прокладки двигатель и дизель-генератор. Опорный каркас соединен с четырьмя виброизоляторами, которые закреплены на корабельной переборке. Переборка связана с опорным каркасом посредством двух упругодемпфирующих элементов, выполненных в виде прорезиненного троса. Основание виброизоляторов посредством крепежных элементов соединяется с перегородкой судна через вибродемпфирующий элемент. Виброизолятор выполнен комбинированным рессорно-сетчатым и содержит корпус, соединенные между собой плоские кольцевые упругие элементы и коаксиально расположенный цилиндрический стержень. Корпус выполнен в виде цилиндрической обечайки с проточкой для фиксации внешнего кольца упругого рессорного элемента, а цилиндрический стержень - с проточкой для фиксации внутреннего кольца. Упругий рессорный элемент выполнен в виде двух упругих коаксиально расположенных колец, соединенных между собой посредством двух симметричных упругих диаметрально расположенных элементов со сквозным центральным пазом. Достигается повышение эффективности виброизоляции и упрощение конструкции. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 526 979 C2

1. Система виброизоляции для судовых двигателей, содержащая опорный жесткий каркас, являющийся опорной поверхностью для силовой установки, и виброизоляторы, связывающие каркас с основанием, на жестком опорном каркасе закреплены через вибродемпфирующие прокладки двигатель и дизель-генератор, а опорный каркас жестко соединен с, по крайней мере, четырьмя виброизоляторами, которые в свою очередь закреплены на корабельной переборке, которая связана с опорным каркасом посредством, по крайней мере, двух упругодемпфирующих элементов, например, выполненных в виде прорезиненного троса, а основание посредством крепежных элементов соединяется с перегородкой судна через виброизоляторы, отличающаяся тем, что виброизолятор выполнен комбинированным рессорно-сетчатым и содержит корпус, соединенные между собой плоские кольцевые упругие элементы, причем корпус выполнен в виде цилиндрической обечайки с проточкой для фиксации внешнего кольца упругого рессорного элемента, и коаксиально расположенный цилиндрический стержень с проточкой для фиксации внутреннего кольца упругого рессорного элемента, который выполнен в виде, по крайней мере, двух упругих коаксиально расположенных колец, внешнего и внутреннего, жестко соединенных между собой посредством, по крайней мере, двух симметричных упругих, диаметрально расположенных, элементов со сквозным центральным пазом, симметрично расположенным внутри элемента, причем боковые поверхности паза сопряжены по концам с цилиндрическими поверхностями, образованными сквозными отверстиями, соответственно расположенными на внешнем и внутреннем кольцах.

2. Система виброизоляции для судовых двигателей по п.1, отличающаяся тем, что в корпусе может быть последовательно установлено несколько упругих рессорных элементов, причем шаг расположения упругих рессорных элементов может быть как постоянным, так и переменным, например, возрастающим от первого упругого рессорного элемента к последнему, расположенному ближе к опорной поверхности корпуса.

3. Система виброизоляции для судовых двигателей по п.1, отличающаяся тем, что тарельчатый равночастотный элемент содержит, по крайней мере, два упругих, расположенных осесимметрично и в параллельных плоскостях кольца, внешнего и внутреннего, жестко соединенных между собой посредством, по крайней мере, двух симметричных упругих, диаметрально расположенных, элементов со сквозным центральным пазом, симметрично расположенным внутри элемента, а элементы, соединяющие внешние и внутренние кольца, имеют линии изгиба и могут быть закреплены на кольцах посредством сварки, например, контактной, или крепежными резьбовыми элементами, или как клеевое соединение.

4. Система виброизоляции для судовых двигателей по п.1, отличающаяся тем, что полости, образованные внешним и внутренним упругими коаксиально расположенными кольцами и диаметрально расположенными элементами упругих рессорных элементов заполнены упругодемпфирующим сетчатым элементом, выполненным армированным из сетчатого каркаса, залитого эластомером, например полиуретаном, а также полости, образованные внешним и внутренним упругими, расположенными осесимметрично и в параллельных плоскостях кольцами тарельчатого равночастотного элемента, заполнены упругодемпфирующим сетчатым элементом, выполненным армированным из сетчатого каркаса, залитого эластомером, например полиуретаном.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2526979C2

СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2009
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Баранов Евгений Федорович
RU2399808C1
ВИБРОИЗОЛЯТОР РЕССОРНЫЙ КОЧЕТОВА 2008
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Кочетова Мария Олеговна
RU2362066C1
US 4101102 A, 18.07.1978
DE 19957098 A1, 31.05.2001

RU 2 526 979 C2

Авторы

Кочетов Олег Савельевич

Стареева Мария Олеговна

Даты

2014-08-27Публикация

2011-03-17Подача