Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматическим выключателям, и может применяться в конструкциях сильноточных коммутационных аппаратов.
При прохождении по токоведущему контуру номинального тока большой величины (сотни тысяч ампер) возникают значительные электродинамические силы, стремящиеся деформировать этот контур. В сильноточных аппаратах электродинамические силы могут достигать десятков тысяч ньютон, что может привести к отбросу контактов в режиме рабочей коммутации. В таких контактных системах необходимо учитывать наибольшее значение тока, длину, конфигурацию и взаимное расположение деталей, образующих токоведущий контур.
Известно, что электродинамическая сила взаимодействия между параллельными проводниками пропорциональна длине участка, для которого определяется сила взаимодействия, произведению значения токов и обратно пропорциональна расстоянию между проводниками. Ее равнодействующая приложена к середине участка, для которого определяется эта сила.
Способность противостоять механическим воздействиям, возникающим при прохождении через аппарат таких токов, характеризует стойкость аппарата.
Контактные системы сильноточных аппаратов известны из следующих источников:
1. Патент RU №77501, H01H 29/16, 2008 г.;
2. Патент RU №2054724, H01H 1/24, 1992 г.;
3. Патент SU №1820955, H01H 1/20, 1991 г.;
4. Патент SU №1805509, Н01Н 29/16, 19991 г.
Наиболее близким аналогом может служить контактная система сильноточного коммутационного аппарата по второму источнику (патент №2054724). Она содержит два токопровода, подвижный контакт, расположенный на якоре, две группы ламельных контактов, установленных на неподвижных контактах. Под каждой группой ламельных контактов установлено подпружиненное кольцо, и на каждой группе ламельных контактов установлен ограничитель движения, одним краем заходящий на подпружиненное кольцо.
При замыкании контактов к якорю прикладывается сила F, под действием которой якорь и подвижный контакт приходят в движение - контакты замыкаются. Подпружиненное кольцо обеспечивает контактное нажатие. При размыкании контактов необходимо к якорю приложить усилие F противоположного направления.
Недостатком такой конструкции является наличие значительных электродинамических усилий контактной системы при протекании максимально допустимых токов, что приводит к отбросу контактов в сторону отключенного положения и тем самым нарушает нормальный процесс коммутации.
Изобретение направлено на создание надежной конструкции контактной системы сильноточного аппарата, компенсирующей электродинамические усилия.
Технический результат состоит в исключении размыкания контактов в режиме коммутации.
Это достигается тем, что токоведущие шины длиной l расположены параллельно друг другу на расстоянии а и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами.
Длина токоведущих шин l и расстояние между ними а выбраны в таком соотношении, что значения электродинамических усилий (ЭДУ), отбрасывающие контакты аппарата, в режиме коммутации больших токов, меньше значений ЭДУ, создаваемых токоведущими шинами, и направлены в противоположную сторону отброса контактов, что компенсирует (уменьшает) величину ЭДУ контактов и исключает их размыкание.
Изобретение поясняется чертежом, где показана патентуемая контактная система сильноточного аппарата в замкнутом положении.
Контактная система содержит одну пару подвижных контактов 1 и 2, пружины контактного нажатия 3 (на примере приведены две пары пружин), две пары токоведущих шин 4 и 5, гибкие связи 6. Шины 4 и 5 выполнены одинаковой длиной l и расположены параллельно друг другу на расстоянии а. С одной стороны шины 4 и 5 электрически соединены гибкой связью 6, а с другой связаны с контактами соответственно 1 и 2 аппарата. Пружины контактного нажатия 3 закреплены между шинами 4 и 5. С наружной стороны каждой шины размещен упор 7.
Контактная система работает следующим образом. В исходном состоянии контактная система разомкнута. Каждая шина 4, 5 прижата пружинами 3 к ограничителям 7.
Для осуществления замыкания контактов аппарата движение от привода (он не показан на чертеже) передается на подвижные контакты 1 и 2. В процессе движения подвижные контакты 1, 2 перемыкают шины соответственно 4 и 5 и отодвигают их от ограничителей 7, при этом пружины 3 поджимаются, что необходимо для обеспечения требуемого контактного нажатия. Направление тока по шинам показано на чертеже стрелками. Коммутационный сильноточный аппарат включен.
При протекании коммутируемого тока большой величины электродинамические усилия контактов 1 и 2 пытаются отбросить их в противоположные стороны (отключить). Одновременно с электродинамическими усилиями контактов на шинах возникают свои электродинамические усилия, которые направлены в сторону увеличения расстояния а, а следовательно, в сторону исключения размыкания контактов. Таким образом происходит компенсация электродинамических усилий контактов.
Итак, за счет того, что токоведущие шины длиной l расположены параллельно друг другу на расстоянии а и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами, исключен отброс контактов в режиме коммутации больших токов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2329560C1 |
Автоматический выключатель | 1974 |
|
SU531214A1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ | 2009 |
|
RU2399982C1 |
Гибридный коммутационный аппарат | 1990 |
|
SU1746424A1 |
Быстродействующий электродинамический автоматический выключатель | 1960 |
|
SU135938A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ | 1970 |
|
SU277915A1 |
КОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩЕГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2368975C1 |
Селективно-токоограничивающий автоматический выключатель | 1980 |
|
SU907629A1 |
ТОКООГРАНИЧИВАЮЩИЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2340031C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2393576C1 |
Изобретение относится к автоматическим выключателям и может применяться в конструкциях сильноточных коммутационных аппаратов. Контактная система сильноточного аппарата содержит по крайней мере одну пару подвижных контактов, пружину контактного нажатия, пару токоведущих шин и гибкую связь. Токоведущие шины расположены параллельно друг другу и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами. Технический результат состоит в исключении размыкания контактов в режиме коммутации. 1 ил.
Контактная система сильноточного аппарата, содержащая по крайней мере одну пару подвижных контактов, пружину контактного нажатия, пару токоведущих шин и гибкую связь, отличающаяся тем, что токоведущие шины одинаковой длины расположены параллельно друг другу и соединены между собой с одной стороны гибкой связью, а с другой связаны с контактами выключателя, причем пружина контактного нажатия закреплена между этими шинами.
Контактная система переключающих устройств трансформаторов | 1980 |
|
SU883990A1 |
КОНТАКТНАЯ СИСТЕМА | 0 |
|
SU394860A1 |
US 5313180 А, 17.05.1994. |
Авторы
Даты
2011-02-10—Публикация
2009-04-28—Подача