ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 2011 года по МПК H02P1/46 H02P25/02 H02K19/08 

Описание патента на изобретение RU2411631C1

Настоящее изобретение относится к области электротехники, а именно к средствам запуска двухфазного электродвигателя от однофазной сети, и может найти применение для повышения эффективности пуска двухфазного гистерезисного электродвигателя.

Известны гистерезисные электродвигатели, содержащие главную и вспомогательную фазы, причем во вспомогательную фазу включен конденсатор, чтобы использовать двухфазный электродвигатель для работы с однофазной сетью [1]. Для улучшения пусковых характеристик электродвигателя на период пуска параллельно первому конденсатору, называемому рабочим, через нелинейный элемент подключается другой конденсатор, называемый пусковым [2]. Нелинейный элемент выполнен в виде контактного или бесконтактного коммутатора или позистора.

Отключения пускового конденсатора после запуска электродвигателя в частном случае осуществляет реле времени. Однако конденсаторный гистерезисный электродвигатель обладает относительно низкими энергетическими характеристиками из-за относительно низкого коэффициента мощности собственно электродвигателя. В рабочем режиме cosφ=0,2÷0,3, а в пусковом - 0,5÷0,6. По этому показателю он явно уступает асинхронному электродвигателю.

Повысить коэффициент мощности в рабочем режиме возможно благодаря использованию эффекта перевозбуждения, когда повышают магнитный поток в синхронном режиме, а затем снижают его. При этом рабочий коэффициент мощности электродвигателя может быть увеличен до 0,9. Однако достичь состояния магнитного поля в воздушном зазоре электродвигателя, близкого к круговому и в рабочем режиме, и в пусковом, затруднительно.

Прототипом настоящего изобретения является пусковое устройство двухфазного конденсаторного электродвигателя от однофазной сети [3]. Оно содержит конденсатор, соединенный последовательно с одной из фаз электродвигателя, и трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью через коммутационный элемент.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в разработке устройства, обеспечивающего повышение энергетических характеристик и одновременно пускового момента электродвигателя, а также на снижение емкости конденсатора.

Технический результат достигается за счет того, что в пусковом устройстве для включения в однофазную сеть двухфазного гистерезисного электродвигателя, содержащем конденсатор, соединенный с одной из фаз электродвигателя, и трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью через коммутационный элемент, вторичная обмотка трансформатора включена последовательно второй фазе трансформатора.

Развитие предложения состоит в том, что числа витков первичной и вторичной обмоток трансформатора выбраны в соответствии с отношением причем числа витков в фазах электродвигателя одинаковы.

Предусмотрено также включение дополнительного пускового конденсатора, параллельно основному конденсатору.

Сущность изобретения иллюстрируется Фиг.1.

На Фиг.1 показана электрическая схема пускового устройства совместно с фазами электродвигателя. К вспомогательной фазе «B» электродвигателя последовательно включен рабочий конденсатор C1. К сети на период пуска через ключ К1 подключена первичная обмотка трансформатора Tp с числом витков w1. Вторичная обмотка трансформатора с числом витков w2<w1 соединена последовательно с главной фазой «A». Предпочтительно отношения и равенства чисел витков в фазах двигателя. Может оказаться полезным пусковой конденсатор C2 с ключом К2. Наличие балластного резистора R и обмотки реле времени Р не принципиально. Ключ K3 служит для подключения двигателя к сети.

Исходно ключи К1 и К2 замкнуты, а ключ K3 разомкнут. При включении ключа К3, например, включается обмотка реле времени (на схеме не показана), ключи К1 и К2 остаются замкнутыми на заранее установленный промежуток времени, немного превышающий время пуска электродвигателя при худших условиях (наиболее длительное время). Благодаря вторичной обмотке трансформатора с числом витков W2 напряжение на фазе «A» превышает напряжение сети, что увеличивает пусковой момент электродвигателя. Электродвигатель достигает синхронной скорости и после заранее установленного периода времени ключи К1 и К2 размыкаются. При этом балластный резистор R предотвращает электрический пробой между контактами ключа К1.

После размыкания ключей К1 и К2 в синхронном режиме напряжение на главной фазе скачком уменьшается, и в электродвигателе наступает перевозбуждение, характеризующееся повышенным коэффициентом мощности. При этом вторичная обмотка трансформатора совместно с магнитопроводом выполняет роль дроселя в цепи фазы «A». Наличие дросселя приближает магнитное рабочее поле к круговому, что повышает максимальный синхронный момент двигателя. При этом должны быть согласованы сопротивление фазы и индуктивность дросселя. В рабочем режиме конденсатор C2 отключен.

После завершения работы ключ К3 размыкают, реле времени обесточивается и включаются ключи К1 и К2, приводя пусковое устройство в исходное состояние. Действие ключей К1 и К2 практически синхронно.

Ключи К1 и К2 могут быть выполнены полупроводниковыми или в виде другого типа коммутаторов, например терморезисторов с высокой степенью нелинейности, что не принципиально для существа изобретения.

Заявляемое техническое решение основано на следующих теоретических предпосылках и результатах моделирования с использованием упрощенной электрической схемы (см. Фиг.2) замещения электродвигателя с подключенными к ней идеальным трансформатором Tp и конденсатором C. Активное сопротивление RA и реактивное сопротивление XA - эквивалентное сопротивление главной фазы. Аналогичный смысл имеют сопротивления RB и XB для вспомогательной фазы. При этом отношение чисел витков вторичной обмотки к первичной w1:w2 обозначим α≤1. Тогда напряжение на главной фазе в пусковом режиме, когда в нее в виде вольтодобавки включен трансформатор, будет равно U(α+1), где U - напряжение сети. При этом по закону Ома для участков цепи с синусоидальным током:

где İA1 и İB1 - комплексные токов в режиме пуска для главной и вспомогательной фаз соответственно, а XC1 - емкостное сопротивление конденсатора.

Для обеспечения кругового поля

где wA и wB - числа витков в главной и вспомогательной фазах.

Обозначим тогда из двух исходных уравнений (1):

При одинаковых и геометрических размерах обмоток главной и вспомогательной фаз

где φ - угол между током и напряжением в фазах.

Подстановка (4) в (3) даст

причем (α+1)ctgφ-K=0, т.к. величина емкости не может быть комплексной.

В итоге условием получения кругового поля являются два соотношения

Из первого уравнения системы (6) следует, что для α>0 при прочих равных условиях XC1 при наличии α увеличивается, и соответственно уменьшается потребная емкость конденсатора во вспомогательной фазе, что положительно.

Из второго уравнения системы (6) следует, что при типичных ctgφ<1 при некоторой α возможно K=1, что технологически выгодно при изготовлении электродвигателя. Это также положительный фактор.

Ввод вольтодобавки в главную фазу на период пуска имеет основную цель повышения пускового и максимального синхронного моментов конденсаторного гистерезисного электродвигателя с одновременным достижением эффекта перевозбуждения, повышающим коэффициент полезного действия электродвигателя. В процессе пуска до входа в синхронизм из-за высших гармонических магнитного поля в гистерезисном электродвигателе немного понижается cosφ, поэтому настройка кругового поля в точке пуска дает несколько эллиптическое магнитное поле в зазоре двигателя в точке входа в синхронизм. Обычно потребность механизма в большем моменте в синхронном режиме, нежели в пусковом, поэтому проанализируем случай кругового поля в точке входа в синхронизм. Коэффициент мощности при входе в синхронизм у симметричных гистерезисных двигателей без конденсаторов обычно составляет cosφ=0,45÷0,55. Этот диапазон определяется типом материала ротора и величиной воздушного зазора электродвигателя. Примем среднее значение cosφ=0,5, тогда ctgφ=0,577. Выберем технологически оптимальное K=1, тогда Соответственно XC=2,31X1, где X1=XA1+XB1 в точке входа двигателя в синхронизм. При входе двигателя к синхронизм главное условие перевозбуждения состоит в том, чтобы напряжения на фазах уменьшились в одинаковой степени. При K=1 и одинаковом геометрическом исполнении обмоток Фаз ”A” и ”B” это условие порождает то, что одинаковые токи в пуске уменьшаются одинаково до одинаковых значений в синхронизме, т.е.

Анализ векторных диаграмм напряжений в фазах показывает, что

В синхронном режиме первичная обмотка трансформатора отключается от сети, α=0, и система уравнений (1) преобразуется в

Токи IA=IB, но фазовый угол сдвига между ними в синхронном режиме в общем случае не равен . Такое равенство имеет место лишь для

Однако при снижении напряжения в фазах в синхронизме в 1,73 раза для гистерезисного двигателя типично значение cosφ2=0,8÷0,85.

При этом tgφ2=0,75÷0,62, и φ2=36,8÷31,8°.

При принятом условии XC2=2X2 фазовый угол между токами в фазах составляет 2φ2=73,6°÷63,6°, что вполне приемлемо для рабочего режима в синхронизме.

Заметим, что величина X2 многократно больше в перевозбужденном режиме, чем величина X1 в пусковом, поэтому общая емкость конденсатора в пусковом, т.е. как у асинхронного электродвигателя.

В зависимости от свойств материала ротора гистерезисного электродвигателя соответствующий подбор величин K, α и емкости конденсатора может дать лучший результат, нежели K=1, и XC2=2X2.

Итак, при выбранных соотношениях и K=1, а также введенном условии перевозбуждения, что сказывается на величине емкости в рабочем режиме, достигнута значительная величина форсирования магнитного поля в пусковом режиме с круговым характером этого поля, что обеспечивает высокие значения пускового момента и момента входа в синхронизм, а также высокие значения cosφ в рабочем режиме, которое больше, чем у аналогичных асинхронных двигателей мощностью до 1 кВт. Последнее определяет более высокий рабочий КПД гистерезисного электродвигателя в сравнении с КПД аналогичного по мощности асинхронного электродвигателя.

Изобретение может найти применение в бытовой технике, коммунальном и сельском хозяйствах, где важны экономичность, повышенный пусковой момент и высокая стабильность частоты вращения.

Источники информации

1. К расчету механической характеристики гистерезисного электродвигателя, работающего при несимметричном питании. Н.А.Музыка, Ю.А.Музыка. Ж-л. Электричество, №12, 1969 г.

2. Осин И.Л., Юферов Ф.М. Электрические машины автоматических устройств. М.: Изд-во МЭИ, 2003 г., 424 стр.

3. А.С. №143892 кл. 21d2, 42/01, заявлено 04.07.1960 г. с приоритетом 13.10.1961 г. Опубликовано в БИ №1 за 1962 г.

Похожие патенты RU2411631C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ГИСТЕРЕЗИСНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2003
  • Михеев В.В.
  • Мыцык Г.С.
  • Тарасов В.Н.
RU2248660C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ГИСТЕРЕЗИСТНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2003
  • Михеев В.В.
  • Мыцык Г.С.
  • Тарасов В.Н.
RU2249908C1
Синхронный электропривод постоянного тока 1983
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Тихомиров Валентин Константинович
SU1129710A1
Гистерезисный электропривод 1983
  • Боков Сергей Николаевич
  • Позднухов Сергей Федорович
  • Тарасов Владимир Николаевич
SU1320873A1
УСТРОЙСТВО ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЯ ГИСТЕРЕЗИСНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1971
SU322840A1
Устройство для перевозбуждения гистерезисного электродвигателя 1971
  • Гуров Геннадий Иванович
  • Делекторский Борис Алексеевич
  • Тарасов Владимир Николаевич
  • Щукин Виктор Константинович
SU705636A1
ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО БЕСКОНТАКТНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2011
  • Агеев Владимир Егорович
  • Агеева Лина Ивановна
RU2461117C1
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1926
  • Э. Ротер
  • У. Ион
SU7530A1
Электровоз для монорельсовых подвесных дорог 1956
  • Григорьев-Ершов В.А.
  • Золотов С.П.
  • Торопцев Н.Д.
SU110660A1
Бесконтактное устройство для автоматического управления однофазным конденсаторным асинхронным двигателем 1956
  • Торопцев Н.Д.
SU107711A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 411 631 C1

Реферат патента 2011 года ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в пусковом устройстве, предназначенном для включения в однофазную сеть двухфазного гистерезисного электродвигателя. Техническим результатом является повышение энергетических характеристик и пускового момента электродвигателя, снижение емкости конденсатора. Пусковое устройство содержит конденсатор, соединенный последовательно с одной из фаз электродвигателя, трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью через коммутационный элемент. Вторичная обмотка трансформатора включена последовательно второй фазе электродвигателя. Число витков в первичной и вторичной обмотках трансформатора выбрано из расчета а число витков в фазах электродвигателя одинаковое. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 411 631 C1

Пусковое устройство для включения в однофазную сеть двухфазного гистерезисного электродвигателя, содержащее конденсатор, соединенный последовательно с одной из фаз электродвигателя, трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью через коммутационный элемент, вторичная обмотка трансформатора включена последовательно второй фазе электродвигателя, отличающееся тем, что числа витков первичной и вторичной обмоток трансформатора выбраны в соответствии с отношением , причем числа витков в фазах электродвигателя одинаковы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2411631C1

Устройство для регулирования скорости вращения и реверсирования двухфазного асинхронного двигателя 1960
  • Родин Р.Н.
  • Росенбаули О.Б.
SU143892A1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ГИСТЕРЕЗИСТНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2003
  • Михеев В.В.
  • Мыцык Г.С.
  • Тарасов В.Н.
RU2249908C1
GB 1353042 A, 15.05.1974
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАНЕСЕННОГО КАТАЛИЗАТОРА СИНТЕЗА ФИШЕРА-ТРОПША НА ОСНОВЕ КОБАЛЬТА 2008
  • Висаги Якобус Лукас
  • Бота Ян Маттеус
  • Куртзен Йоханнес Герхардус
  • Датт Майкл Стивен
  • Бомер Алта
  • Ван Де Лусдрехт Ян
  • Саиб Абдул Мутхалиб
RU2458100C2
US 3463986 A, 26.08.1969
JP 60180462 A, 14.09.1985.

RU 2 411 631 C1

Авторы

Делекторский Борис Алексеевич

Сизякин Алексей Вячеславович

Морозова Нина Васильевна

Фокин Владимир Александрович

Даты

2011-02-10Публикация

2009-07-08Подача