СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕТОНАЦИОННОЙ СТОЙКОСТИ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2011 года по МПК G01N33/22 

Описание патента на изобретение RU2412438C1

Предлагаемое изобретение относится к способам исследования газомоторного топлива (компримированного природного газа - КПГ, и/или сжиженного природного газа - СПГ) в дорожных условиях.

При использовании в двигателях внутреннего сгорания газомоторного топлива основным фактором, определяющим мощностные и экономические показатели двигателя, является детонационная стойкость топлива. На практике детонационную стойкость топлив оценивают октановыми числами (ОЧ).

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ оценки детонационной стойкости газомоторного топлива на реальном двигателе, включающий определение информативного параметра для эталонного топлива и пробы анализируемого топлива, определение значений информативных параметров при доведении работы двигателя на этих топливах до детонационного режима, а детонационную стойкость испытуемого топлива сравнивают с детонационной стойкостью эталонного топлива, при этом в качестве анализируемого топлива используют смесь испытуемого топлива и углеводорода с большой детонационной стойкостью, а в качестве эталонного топлива - смесь топлива с известным (паспортным) октановым числом и процентным содержанием углеводорода (см. патент РФ №1416909, приоритет от 15.08.1988).

Недостатком известного технического решения является высокая трудоемкость способа оценки детонационной стойкости газомоторного топлива, обусловленная необходимостью приготовления смесей эталонного и анализируемого топлив, кроме того, в наиболее близком аналоге не представлены сведения о режимах работы двигателя, при которых определяют детонационную стойкость топлив.

Техническим результатом, на достижение которого направлен предлагаемый способ, является снижение трудоемкости способа оценки детонационной стойкости газомоторного топлива за счет снижения количества технологических операций, связанных с приготовлением рабочих смесей, и ограничения числа режимов работы двигателя режимами его работы на частотах вращения коленчатого вала, близких к частоте его вращения на холостом ходу, и максимальной частоте вращения коленчатого вала.

Данный технический результат достигается за счет того, что в способе оценки детонационной стойкости газомоторного топлива, включающем определение информативных параметров детонационной стойкости эталонного и анализируемого топлив на реальном двигателе при доведении работы двигателя на этих топливах до детонационного режима, а детонационную стойкость испытуемого топлива сравнивают с детонационной стойкостью эталонного топлива путем сравнения их информативных параметров детонационной стойкости, согласно изобретению в качестве реального двигателя используют газовый двигатель мобильной лаборатории, при этом сначала определяют информативные параметры детонационной стойкости эталонного топлива, а затем анализируемого топлива, в качестве эталонного топлива используют газомоторное топливо с октановым числом, равным 105 ОЧ, в качестве анализируемого топлива используют газомоторное топливо раздаточной колонки заправочной станции, в качестве информативных параметров определяют показания датчика уровня детонации, при доведении работы двигателя на эталонном и газомоторном топливе раздаточной колонки заправочной станции до детонационного режима сначала прогревают газовый двигатель мобильной лаборатории при движении со скоростью 30÷50 км/час, затем переводят двигатель в режим разгона с максимально возможным ускорением до достижения скорости 80÷100 км/час, при этом на режиме разгона регистрируют максимальные показания датчика детонации при работе двигателя на эталонном, а затем на газомоторном топливе раздаточной колонки заправочной станции, после этого сравнивают максимальные показания датчика детонации при работе двигателя на обоих топливах и если максимальное показание датчика детонации при работе двигателя на газомоторном топливе раздаточной колонки заправочной станции не превышает максимального показания датчика детонации при работе двигателя на эталонном топливе, то октановое число испытуемого газомоторного топлива раздаточной колонки заправочной станции является не ниже установленной нормы.

Заявленный способ реализуется следующим образом.

Баллоны хранения эталонного топлива заполняют эталонным газомоторным топливом с октановым числом, соответствующим нижнему пределу детонационной стойкости регламентированной нормативными документами для данного сорта топлива (например, для природного газа 105 ОЧ), а баллоны отбора и хранения проб горючего из различных средств хранения заполняют исследуемым газомоторным топливом и затем отключают от колонки заправочной станции.

Для определения детонационной стойкости испытуемого газомоторного топлива используют снабженный датчиком уровня детонации газовый двигатель мобильной лаборатории.

Для проверки технического состояния двигателя мобильной лаборатории, настройки и калибровки усилителя датчика уровня детонации в двигатель подают эталонное газомоторное топливо с октановым числом 105, включают двигатель и прогревают его при движении мобильной лаборатории со скоростью 30÷50 км/час (при этом двигатель работает на частотах вращения коленчатого вала, близких к холостому ходу), переводят двигатель в режим разгона с максимально возможным ускорением до достижения скорости 80÷100 км/час (близкой к максимальной частоте вращения вала двигателя).

Таким образом, на частотах вращения двигателя, соответствующих максимальному крутящему моменту, двигатель работает под полной нагрузкой, т.е. на режиме, где детонация проявляется в наибольшей степени (контролируется по датчику уровня детонации). При данном режиме работы двигателя мобильной лаборатории показание датчика уровня детонации принимается эталонным для сравнения с показаниями датчика уровня детонации при работе двигателя мобильной установки на испытываемом газомоторном топливе.

Затем в двигатель подают испытываемое газомоторное топливо, включают двигатель и прогревают его при движении мобильной лаборатории со скоростью 30÷50 км/час, а затем переводят двигатель в режим разгона с максимально возможным ускорением до достижения скорости 80÷100 км/час. На этом режиме фиксируют показания датчика уровня детонации. Если уровень детонации не превышает эталонного значения, полученного при работе двигателя на эталонном газомоторном топливе, можно быть уверенным в том, что октановое число испытуемого газомоторного топлива является не ниже 105 (эталонного топлива).

Похожие патенты RU2412438C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВЫХ ЧИСЕЛ СМЕШЕНИЯ ГАЗООБРАЗНЫХ КОМПОНЕНТОВ АВТОБЕНЗИНОВ 2021
  • Ковалева Екатерина Борисовна
  • Ганина Анна Александровна
  • Дьячкова Светлана Георгиевна
  • Артемьева Жанна Николаевна
  • Гершпигель Татьяна Николаевна
RU2793147C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРА ТОПЛИВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕГО ДЕТОНАЦИОННУЮ СТОЙКОСТЬ 2016
  • Хубер Карл
  • Хаубер Иоганн
RU2718045C2
Автоматизированная система определения сортности авиационных бензинов 2021
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Шаталов Константин Васильевич
  • Адгамов Ирфан Фярхатевич
  • Крикун Игорь Иванович
  • Дорошев Николай Николаевич
RU2771644C1
Способ определения детонационной стой-КОСТи МОТОРНыХ ТОплиВ 1979
  • Гребенщиков Владимир Павлович
  • Кюрегян Сурен Кюрегович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
SU834513A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ И ИХ КОМПОНЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ МЕТОДОМ 2008
  • Князьков Александр Львович
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Кириллов Дмитрий Владимирович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Бакалейник Аркадий Петрович
  • Кузьмичев Дмитрий Олегович
  • Лебедев Михаил Николаевич
  • Румянцев Сергей Валерьевич
RU2369868C1
СПОСОБ ЭТИЛИРОВАНИЯ БЕНЗИНА В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Кошарко Константин Антонович
RU2119086C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТОНАЦИОННОЙ СТОЙКОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 1992
  • Кюрегян С.К.
  • Казарян С.А.
  • Довлатов И.А.
RU2022261C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА БЕНЗИНОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Акчурин Гариф Газизович
  • Акчурин Александр Гарифович
  • Акчурин Георгий Гарифович
  • Кочубей Вячеслав Иванович
RU2331058C1
СПОСОБ СРАВНЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА МОТОРНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Бекирбаев Тамерлан Османович
  • Загородний Владимир Глебович
  • Пузакин Юрий Михайлович
  • Шемякин Валерий Александрович
  • Ханыкин Александр Кузьмич
RU2110790C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВЫХ ЧИСЕЛ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ 1997
  • Шатохин В.Н.
  • Чечкенев И.В.
  • Скавинский В.П.
  • Марталов С.А.
  • Чечкенев О.В.
RU2100803C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕТОНАЦИОННОЙ СТОЙКОСТИ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к исследованию газомоторного топлива (компримированного природного газа - КПГ, и/или сжиженного природного газа - СПГ) в дорожных условиях. Способ включает определение информативных параметров детонационной стойкости эталонного и анализируемого топлив на реальном двигателе при доведении работы двигателя на этих топливах до детонационного режима, а детонационную стойкость испытуемого топлива сравнивают с детонационной стойкостью эталонного топлива путем сравнения их информативных параметров детонационной стойкости, причем в качестве реального двигателя используют газовый двигатель мобильной лаборатории, при этом сначала определяют информативные параметры детонационной стойкости эталонного топлива, а затем анализируемого топлива, в качестве эталонного топлива используют газомоторное топливо с октановым числом, равным 105 ОЧ, в качестве анализируемого топлива используют газомоторное топливо раздаточной колонки заправочной станции, в качестве информативных параметров определяют показания датчика уровня детонации, при доведении работы двигателя на эталонном и газомоторном топливе раздаточной колонки заправочной станции до детонационного режима сначала прогревают газовый двигатель мобильной лаборатории при движении со скоростью 30÷50 км/час, затем переводят двигатель в режим разгона с максимально возможным ускорением до достижения скорости 80÷100 км/час, при этом на режиме разгона регистрируют максимальные показания датчика детонации при работе двигателя на эталонном, а затем на газомоторном топливе раздаточной колонки заправочной станции, после этого сравнивают максимальные показания датчика детонации при работе двигателя на обоих топливах, и если максимальное показание датчика детонации при работе двигателя на газомоторном топливе раздаточной колонки заправочной станции не превышает максимального показания датчика детонации при работе двигателя на эталонном топливе, то октановое число испытуемого газомоторного топлива раздаточной колонки заправочной станции является не ниже установленной нормы - 105 ОЧ. Достигается оперативность и высокая степень достоверности оценки детонационной стойкости газомоторного топлива раздаточной колонки заправочной станции мобильной лабораторией анализа качества газомоторного топлива.

Формула изобретения RU 2 412 438 C1

Способ оценки детонационной стойкости газомоторного топлива, включающий определение информативных параметров детонационной стойкости эталонного и анализируемого топлив на реальном двигателе при доведении работы двигателя на этих топливах до детонационного режима, а детонационную стойкость испытуемого топлива сравнивают с детонационной стойкостью эталонного топлива путем сравнения их информативных параметров детонационной стойкости, отличающийся тем, что в качестве реального двигателя используют газовый двигатель мобильной лаборатории, при этом сначала определяют информативные параметры детонационной стойкости эталонного топлива, а затем - анализируемого топлива, в качестве эталонного топлива используют газомоторное топливо с октановым числом, равным 105 ОЧ, в качестве анализируемого топлива используют газомоторное топливо раздаточной колонки заправочной станции, в качестве информативных параметров определяют показания датчика уровня детонации, при доведении работы двигателя на эталонном и газомоторном топливе раздаточной колонки заправочной станции до детонационного режима сначала прогревают газовый двигатель мобильной лаборатории при движении со скоростью 30÷50 км/ч, затем переводят двигатель в режим разгона с максимально возможным ускорением до достижения скорости 80÷100 км/ч, при этом на режиме разгона регистрируют максимальные показания датчика детонации при работе двигателя на эталонном, а затем на газомоторном топливе раздаточной колонки заправочной станции, после этого сравнивают максимальные показания датчика детонации при работе двигателя на обоих топливах и если максимальное показание датчика детонации при работе двигателя на газомоторном топливе раздаточной колонки заправочной станции не превышает максимального показания датчика детонации при работе двигателя на эталонном топливе, то октановое число испытуемого газомоторного топлива раздаточной колонки заправочной станции является не ниже установленной нормы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2412438C1

Способ определения октанового числа топлива 1986
  • Шапранов Вячеслав Михайлович
SU1416909A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТОНАЦИОННОЙ СТОЙКОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 1992
  • Кюрегян С.К.
  • Казарян С.А.
  • Довлатов И.А.
RU2022261C1
Способ определения детонационной стой-КОСТи МОТОРНыХ ТОплиВ 1979
  • Гребенщиков Владимир Павлович
  • Кюрегян Сурен Кюрегович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
SU834513A1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕТОНАЦИОННОЙ СТОЙКОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ 2007
  • Скворцов Владимир Николаевич
  • Бакалейник Аркадий Меерович
  • Манаенков Валерий Михайлович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
RU2339037C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТИДЕТОНАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕНЗИНА 1999
  • Мещеряков С.В.
  • Вишнецкая М.В.
  • Рудык Е.М.
  • Рудык М.Е.
  • Бойцов В.Н.
RU2148826C1
Способ разделения частиц с различной магнитной восприимчивостью и сепаратор для его осуществления 1984
  • Тихонов Олег Николаевич
  • Гладков Сергей Аркадьевич
SU1174087A1

RU 2 412 438 C1

Авторы

Семенюга Вячеслав Владимирович

Попов Владимир Петрович

Федотов Игорь Владимирович

Люгай Станислав Владимирович

Варивода Галина Васильевна

Бабашкина Елена Викторовна

Даты

2011-02-20Публикация

2009-08-10Подача