Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве движителя различных летательных аппаратов.
Известен турбореактивный двигатель (ТРД) (см. "Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей" под ред. Шляхтенко С.М., М. Машиностроение. 1987 г. стр.16 и 17, Рис.1.1, а также Рис.1.2; Рис.1.3; Рис.1.4).
Известен ТРД (см. сборник обзоров и рефератов по материалам иностранной печати "Новости зарубежной науки и техники" серия "авиационное двигателестроение" №3, 1987 г. М. Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) стр.1. рис.1), имеющий выносную форсажную камеру.
Известен ТРД, выбранный за прототип (см. "Теория реактивных двигателей, рабочий процесс и характеристики" под ред. Стечкина Б.С., М. Государственное издательство оборонной промышленности 1958 г. стр.395 Фиг.14.8), содержащий входное устройство, компрессор, основную камеру сгорания, турбину для привода компрессора, выходное устройство с основным реактивным соплом и отдельные высокотемпературные камеры сгорания, в которые подается воздух из компрессора, с выходными каналами и соплами.
Недостатком прототипа является то, что в выходном канале за турбиной имеется основное реактивное сопло, в котором часть энергии сгорания топлива в основной камере сгорания преобразуется в реактивную тягу. При больших скоростях полета скорость реактивной струи и скорость полета становятся близкими вследствие пониженных значений давления и температуры газа за турбиной и перед основным соплом, поэтому двигатель теряет тягу и имеет ограничение применения по скорости полета. Кроме того, отвод энергии сгорания топлива в основной камере сгорания в основное реактивное сопло, расположенное за турбиной, уменьшает работу турбины, используемую на привод компрессора. Уменьшение работы привода компрессора уменьшает давление, а также расход воздуха за компрессором, а это также приводит к уменьшению тяги двигателя.
С целью обеспечения применения газотурбинного двигателя при больших скоростях полета предлагаемый турбореактивный двигатель, содержащий входное устройство, компрессор, основную камеру сгорания, газовую турбину для привода компрессора, дополнительную высокотемпературную камеру сгорания с отбором воздуха в нее из компрессора, реактивное сопло, расположенное за высокотемпературной камерой сгорания, имеет канал для выхода газа из турбины в атмосферу, выполненный с увеличивающейся к выходу площадью проходного сечения, а выходное отверстие канала для выхода газа из турбины в атмосферу может быть расположено в зоне пониженного давления, образованного течением воздуха, обтекающим мотогандолу, а также реактивной струей газа, вытекающего из реактивного сопла, расположенного за высокотемпературной камерой сгорания, обеспечивая полное, за исключением потерь, использование энергии сгорания топлива в основной камере сгорания для работы турбины, используемой для привода компрессора, что приводит к увеличению давления, а также расхода воздуха за компрессором и, следовательно, к увеличению тяги двигателя и возможности достижения большой скорости полета.
Как известно, реактивная тяга двигателя имеет математическое выражение:
Р=Gг·Pуд
где Р - реактивная тяга, Н;
Gг - массовый расход газа в единицу времени, кг/с;
Руд - удельная реактивная тяга - тяга, создаваемая единицей массы газа, Н·с/кг или м/с.
Руд=Cc-Vn здесь:
Сс - скорость истечения газа из реактивного сопла, м/с;
Vn - скорость полета летательного аппарата, м/с.
Зависимость скорости истечения газов из реактивного сопла от параметров физического состояния газа определяется формулой:
где φc - коэффициент скорости реактивного сопла (обычно его значение φc=0,97…0,98);
kг - показатель адиабаты;
Rг - газовая постоянная (для данных условий kг=1,3; Rг=287,6 Дж/кг·К);
- полная температура газа перед реактивным соплом, К;
- полное давление газа перед реактивным соплом, Па;
Рн - атмосферное давление воздуха (среда, куда истекает газ), Па.
Анализируя представленные математические зависимости, возможно сделать следующие выводы: с повышением - температуры газа и - давления газа перед реактивным соплом увеличиваются удельная тяга и реактивная тяга двигателя.
У прототипа температура и давление газа перед основным реактивным соплом равны температуре и давлению газа, выходящего из турбины, которые значительно меньше, чем температура и давление в основной камере сгорания. Поэтому при больших скоростях полета скорость истечения газа из основного реактивного сопла становится близкой к скорости полета и двигатель теряет тягу.
Кроме того, наличие у прототипа основного реактивного сопла, находящегося в выходном устройстве за турбиной, значительно уменьшает перепад температуры и давления на турбине. Это приводит к уменьшению работы турбины, идущей на привод компрессора, и, следовательно, к уменьшению расхода, а также давления воздуха, создаваемых компрессором, что приводит к уменьшению реактивной тяги двигателя. Известно, что работа турбины (Lт), затрачиваемая на привод компрессора, равна:
где и - полные температура и давление газа перед турбиной;
- полное давление газа за турбиной;
- коэффициент полезного действия турбины.
Анализируя формулу, видим, что увеличение ведет к уменьшению Lт.
По уравнению Бернулли, без учета потерь, имеем:
где P1, c1 - статическое давление и скорость газа в начале канала, например, на выходе из турбины;
ρ - плотность газа;
P2, с2 - статическое давление и скорость газа в конце капала, например, на выходе из канала в атмосферу.
Для преодоления атмосферного давления на выходе из выходного канала, расположенного за турбиной, необходимо увеличить давление Р2 за счет уменьшения скорости с2. Скорость с2 будет меньше c1, давление P2 больше давления P1, то есть канал должен быть расширяющимся (диффузорным). Если Р2 равно Р2, то и с2 равно c1, канал будет постоянного проходного сечения.
Как известно, при полете происходит взаимодействие струи газа, выходящего из реактивного сопла двигателя, с внешним потоком, обтекающим мотогандолу. Вследствие этого взаимодействия в кормовой части давление становится ниже давления в окружающей среде, которое оказывает сопротивление движению летательного аппарата (так называемое донное сопротивление). Подача газа из турбины в зону разрежения увеличит это давление и, как следствие, уменьшит донное сопротивление летательного аппарата. Кроме того, увеличится работа турбины, так как увеличится перепад давления на турбине.
На фигурах 1-4 представлены конструктивные схемы газотурбинного двигателя. В связи с тем, что одинаковые элементы по всем фигурам обозначены одними цифрами, нумерация идет с 1 по 9 по всем фигурам.
За воздухозаборником 1 расположен компрессор 2, который подает воздух в основную камеру сгорания 3, а также в высокотемпературную камеру сгорания 4. За основной камерой сгорания 3 расположена турбина 5. Лопатки турбины могут располагаться на лопатках компрессора - фиг.1 и 2, а также на собственном диске - фиг.3 и 4. За турбиной 5 имеется канал 6 для выхода газа из турбины в атмосферу, например в зону 7 пониженного давления в корме двигателя. Высокотемпературная камера сгорания 4 соединена с регулируемым реактивным соплом 8. Воздух из компрессора 2 может поступать в основную камеру сгорания 3, а также в высокотемпературную камеру 4, например по каналу 9 обтекаемой стойки на фиг.1 и 3.
Турбореактивный двигатель работает следующим образом: воздух из атмосферы поступает через входное устройство 1 в компрессор 2, в котором повышается его давление. Одна часть сжатого воздуха поступает в основную камеру сгорания 3, другая части - в высокотемпературную камеру сгорания 4. В основной камере сгорания 3 при сжигании топлива температура воздуха с продуктами сгорания повышается, при этом максимальное значение температуры газа ограничено условием прочности турбины 5. Из основной камеры сгорания 3 газ поступает в турбину и, при условии минимального давления за турбиной, максимально используется работа газа. Для обеспечения минимального давления газа за турбиной канал 6 для выхода газа из турбины в атмосферу выполнен с увеличивающейся к выходу площадью проходного сечения канала. Кроме того, выходное отверстие канала 6 для выхода газа из турбины в атмосферу расположено в зоне 7 пониженного давления в корме двигателя, образованного течением воздуха, обтекающего мотогандолу, а также реактивной струей газа, выходящей из регулируемого реактивного сопла 8. При сжигании топлива в высокотемпературной камере сгорания 4 максимальная температура газа имеет меньше ограничений по величине и значительно выше, чем в основной камере сгорания 3.
Использование турбиной увеличенной работы газа, передаваемой компрессору, приводит к увеличению расхода, а также давления воздуха, поступающего в высокотемпературную камеру сгорания, что позволяет достичь высокой скорости реактивной струи и позволяет иметь реактивную тягу при высоких скоростях полета.
Турбореактивный двигатель, обладающий достоинствами при высоких и средних скоростях полета, может быть использован для сверхзвуковых самолетов, крылатых ракет, снарядов, в качестве первой ступени космических ракет и для других летательных аппаратов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТУРБОПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2613755C1 |
Инфракрасная защита летательного аппарата | 2022 |
|
RU2797618C1 |
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2190772C2 |
УСТРОЙСТВО ВИХРЕВОГО ГАЗОВОГО КОМПРЕССОРА ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2019 |
|
RU2766496C2 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ РЕАКТИВНОГО ПОЛЕТА | 2008 |
|
RU2387582C2 |
Гиперзвуковой турбореактивный двигатель | 2017 |
|
RU2674292C1 |
ЯДЕРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2686815C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2272926C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ТУРБОВИНТОВОЙ - ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КРИШТОПА (КТВТРДК) И СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КТВТРДК | 2021 |
|
RU2791783C1 |
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2274585C2 |
Турбореактивный двигатель содержит входное устройство, компрессор, основную камеру сгорания, газовую турбину для привода компрессора, дополнительную высокотемпературную камеру сгорания с отбором воздуха в нее из компрессора, реактивное сопло, расположенное за высокотемпературной камерой сгорания. Канал для выхода газа из турбины в атмосферу выполнен с увеличивающейся к выходу площадью проходного сечения. Выходное отверстие канала для выхода газа из турбины в атмосферу расположено в зоне пониженного давления, образованного течением воздуха, обтекающим мотогандолу, а также реактивной струей газа, выходящего из реактивного сопла, расположенного за высокотемпературной камерой сгорания. Изобретение позволяет летательному аппарату достичь больших сверхзвуковых скоростей полета. 4 ил.
Турбореактивный двигатель, содержащий входное устройство, компрессор, основную камеру сгорания, газовую турбину для привода компрессора, дополнительную высокотемпературную камеру сгорания с отбором воздуха в нее из компрессора, реактивное сопло, расположенное за высокотемпературной камерой сгорания, отличающийся тем, что канал для выхода газа из турбины в атмосферу выполнен с увеличивающейся к выходу площадью проходного сечения, а выходное отверстие канала для выхода газа из турбины в атмосферу расположено в зоне пониженного давления, образованного течением воздуха, обтекающим мотогандолу, а также реактивной струей газа, выходящего из реактивного сопла, расположенного за высокотемпературной камерой сгорания.
Способ работы комбинированного воздушно-реактивного двигателя и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1747730A1 |
DE 3644610 A1, 08.10.1987 | |||
US 2930190 A, 29.03.1958 | |||
US 4163366 A, 07.08.1979 | |||
US 3938328 A, 17.02.1976 | |||
КАРБОКСИЛАТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ Ir, Ru, Rh, Pd, Pt И Au, ОБЛАДАЮЩИЕ ВЫСОКОЙ КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ | 2008 |
|
RU2482916C2 |
Авторы
Даты
2011-05-20—Публикация
2009-03-03—Подача