Изобретения относятся к области транспортного приборостроения и могут быть использованы в конструкции транспортного средства, снабженного двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС).
Известно, что мощность, отдаваемая двигателем, зависит от количества воздуха, поступающего в двигатель (см., например, описание к заявке 94041740 А1, F02D 33/00, F02D 1/02, опубл. 10.08.1996). Информация о возможности увеличения подачи воздуха в двигатель и, соответственно, о возможности увеличения мощности, отдаваемой двигателем, может быть полезна водителю для принятия решений, связанных с управлением транспортным средством.
Известна информационная система транспортного средства, см., например, патент RU 67527 U1, B60R 16/02, опубл. 27.10.2007 г., бюл. №30, включающая в себя блок управления двигателем, блок обработки информации, выполненный с возможностью опроса блока управления двигателем через информационную шину, и блок отображения информации с дисплеем. Блок обработки информации выполняют на базе микропроцессора и оснащают устройством памяти.
Известно, что типовая конструкция бортового компьютера автомобиля (см., например, патент RU 34758U1, G01S 13/00, опубл. 10.12.2003 г.) включает в себя блок обработки информации, выполненный с возможностью подключения к блоку управления двигателем через информационную шину автомобиля, блок отображения информации и дисплей.
Блок управления двигателем измеряет параметры работы ДВС и управляет подачей топлива в цилиндры ДВС посредством открытия и закрытия топливных форсунок. Блок управления двигателем изменяет продолжительность открытия форсунок в зависимости от цикловой подачи топлива. Цикловая подача топлива определяется, исходя из величины циклового наполнения цилиндра ДВС воздухом (далее - величины циклового наполнения). Для измерения циклового наполнения используют сигнал датчика массового расхода воздуха (далее - ДМРВ).
Известен способ контроля мощности ДВС, известный из патента RU 2171973 C2, G01L 3/24, опубл. 10.08.2001 г. Способ заключается в том, что регистрируют параметры, характеризующие мощность двигателя, определяют максимальную величину мощности и показывают ее значение на индикаторе. Способ характеризуется повышенной сложностью реализации, обусловленной необходимостью использования:
- датчика давления в цилиндрах ДВС;
- блока измерения мощности;
- блока нахождения экстремума.
За прототип заявляемого способа контроля мощности двигателя транспортного средства взят способ диагностики двигателя, см. патент на изобретение RU 2358145 C1, F02M 65/00, опубл. 10.06.2009 г., при котором блоком управления ДВС измеряют текущие значения параметров работы ДВС, запрашивают блоком обработки информации измеренные данные, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят на дисплей блока отображения информации результат обработки, приведенный к эталонному значению.
За прототип заявляемого способа работы бортового компьютера автомобиля взят способ работы бортового компьютера, известный из описания к патенту на изобретение RU 2358145 C1, F02M 65/00, опубл. 10.06.2009 г. Суть способа заключается в следующем. В память бортового компьютера записывают эталонные данные о работе двигателя, в процессе работы ДВС запрашивают от блока управления ДВС текущие параметры работы ДВС, сравнивают в компьютере текущие параметры с эталонными и показывают отклонения параметров от эталонных на дисплее компьютера.
Недостатком известных способов, в том числе способов, принятых за прототип, является отсутствие возможности оперативного контроля мощности, отдаваемой ДВС.
Задачей заявляемых изобретений является создание наиболее просто реализуемого способа контроля мощности, отдаваемой ДВС.
Задача решается в способе контроля мощности, отдаваемой двигателем внутреннего сгорания транспортного средства, оснащенного блоком управления двигателем, блоком обработки информации, блоком отображения информации и дисплеем, при котором блоком управления двигателем измеряют текущие значения параметров работы двигателя, периодически запрашивают блоком обработки информации измеренные значения параметров, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят посредством блока отображения информации на дисплей результат обработки, в сравнении с эталонным значением.
Задача решается тем, что в памяти блока обработки информации запоминают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивают у блока управления двигателем текущие значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива и показывают на дисплее текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в сравнении с эталонным значением.
Задача решается также в способе работы бортового компьютера автомобиля, при котором периодически запрашивают по информационной шине автомобиля у блока управления двигателем внутреннего сгорания значения параметров работы двигателя, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят на дисплей бортового компьютера результат обработки, приведенный к эталонному значению.
Задача решается тем, что в памяти бортового компьютера запоминают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивают у блока управления двигателем текущие значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, и показывают на дисплее текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в сравнении с эталонным значением. При этом на дисплее могут показывать одновременно текущее и эталонное значения мощности в виде динамической шкалы или могут показывать текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в цифровом виде, в процентах от эталонного значения мощности.
Изобретения поясняются чертежом, на котором изображена блок-схема информационной системы транспортного средства.
Заявляемые способы могут быть успешно реализованы, например, в информационной системе транспортного средства, включающей в себя датчики 1 параметров ДВС, блок 2 управления ДВС и связанный с ним по информационной шине бортовой компьютер 3, в состав которого входят блок 4 обработки информации, блок 5 отображения информации и дисплей 6.
Для реализации способа контроля мощности, отдаваемой двигателем, выполняют следующие действия.
В память блока 4 обработки информации бортового компьютера 3 записывают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом.
Блоком 2 управления ДВС принимают сигналы от датчиков 1, в качестве которых могут выступать датчик положения коленчатого вала ДВС, датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода и датчик оборотов. На основании полученных данных в блоке 2 управления рассчитывают цикловое наполнение воздухом и коэффициент коррекции длительности впрыска. Блоком 4 обработки информации бортового компьютера 3 у блока 2 управления ДВС периодически запрашивают по информационной шине значение циклового наполнения и коэффициента коррекции длительности впрыска, получают расчетные данные, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, сравнивают полученное текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, с эталонным и показывают на дисплее 6 текущее значение мощности, отдаваемой ДВС, в сравнении с эталонным значением.
Для реализации способа работы бортового компьютера выполняют следующие действия.
В память бортового компьютера 3 записывают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом.
Во время работы ДВС периодически запрашивают у блока 2 управления ДВС по информационной шине значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска, получают расчетные данные, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, сравнивают полученное текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, с эталонным и показывают на дисплее 6 текущее значение мощности, отдаваемой ДВС, в сравнении с эталонным значением.
Предлагаемые способы направлены на формирование у водителя транспортного средства новой потребности в контроле мощности, отдаваемой ДВС, и повышение уровня информированности водителя транспортного средства и безопасности вождения.
Изобретения относятся к области транспортного приборостроения. Способ контроля мощности включает сохранение в памяти блока обработки информации эталонного значения мощности двигателя, величину эталонного циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивание у блока управления текущих значений циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива. Текущее значение мощности рассчитывают как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива. На дисплей выводят текущее значение мощности в сравнении с эталонным значением. Способ работы бортового компьютера включает запрашивание по информационной шине автомобиля у блока управления двигателем значения параметров работы двигателя, их обработку, сохранение результата обработки, сравнение его с эталонным значением и операции способа контроля мощности. Технический результат заключается в повышении безопасности. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ контроля мощности, отдаваемой двигателем внутреннего сгорания транспортного средства, оснащенного блоком управления двигателем, блоком обработки информации, блоком отображения информации и дисплеем, при котором блоком управления двигателем измеряют текущие значения параметров работы двигателя, периодически запрашивают блоком обработки информации измеренные значения параметров, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят на дисплей результат обработки, в сравнении с эталонным значением, отличающийся тем, что в памяти блока обработки информации запоминают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивают у блока управления двигателем текущие значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, и показывают на дисплее текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в сравнении с эталонным значением.
2. Способ работы бортового компьютера автомобиля, при котором периодически запрашивают по информационной шине автомобиля у блока управления двигателем внутреннего сгорания значения параметров работы двигателя, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят на дисплей бортового компьютера результат обработки, приведенный к эталонному значению, отличающийся тем, что в памяти бортового компьютера запоминают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивают у блока управления двигателем текущие значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, и показывают на дисплее текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в сравнении с эталонным значением.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что на дисплее показывают текущее и эталонное значения мощности в виде динамической шкалы.
4. Способ по п.3, отличающийся тем, что на дисплее показывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в процентах от эталонного значения мощности.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ТОПЛИВА И ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2358145C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦИКЛОВОГО МАССОВОГО НАПОЛНЕНИЯ ВОЗДУХОМ РАБОЧЕЙ КАМЕРЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2182324C2 |
СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНОГО ВПРЫСКА ГАЗА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2120052C1 |
JP 2000027726 A, 25.01.2000. |
Авторы
Даты
2011-06-27—Публикация
2009-12-14—Подача