Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД).
Известно регулируемое сопло ТРД, содержащее корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок (патент РФ №2258829 класса F02K 1/12, опубл. в 2005 г.).
Недостаток известного устройства состоит в том, что лапки коромысел проставок контактируют с поперечными ребрами, выполненными на створке, и непосредственно со створкой, омываемой горячими газами и имеющей высокую температуру. Это приводит к повышенному износу поверхностей контакта лапок с ребрами и со створкой, а также перегреву полотна створки между поперечными ребрами, вследствие чего уменьшается надежность сопла и ресурс двигателя.
Задачей изобретения является снижение нагрева лапок коромысла и сопрягаемых поверхностей створок, а также перегрева створок в пазах, образованных поперечными ребрами.
Указанная задача решается тем, что в известном регулируемом сопле турбореактивного двигателя, содержащем корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок, согласно изобретению каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена по меньшей мере одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха.
Введение между пазом, образованным поперечными ребрами, и створкой пластины, соединенной со створкой продольными ребрами, позволяет организовать каналы для прохождения холодного наружного воздуха, поступающего в межстворочное пространство из мотогондолы, и таким образом охладить лапки коромысел проставок и контактирующие с ними поверхности поперечных ребер створки.
На фиг.1 показан продольный разрез регулируемого сопла ТРД;
на фиг.2 - поперечный разрез А-А по соединению проставки со смежными створками.
Регулируемое сопло ТРД содержит корпус 1 с шарнирно закрепленными на нем створками 2, снабженными поперечными ребрами 3, образующими пазы 4. Между створками 2 размещены уплотнительные проставки 5, подвешенные на них посредством коромысел 6. Лапки 7 коромысел 6 заведены в пазы 4. Каждая створка 2 в месте расположения паза 4 снабжена пластиной 8, соединенной с ней продольными ребрами 9, образующими каналы 10 для охлаждающего воздуха.
Во время работы двигателя створки 2 поворачиваются вокруг шарниров 11. Лапки 7 коромысел 6 перемещаются вдоль поперечных ребер 3, контактируя с ними боковыми торцами и удерживая проставку 5 относительно створок 2 в продольном направлении. Снаружи створка обдувается холодным воздухом, доставляемым из-под мотогондолы самолета. Воздух проходит в каналы 10, охлаждая створки 2, пластины 8 и уменьшая температуру поперечных ребер 3 и лапок 7 коромысел 6.
Снижение температуры элементов сопла значительно уменьшает износ их трущихся поверхностей, а также предотвращает перегрев створок в области поперечных ребер.
Изобретение увеличивает надежность и ресурс сопла и двигателя в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2258829C1 |
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2535798C1 |
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2535516C1 |
Плоское сопло турбореактивного двигателя | 2018 |
|
RU2729560C2 |
ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2445486C1 |
Плоское сопло турбореактивного двигателя | 2017 |
|
RU2685168C1 |
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2021 |
|
RU2774568C1 |
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО | 1985 |
|
RU1309660C |
УСТРОЙСТВО ПОВОРОТА ВЕКТОРА ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2425242C1 |
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2020 |
|
RU2742320C1 |
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемого сопла турбореактивного двигателя. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками. Уплотнительные проставки подвешены на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок. Каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена, по меньшей мере, одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс сопла турбореактивного двигателя за счет снижения температуры элементов сопла и износа их трущихся поверхностей. 2 ил.
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок, отличающееся тем, что каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена по меньшей мере одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха.
Пресс для выдавливания из деревянных дисков заготовок для ниточных катушек | 1923 |
|
SU2007A1 |
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2258829C1 |
US 5269467 А, 14.12.1993 | |||
US 5484105 А, 16.01.1996 | |||
US 5285637 А, 15.02.1994 | |||
SU 1246671 А, 10.01.1968. |
Авторы
Даты
2011-08-20—Публикация
2009-12-09—Подача