Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД).
Известно регулируемое сопло ТРД, содержащее корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок (патент РФ №2258829 класса F02K 1/12, опубл. в 2005 г.).
Недостаток известного устройства состоит в том, что лапки коромысел проставок контактируют с поперечными ребрами, выполненными на створке, и непосредственно со створкой, омываемой горячими газами и имеющей высокую температуру. Это приводит к повышенному износу поверхностей контакта лапок с ребрами и со створкой, а также перегреву полотна створки между поперечными ребрами, вследствие чего уменьшается надежность сопла и ресурс двигателя.
Задачей изобретения является снижение нагрева лапок коромысла и сопрягаемых поверхностей створок, а также перегрева створок в пазах, образованных поперечными ребрами.
Указанная задача решается тем, что в известном регулируемом сопле турбореактивного двигателя, содержащем корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок, согласно изобретению каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена по меньшей мере одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха.
Введение между пазом, образованным поперечными ребрами, и створкой пластины, соединенной со створкой продольными ребрами, позволяет организовать каналы для прохождения холодного наружного воздуха, поступающего в межстворочное пространство из мотогондолы, и таким образом охладить лапки коромысел проставок и контактирующие с ними поверхности поперечных ребер створки.
На фиг.1 показан продольный разрез регулируемого сопла ТРД;
на фиг.2 - поперечный разрез А-А по соединению проставки со смежными створками.
Регулируемое сопло ТРД содержит корпус 1 с шарнирно закрепленными на нем створками 2, снабженными поперечными ребрами 3, образующими пазы 4. Между створками 2 размещены уплотнительные проставки 5, подвешенные на них посредством коромысел 6. Лапки 7 коромысел 6 заведены в пазы 4. Каждая створка 2 в месте расположения паза 4 снабжена пластиной 8, соединенной с ней продольными ребрами 9, образующими каналы 10 для охлаждающего воздуха.
Во время работы двигателя створки 2 поворачиваются вокруг шарниров 11. Лапки 7 коромысел 6 перемещаются вдоль поперечных ребер 3, контактируя с ними боковыми торцами и удерживая проставку 5 относительно створок 2 в продольном направлении. Снаружи створка обдувается холодным воздухом, доставляемым из-под мотогондолы самолета. Воздух проходит в каналы 10, охлаждая створки 2, пластины 8 и уменьшая температуру поперечных ребер 3 и лапок 7 коромысел 6.
Снижение температуры элементов сопла значительно уменьшает износ их трущихся поверхностей, а также предотвращает перегрев створок в области поперечных ребер.
Изобретение увеличивает надежность и ресурс сопла и двигателя в целом.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2258829C1 |
| РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2535798C1 |
| РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2535516C1 |
| Плоское сопло турбореактивного двигателя | 2018 |
|
RU2729560C2 |
| ПЛОСКОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2445486C1 |
| Плоское сопло турбореактивного двигателя | 2017 |
|
RU2685168C1 |
| Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2021 |
|
RU2774568C1 |
| РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО | 1985 |
|
RU1309660C |
| Регулируемое сопло турбореактивного двигателя | 2020 |
|
RU2742320C1 |
| УСТРОЙСТВО ПОВОРОТА ВЕКТОРА ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2425242C1 |
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемого сопла турбореактивного двигателя. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками. Уплотнительные проставки подвешены на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок. Каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена, по меньшей мере, одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс сопла турбореактивного двигателя за счет снижения температуры элементов сопла и износа их трущихся поверхностей. 2 ил.
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус с шарнирно закрепленными на нем створками, снабженными поперечными ребрами, образующими пазы, и расположенными между ними уплотнительными проставками, подвешенными на створках посредством коромысел с лапками, заведенными в пазы створок, отличающееся тем, что каждая створка в месте расположения паза со стороны ее наружной поверхности снабжена по меньшей мере одной пластиной, соединенной со створкой продольными ребрами, образующими каналы для охлаждающего воздуха.
| Пресс для выдавливания из деревянных дисков заготовок для ниточных катушек | 1923 |
|
SU2007A1 |
| РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2258829C1 |
| US 5269467 А, 14.12.1993 | |||
| US 5484105 А, 16.01.1996 | |||
| US 5285637 А, 15.02.1994 | |||
| SU 1246671 А, 10.01.1968. | |||
Авторы
Даты
2011-08-20—Публикация
2009-12-09—Подача