КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ Российский патент 2011 года по МПК B60V1/14 B63B1/04 

Описание патента на изобретение RU2429150C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к нетрадиционным транспортным средствам с динамическим принципом поддерживания.

Изобретение направлено на обеспечение энергосбережения амфибийных судов с повышением их маневренности и предназначено для использования в первую очередь для СВП при движении в экстремальных условиях по перволедью и по талому льду.

Из всей возможной номенклатуры движителей в настоящее время для амфибийных СВП получили широкое распространение аэродинамические движители с использованием воздушного винта для создания упора.

Иные же движители, обеспечивающие упор от поверхности среды, по которой происходит перемещение СВП, такие как: водометы, гусеницы, пневматики, гребные винты и гребные колеса только по относительным тяговым характеристикам в десять и более раз в определенных условиях эффективнее воздушных винтов.

Использование таких движителей приводит к снижению потребляемой мощности, соответственно сокращает расход горючего и значительно улучшает управляемость СВП.

Общим их недостатком является то, что они в большинстве своем не обеспечивают амфибийности.

Известны патенты на колесные движители для СВП (МПК: B60V 001/14; B60V 001/22; RU №2057665; RU №2165362; RU №2166447), отчасти решающие эту проблему.

В качестве аналога предлагаемому изобретению можно рассмотреть патент RU №2166447.

Однако их практическое использование для СВП весьма проблематично, так как в предлагаемых конструкциях используется для создания силы трения колеса с подстилающей поверхностью системы подрессоривания. В этом случае пружины должны одним концом постоянно упираться в корпус СВП, который находится в состоянии аэродинамической разгрузки, то есть практически висит в воздухе.

Для обычных автомобилей для их движения используется сила трения между колесами и полотном дороги. Причем сила трения в этом случае пропорциональна массе автомобиля.

Для СВП характерно то, что за счет создания воздушной подушки судно как бы «обезвзвешивается», то есть сила, воздействующая на аппарат от давления в воздушной подушке, нейтрализует ее силу тяжести. В таком случае трение между корпусом СВП и подстилающей поверхностью практически не возникает, что и является основным его преимуществом.

Суть изобретения состоит в следующем:

Для создания упора предлагается использовать две основные силы:

- динамическую периодическую силу упругости эластичных

вращающихся лопастей;

- центробежную силу, возникающую у грузов, расположенных на концах вращающихся лопастей.

Эти силы и создают при контакте с подстилающей поверхностью необходимую силу трения, которая обеспечивает движение СВП и его управление по воде, грунту, снегу и льду с различными их физико-механическими свойствами.

Техническая реализация этих теоретических положений приведена на фиг.1 и фиг.2

На фиг.1 и фиг.2 показана конструкция колесного движителя (гребного колеса), включающая:

1 - ось колеса,

2 - диски,

3 - пластины,

4 - грузы-грунтозацепы,

5 - гибкие лопасти,

6 - шкив.

В предлагаемой конструкции на оси 1 закреплены диски 2, соединенные между собой по наружной части с помощью пластин 3. На пластинах 3 радиально по отношению к оси 1 установлены гибкие лопасти 5, на концах которых имеются грузы-грунтозацепы 4. Вращение колеса осуществляется от шкива 6, неподвижно установленного на оси 1.

Принцип работы движителя

При вращении гребного колеса при контакте эластичных лопастей с подстилающей поверхностью лопасти изгибаются и создается сила трения за счет сил упругости материала лопастей, возникающих от крутящего момента двигателя.

Для увеличения силы трения и соответственно для увеличения упора на концах лопастей установлены специальные грузы-грунтозацепы, которые под действием центробежной силы сильнее прижимают гибкие лопасти к подстилающей поверхности и обеспечивают тем самым лучшее сцепление.

Как видно из фиг.1 и фиг.2, лопасти гребного колеса выполнены разрезными, чтобы легче было преодолевать различные неровности твердой поверхности.

Похожие патенты RU2429150C1

название год авторы номер документа
Амфибийный колёсный движитель 2019
  • Фальмонов Евгений Васильевич
RU2717390C1
Колёсный амфибийный глиссер 2019
  • Фальмонов Евгений Васильевич
RU2714624C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2014
  • Матросов Леонид Константинович
  • Волошин Василий Парфирьевич
RU2567720C1
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2014
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2551588C1
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2014
  • Матросов Леонид Константинович
  • Волошин Василий Парфирьевич
RU2552581C1
Колесно-лопастной движитель транспортного средства 2019
  • Маляренко Сергей Владимирович
RU2711134C1
СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2019
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2720381C1
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ С ПОГРУЖНЫМ ШНЕКОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 2020
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2729314C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2001
  • Сергеев А.И.
  • Шарипов В.М.
RU2245259C2
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ 2016
  • Голубенко Михаил Иванович
  • Киндеев Евгений Александрович
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2644496C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 429 150 C1

Реферат патента 2011 года КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания колесных движителей для судов на воздушной подушке. Колесный движитель для судов на воздушной подушке включает в себя одну или несколько пар бортовых гребных колес. Пары бортовых гребных колес имеют оси с закрепленными на них дисками, скрепленными по периметру рядом пластин. Пластины расположены равномерно по окружности дисков. К пластинам радиально по отношению к оси колеса закреплен ряд упругих лопастей, имеющих на свободных концах грузы-грунтозацепы. Изобретение позволяет увеличивать упор колесного движителя посредством увеличения силы трения и улучшения сцепления с опорной поверхностью. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 429 150 C1

Колесный движитель для судов на воздушной подушке, состоящий из одной или нескольких пар бортовых гребных колес, включающих оси с закрепленными на них дисками, скрепленными по периметру рядом пластин, расположенных равномерно по окружности дисков, отличающийся тем, что, с целью обеспечения амфибийности судна, к пластинам радиально по отношению к оси колеса закреплен ряд упругих лопастей, имеющих на свободных концах грузы-грунтозацепы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2429150C1

US 4279603 А, 21.07.1981
US 3968766 А, 13.07.1976
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ И ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ 1999
  • Пугин М.К.
RU2161572C2

RU 2 429 150 C1

Авторы

Скарлато Леонид Владимирович

Андрианов Владимир Юрьевич

Даты

2011-09-20Публикация

2010-02-08Подача