Изобретение относится к изготовлению произведений декоративно-прикладного искусства, а именно к нанесению металлсодержащих (золотосодержащих) покрытий на деревянные поверхности. Изобретение может быть использовано для изготовления произведений, преимущественно икон, картин и декоративной отделки изделий, конструкций, архитектурных сооружений.
Из уровня техники известно золочение - процесс нанесения, в частности, на металлические, деревянные поверхности слоев золота, в основном от десятых долей микрон до 2-3 микрон.
Известно также, что в иконописи используют натуральную желтковую темперу, искусственные темперы - казеиново-масляную и поливинилацетатную.
В писании икон применяют разнообразные краски (Монахиня Иулиания. (М.Н.Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая лавра. 1998, 158 с.):
- натуральной темперы - белила, охра (светлую и красную), сиена (натуральная, жженая), умбра жженая, кобальт синий, изумрудная зеленая, кадмий (желтый светлый, оранжевый, красный светлый, красный темный, пурпурный), черная, жженая кость или слоновая кость.
Перечисленные краски обеспечивают основные цвета живописи иконы. Кроме основных цветов иконопись традиционно хранит четыре названия смешанных тонов санкирь, ревть, дичь, багор.
До нанесения красочного слоя необходимо позолотить некоторые части иконы. Обычно для этих целей используют сусальное золото. В прошлом вместо золота пользовались также алюминием или фольгой. Белые листы фольги, так же как и золота, накладывались на левкас (грунтовку) и покрывались прозрачным желтым лаком, который придавал поверхности вид позолоты.
Известен способ получения слоистого изделия с имитацией золочения (RU 2111866, публ. 1999 г.), включающий подготовку поверхностей до получения светлой их тональности, нанесение на поверхности многослойного лакового покрытия, росписи, при этом нижний слой лакового покрытия выполняют лаком, подкрашенным спиртовым раствором органических красителей оранжевого при определенном соотношении компонентов, желтого, сушку изделий после каждой операции.
Основным недостатком способа являются недостаточно высокие показатели качества изделий: механическая и химическая стойкость покрытия (влияние атмосферы воздуха), определяющие срок службы золотого покрытия, и неравномерность нанесенного слоя (покрываемость), обусловливающая зрелищный эффект.
Наиболее близким к заявленному является способ изготовления декоративного слоистого изделия на деревянной основе - иконной доске с имитацией золочения, в котором используется поливинилацетатная художественная темпера для основных красок (цветов) с применением яичной эмульсии в качестве разбавителя красок (RU 2211763, 2003 г.).
Задачей настоящего изобретения является получение технического результата, который выражается в повышении механических свойств золотого покрытия изделий - износостойкости, твердости, а также химической стойкости (при влиянии загрязненного химическими веществами воздуха, кислотных осадков и др.), увеличивающих срок службы золотых покрытий. Кроме того, изобретение направлено на повышение равномерности нанесения слоев покрытия. Повышение всех вышеперечисленных технических характеристик приведет к более высокому декоративному эффекту (блеску, яркости и насыщенности оттенков).
Технический результат достигается тем, что в декоративном слоистом изделии с деревянной основой основой изделия является иконная доска, состоящая из деревянного щита, наволоки и грунта левкаса, покрытая, по меньшей мере, одним фоновым слоем цветного каратного сусального золота, поверх которого нанесено изображение, по меньшей мере, одним слоем краски с использованием сусального цветного каратного золота и/или, по меньшей мере, одним слоем краски, приготовленной на основе сусального цветного каратного золота с добавками цветных пигментов.
При этом в способе изготовления декоративного слоистого изделия, включающем подготовку деревянной основы, используют деревянную основу из отдельных деревянных реек, набранных и склеенных в единое целое, шлифуют ее, обрабатывают грунтовочными растворами, создают базовый фон из цветного каратного сусального золота и наносят изображение путем наложения, по меньшей мере, одного слоя краски с использованием сусального цветного каратного золота и/или, по меньшей мере, одного слоя краски, приготовленной на основе сусального цветного каратного золота с добавками цветных пигментов (твореное золото), различных по составу.
Причем для получения разноцветного фона применяют различную палитру сусального золота в заданных местах деревянной основы.
Для получения необходимой для дальнейшей шлифовки степени плотности поверхности грунта на основу наносят несколько слоев лака с использованием лаков масляного ПФ-283 и шерлак и растворителей марки 646, спирта этилового ректифицированного технического гидролизного марки "А", скипидара живичного, уайт-спирита.
Кроме того, краску с использованием сусального цветного каратного золота (твореное золото) приготавливают из листового сусального золота путем растирания вместе с водой и связующим материалом.
А в качестве связующего материала для приготовления традиционного желтого твореного золота используется гуммиарабик.
Причем краску на основе сусального цветного каратного золота приготавливают растиранием сухого пигмента и разбавлением желтковой эмульсией, после чего для придания краске необходимой светоносности добавляют цветное твореное золота, заливают холодной водой и выдерживают в течение суток.
Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 - иконописное изображение, на фиг.2 - декоративно-прикладное (картина).
Пример 1. Процесс написания иконы (картины) с применением сусального цветного золота, приготовленных на его основе красок и цветных красок с использованием сусального цветного золота осуществляют из материалов, в соответствии, с
ГОСТ 6902-75 Золото и серебро сусальное. Технические условия.
ГОСТ 13344-79 Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая. Технические условия.
ГОСТ 10054-82 Шкурка шлифовальная бумажная водостойкая. Технические условия.
ГОСТ 5470-75 Лаки марок ПФ-283 и ГФ-166. Технические условия. Лак спиртовой шеллачный (шерлак или шеллак).
ГОСТ 3134-78 Уайт-спирит. Технические условия.
ГОСТ 18188-72 Растворители марок 645, 646, 647, 648 для лакокрасочных материалов. Технические условия.
ГОСТ 1571-82 Скипидар живичный. Технические условия.
ГОСТ 18300-87 Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия.
Используют следующее оборудование и инструменты позолотчика:
- кисть для золочения (лапка) лампензель веерный (белка, куница);
- кисть для золочения лампензель плоский одинарной толщины (белка);
- кисть для золочения сметочная с овальным краем (синяя белка, черная коза);
- кисть для золочения тампонирующая с овальным краем (синяя белка, черная коза);
- кисть резиновая тампонирующая для трасферного золота;
- нож позолотчика;
- подушка позолотчика 18×28 см;
- полировальник (агатовый зубок, лопаточка из сердолика);
- салфетка для золочения Kolner.
3.2 Оборудование и инструменты художника (иконописца):
- лицевые подлинники и прориси;
- кисти (белка, колонок) №№0-6;
- чертежные инструменты (циркуль, линейка, рейсфедер);
- подручник;
- игла;
- стекло (кафельная плитка);
- курант;
- мастихин;
- палитра.
3.3 Оборудование и инструменты лакировщика:
- термогигрометр;
- гигрометр по дереву;
- сушильный шкаф;
- термометр;
- вискозиметр;
- весы;
- хронометр;
- шлифовальная машина и бумага;
- кисти (флейц).
4 Материалы и реактивы
4.1 Материалы и реактивы для лакировальных работ:
- лаки (шеллак, масляный ПФ-283 ГОСТ 5470-75);
- растворители (№646 ГОСТ 18188-72, скипидар ГОСТ 1571-82, спирт этиловый ректификованный технический гидролизный (только марки А) ГОСТ 18300-87, уайт-спирит ГОСТ 3134-78);
- шлифовальная бумага (шкурка шлифовальная водостойкая среднего звена ГОСТ 13344-79, шкурка шлифовальная микронная ГОСТ 10054-82).
4.2 Материалы и реактивы для живописных работ:
- натуральные пигменты;
- яичный желток;
- масляные краски;
- твореное золото;
- сусальное золото разнокаратное ГОСТ 6902-75.
Материалы и реактивы для позолотных работ:
- сусальное золото разнокаратное ГОСТ 6902-75;
- лак мордан.
Процесс написания иконы (картины) состоит из нескольких этапов, которые могут использоваться в разных сочетаниях или выборочно в зависимости от потребности.
В качестве основы иконы (картины) используется иконная доска, изготовленная по традиционной технологии и состоящая из деревянного щита, наволоки и грунта (левкаса). Для получения необходимой для дальнейшей шлифовки степени плотности поверхности грунта на нее наносятся несколько слоев лака с использованием лаков ПФ-283 (ГОСТ 5470-75) и шерлак (или шеллак), а также растворителей: марки 646, спирта этилового (ГОСТ 18300-87) - (только марки "А"), скипидара живичного (ГОСТ 1571-82), уайт-спирита (ГОСТ 3134-78).
Поверхность иконной доски шлифуется и полируется до зеркального блеска с использованием абразивных материалов (ГОСТ 13344-79 и ГОСТ 10054-82).
В соответствии с рисунком полированная поверхность доски вызолачивается сусальным золотом различных оттенков таким образом, чтобы в наиболее полной мере отвечать колористическому решению, принятому для иконы иконописцем. При этом в качестве вспомогательного приема придания образу необходимой «светоносности» под основные цветовые фрагменты иконы наносится близкое по оттенку сусальное золото.
Твореное золото приготавливают из листового сусального золота путем растирания вместе с водой и связующим материалом. В качестве такового для приготовления традиционного желтого твореного золота используется гуммиарабик.
Основой красок, используемых иконописцами мастерской, являются краски, приготовленные из натуральных пигментов на основе яичного желтка, так называемая «яичная темпера». Для ее приготовления сухой пигмент разбавляется желтковой эмульсией и тщательно растирается курантом на стекле или кафельной плитке до консистенции негустой сметаны.
Для придания краске необходимой «светоносности» на заключительном этапе в нее добавляется небольшое количество цветного твореного золота. Готовая краска собирается с плитки лезвием или мастихином и складывается в предназначенную для нее баночку. Приготовленная краска заливается холодной водой и выдерживается в течение суток.
Заявляемое техническое решение может быть использовано при создании широкого спектра произведений декоративно-прикладного искусства: от икон, картин до декоративной отделки изделий, элементов конструкций и архитектурных сооружений. Произведения, изготовленные заявляемым способом, при длительном сроке использования не теряют своей художественной и эстетической ценности. Выполненные предложенным способом произведения обладают высоким декоративным эффектом (блеском, яркостью, насыщенностью оттенков и неповторимыми красочными переходами), выделяющим их среди произведений прикладного искусства.
Изобретение относится к изготовлению произведений декоративно-прикладного искусства, а именно к нанесению металлсодержащих покрытий на деревянные поверхности, и касается декоративного слоистого изделия с деревянной основой и способа для его изготовления. Подготавливают деревянную основу из отдельных деревянных реек, набранных и склеенных в единое целое, шлифуют ее, обрабатывают грунтовочными растворами, создают базовый фон из цветного каратного сусального золота и наносят изображение путем наложения, по меньшей мере, одного слоя краски с использованием сусального цветного каратного золота и/или, по меньшей мере, одного слоя краски, приготовленной на основе сусального цветного каратного золота с добавками цветных пигментов, различных по составу. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Декоративное слоистое изделие с деревянной основой, отличающееся тем, что основой изделия является иконная доска, состоящая из деревянного щита, наволоки и грунта левкаса, покрытая по меньшей мере, одним фоновым слоем цветного каратного сусального золота, поверх которого нанесено изображение, по меньшей мере, одним слоем краски с использованием сусального цветного каратного золота и/или, по меньшей мере, одним слоем краски, приготовленной на основе сусального цветного каратного золота с добавками цветных пигментов.
2. Способ изготовления декоративного слоистого изделия по п.1, включающий подготовку деревянной основы, отличающийся тем, что используют деревянную основу из отдельных деревянных реек, набранных и склеенных в единое целое, шлифуют ее, обрабатывают грунтовочными растворами, создают базовый фон из цветного каратного сусального золота и наносят изображение путем наложения, по меньшей мере, одного слоя краски с использованием сусального цветного каратного золота и/или, по меньшей мере, одного слоя краски, приготовленной на основе сусального цветного каратного золота с добавками цветных пигментов (твореное золото), различных по составу.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что для получения разноцветного фона применяют различную палитру сусального золота в заданных местах деревянной основы.
4. Способ по п.2, отличающийся тем, что для получения необходимой для дальнейшей шлифовки степени плотности поверхности грунта на основу наносят несколько слоев лака с использованием лаков масляного ПФ-283 и шерлак, и растворителей марки 646, спирта этилового ректифицированного технического гидролизного марки "А", скипидара живичного, уайт-спирита.
5. Способ по п.2, отличающийся тем, что краску с использованием сусального цветного каратного золота (твореное золото) приготавливают из листового сусального золота путем растирания вместе с водой и связующим материалом.
6. Способ по п.5, отличающийся тем, что в качестве связующего материала для приготовления традиционного желтого твореного золота используется гуммиарабик.
7. Способ по п.2, отличающийся тем, что краску на основе сусального цветного каратного золота приготавливают растиранием сухого пигмента и разбавлением желтковой эмульсией, после чего для придания краске необходимой светоносности добавляют цветное твореное золото, заливают холодной водой и выдерживают в течение суток.
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИКОНЫ С ИМИТАЦИЕЙ ЗОЛОЧЕНИЯ | 2001 |
|
RU2211763C2 |
СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНОЙ МОДИФИКАЦИИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ИЗДЕЛИЙ С ИМИТАЦИЕЙ ЗОЛОЧЕНИЯ | 1996 |
|
RU2111866C1 |
Способ золочения предметов прикладного искусства, скульптуры и т.п. | 1957 |
|
SU123434A1 |
JP 3874784 В2, 31.01.2007 | |||
KR 20030072152 А, 13.09.2003. |
Даты
2011-10-10—Публикация
2010-04-20—Подача