Изобретение относится к технологии получения декоративных изделий, имитирующих старину, и может быть использовано при реста:врации и реконструкции различных изделий, в частности художественных полотен и иконописи.
Целью изобретения является улучшение воспроизведения характерных для старины оптических и фактурных свойств,
В качестве красок используют стандартные художественные краски на высыхающем растительном масле; масляные художественные краски (белила свинцовые, охра светлая, охра золотистая, умбра, сиена, виноградная черная и т.д.), темперные краски, масляные копаловые лаки и т.д. В качестве ме- лового грунта используют стандартные меловые грунты, применяющиеся при реставрации живописи и золочении на основе рыбьего клея, клея на основе желатины.
В качестве пленки используют цело- фановую пленку или папиросную бумагу
При необходимости в краски в процессе живописи могут добавляться масляные лаки. Обработку химическим реагентом осуществляют либо погружением в раствор реагента, либо нанесением на плоскость фрагмента методом поли-, ва.
Термообработку изделия или рес- таврируемого фрагмента после нанесе- |ния кислородонепроницаемой пленки iосуществляют в термокамере с двумя штуцерами ввода и вывода кислорода при 30-90 С в течение )-5 сут, Изде- ЛИЯ помещают в термокамеру, герметически ее закрывают, открывают кран ввода кислорода и вытесняют воздух из термокамеры, после чего осуществляют подъем температуры. В зависимо- сти от толщины слоя краски подымают давление кислорода в термокамере от 1 до 10 атм.
При использовании способа для реставрационных живописных работ фрагмент восстанавливаемой живописи фиксируют на основании реставрируемой живописи.
Способ также используют для ускоренного старения масляного лака, пок- рывающего темперную и гуашную живопись .
Способ иллюстрируется следующими примерами.
5
0
5 0
0
g
5
5
0
Пример 1. Реконструкция голландской живописи XVII века. На основу (батистовую ткань) наносят слоем 0,1 мм грунт, состоящий из смеси, мас.%: мел 95 и рыбный клей 5. Затем выполняют живопись в стиле голландских мастеров XVII века масляными . красками , выпускаемыми пррмьшшенно- стью. После сушки при те1- пературе 20 С изделие погружают в кювету с химическим реагентом, имеющим следующий состав, мас.%:
Перекись бензоила 3,0
Нафтенат железа ,5
Нафтенат марганца 0,5
Уайт-спирит 95 на 5 мин при . Затем после испарения уайт-спирита на поверхность краски.стандартным рыбьим клеем приклеивают папиросную бумагу, причем формат бумаги точно должен соответствовать формату тканевой основы. Подготовленное таким образом изделие, помещают в герметическую термокамеру, куда подают технический кислород под давлением 8 атм. Температура в термокамере 80 С. Время вьщержки 3 сут. Затем изделие извлекают, снимают с него папиросную бумагу, а слой краски обрабатывают тампонами, пропитанными 5%-ным раствором NaCOj, затем дистиллированной водой.
После сушки изделие закрепляют в рамке и оценивают эффект старины. Оценка показывает идентичность староголландской живописи и изготовленной картины с точки зрения фактурных (наличие микро- и маркрокраскелюра) и оптических свойств (эффект полупрозрачной живописи) живописной поверхности.
I
Исследование живописного слоя методом ЯМР и ЭПР показывает отсутствие как свободных двойных связей, так и подвижных электронов, что подтверждает полное прохождение процессов полимеризации масла и превращение его в трехмерную структуру.
Пример 2. Реставрация иконописи XV века. На основу - батистовую ткань, имеющую форму реставрируемого фрагмента, наносят меловой грунт толщиной О,1 мм. Меловой грунт состоит из 95 мас.% мела и 5 мас.% рыбьего клея. Затем выполняют иконопись яичной темперой, после чего покрывают иконопись масляным копаловым лаком.
Сушку осуществляют при 15-20 С в течение 40 сут в сухом, проветриваемом помещении. После сушки поверхность иконописи, покрытую лаком, обрабатывают химическим реагентом, имеющим следующий состав, мас,%:
Перекись бензоила
Нафтенат железа
Нафтенат марганца
Уайт-спирит
Обработку осуществляют в течение 10 мин при 10 С. После испарения уайт-спирита на поверхность лака приклеивают целлофановую пленку и помещают фрагмент в термокамеру с ческим кислородом на Затем с фрагмента снимают целлофановую пленку, промывают поверхность л ака
2,0 2,0 1,0 95
техни- 7 сут при .
ки - 60 кГц. Температура - 293 К стабилизировалась с точностью ±0,1 К. В табл.1 и 2 представлены данные по условиям осуществления способа и по оценке оптических и фактурных свойств на изделиях.
Формула изобретения
Способ изготовления декоративных изделий с покрытием, имитирующим старину, путем нанесения на основу слоя краски, сушки ее, обработки красочного слоя химическим реагентом, последующей обработки водой и окончательной сущки изделий, отличающийся тем, что, с целью улучще- ния воспроизведения характерных для старины оптических и фактурных «
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ | 1991 |
|
RU2081002C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИКОНЫ С ИМИТАЦИЕЙ ЗОЛОЧЕНИЯ | 2001 |
|
RU2211763C2 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ РАБОТ | 2013 |
|
RU2530841C1 |
ДЕКОРАТИВНОЕ СЛОИСТОЕ ИЗДЕЛИЕ С ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВОЙ И СПОСОБ ДЛЯ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2430834C1 |
Способ отслаивания записи на темперной живописи | 1981 |
|
SU962031A1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ РИСУНКА С ЭФФЕКТОМ ЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ НА ТВЕРДОМ НОСИТЕЛЕ | 2001 |
|
RU2208522C2 |
Состав для размягчения красочного слоя при реставрации старой живописи | 1988 |
|
SU1574491A1 |
СОСТАВ ДЛЯ ГРУНТОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2142974C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ РИСУНКА НА ВОРСИСТУЮ ПОВЕРХНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ МАСЛЯНЫХ КРАСОК | 2000 |
|
RU2182084C1 |
Способ обработки красочного слоя и основы монументальной живописи на лессовой штукатурке | 1978 |
|
SU870204A1 |
Изобретение относится к технологии получения декоративных изделий, имитирующих старину, и может быть использовано при реставрации и реконструкции художественных полотен и иконописи. Изобретение позволяет улучшить воспроизведение характерных, для старины оптических и фактурных - свойств изделий за счет того, что в способе изготовления декоративных изделий путем нанесения на основу краски, сушки ее, обработки красочного слоя химическим реагентом, последующей обработки водой и окончательной сушки изделия, на основу предварительно наносят меловой грунт, в качестве краски используют краску на основе высыхающих растительных масел, сушку красочного слоя осуществляют при 15-25°С в течение 30-60 суток, в качестве химического реагента используют композицию состава перекись бен- зоила от 1,0 до 3,5 мас.-%, нафтенат железа от 1,0 до 2,5 мас.%, нафтенат марганца от 0,5 до I ,-0 мас.% и остальное - уайт-спирит, при этом обработку химическим реагентом осуществляют при 5-10 С в течение 5-10 мин, после обработки химическим реагентом наклеивают целлофановую пленку или папиросную бумагу с по следующей термообработкой ее при 30-90 С в течение 1-5 сут. при нормальном или избыточном давлении кислорода, далее удаляют пленку и обрабатывают красочный слой 3-5%-ным воднь1м раствором углекислого натрия. 2 табл. (Л
раствором 5%-ного NaCpjи дистиллирован- 20 свойств на изделиях, перед нанесением
25
; НОЙ ВОДОЙ. Иконопись фиксируют на деревянном основании иконы вместе реставрации.
Контроль осуществляют следующим образом. Для образцов определяют спектр ЯМР и вычисляют момент второго порядка -ц f Затем полученная величина UH.JJ сравнивается с моментом второго порядка спектра ЯМР для эталонного объекта,. Эталонными объектами ЗО являются образцы красочного слоя, полученные от картин и икон с известными деталями исполнения из реставрационных мастерских Гос, Эрмитажа и ГРМ. Если моменты второго порядка спектров ЯМР образца и эталона совпадают в пределах известной ошибки измерений, то цель считается достигнутой. Спектры ЯМР снимали на ЯМР-спектрометре широких линий с автодинным детектором методом дифференциального прохождения. Рабочая частота протонного резонанса - 60 МГц, ширина развертсушку красоч- при 15-25 с
краски на основу предварительно наносят меловой грунт, в качестве краски используют краску на основе высыхающих растительных масел, ного слоя осуществляют в течение 30-60 сут, в качестве химического реагента используют следу- клций состав, мас.%: Перекись бензоила Нафтенат железа Нафтенат марганца Уайт-спирит
обработку химическим реагентом осуществляют при в течение 5 - 10 мин, после обработки химическим реагентом наклеивают целлофановую пленку или папиросную бумагу с последующими термообработкой ее при 30- 90°С в течение 1-5 сут при нормальном 40 или избыточном давлении кислорода, удалением пленки и обработкой красочного слоя 3-5%-ным водным раствором углекислого натрия.
1,0-3,5 1,0-2,5 0,5-1,0 Остальное
35
5
О
сушку красоч- при 15-25 с
краски на основу предварительно наносят меловой грунт, в качестве краски используют краску на основе высыхающих растительных масел, ного слоя осуществляют в течение 30-60 сут, в качестве химического реагента используют следу- клций состав, мас.%: Перекись бензоила Нафтенат железа Нафтенат марганца Уайт-спирит
обработку химическим реагентом осуществляют при в течение 5 - 10 мин, после обработки химическим реагентом наклеивают целлофановую пленку или папиросную бумагу с последующими термообработкой ее при 30- 90°С в течение 1-5 сут при нормальном 0 или избыточном давлении кислорода, удалением пленки и обработкой красочного слоя 3-5%-ным водным раствором углекислого натрия.
1,0-3,5 1,0-2,5 0,5-1,0 Остальное
5
1Л 1/1 1Л(П СЛСЧ- «
§ S § § § S S § °
222Su,, г..л2
000о 2
«Л1П1Л1Л - -- П -
1Л1ПООООООО
о о - - - - -. - со
- (Ч in
о
Масляная живопись О,1
То же
.
it
Иконопись 0,2 То же
0,3
7,0310,6
Числовая характеристика ширины спектра HMPuHjj - момент
00 J
резонансной линии uHjj S h g(h)gh, где h - отклонение резонансной величины; g(h) - зарегистрированный спектр.
Более высокая точность определения iiHjj эталонов объясняется большим объемом материала связующего, использованного для ФМР-спектро- скопии iH,,
о же 7,2710,5
Большие значения 4Нц для образцов иконописи объясняются примесями составляющих яичной темперы и компонентов янтарного лака
второго порядка внешнего поля от
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЛЬТАМЕТРИНА И ЛЯМБДА-ЦИГАЛОТРИНА В БИОЛОГИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ | 2009 |
|
RU2413225C1 |
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Патент США № 3569720, кл | |||
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ | 1923 |
|
SU1974A1 |
Татиев Д.П | |||
Художественно-живописные и печатные краски | |||
М.: Книга, 1969, с.92-96, 128-137 | |||
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ ПЕЧАТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2363588C2 |
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Сплав для отливки колец для сальниковых набивок | 1922 |
|
SU1975A1 |
Авторы
Даты
1988-01-30—Публикация
1985-12-09—Подача