Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и психологии.
Проблема дифференциальной экспресс-диагностики когнитивных нарушений при тревожно-депрессивных и органических психических расстройствах является актуальной в связи с большой обращаемостью этого контингента больных, особенно в общую и первичную медицинскую сеть, и существующими в настоящее время трудностями дифференциальной диагностики этих состояний. Неправильное или несвоевременное установление диагноза, невозможность осуществить надлежащее лечение приводят к проведению лишних инструментальных обследований, повторным госпитализациям, увеличениям частоты обращений за помощью, проведению необоснованной терапии, затягиванию сроков лечения, снижению качества жизни пациентов, а также увеличению стоимости лечения. Эффективная дифференциальная экспресс-диагностика имеет большое значение для оптимизации лечения больных, своевременного подбора адекватной терапии.
Известен способ использования психологических исследований при решении задач терапии психических расстройств путем проведения клинико-психологического исследования с предъявлением психологического теста Роршаха из 10 стандартных неструктурированных цветовых и формовых стимулов (патент RU №2157100, 10.10.2000). Недостатком этого способа является невозможность использования для решения задачи дифференциальной диагностики тревожно-депрессивных и органических психических расстройств.
Наиболее близким к предлагаемому решению являются способ диагностики тревожно-депрессивных и органических психических расстройств путем клинико-психологического исследования исходного состояния и его динамики (В кн.: Руководство по психиатрии. В 2 томах. Т.2 /А.С.Тиганов, А.В.Снежневский, Д.Д.Орловская и др.; Под ред. А.С.Тиганова. - М.: Медицина, 1999. - 784 с.).
Недостатками этого способа являются невысокая точность диагностики, зависящая от субъективной оценки врача и его квалификации, длительность наблюдения до 2-3-х недель.
Техническим результатом предлагаемого решения является ускорение (экспресс-диагностика), повышение точности и объективизация диагностики, ее упрощение, доступность врачам общей и первичной медицинской сети.
Указанный результат достигается тем, что больному проводят нейропсихологические тесты с предъявлением зрительных и слуховых стимулов с последующим через 10 минут их воспроизведением: «Запоминание 6 трудновербализируемых фигур» и «Заучивание 10 слов» по показателям когнитивных функций в баллах, исследуемых в определенном порядке: копирование и запоминание трудновербализируемых фигур (А1), первое, второе, третье непосредственное воспроизведение трудновербализируемых фигур (А2, A3, А4), первое, второе, третье, четвертое непосредственное воспроизведение слов (В1, В2, В3, В4), отсроченное воспроизведение трудновербализируемых фигур (А5), воспроизведение трудновербализируемых фигур в другом порядке (А6), узнавание трудновербализируемых фигур (А7), отсроченное воспроизведение слов (В6), отсроченное воспроизведение непроизвольно запомненных слов (В7), узнавание слов (В8), показатели тестов рассчитывают исходя из балльной оценки: правильное изображение фигуры и называние слова - 1 балл, неправильное - 0 баллов, правильное местоположение фигуры - 1 балл, неправильное - 0 баллов, правильно узнанное слово или фигура из предъявляемых - 1 балл, неправильно - 0 баллов, затем вычисляют многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций по формуле:
К=А1+(А2)/2+(А2+А3+А4)/2+А5+А6+А7+(В1+В2+В3+В4)/2+В6+В7+(В8)/2
Где К - многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций в баллах;
(А1,А2,А3,А4,А5,А6,А7) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Запоминание 6 трудновербализуемых фигур»;
(В1,В2,В3,В4,В6,В7,В8) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Заучивание 10 слов»;
и при величине показателя не более 90 баллов диагностируют органическое психическое расстройство, более 90 баллов - тревожно-депрессивное расстройство.
Способ осуществляют следующим образом.
Больному с жалобами на нарушения внимания, памяти, повышенную утомляемость, беспокойство, пониженное настроение, выявленными при клинико-психопатологическом обследовании, в связи со сложностями диагностики предъявляют нейропсихологические тесты с предъявлением зрительных и слуховых стимулов с последующим их через 10 минут воспроизведением: «Запоминание 6 трудновербализируемых фигур» (О.А.Короткова, Т.А.Карасева, В.Л.Найдин. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных; О.А.Короткова, А.В.Семенович. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и механизм возникновения конфабуляций. // В кн. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия/ Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - С.100-142) и «Заучивание 10 слов» (С.В.Лебедев. Исследование показателей методики «кривая заучивания 10 слов» на выборке здоровых испытуемых; С.В.Лебедев. Стимульные ряды для методик изучения слухоречевой памяти: новая разработка. // В кн. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия/ Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - С.142-157).
Тест «Запоминание 6 трудновербализуемых фигур» состоит из 7 заданий. Задание A1 - копирование фигур (зрительных стимулов) с образца, запоминание их формы и порядка расположения. Каждую верно скопированную фигуру оценивают в 1 балл, если эта фигура правильно расположена в ряду, то начисляют еще 1 балл. Максимально возможное количество баллов за это задание - 12. Задания А2, A3, А4 первое, второе, третье непосредственное воспроизведение трудновербализуемых фигур после копирования образец убирают, испытуемый рисует фигуры по памяти. Если воспроизведение было неточным, образец предъявляют снова. При неправильных воспроизведениях такие предъявления повторяют до 3 раз. Каждую верно воспроизведенную фигуру оценивают в 1 балл, если эта фигура правильно расположена в ряду, то начисляют еще 1 балл. Максимально возможное количество баллов в каждом задании - 12. Если испытуемый справился с этим заданием с первой или второй попытки, то оставшиеся попытки не проводят и засчитывают как «полностью верные», их оценивают максимально возможным количеством баллов. Задание А5, отсроченное воспроизведение трудновербализуемых фигур, через 10 минут после заучивания осуществляют отсроченное воспроизведение фигур. Каждую верно воспроизведенную фигуру оценивают в 1 балл, если эта фигура правильно расположена в ряду, то начисляют еще 1 балл. Максимально возможное количество баллов за это задание - 12. Задание А6 - воспроизведение фигур по памяти в другом порядке. Если считать слева направо, сначала необходимо нарисовать 2 фигуру, затем 4, 1, 3, 6, 5 фигуры. Каждую верно воспроизведенную фигуру оценивают в 1 балл, если эта фигура правильно расположена в ряду, то начисляют еще 1 балл. Максимально возможное количество баллов за это задание - 12. Задание А7 - узнавание. Предъявляют 12 изображений фигур, 6 из которых были тест-объектами в предыдущих заданиях, 6 - новые фигуры. Испытуемый должен узнать, какие из них были, а какие нет. Каждый правильный ответ оценивают в 1 балл. Максимально возможное количество баллов за это задание - 12.
Тест «Заучивание 10-ти слов» (слуховых стимулов) состоит из 8 заданий. Задания В1, В2, В3, В4 - первое, второе, третье, четвертое непосредственное воспроизведение слов. В каждом из них испытуемому зачитывают вслух список из 10 слов (слуховых стимулов) со скоростью одно слово в секунду. После этого задача испытуемого воспроизвести столько слов, сколько он запомнил в любом порядке. Независимо от успешности воспроизведения в любом из заданий всегда проводят все 4 задания. Каждое правильно воспроизведенное слово оценивают в 1 балл. Максимально возможное количество баллов в каждом задании - 10. Задание В5 - непроизвольное запоминание. Предлагают для сравнения названия трех животных (слуховые стимулы). Необходимо исключить одно из животных, которое по мнению испытуемого наиболее сильно отличается от двух других. Подобным образом сравнивают друг с другом 9 животных. За это задание баллов не начисляют. Задание В6 - отсроченное воспроизведение слов - через 10 минут осуществляют отсроченное воспроизведение 10 слов, заученных в заданиях В1, В2, В3, В4. Каждое правильно воспроизведенное слово оценивают в 1 балл. Максимально возможное количество баллов в этом задании - 10. Задание В7 - отсроченное воспроизведение непроизвольно запомненных слов. Испытуемому необходимо по памяти воспроизвести названия всех тех животных, которых он сравнивал в задании В5. Каждый правильный ответ оценивают в 1 балл. Максимально возможное количество баллов в этом задании - 9. Задание В8 - узнавание слов. Зачитывают список из 20 слов, 10 из которых были стимулами в предыдущих заданиях, 10 - новые слова. Испытуемый должен узнать, какие из них были, а какие нет. Каждый правильный ответ оценивают в 1 балл. Максимально возможное количество баллов за это задание - 20.
Задания в тестах «Запоминание 6 трудновербализируемых фигур» (зрительных стимулов) и «Заучивание 10 слов» (слуховых стимулов) необходимо проводить в следующем порядке: А1, А2, A3, А4, В1, В2, В3, В4, В5, А5, А6, А7, В6, В7, В8. Время выполнения теста не более 20 минут.
После выполнения всех заданий производят подсчет баллов и вычисление многофакторного интегрального показателя по формуле:
К=А1+(А2)/2+(А2+А3+А4)/2+А5+А6+А7+(В1+В2+В3+В4)/2+В6+В7+(В8)/2
Где К - многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций в баллах;
(А1,А2,А3,А4,А5,А6,А7) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Запоминание 6 трудновербализуемых фигур»;
(В1,В2,В3,В4,В6,В7,В8) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Заучивание 10 слов».
Все дробные результаты округляются до целых в меньшую сторону. Максимальный многофакторный интегральный показатель = 121 указывает на лучшее когнитивное функционирование. Благодаря специальной регистрационной форме, подсчет баллов и интегрального показателя осуществляется просто и быстро. Таким образом, многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций представляет собой математическое обобщение количественных показателей различных видов памяти в объеме, необходимом и достаточном для дифференциальной экспресс-диагностики тревожно-депрессивных и органических психических расстройств.
Пример 1
Больная Е.Г. В. Возраст 55 лет. Амбулаторная карта №2379. Направлена участковым врачом терапевтом в психотерапевтический кабинет городской поликлиники №149 г. Москвы. Жалобы на повышенную утомляемость, слабость в течение последних нескольких месяцев, головную боль, нарушение сна, трудность сосредоточить внимание на рабочей информации, нарушение памяти, нерешительность, пониженное настроение, чувство беспокойства. В течение 2-х лет страдает артериальной гипертензией I ст.1 ст. Проведено клинико-психопатологическое обследование, которое не позволило решить задачу дифференциальной диагностики тревожно-депрессивного и органического психического расстройства, в связи с чем больной были проведены нейропсихологические тесты с предъявлением зрительных и слуховых стимулов с последующим через 10 минут их воспроизведением: «Запоминание 6 трудновербализируемых фигур» и «Заучивание 10 слов» по показателям когнитивных функций в баллах, исследуемых в определенном порядке: копирование и запоминание трудновербализируемых фигур (А1), первое, второе, третье непосредственное воспроизведение трудновербализируемых фигур (А2, A3, А4), первое, второе, третье, четвертое непосредственное воспроизведение слов (В1, В2, В3, В4), отсроченное воспроизведение трудновербализируемых фигур (А5), воспроизведение трудновербализируемых фигур в другом порядке (А6), узнавание трудновербализируемых фигур (А7), отсроченное воспроизведение слов (В6), отсроченное воспроизведение непроизвольно запомненных слов (В7), узнавание слов (В8), показатели тестов рассчитывали исходя из балльной оценки: правильное изображение фигуры и называние слова - 1 балл, неправильное - 0 баллов, правильное местоположение фигуры - 1 балл, неправильное - 0 баллов, правильно узнанное слово или фигура из предъявляемых - 1 балл, неправильно - 0 баллов, затем вычислили многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций по формуле:
К=А1+(А2)/2+(А2+А3+А4)/2+А5+А6+А7+(В1+В2+В3+В4)/2+В6+В7+(В8)/2
Где К - многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций в баллах;
(А1,А2,А3,А4,А5,А6,А7) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Запоминание 6 трудновербализуемых фигур»;
(В1,В2,В3,В4,В6,В7,В8) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Заучивание 10 слов»;
Больная выполнила все задания тестов «Запоминание 6 трудновербализируемых фигур» и «Заучивание 10 слов» за 20 минут. Задания были оценены следующим образом: А1 (больная верно скопировала все фигуры) - 12 баллов, А2 (непосредственно после копирования больная верно воспроизвела все фигуры в первой попытке) - 12 баллов, A3 (так как верно воспроизведены фигуры с первой попытки, за это задание автоматически начислен максимальный балл) - 12 баллов, А4 (так как верно воспроизведены фигуры с первой попытки, за это задание автоматически начислен максимальный балл) - 12 баллов, А5 (больная отсрочено воспроизвела верно 5 фигур, каждую на своем месте) - 10 баллов, А6 (больная верно изобразила все 6 фигур, но на своем месте только 4 из них) - 10 баллов, А7 (больная верно узнала 6 фигур, которые были при копировании и верно не узнала 5 фигур, которых не было при копировании) - 11 баллов, В1 (больная при первом непосредственном воспроизведении назвала 6 слов) - 6 баллов, В2 (больная при втором непосредственном воспроизведении назвала 9 слов) - 9 баллов, В3 (больная при третьем непосредственном воспроизведении назвала 10 слов) - 10 баллов, В4 (больная при четвертом непосредственном воспроизведении назвала 8 слов) - 8 баллов, В5 (больная выполнила сравнение всех 9 животных) - не оценивают, В6 (больная отсрочено назвала 4 слова) - 4 балла, В7 (больная вспомнила всех 9 животных из задания В5) - 9 баллов, В8 (больная верно узнала 10 слов, которые были при заучивании и верно не узнала 8 слов, которых не было при заучивании) - 18 баллов. Далее был вычислен многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций:
К=A1+(А2)/2+(А2+А3+А4)/2+А5+А6+А7+(В1+В2+В3+В4)/2+В6+В7+(В8)/2=12+(12)/2+(12+12+12)/2+10+10+11+(6+9+10+8)/2+4+9+(18)/2=12+6+18+10+10+11+16+4+9+9=105
Интегральный показатель нарушений когнитивных функций составил 105 баллов (более 90 баллов). По результатам обследования был поставлен диагноз тревожно-депрессивного расстройства, назначена своевременная адекватная терапия антидепрессантом и анксиолитиком. Дальнейшие параклинические и нейровизуализационные методы обследования подтвердили отсутствие органического заболевания головного мозга. В течение месяца пациентка дала положительный ответ на терапию. Редукция психопатологической симптоматики, в том числе когнитивной составила более 50%, исчезли жалобы на нарушение внимания и памяти, появились силы и желание работать.
Таким образом, применение предлагаемого способа позволило провести дифференциальную экспресс-диагностику тревожно-депрессивного и органического психического расстройства при схожей клинической картине, что способствовало правильному подбору адекватной терапии и положительному результату лечения.
Пример 2
Больная С.Т. А. Возраст 42 года. Амбулаторная карта №2382. Направлена участковым врачом терапевтом в психотерапевтический кабинет городской поликлиники №149 г. Москвы. Жалобы на головную боль, ощущение слабости, упадка сил, нарушение сна, пониженное настроение, беспокойство, снижение способности сконцентрировать внимание на чем-либо, нарушение памяти, сильные эмоциональные переживания по незначительному поводу. Проведено клинико-психопатологическое обследование, которое не позволило решить задачу дифференциальной диагностики тревожно-депрессивного и органического психического расстройства, в связи с чем больной были проведены нейропсихологические тесты с предъявлением зрительных и слуховых стимулов с последующим через 10 минут их воспроизведением: «Запоминание 6 трудновербализируемых фигур» и «Заучивание 10 слов» по показателям когнитивных функций в баллах, исследуемых в определенном порядке: копирование и запоминание трудновербализируемых фигур (А1), первое, второе, третье непосредственное воспроизведение трудновербализируемых фигур (А2, A3, А4), первое, второе, третье, четвертое непосредственное воспроизведение слов (В1, В2, В3, В4), отсроченное воспроизведение трудновербализируемых фигур (А5), воспроизведение трудновербализируемых фигур в другом порядке (А6), узнавание трудновербализируемых фигур (А7), отсроченное воспроизведение слов (В6), отсроченное воспроизведение непроизвольно запомненных слов (В7), узнавание слов (В8), показатели тестов рассчитывали исходя из балльной оценки: правильное изображение фигуры и называние слова - 1 балл, неправильное - 0 баллов, правильное местоположение фигуры - 1 балл, неправильное - 0 баллов, правильно узнанное слово или фигура из предъявляемых - 1 балл, неправильно - 0 баллов, затем вычислили многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций по формуле:
К=А1+(А2)/2+(А2+А3+А4)/2+А5+А6+А7+(В1+В2+В3+В4)/2+В6+В7+(В8)/2
Где К - многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций в баллах;
(А1,А2,А3,А4,А5,А6,А7) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Запоминание 6 трудновербализуемых фигур»;
(В1,В2,В3,В4,В6,В7,В8) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Заучивание 10 слов»;
Больная выполнила все задания тестов «запоминание 6 трудновербализируемых фигур» и «заучивание 10 слов» за 20 минут. Задания были оценены следующим образом: А1 (больная верно скопировала все фигуры) - 12 баллов, А2 (непосредственно после копирования с первой попытки больная правильно нарисовала 4 фигуры, все 4 на своем месте) - 8 баллов, A3 (во второй попытке непосредственного воспроизведения больная правильно нарисовала 5 фигур, все 5 на своем месте) - 10 баллов, А4 (в третьей попытке непосредственного воспроизведения больная нарисовала правильно 6 фигур, все 6 на своем месте) - 12 баллов, А5 (больная отсрочено воспроизвела верно 4 фигуры, все 4 на своем месте) - 8 баллов, А6 (больная верно изобразила 5 фигур, на своем месте 3 из них) - 8 баллов, А7 (больная верно узнала все фигуры, которые были, и не узнала все, которых не было) - 12 баллов, В1 (больная при первом непосредственном воспроизведении назвала 5 слов) - 5 баллов, В2 (больная при втором непосредственном воспроизведении назвала 5 слов) - 5 баллов, В3 (больная при третьем непосредственном воспроизведении назвала 5 слов) - 5 баллов, В4 (больная при четвертом непосредственном воспроизведении назвала 5 слов) - 5 баллов, В5 (больная выполнила сравнение всех 9 животных) - не оценивают, B6 (больная отсрочено назвала 3 слова) - 3 балла, В7 (больная вспомнила названия 6 животных из задания В5) - 6 баллов, В8 (больная верно узнала 7 слов, которые были при заучивании и верно не узнала 7 слов, которых не было при заучивании) - 14 баллов. Далее был вычислен многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций:
К=А1+(А2)/2+(А2+А3+А4)/2+А5+А6+А7+(В1+В2+В3+В4)/2+В6+87+(В8)/2=12+(8)/2+(8+10+12)/2+8+8+12+(5+5+5+5)/2+3+6+(14)/2=12+4+15+8+8+12+10+3+6+7=85
Интегральный показатель нарушений когнитивных функций составил 85 баллов (менее 90 баллов). По результатам обследования был поставлен диагноз легкого органического когнитивного расстройства, назначена адекватная терапия ноотропным и вазоактивным препаратом. Дальнейшие параклинические и нейровизуализационные методы обследования выявили у пациентки наличие атеросклероза брахиоцефальных артерий, а также постишемические изменения в подкорковом отделе и белом веществе левой височно-затылочной области. В течение 2 месяцев пациентка дала положительный ответ на терапию, отмечалось уменьшение всей патологической симптоматики, появились силы, снизились интенсивность и частота возникновения головной боли, выровнялось настроение, улучшились внимание и память.
Таким образом, применение предлагаемого способа позволило провести дифференциальную экспресс-диагностику тревожно-депрессивного и органического психического расстройства при схожей клинической картине, что способствовало правильному подбору адекватной терапии и положительному результату лечения.
Указанным способом проведена дифференциальная экспресс-диагностика тревожно-депрессивных и органических психических расстройств у 100 больных. Совпадение данных клинического и психологического обследования имело место у 86% больных (86 больных). Полученные данные статистически достоверны (Р<0,01).
Данный способ имеет преимущества перед известными, заключающиеся в повышении точности и объективизации диагностики, а также ее упрощении и сокращении сроков (экспресс-диагностика), что способствует правильному подбору адекватной терапии и повышению эффективности лечения указанного контингента больных. Способ доступен для использования врачами общей и первичной медицинской сети.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРЕХФАЗНАЯ ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА | 1990 |
|
RU2014711C1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТОРОННИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОСТЕЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ | 2012 |
|
RU2549076C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ТОКСИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ РТУТИ И АЛКОГОЛЯ | 2013 |
|
RU2515398C1 |
Игра "лабиринт | 1982 |
|
SU1113140A1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ РАБОТ НАД ПРЕПАРАТАМИ ПОД МИКРОСКОПОМ | 1926 |
|
SU4485A1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА РАЗВИТИЯ СОСУДИСТЫХ ПОРАЖЕНИЙ НА РАННИХ СТАДИЯХ НАРУШЕНИЙ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА | 2019 |
|
RU2735706C1 |
СИСТЕМА ПЕРЕАДРЕСАЦИИ УСЛУГ POTN И СПОСОБ ПЕРЕАДРЕСАЦИИ УСЛУГ, ВЫДАЧИ КОНФИГУРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ | 2017 |
|
RU2706477C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРЕХФАЗНЫЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ | 2012 |
|
RU2486619C1 |
Способ диагностики когнитивных нарушений при вибрационной болезни, связанной с воздействием локальной вибрации | 2019 |
|
RU2712073C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТОКСИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСА ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ | 2004 |
|
RU2279091C2 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии и психологии. Проводят нейропсихологическое исследование памяти, внимания, исполнительских функций с предъявлением зрительных и слуховых стимулов с последующим через 10 минут их воспроизведением: «запоминание 6 трудновербализируемых фигур» и «заучивание 10 слов», рассчитывают показатели нарушения копирования, внимания, рабочей и кратковременной памяти, узнавания в баллах, затем вычисляют многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций и диагностируют органическое психическое расстройство или тревожно-депрессивное расстройство. Способ позволяет повысить точность и объективность диагностики, а также сократить ее сроки, что способствует правильному подбору адекватной терапии и повышению эффективности лечения указанного контингента больных.
Способ дифференциальной экспресс-диагностики тревожно-депрессивных и органических психических расстройств путем проведения клинико-психологического исследования, отличающийся тем, что больному проводят нейропсихологические тесты «Запоминание 6 трудновербализируемых фигур» и «Заучивание 10 слов» с предъявлением зрительных и слуховых стимулов с последующим через 10 мин их воспроизведением по показателям когнитивных функций в баллах, исследуемых в определенном порядке: копирование и запоминание трудновербализируемых фигур (А1), первое, второе, третье непосредственное воспроизведение трудновербализуемых фигур (А2, A3, А4), первое, второе, третье, четвертое непосредственное воспроизведение слов (В1, В2, В3, В4), отсроченное воспроизведение трудновербализируемых фигур (А5), воспроизведение трудновербализуемых фигур в другом порядке (А6), узнавание трудновербализуемых фигур (А7), отсроченное воспроизведение слов (В6), узнавание слов (В7), отсроченное воспроизведение непроизвольно запомненных слов (В8), показатели тестов рассчитывают, исходя из балльной оценки: правильное изображение фигуры и называние слова - 1 балл, неправильное - 0 баллов, правильное местоположение фигуры - 1 балл, неправильное - 0 баллов, правильно узнанное слово или фигура из предъявляемых - 1 балл, неправильно - 0 баллов, затем вычисляют многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций по формуле: K=A1+(A2)/2+(A2+A3+A4)/2+A5+A6+A7+(B1+B2+B3+B4)/2+B6+B7+(B8)/2,
где К - многофакторный интегральный показатель нарушений когнитивных функций в баллах;
(А1,А2,А3,А4,А5,А6,А7) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Запоминание 6 трудновербализуемых фигур»;
(В1,В2,ВЗ,В4,В5,В6,В7) - количество баллов, набранных в соответствующих заданиях теста «Заучивание 10 слов», и при величине показателя не более 90 диагностируют органическое психическое расстройство, более 90 - тревожно-депрессивное расстройство.
Под ред | |||
ТИГАНОВА А.С | |||
Руководство по психиатрии | |||
Медицина | |||
- М., т.2, 1999 | |||
RU 2008109294 А, 10.09.2009 | |||
СПОСОБ СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 2004 |
|
RU2290867C2 |
Под ред | |||
БЕЛОВОЙ А.Н | |||
и др | |||
Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации | |||
- М.: Антидор, 2002, с.58-61 | |||
ЛУРИЯ А.Р | |||
Альманах психологических тестов | |||
- М., 1995, с.92-94 | |||
BROOKS BL et al | |||
Identifying cognitive |
Авторы
Даты
2011-10-27—Публикация
2010-05-24—Подача